МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

На защиту выносятся следующие положения.





1. Духовно-нравственное воспитание детей на основе отечественной социокультурной традиции в условиях дошкольной образовательной организации рассматривается как процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого межпоколенческого взаимодействия детей и взрослых, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностно-практическом аспектах.

2. Особенность современной системы дошкольного образования состоит в том, что духовно-нравственное воспитание детей представлено преимущественно в инновационной практике дошкольных образовательных организаций, реализуемой на основе: комплексных целевых программ духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в регионах; авторских программ духовно-нравственного воспитания, утвержденных муниципальными и региональными органами управления образования; инновационных инициатив педагогических коллективов ДОО; этнокультурного (национального) компонента образования в государственных и муниципальных ДОО; конфессиональных традиций в негосударственных (частных) ДОО; инициатив родительской общественности по созданию семейных детских садов, детских групп и студий социокультурной направленности; зарубежных (некомплементарных отечественной социокультурной традиции) педагогических систем.

3. Системность и результативность духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции обеспечивается реализацией модели, включающей теоретический, содержательный, организационно-методический и критериально-оценочный блоки:

– в теоретическом блоке представлены методологические подходы, закономерности и принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников;

– содержательный блок включает комплекс программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей, взаимодействию с семьями воспитанников, повышению квалификации педагогов ДОО, основанных в инвариантной части на российских общенациональных ценностях, в вариативной части — на традициях русской православной культуры;

– в организационно-методическом блоке обосновано использование в духовно-нравственном воспитании дошкольников педагогических технологий диалогового взаимодействия в разновозрастных сообществах, игровой, художественно-продуктивной и социально значимой проектной деятельности;

– в критериально-оценочном блоке представлены критерии развития ценностно-смысловой сферы дошкольников, готовности педагогов и родителей к участию в процессе духовно-нравственного воспитания детей.

4. Реализация разработанной и апробированной модели позволяет обеспечить эффективную деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников путем формирования комплекса организационно-педагогических условий, в числе которых: создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процесса с опорой на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; обогащение предметно-образной развивающей среды ДОО; актуализация ценностно-смысловых аспектов содержания примерных основных образовательных программ дошкольного образования; реализация комплекса парциальных воспитательно-образовательных программ духовно-нравственной социокультурной направленности; повышение квалификации воспитателей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции; педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка-дошкольника; мониторинг и научно-методическое сопровождение деятельности ДОО по духовно-нравственному воспитанию детей.

5. Сформированность основ ценностно-смысловой сферы личности предполагает наличие у дошкольников представлений о базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностях, отечественных культурных традициях; ценностное отношение к миру; практическую включенность в жизнь детско-взрослого сообщества, выстроенную в логике традиционного уклада на основе ценностей отечественной культурной традиции. Готовность педагогов и родителей к участию в процессе духовно-нравственного воспитания определяется наличием у них представлений о закономерностях развития духовной сферы ребенка-дошкольника, основах социокультурной традиции; сформированностью мотивации к освоению и передаче детям ценностей и смыслов отечественной культуры, навыков творческого взаимодействия в процессе освоения социокультурного опыта.

Структура диссертации определяется логикой исследования, его содержанием и поставленными задачами; включает введение, две главы, заключение, библиографический список (223 наименования), 5 схем, 4 таблицы и 7 приложений, отражающих материалы эмпирического исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема и цель исследования, определены его объект, предмет, задачи, гипотеза, методологические основы; описаны методы и этапы исследования; обоснована его достоверность; представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теория и практика духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации»раскрыты сущность и содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников; показана специфика его осуществления на основе отечественной социокультурной традиции; обоснованы теоретические положения управления деятельностью по духовно-нравственному воспитанию детей в дошкольных образовательных организациях.

