МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Подготовка в магистратуре педагогов с дополнительной квалификацией к работе с детьми-мигрантами





Таблица 2

Уровни проявления функции содействия образованию ребенка Возможные потребности школ в специалистах для реализации этой функции в работе с детьми-мигрантами Подготовка в магистратуре
Модули, встраиваемые в основные образовательные программы магистратуры (ООПМ) Программы дополнительного профессионального образования
Уровень класса/школы
Функция поддержки реализации школьником индивидуального образовательного маршрута 1. Проектировщик индивидуальных образовательных программ детей-мигрантов 2. Проектировщик способов межвозрастного межнационального общения 3. Координатор психолого-педагогического сопровождения развития детей-мигрантов 4. Тьютор индивидуальных образовательных программ детей-мигрантов ООПМ «Начальное образование»: Педагогическая поддержка детей-мигрантов ООПМ «Социальная педагогика»: Предупреждение социальных проблем детей-мигрантов ООПМ «Педагогическая психология»: Психологическое сопровождение детей-мигрантов ООПМ «Психологическое консультирование в образовании»: Психологическая диагностика проблем детей-мигрантов - Педагогическая диагностика проблем детей-мигрантов
Уровень школы/социума
Функция проектирования образовательной среды 1. Проектировщик программ в сфере межнациональной коммуникации 2. Проектировщик поликультурного пространства школы 3. Координатор поликультурного взаимодействия ООПМ «Организационная психология в образовании»: Организационное сопровождение поликультурного взаимодействия ООПМ «Среднее образование»: а) Межнациональные коммуникации в школьном образовании; б) Взаимодействие с родителями детей-мигрантов ООПМ «Педагогика и психология воспитания»: Воспитание толерантности школьников ООПМ «Детская литература и организация детского чтения»: Организация досуга детей-мигрантов; ООПМ «Социально-педагогическая работа в детских образовательных учреждениях»: Социально-педагогического сопровождение поликультурного взаимодействия ООПМ «Педагогическое сопровождение художественной деятельности детей»: Организация досуга детей-мигрантов - Образовательная среда поликультурной школы - Воспитание школьников в поликультурном образовательном учреждении
Уровень школы/социума (локального сообщества)
Функция взаимодействия с партнерами учителя – субъектами, содействующими образованию ребенка 1. Проектировщик процессов и программ сотрудничества в сфере основного и дополнительного образования детей-мигрантов 2. Координатор поликультурного взаимодействия ООПМ «Социальная психология в образовании»: Социально-психологическое проектирование поликультурного взаимодействия ООПМ «Дополнительное образование детей»: а) Методика дополнительного образования детей-мигрантов; б) Проектирование программ культурной адаптации детей-мигрантов - Социальное партнерство в поликультурном регионе - Информационная работа в поликультурной образовательной среде региона  

 

Реализация программ подготовки педагогических кадров к работе с детьми-мигрантами предусматривает также овладение обучающимися технологиями работы с детьми-мигрантами. Как показал анализ практики работы школ с полиэтническим составом учащихся, в работе с детьми-мигрантами могут быть использованы те же технологии работы, что и с коренным населением. Технологии поликультурного воспитания в многонациональном классе довольно обширны. Это коммуникационные технологии, информационные технологии, технология развития критического мышления для чтения и письма, игровые технологии, тренинги и т.п. Наряду с достаточно известными формами и методами учебно-воспитательной работы новые перспективы открывают современные системы коммуникации: телевидение, Интернет, дистанционное обучение, невербальные методики и пр. Методики поликультурного воспитания часто традиционны: методы убеждения, организация деятельности и др. Методами убеждения могут быть диспуты, индивидуальные беседы, «круглые столы» и пр. Технология сама по себе универсальна. А вот использование той или иной технологии в условиях конкретной образовательной среды наполняется конкретным смыслом, назначением. Поэтому использование названных и любых других технологий в работе с классами, в которых обучаются дети-мигранты целесообразно и продуктивно в следующих смысловых назначениях:



· с целью сопровождения межкультурных отношений, непосредственно направленных на улучшение взаимопонимания и развитие сотрудничества представителей различных культур;

· с целью проектирования содержания совместной деятельности учащихся различных национальностей, при этом собственно межкультурной коммуникации отводится вторичная роль;

· с целью формирования культурной идентичности учащихся разных национальностей в одном культурно-образовательном поле.

