ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА РАБОТЫ Потаповская Ольга Михайловна ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук  Москва – 2015 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Научный руководитель: | Метлик Игорь Витальевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» | Официальные оппоненты: | Петракова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, методист Отдела преподавания основ религиозных культур и светской этики ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования города Москвы | Микляева Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Института детства ФГБУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» | Ведущая организация: | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПКиППРО) | Защита диссертации состоится «22» декабря 2015 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.021.01 при Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»: 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», адрес сайта http://www.ippdrao.ru/preview/. Автореферат разослан 21 ноября 2015 года. Автореферат размещен на сайте http://vak2.ed.gov.ru . Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук Ряшина В.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА РАБОТЫ Актуальность исследованияобусловлена потребностями современной педагогической науки и практики в разработке теоретических основ и технологий духовно-нравственного воспитания детей в системе образования. В решении этих задач значительное место занимает развитие научно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. В течение последних двух десятилетий разработаны общетеоретические подходы к духовно-нравственному воспитанию как процессу формирования ценностно-смысловой сферы личности (В.В.Абраменкова, М.В.Захарченко, Н.Д.Никандров, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, Е.В.Шестун (игумен Георгий), О.Л.Янушкявичене), описаны научные основы духовно-нравственного воспитания учащихся в системе общего и профессионального образования (В.А.Беляева, И.А.Галицкая, С.Ю.Дивногорцева, Т.А.Костюкова, И.В.Метлик, В.М.Меньшиков, Т.И.Петракова, С.Т.Погорелов, Т.В.Склярова, Н.П.Шитякова и др.). Одним из результатов развития духовно-нравственного воспитания на основе традиционных социокультурных ценностей народов России в последние десятилетия стало включение соответствующих понятий (духовно-нравственное воспитание, развитие; духовно-нравственные и социокультурные ценности) в российское законодательство об образовании (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, 12, 87) и в документы Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, в том числе в ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО: 1.4, п. 6; 1.6, п. 5). В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей установлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности». Воспитание в современной системе образования является стратегическим ресурсом в решении задачи формирования у детей этнокультурной и общенациональной российской гражданской идентичности в условиях полиэтнического, многорелигиозного, поликультурного российского общества. Аксиологическим базисом обозначенных приоритетов воспитания является отечественная социокультурная традиция — культура и образ жизни, межличностные и социальные отношения, сложившиеся исторически на основе традиционных для российского общества, народов России духовных ценностей и нравственных норм. Структура социокультурной традиции предполагает наличие в ней инвариантного и вариативного элементов. В основе инвариантной части отечественной социокультурной традиции — общегражданские ценности российского общества; в основе вариативной — традиционные этнические и религиозные ценности народов России. В содержание основных образовательных программ всех уровней образования включается как инвариантная, так и вариативная составляющие социокультурной традиции (вариативная составляющая — в части, формируемой участниками образовательного процесса, образовательных отношений) (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 87). Значение отечественной социокультурной традиции для духовно-нравственного воспитания ребенка с раннего и дошкольного детства обосновывают в своих трудах классики педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский) и современные исследователи (А.А.Абрамова, О.С.Барило, М.Ю.Новицкая, Н.В.Микляева, Н.А.Платохина). Тем не менее, в педагогических исследованиях сфера духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников представлена фрагментарно. Теоретически обоснованы педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей (О.С.Барило); описано развитие идеи духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (Н.П.Шабалкина); представлен анализ развития духовного мира ребенка дошкольного возраста средствами искусства (Ю.А.Серебренникова), приобщения к отечественной культурной традиции (О.С.Бороздина), авторской сказки (Л.Д.Короткова), материнского фольклора и традиционной игрушки (А.Б.Теплова); выявлены условия подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к духовно-нравственному воспитанию детей (Л.П.Гладких). В системе образования имеется разнообразный опыт инновационной практики духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании. Однако этот опыт не систематизирован, комплексное научно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции в исследованиях не представлено. Анализ педагогической теории и практики духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет выявить противоречия между: общепризнанным фактом значимости дошкольного детства для формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка и отсутствием целостной системы духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции в дошкольном образовании; значимостью для детей освоения отечественной духовной культуры, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной готовностью воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) целенаправленно и систематически осуществлять этот процесс; эмпирическим поиском практиков и отсутствием научного обоснования и организационно-методического обеспечения системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей на основе отечественной социокультурной традиции в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО). В этой связи представляется актуальной разработка теоретического обоснования и методического обеспечения системной деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей на основе отечественной социокультурной традиции, что определяет проблему настоящего исследования. Актуальность проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции». Объект