В исследовании показана динамика понимания сущностных, содержательных, организационных характеристик духовно-нравственного воспитания в дошкольной педагогике. Результатом анализа классического педагогического наследия является вывод о том, что основы теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в европейской и русской педагогике разрабатывались в традициях христианской антропологии. Основатель научной дошкольной педагогики Я.А.Коменский сущность духовно-нравственного воспитания детей связывал с обращением к глубинным основам личности и определял как «воспитание сердца» через наставление в благочестии и добрых нравах. Содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников в педагогике Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля выстраивается как развитие у ребенка стремления жить духовной жизнью; воспитание чуткости, благодарности детского сердца и других добродетелей, основы которых закладываются в дошкольном детстве. Самой дорогой из этих добродетелей Я.А.Коменский считал привычку «охотно и с радостью заботиться о других». В качестве базового принципа духовно-нравственного воспитания дошкольников в классической педагогике обосновывается идея о духовном единении взрослых и детей, взаимной любви и деятельной заботе. С опорой на философско-педагогические труды русских ученых ХIX — начала ХХ вв. (Н.О.Лосский, С.А.Рачинский, К.Д.Ушинский, С.Л.Франк), идеи педагогов Русского Зарубежья (В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, С.С.Куломзина) и современных исследователей (Е.П.Белозерцев, О.С.Бороздина, А.В.Буганов, Л.О.Володина, А.В.Камкин) обосновано педагогическое значение отечественной социокультурной традиции. Ключевое значение для нашего исследования имел тезис К.Д.Ушинского о том, что главными «воспитателями» духовности отдельного человека и целого народа являются «родная природа, традиционная укладная жизнь, национальная наука и отеческая религия». Именно эти педагогические средства составляют основу освоения ребенком социокультурного опыта — системы традиционных смыслов, ценностей и норм, воспроизводимых в жизненной практике. В отечественной социокультурной традиции культурно-исторический аспект социокультурного опыта соединяется с личностно-практическим. Педагогический механизм освоения дошкольниками социокультурного опыта заключается в практическом вживании в традицию.

В современных исследованиях проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной традиции представлена, но фрагментарно. В преемственности с классической педагогикой В.В.Абраменкова, Л.П.Гладких, Л.В.Сурова, М.В.Телегин раскрывают сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников через категории педагогической антропологии: «бытийный характер», «со-бытие воспитателя и воспитанников» (Л.В.Сурова), «пробуждение подлинной сущности человека» (М.В.Телегин). В содержании духовно-нравственного воспитания младших дошкольников представлены традиционные практики пестования (А.Б.Теплова, Е.Ю.Лебедева), обращения к народной игровой культуре (А.А.Абрамова), построения жизни семьи и более широкого детско-взрослого сообщества в ритмах годового календарного круга. В развитии ценностно-смысловой сферы старших дошкольников обосновывается ведущая роль диалоговых практик общения с детьми на смысложизненные темы. В исследованиях М.В.Телегина доказывается, что на основе диалоговых практик у детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы мировоззренческие представления о социальном окружении, труде, природе, моральных качествах и нормах, правилах поведения, о себе как субъекте деятельности, о Родине и государстве, о добре и зле, красоте, счастье, уважении к старшим и т.д.

На основе трудов И.А.Ильина, А.А.Абрамовой, И.В.Вагнер, Л.П.Гладких, С.Н.Николаевой, Л.В.Суровой, М.В.Телегина возможно обоснование системы средств духовно-нравственного воспитания дошкольников, состоящей из четырех модулей (природно-экологические: образы родной природы и ландшафтной архитектуры; художественные: классическая поэзия, произведения древнерусского искусства, живописи, музыки, декоративно-прикладного искусства, детское художественное творчество; религиозные: притчи и наставления, тексты Священного Писания, христианский (в иной конфессиональной среде — основанный на традициях другой религии) мировоззренческий и нравственный комментарий взрослыми актуальных событий жизни детей в сопоставлении их со знакомыми событиями Священной истории; социокультурные: совместно-распределенная деятельность взрослых и детей, коллективные творческие дела, творческие и дидактические игры, драматизации, инновационные диалогические субъект-субъектные воспитательные технологии, помощь сверстникам с ограниченными возможностями здоровья).