Сущностными признаками этих технологий являются: целевая ориентация на ценности поликультурного образования; гуманитарность; нацеленность на организацию речевого поведения ребенка, включающего его в социум; учет социокультурных особенностей среды, обусловившей билингвистическое обучение ребенка-мигранта; создание условий для включения ребенка в социум с учетом его личностных особенностей (темперамента, характера, уровня имеющихся знаний); демонстрация уважительного (толерантного) отношения к культуре народа, частью которого ребенок себя ощущает; учет специфики отношения к русскому языку, ко всему российскому в той стране, где ранее учился ребенок-мигрант.

В диссертации рассмотрены примеры использования одних и тех же технологий с разным смысловым назначением.

Кроме введения модулей и программ в вузе необходимо создание поликультурной образовательной среды (Е.А. Пугачев), понимаемой как духовно насыщенная атмосфера деловых и межличностных контактов, обусловливающая кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, и стимулирующая в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный профессорско-преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся. Именно такая среда позволяет реализовывать разнообразные модели развития толерантности в образовательном процессе в конечном итоге приводящих к позволяющих расширению диапазона культурно-образовательных контактов участников образовательного процесса, формирующих установку на толерантность.

Как показала проведенная в ходе исследования диагностика, системные изменения должны коснуться деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, т.к. именно преподаватели наряду со студентами являются лавными субъектами поликультурной образовательной среды вуза. Повышение квалификации преподавателей вуза продуктивно может быть проведено в рамках двух моделей внутрифирменного обучения - комплексная «командная» переподготовка преподавателей кафедры или целого факультета, либо преподавателей обеспечивающих реализацию конкретной образовательной программы; обучение преподавателей кейс-методом, когда преподавателям предлагается кейс, насыщенный реальными документами, характеризующими конкретную образовательную программу, конкретную группу студентов, конкретного студента. По предложенным документам преподаватели выделяют проблемы вуза /факультета/ кафедры /образовательной программы/ студентов, формулируют задачи, предлагают способы их решения. Затем в режиме самостоятельной проектной деятельности микрогруппа преподавателей разрабатывает варианты решения выделенных реальных проблем. в тексте главы рассмотрены примеры реализации этих моделей на практике. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава нацелено на их подготовку к созданию локальных поликультурных образовательных сред (Менг Т.В.) преподаваемых дисциплин, реализуемых образовательных программ. В разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов с успехом может быть использован опыт факультетов и кафедр, работающих с иностранными студентами. Кроме этого, целесообразно расширение информационного пространства преподавателей вуза в контекст идей поликультурного образования. Средствами расширения пространства могут служить конференции, постоянно действующие семинары, деятельность межфакультетских кафедр поликультурной направленности.

Подготовка учителя к работе с детьми-мигрантами может быть осуществлена в рамках существующей системы повышения квалификации. Профессиональная деятельность современного педагога протекает в вариативном образовательном пространстве, накапливающем опыт работы с детьми-мигрантами. Традиционной организационной формой обучения детей-мигрантов являются национальные школы. Как правило, в национальных школах работают педагоги – носители национальной культуры, которые и ведут предметы, предполагающие освоение детьми национальной культуры и языка. Однако, как показывают многие исследования (Анисенкова Т.В., Вайгульт Г.П., Дзюба Т.А.), учитель национальной школы должен иметь этнопедагогическую подготовку. В том случае, если к преподавательской деятельности привлекаются носители языка и культуры, не имеющие педагогического образования, то вероятнее всего в системе повышения квалификации им необходимо освоить соответствующую программу переподготовки.

В последние годы в городах стали появляться полиэтнические школы. Полиэтническая школа – это образовательное учреждение, в котором учатся дети разных национальностей, в отличие от национальной школы, где учатся дети одной национальности (например, армянская школа, грузинская школа и т.п.). Современная полиэтническая школа — это новый тип обыч­ной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обуча­ются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приез­жая из стран ближнего зарубежья без знания русского языка и поступая не только в первый, но и в старшие классы без какой-либо специальной предварительной языковой подготовки.

Соотношение учащихся, принадлежащих к титульной нации (основной по происхождению для данного региона) и иных национальностей, в полиэтнической школе примерно равно. Контингент полиэтнической школы с точки зрения владения учащимися русским языком — смешанный. Это около 70% но­сителей русского языка, принадлежащих не только к русскому этносу, и около 30% раз­новозрастных детей из семей мигрантов, не знавших русского языка до приезда в Россию. Как правило, школа относит себя к полиэтнической, если представители других, по отношению к титульной, национальностей используют свой язык для межличностного общения, поддерживают культурные традиции своей национальности, выстраивают в соответствии с традициями и культурными особенностями стратегии поведения и взаимодействия с социумом, в котором проживают и обучаются.

