Знания | Умения | Личностно-профессиональные компетенции |
Коммуникативная компетенция | Социальная компетенция | Информационная компетенция |
Преподавание |
Этнические особенности класса | Давать этническую характеристику класса | Сочувствовать, понимать ребенка - мигранта | Помогать учителям других предметов понимать ребенка – мигранта | Использовать информацию об особенностях разных национальных культур в образовательном процессе |
Национальные и этнокультурные особенности учащихся разных национальностей | Владеть технологиями поликультурной поддержки учащихся | Строить взаимодействие с ребенком другой национальности | Помогать создавать пространство взаимодействия ребенка-мигранта с другими детьми в школе | Интегрировать информацию о странах, откуда приехали дети-мигранты, в содержание преподавания |
Понимание основ теории поликультурного образования | Строить образовательный процесс в контексте «диалога культур» | Понимать особые трудности ребенка в общении с другими детьми | Пропагандировать и демонстрировать толерантное поведение в классе, школе, вне школы | Создавать информационную среду для расширения контактов детей-мигрантов |
| Выявлять трудности детей-мигрантов в обучении и находить пути их преодоления | | | Способствовать распространению достоверной информации о странах, откуда приехали дети-мигранты |
Работа с родителями, населением района |
Знать этнические особенности национальностей детей-мигрантов | Строить взаимодействие контексте «диалога культур» | Учитывать особенности смешанных браков | Помогать осваивать культуру страны проживания (России) | Использовать разные способы информирования о поликультурных праздниках и культурных акциях |
Знать культурные традиции наций, необходимые для построения взаимодействия | Привлекать родителей детей-мигрантов к участию в деятельности школы, класса | Строить взаимодействие с родителями других национальностей | Содействовать привлечению родителей детей-мигрантов к внеурочной работе школы | |
| Проводить поликультурные праздники с участием родителей | | Содействовать проведению культурных акций, проводимых диаспорами | |
Управление (школьный администратор) |
Знать этнические особенности национальностей детей-мигрантов | Строить взаимодействие контексте «диалога культур» | Учитывать особенности смешанных браков | Содействовать проведению культурных акций, проводимых диаспорами | Использовать разные способы информирования о поликультурных праздниках и культурных акциях |
Знать теорию поликультурного образования | Организовывать поликультурные праздники с участием родителей и представителей диаспор | Строить взаимодействие с родителями других национальностей | Создавать пространство взаимодействия ребенка-мигранта с другими детьми в школе | Создавать информационную среду для расширения контактов детей-мигрантов |
Знать культурные традиции наций, необходимые для построения взаимодействия | Давать этническую характеристику школы | Строить взаимодействие с другими ОУ, в которых обучаются дети-мигранты | Пропагандировать и демонстрировать толерантное поведение в классе, школе, вне школы | Представлять интересы учащихся разных национальностей при проектировании образовательных программ |
Знать основы конфликтологии | Выявлять трудности детей-мигрантов в обучении и находить пути их преодоления | Строить взаимодействие с национальными диаспорами | | |
| Оказывать помощь учителям в разрешении конфликтов на национальной почве | | | |
Самообразование |
Расширять знания о культурных традициях и особенностях разных национальностей, представленных в школе | Уметь ставить задачи, связанные с обучением детей-мигрантов | Уметь критически анализировать результаты своей работы с детьми-мигрантами и их родителями | Соблюдать этические нормы межкультурных взаимоотношений | Использовать различные источники информации для расширения знаний по проблемам работы с детьми-мигрантами |
Динамика развития поликультурной компетентности может быть зафиксирована через уровни достаточности для решения проблем – уровень компетенции достаточен для решения проблем обучения детей-мигрантов, уровень компетенции недостаточен для обучения детей-мигрантов.