В теории дошкольной педагогики (с обоснования Ф.Фребелем идеи детского сада и разработки В.Ф.Одоевским программы воспитания в приютах для приходящих малолетних детей) обозначены следующие принципы управления духовно-нравственным воспитанием в условиях дошкольной образовательной организации: необходимость объединения педагогических усилий воспитателей и родителей; культуросообразность в формировании предметной и образной среды детского сада; опора на ближайшее социокультурное окружение; требовательность к духовному облику воспитателя; нравственно-педагогическое просвещение родителей. Ресурсом организации духовно-нравственного воспитания является также возможность включения в совместный воспитательный процесс не только родителей, но и представителей старших поколений: бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек как носителей традиционного социокультурного опыта. В этой связи итогом систематизации теории духовно-нравственного воспитания дошкольников в диссертационном исследовании явилось уточнение в логике антропологического и социокультурного подходов понятия «духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации», которое мы определяем как целенаправленное развитие основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольников в образовательном процессе детского сада на основе творческого межпоколенческого взаимодействия детей и взрослых, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностно-практическом аспектах.

В исследовании далее охарактеризованы основные тенденции практики духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях России с начала 1990-х гг. до настоящего времени (2015 г.). На начало анализируемого периода пришелся переход от единой Типовой программы воспитания и обучения в детском саду к вариативности образовательных программ. Дошкольным организациям была предоставлена возможность выбирать программу развития и воспитания детей из комплекса программ, рекомендованных государственными органами управления образования. Осуществленный в диссертационном исследовании анализ комплексных программ дошкольного образования, разработанных в 1990-е гг. и получивших наибольшее распространение в практике ДОО («Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки», «Детство», «Радуга», «Развитие», «Программа воспитания и обучения в детском саду»), позволил сделать вывод о том, что понятие «духовно-нравственное воспитание» авторами программ не использовалось, будучи заменено терминами «социальное развитие», «социально-нравственное развитие», «нравственное воспитание», «формирование основ будущей личности». Тем не менее, имплицитно (неявно) в комплексных программах дошкольного образования были представлены отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания, обозначены линии развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе российской социокультурной традиций, предложены отдельные методические приемы развития внутреннего мира детей.

Фактом прямого отражения в содержании дошкольного образования исследуемого периода вариативной составляющей социокультурной традиции явилось включение во «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (1996 г.) знаний о человеке в истории и культуре, результат освоения которых был обозначен как «знакомство с известными сюжетами Библии, Евангелия, Корана, способность узнавать героев этих сюжетов в произведениях изобразительного искусства». Содержание духовно-нравственного воспитания было представлено исключительно в знаниевом формате. Преобладание знаниевого подхода в освоении отечественной социокультурной традиции — тенденция массовой практики духовно-нравственного воспитания в детском саду, препятствующая формированию у детей национально-культурной идентичности и освоению моделей поведения, основанного на взаимном участии, сопереживании, сорадости.

Помимо нормативно-правовых и программно-методических документов федерального уровня проанализированы нормативные и программные материалы, разработанные в исследуемый период в российских регионах, а также инновационный опыт детских садов, представленный на 94 научно-методических мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию международного, общероссийского, регионального и муниципального уровня, в которых принял участие автор диссертации. Параллельно в течение всего периода исследования осуществлялся мониторинг Интернет-пространства с целью получения дополнительной информации об инновационном опыте в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе традиционных духовных ценностей, культуры российского общества, народов России.