Подготовка педагога к работе в такой школе может происходить в процессе специально организованного научно-методического сопровождения его преподавательской деятельности. В тексте главы рассматривается опыт сопровождения, складывающийся в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, а также в Центре русской словесности и коммуникативного мастерства (С.К. Бондырева, А.А. Мурашов).

Любая общеобразовательная школа, лицей или гимназия также сталкивается с проблемами обучения детей-мигрантов, проблемами развития у учащихся толерантного поведения и освоения ими ценностей поликультурного воспитания и образования. В концентрированном виде опыт школ по развитию у учащихся компетенций межкультурного диалога при условии сохранения собственной культурной идентичности представлен в опыте образовательного сообщества Ассоциированные школы ЮНЕСКО (Головинская Е.В.). Поликультурное образование, в силу своей многоплановости, междисциплинарности, не может осуществляться в рамках одной учебной дисциплины. Оно интегрируется практически во все предметные области и курсы на всех ступенях школьного обучения. Основными формами воспитания толерантной позиции у учащихся являются межкультурное взаимодействие, содержательно ориентированное на ознакомление, осмысление и выработку позитивного отношения к особенностям культур разных народов средствами учебных предметов, внеклассной деятельности, волонтерского движения, социокультурных акций, международных обменов; включение учащихся в проектную деятельность, предполагающее выполнение проектов разного уровня обобщения (своя культура - иная культура; школа – регион – страна - мир). Специальная подготовка учителя к работе в школе, ориентированной на развитие у учащихся ценностей толерантного взаимодействия, поликультурности не требуется. Целесообразно ознакомление педагогов с лучшими образцами педагогических практик развития толерантности у учащихся в процессе обмена опытом, представления своего опыта школами на форумах, конференциях и т.п.

В рамках системы повышения квалификации педагоги могут быть подготовлены к построению межкультурного взаимодействия с социальным окружением школы. К решению проблем, обусловленных культурными особенностями национальностей населения региона, педагоги могут быть подготовлены через программы внутрифирменной подготовки, реализуемые конкретными образовательными учреждениями в целях установления взаимодействия с поликультурным социумом микрорайона, региона.. Как показывают исследования в США и России, возможно построение педагогического взаимодействия с регионом педагогами школ и учреждений дополнительного образования опосредованно через развитие социально активных действий (США) и социальной активности (Россия) учащихся. Теоретическими истоками идеи развития социальной активности подростков являются идеи и концепции интернационального воспитания молодежи, глубоко разработанные в советской педагогике.

Наиболее благоприятным возрастом для реализации этой стратегии является подростковый возраст и возраст младших юношей. Далее в главе рассмотрены основные стратегии взаимодействия школа – социум в контексте ведущей стратегии вхождение мигрантов в новую культуру – интеграции:

· Содействие развитию межкультурных взаимодействий между представителями различных национальностей региона.

· Содействие созданию мультикультурной медиасреды региона.

· Реализация программ сопровождения адаптации детей, подростков и молодежи в поликультурной среде региона.

Показателем качества педагогического образования и профессионального повышения квалификации в условиях миграционных процессов является сформированность у педагогов поликультурной компетентности.

Понимание сущности поликультурной компетентности педагога в условиях развития поликультурного образования может быть выработано исходя из понимания сущности квалификационных требований к профессиональной педагогической деятельности на основании разработок проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) и разработки проекта квалификационной рамки для преподавателей и выпускников университетов (первый подход – Г.А. Бордовский, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына; второй подход - Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, В.Д. Шадриков).

В настоящем исследовании для выявления сущности подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами избраны подход Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной, т.к. он позволяет зафиксировать динамику развития компетенций. Это связано с тем, что от уровня к уровню квалификации меняется контекст профессиональной деятельности, что можно выразить через характеристику усложнения задач и изменения позиции специалиста в процессе решения этих задач.

На основании компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании и общего подхода к разработке квалификационной рамки для специалистов, работающих в сфере образования, в исследовании разработано наполнение квалификационной рамки требований к компетенции педагогов, работающих с детьми-мигрантами (см. табл. 3 ниже). Квалификационные требования к педагогам, работающим с детьми-мигрантами, должны учитывать сферы деятельности педагога – собственно преподавательскую, работу с родителями и населением социального окружения школы, управленческую и профессиональное самообразование. В каждой сфере деятельности преподавателя должна проявляться его компетентность – профессионально-значимые знания, на основании которых развиваются и проявляются в деятельности профессионально-значимые умения и личностная компетентность, проявляющаяся в свою очередь через компетенцию в коммуникативной, социальной и информационной сферах.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.