МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика обучения чтению научных текстов с невербальными компонентами






1.1 Ориентировка в структуре научного текста 1.2 Смысловая обработка текста 2.1 Общая ориентировка в невербальном компоненте 2.2 Смысловая обработка невербального компонента
• выделять все компоненты научного текста, а именно:   а)заголовок, подзаголовки; б) введение; в) основной текст; г) заключение.   • определять типы абзацев: а) описание; б) повествование; в) объяснение; г) рассуждение.   • выделять языковые средства, устанавливающие связь между абзацами (осуществлять навигацию).   • понимать каждый структурный компонент текста:   а) заголовок; б) введение; в) основной текст: - описание; - повествование; - объяснение; - рассуждение; г) заключение.   • устанавливать смысловые отношения между абзацами.   • определять вид невербального компонента;   • выделять все элементы легенды (заголовок и другие вербальные и цифровые вкрапления; все виды символов и других условных обозначений).   • определять функцию каждого невербального компонента;   • извлекать информацию из всех элементов легенды; извлекать информацию из невербального компонента в целом.

 


3.1 Ориентировка в структуре текста с невербальными компонентами 3.2 Смысловая обработка текста с невербальными компонентами
• выделять структурно-смысловые компоненты всего текста, включая невербальные компоненты;   • определять место невербальных компонентов в общей структуре текста;   • устанавливать взаимосвязь невербального компонента с текстом. • предвосхищать основное содержание текста (на основе заголовка, подзаголовков, при помощи невербальных компонентов) - (Main idea); • соотносить содержание текста с информацией, представленной в невербальных компонентах - (Relating text and graphic); • извлекать фактическую информацию (из текста и невербального компонента) -(Fact); • определять причинно-следственную связь фактов, событий (изложенных в тексте и содержащихся в невербальном компоненте) - (Cause and Effect); • находить факты, подтверждающие/опровергающие основную тему текста (в тексте и невербальном компоненте) - (Confirming content); • различать факты и мнения - (Fact or opinion); • сравнивать факты - (Comparisons); • обобщать отдельные факты, суммировать информацию и на основе этого делать различные выводы, обобщения – (Inference).

Для проверки эффективности разработанной методики было проведено опытное обучение. Для проведения опытного обучения была разработана программа обучения чтению научных текстов и примерное планирование.

 

Программа обучения чтению научных текстов.

Таблица 4

Этап обучения Содержание работы Кол-во часов
Диагностирующий тест Контроль понимания научных текстов с НВК (выполнение тестовых заданий) до опытного обучения. 1 час    
Этап 1 Презентации научного текста Анализ композиционного построения текста: - ориентировка в композиционно-смысловой структуре текста; - смысловая переработка элементов текста. 2 часа  
Этап 2     Работа с НВК (вне текста): -ориентировка в НВК; -смысловая переработка НВК 8 часов    
Этап 3 Работа с целым текстом: - ориентировка в структуре целого текста; - смысловая переработка целого текста. 20 часов
Заключительный тест Контроль понимания научных текстов с НВК (выполнение тестовых заданий) после опытного обучения. 2 часа  
ИТОГО: 33 часа

 

Опытное обучение проходило в три этапа:

на предварительном этапе - анкетирование учащихся старших классов и учителей, проведения диагностирующего тест (Тест №1, см. приложение 4, с. 11) с целью по выявления уровня владения умениями работать с научными (научно-популярными, научно-учебными) текстами с невербальными компонентами.

на основном этапе – обучение с использованием разработанной методики работы с научными (научно-популярными, научно-учебными текстами) с невербальными компонентами в процессе обучения чтению, с целью формирования информационно-коммуникативной культуры учащихся старших классов;

на заключительном этапе - проводился контроль динамики развития умений, необходимых для формирования информационно-коммуникативной культуры.

В конце опытного обучения был проведен заключительный тест (Тест № 2, см. приложение 4, c. 11) с целью контроля динамики уровня развития выделенных умений.

Обработка данных проведена с использованием двух способов:

- первый содержит сравнительные данные до и после обучения. Показатели, выраженные в процентах, демонстрируют уровень сформированности умений в начале и в конце обучения и свидетельствуют о положительной динамике развития выделенных умений (Диаграмма 1).

- второй демонстрирует рост умений, показывая, на сколько процентов увеличился показатель сформированности каждого из них (Диаграмма 2).

 

Динамика развития умений

Диаграмма 1

 

 

Диаграмма 2

В работе представлено описание опытного обучения, которое отразило ход проверки эффективности разработанной методики. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития умений чтения научных текстов, а также о повышении мотивации старшеклассников к использованию научных текстов с целью формирования профессиональных интересов в гуманитарной и социально-экономической сферах.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности использования предлагаемой методики обучения чтению научных текстов в старших классах общеобразовательных учреждений.

Результаты опытного обучения подтвердили гипотезу об эффективности разработанной методики обучения чтению научных (научно-популярных и учебно-научных) текстов с невербальными компонентами.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, позволяющие считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной. Намечаются направления дальнейшего исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Смольянинова Р.Н. Информационно-коммуникативная культура как источник развития языковых компетенций. Вестник Университета. Государственный университет управления. Москва, 2008, 6 (44), - С. 118-120. – 0,3 п.л.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.