В результате анализа, проведенного посредством обозначенных методов, была осуществлена систематизация инновационной практики дошкольных образовательных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания и выделено 7 организационных и содержательных оснований ее осуществления: 1) комплексные региональные целевые программы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи (Белгородская, Курская, Смоленская, Калининградская области: 2001-2005, 2005-2010, 2010-2015 гг.); 2) авторские программы духовно-нравственного воспитания, утвержденные муниципальными и региональными органами управления образования (Псковская обл. — «Навстречу детским сердцам» /Н.Н.Султанова и Н.В.Цилько; Челябинская обл. — «Программа духовно-нравственного воспитания в детском саду» /Н.П.Шитякова и Т.Г.Феоктистова; Московская обл. — «Добрый мир» /Л.Л.Шевченко, «Свет Руси» /В.Н.Вишневская); 3) инициативные решения педагогических коллективов ДОО о выборе духовно-нравственного воспитания в качестве приоритетного направления образовательной деятельности (в Москве д/сады № 1694 Восточного округа, № 463 Западного округа; в Вологодской обл. д/сад № 5 г. Харовска; в Свердловской обл. д/сад № 196 г. Нижнего Тагила; 4)этнокультурный (национальный) компонент образования: русский, татарский, еврейский, армянский, азербайджанский и др.; 5) негосударственные (частные) конфессиональные детские сады: иудаистские, мусульманские, православные; 6) семейные детские сады, группы и творческие студии, созданные по инициативе родительской общественности на базе государственных и муниципальных ДОО, муниципальных и региональных общественных родительских объединений (семейные д/сады Центрального и Юго-Западного округов Москвы; творческие студии Региональной общественной организации «Семейный клуб родительского опыта (РОО СКРО) «Рождество»); 7) зарубежные (некомплементарные отечественным) системы дошкольного образования, ориентированные на развитие духовно-нравственной культуры ребенка (педагогика М.Монтессори, Вальдорфская педагогика Р.Штайнера).

На основе проделанной работы был сформулирован вывод: идеи авторских парциальных программ, эффективные методические подходы и инновационные формы работы ДОО в сфере духовно-нравственного воспитания необходимо аккумулировать, поддерживать и популяризировать с целью ориентации профессионального педагогического сообщества на включение в процесс моделирования духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной традиции.

Во второй главе диссертации «Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции»представлены авторская модель духовно-нравственного воспитания детей в ДОО (определены ее структура, системообразующая основа, функциональная связь элементов), процесс апробации модели в экспериментальных ДОО, количественная и качественная оценка результатов эксперимента.

Системообразующую роль в модели духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции выполняют базовые социокультурные ценности, представленные в комплексных и парциальных образовательных программах. В соответствии с возрастными особенностями формирования ценностно-смысловой сферы личности ребенка-дошкольника социокультурные ценности в содержании образовательных программ концентрически распределены по годам их освоения детьми: 2-я младшая группа — ценности семьи; средняя группа — ценности ближайшего социокультурного окружения и деятельного отношения к миру; старшая группа — ценности внутреннего мира человека; подготовительная к школе группа — ценности традиции как механизма сохранения и передачи культуры последующим поколениям.

В структуру модели включены 4 функциональных блока: теоретический, содержательный, организационно-методический, критериально-оценочный.

В теоретическом блоке модели раскрывается роль гуманитарных методологических подходов (онтологического аксиологического, антропологического, культурологического, социокультурного) в минимизации рисков поверхностно-фрагментарного осуществления духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании, непосредственно в процессе моделирования духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной традиции. Моделирование духовно-нравственного воспитания в ДОО основывается на следующих закономерностях формирования ценностно-смысловой сферы ребенка дошкольного возраста: 1) особая значимость семьи и ближайшего социокультурного окружения для освоения дошкольниками опыта нравственных отношений и первоначального духовного опыта; 2) обращение детей к духовной жизни через развитие внутреннего эмоционально-сердечного отношения к миру; 3) непосредственная связь духовно-нравственного воспитания на основе отечественной социокультурной традиции с охраной физического, душевного и духовного здоровья ребенка. С учетом того, что субъектами со-бытия в процессе духовно-нравственного воспитания являются дети, их родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки, а также педагоги детского сада, раскрываются принципы организации духовно-нравственного воспитания в ДОО: системность; культуросообразность; неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей и прародителей); планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга; интерактивность; социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ; возрастной и индивидуальный подход. Эти принципы являются приоритетными в создании единого социокультурного воспитательного пространства «детский сад — семья», детальные характеристики которого могут варьироваться в зависимости от особенностей образовательной организации, специфики региона, конкретного социального заказа, инвариантности и вариативности осваиваемых элементов отечественной социокультурной традиции.

Содержательный блок модели формируется посредством использования комплекса программно-методических материалов, в числе которых:

- программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования (авторы Е.А.Губина, Н.С.Кудряшева, Г.И.Лугвина, Н.Б.Майорова, С.В.Перькова, Н.Ю.Твардовская);

- разработанный автором диссертации программно-методический комплекс, включающий программу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности; методические пособия «Самые главные праздники: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста», «Четыре рукавички. Празднование Дней рождения и Дней ангела в дошкольной образовательной организации и семье»; программу занятий с родителями в семейной школе духовно-нравственного воспитания «Семейная гостиная»; программу повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных организаций «Социокультурные основы дошкольного образования»;

- программно-методические материалы РОО СКРО «Рождество» — «Введение в традицию», «Русская сказка в домашнем театре», «Венок игр. Тематические игры с дошкольниками» (автор-составитель А.А.Абрамова).

Содержание духовно-нравственного воспитания в рамках сформированного программного комплекса ориентировано на освоение детьми традиционных социокультурных ценностей; воспитание у дошкольников ценностного отношения к действительности; формирование иерархии мотивов, сообразной духовным и нравственным ценностям отечественной социокультурной традиции; содействие развитию внутреннего мира участников взаимодействия в процессе совместного освоения социокультурного опыта.

В организационно-методическом блоке модели определены средства духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе отечественной социокультурной традиции: обогащенная в социокультурном отношении предметно-развивающая среда ДОО и семьи; культурные практики детства, вводящие в контекст культуры и способствующие развитию ребенка виды самостоятельной, а также совместной с взрослыми и сверстниками деятельности (социально значимые практики диалоговой, игровой, художественно-продуктивной, проектной деятельности в межпоколенческом сообществе).

Управление деятельностью на основе разработанной модели строится поэтапно, включая апробационно-внедренческий, инновационно-развивающий и системный этапы. Для каждого этапа, рассчитанного на один учебный год, с учетом готовности образовательной организации к реализации модели, разрабатывались управленческие рекомендации, проектировались ожидаемые результаты работы.

В критериально-оценочном блоке модели представлены показатели готовности дошкольной образовательной организации к деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей на основе отечественной социокультурной традиции: уровни сформированности у воспитанников ценностного отношения к семье, ближайшему социокультурному окружению, внутреннему миру человека, культурной традиции; показатели развития профессиональной педагогической и родительской культуры в сфере духовно-нравственного воспитания.

В диссертации представлен опыт внедрения модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции. Экспериментальная апробация модели осуществлялась в 2008 — 2011 гг. в формате Городской сетевой экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения». В состав экспериментальной площадки вошли десять ДОО Западного окружного управления образования Департамента образования Москвы (Центр развития ребенка № 463 и детские сады №№ 167, 213, 216, 815, 1252, 1463, 1357, 1853, 2637), а также муниципальные ДОО № 5 города Харовска Вологодской области, № 196 города Нижний Тагил Свердловской области, №№ 3, 19, 21, 25 города Великие Луки Псковской области. Исследованием в формирующей части было охвачено 1548 детей дошкольного возраста (335 воспитанников вторых младших групп; 308 воспитанников средних групп; 454 воспитанника старших групп; 451 воспитанник подготовительных к школе групп), 120 педагогов дошкольных образовательных организаций, 1548 семей воспитанников (в различных формах совместной деятельности принимали участие 1062 мамы, 468 отцов, 364 бабушки, 92 дедушки, 27 прабабушек, 9 прадедушек).

На начальном этапе эксперимента проводилась работа по налаживанию спроектированного в программе исследования межпоколенческого взаимодействия субъектов воспитательного процесса в каждом детском саду. Усилия детско-родительского и педагогического сообществ объединялись в реализации комплекса программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию. В формате межпоколенческого взаимодействия активизировался важный ресурс сохранения и передачи социокультурного опыта — семейная память, запечатленная в семейных преданиях и традициях, старых фотографиях, семейных реликвиях. Ресурс семейной памяти (фотографии, семейные предания) активно использовался в проектах «О наших именах», «Мама — солнышко моё», «Бабушка, я люблю тебя!», «Мальчишки, их отцы и деды», «Воспоминания о Великой Отечественной войне в моей семье», «Любимые семейные праздники», «Любимые игрушки нашего детства». Будучи актуализирована, семейная память давала возможность совместного деятельного освоения социокультурных ценностей детьми и их родителями.

В ходе реализации модели духовно-нравственного воспитания на основе отечественной социокультурной традиции каждая дошкольная образовательная организация включалась в широкое социокультурное партнерство, с одной стороны, способствовавшее созданию ресурса развития детского сада, с другой стороны, создающее условия для распространения складывающегося в процессе эксперимента инновационного опыта и реализации активной культурно-просветительской и благотворительной деятельности в микросоциуме.

Сетевой режим взаимодействия базовых детских садов в процессе экспериментальной апробации модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста способствовал разработке новой теоретико-практической конструкции — комплексной схемы научно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях инновационной экспериментальной сети (схема 1).

Схема 1.

 

В заключительном разделе исследования представлена характеристика результативности экспериментальной деятельности на основе анализа и оценки критериев сформированности ценностно-смысловой сферы личности ребенка-дошкольника и готовности дошкольной образовательной организации к реализации духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции.

Фиксируя динамику развития ценностно-смысловой сферы дошкольников, воспитатели всех возрастных групп экспериментальных ДОО в начале и конце каждого года эксперимента заполняли «Карту развития ценностно-смысловой сферы дошкольника» (модифицирована нами на основе разработки Л.П.Гладких). Диагностика воспитанников осуществлялась в соответствии с содержанием осваиваемых программ и предполагала выявление сформированности ценностного отношения к семье у воспитанников во 2-й младшей группе; ближайшему социокультурному окружению — в средней группе; внутреннему миру человека — в старшей группе; к социокультурной традиции — в подготовительной к школе группе. В соответствии с выявленными критериями была принята характеристика уровней развития ценностно-смысловой сферы: низкий, средний, оптимальный. Низкий уровень — воспитанник имеет неполные представления о социокультурной ценности; по отношению к близким людям проявляет эмоциональную холодность, безразличие; не желает проявлять заботу; интерес к окружающему миру и культурному наследию ситуативен. Средний уровень — воспитанник имеет представление о социокультурной ценности; по инициативе взрослых замечает эмоциональное состояние окружающих, действенно реагирует на него; начинает задумываться над нравственными вопросами, проявляет интерес к окружающему миру, культуре, связи прошлого и настоящего; чувствует благодарность; имеет общие представления о культурном наследии Родины. Оптимальный уровень — воспитанник имеет отчетливые представления о социокультурной ценности; имеет нравственную позицию, которую может объяснить; может дать нравственную оценку своего поведения и поведения других людей; сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно реагирует на них в поведении и деятельности; проявляет отзывчивость и предупредительность; радуется достижениям сверстников и других людей; выражает благодарность; имеет систему представлений о культурном наследии Родины.

В Таблице 1 представлены сводные данные диагностики сформированности ценностно-смысловой сферы личности воспитанников экспериментальных ДОО (от 2-й младшей группы до подготовительной к школе на начало первого года и конец третьего года эксперимента). Таблицы комплексной оценки готовности ДОО к реализации модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции, а также результаты проективных диагностических методик представлены в диссертации.

Таблица 1.

 

Уровни Критерии Ценностное отношение к семье (2 мл. гр.) Ценностное отношение к ближайшему окружению (ср.гр) Ценностное отношение к внутреннему миру человека (ст. гр.) Ценностное отношение к социокультурной традиции (подг. гр.)
 
Низкий 23% 5% 26% 8% 53% 7% 48% 5%
Средний 70% 65% 56% 42% 42% 24% 52% 36%
Оптимальный 7% 30% 18% 50% 5% 69% -- 59%

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

В динамично изменяющемся социуме наибольшим интегративным потенциалом в выявлении сущности и определении механизмов развития духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации обладает социокультурный подход. В логике социокультурного подхода духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации заключается в целенаправленном развитии основ ценностно-смысловой сферы личности детей в образовательном процессе детского сада на основе творческого межпоколенческого взаимодействия детей и взрослых по освоению российских традиционных ценностей и отечественного социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностно-практическом аспектах.

Духовно-нравственное воспитание в системе отечественного дошкольного образования характеризуется имплицитной представленностью в основных образовательных программах дошкольного образования. Освоение вариативной составляющей отечественной социокультурной традиции в деятельности дошкольных образовательных организаций реализуется преимущественно в форме отдельных инновационных практик, инициатив. Аккумулирование инновационного опыта и внедрение комплекса образовательных программ социокультурной направленности в детских садах позволяет создавать благоприятные условия для приобщения дошкольников к духовно-нравственным ценностям и культуре народов России и формирования основ общенациональной российской культурной и гражданской идентичности.

Результативность духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях обеспечивается комплексом педагогических условий, включающих: создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процесса с опорой на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; социокультурное обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка; реализацию парциальных образовательных программ духовно-нравственной направленности; формирование у воспитывающих взрослых субъектной позиции носителей традиционной культуры в ходе повышения квалификации педагогов дошкольного образования, педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника, научно-методического сопровождения деятельности дошкольных образовательных организаций по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению семьи. При создании этих условий духовно-нравственное воспитание оправдывает свою онтологическую сущность со-бытия детей и взрослых, становится эффективным средством устранения разобщенности, восстановления межпоколенческих связей, создания жизнеспособных детско-родительских межсемейных общностей, выстроенных на основе традиционных социокультурных ценностей и смыслов.

Опытно-экспериментальным путем подтверждена эффективность моделирования духовно-нравственного воспитания на основе отечественной социокультурной традиции в дошкольной образовательной организации. Разработанная модель позволяет организовать деятельность дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию на системной основе; модель внедрена в практику.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблематики духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации. Направлениями дальнейших исследований могут быть: построение вариативных моделей духовно-нравственного воспитания с учетом этнокультурных, этноконфессиональных традиций народов России; совершенствование диагностического инструментария оценки результатов воспитательного процесса; разработка комплекса мероприятий по аксиологическому и социокультурному обогащению пространства дошкольного детства; взаимодействие институтов общественного участия в сфере воспитания дошкольников; непрерывное духовно-нравственное воспитание детей на всех уровнях общего образования.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях. Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Потаповская, О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] /О.М.Потаповская // Педагогика. — 2013. — № 6. — С. 72-82. — 0,5 п.л.

2. Потаповская, О.М. Результаты реализации в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и регионов модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции [Текст] /О.М.Потаповская // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». — 2013. — № 2. — С. 7-35. — 2 п.л.

3. Потаповская, О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции [Текст] / О.М.Потаповская // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». — 2013. — № 1. — C. 53-77. — 1,5 п.л.

4. Потаповская, О.М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О.М.Потаповская // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». — 2012. — № 4. — C. 64-83. — 1,3 п.л.

5. Потаповская, О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / О.М.Потаповская // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». – 2012. — № 3. — С. 43-67. — 1,5 п.л.

6. Потаповская, О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России [Текст] / О.М.Потаповская//ВестникПСТГУ.Серия «Педагогика и психология». — 2011. — № 1. — С. 110-138. — 1,5 п.л.

7. Потаповская, О.М. Что такое «Четыре рукавички»? [Текст] /О.М.Потаповская // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — С. 27-30. — 0,5 п.л.

8. Потаповская, О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] / О.М.Потаповская // Дошкольное воспитание. — 2006. — №1. — С.14-16. — 0,5 п.л.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.