исследования:воспитание детей в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования:духовно-нравственное воспитание детей на основе отечественной социокультурной традиции в условиях дошкольной образовательной организации. Цель исследования:разработать теорию и организационно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции в условиях дошкольной образовательной организации. Задачи исследования: 1) выявить сущность и содержание духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе отечественной социокультурной традиции, разработать теоретические основания духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации; 2) систематизировать современную педагогическую практику духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях на основе традиционных духовных и нравственных ценностей и культуры российского общества, народов России (отечественной социокультурной традиции); 3) разработать модель духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции (определить структуру модели, ее системообразующую основу, установить функциональную взаимосвязь ее элементов); 4) апробировать модель духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции, определить условия, обеспечивающие ее эффективную реализацию и трансляцию в системе образования; 5) определить критерии сформированности ценностно-смысловой сферы личности ребенка-дошкольника и готовности дошкольной образовательной организации к реализации духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции. Гипотеза исследованиястроится на следующем положении. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции приобретает системный и результативный характер, если осуществляется в рамках разработанной и апробированной в практике модели, предусматривающей: - целостность, непрерывность, системность воспитательного процесса, этапность и преемственность деятельности по формированию ценностно-смысловой сферы личности детей; - включение дошкольников в целенаправленный педагогический процесс межпоколенческого взаимодействия, в основу которого положено деятельное освоение традиционных социокультурных ценностей и социокультурного опыта; - применяется комплекс методов и технологий духовно-нравственного воспитания, построенный на наиболее значимых для детей дошкольного возраста видах деятельности (коммуникативной, игровой, художественно-продуктивной, проектной), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих формирование основ детской картины мира на основе традиционных российских духовных ценностей; - в пространстве жизнедеятельности детей создана культуросообразная предметно-образная развивающая среда, целенаправленно ориентированная на усвоение ценностей и норм отечественной социокультурной традиции; - осуществляется повышение квалификации педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка-дошкольника с целью формирования субъектной позиции воспитывающих взрослых как носителей традиционной культуры. Теоретико-методологической основой исследованияявляются концептуальные положения отечественной педагогики и психологии о феноменологии дошкольного детства (В.В.Абраменкова, В.Т.Кудрявцев, В.С.Мухина); положения о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка-дошкольника: культурно-историческая теория, теория игры как ведущей деятельности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); теоретические основы психологической антропологии: понятия субъектности и со-бытийной общности (К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков); основы педагогической антропологии: идеи о целостном развитии человека, его духовно-нравственном становлении, индивидуальном и национальном развитии (П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, В.А.Сластенин, К.Д.Ушинский, игумен Георгий (Шестун); взгляды на духовно-нравственную сферу жизни личности, духовные смыслы отечественной культуры, отраженные в педагогическом, философском и богословском наследии (В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, святитель Феофан Затворник); современные теории, раскрывающие актуальные смыслы культурного наследия, аксиологический и социально-психологический потенциал традиции, значимость сохранения национальных оснований русской культуры в образовательном пространстве (А.В.Буганов, М.М.Громыко, А.В.Камкин, М.В.Захарченко, Т.И.Петракова); идеи аксиологического характера, рассматривающие воспитание как социокультурный феномен в системе ценностей культурной традиции (Н.М.Борытко, Н.Б.Крылова, Л.М.Лузина, И.А.Соловцова); идеи социокультурной модернизации образования (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская); теоретическое обоснование со-бытийного взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе образовательной организации (Е.А.Александрова, А.А.Остапенко); концептуальные положения об освоении ценностей традиционной духовной культуры как основе духовно-нравственного воспитания в системе образования (В.А.Беляева, Е.П.Белозерцев, Е.Б.Евладова, В.М.Меньшиков, И.В.Метлик, Т.В.Склярова, А.Д.Червяков, Л.Л.Шевченко и др.). Методы исследования:теоретический анализ педагогической, психологической, философской, культурологической, социологической литературы; системно-структурный анализ процесса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; изучение и обобщение массового и инновационного педагогического опыта; теоретическое моделирование; констатирующий и формирующий педагогический эксперименты с последующим анализом полученных результатов; экспериментальная апробация авторских теоретических и прикладных разработок, пособий; повышение квалификации педагогов и родителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2001 по 2015 год в четыре этапа. Первый, поисково-теоретический этап (2001-2003 гг.) был посвящен анализу состояния проблемы в теории и практике, изучению литературы по теме исследования; уточнению теоретических основ духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации; разработке научного аппарата, концепции и программы исследования. Второй, организационно-педагогический этап (2004-2007 гг.) включал разработку модели духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции, подбор и создание программно-методических материалов, разработку критериев результативности реализации модели. На третьем, опытно-экспериментальном этапе (2008-2011 гг.) осуществлялась эмпирическая проверка разработанной модели. Четвертый, обобщающий этап (2012-2015 гг.) включал уточнение научного аппарата исследования; обобщение, систематизацию и качественный анализ результатов экспериментальной работы; формулировку выводов; подготовку публикаций по теме исследования; оформление диссертации; внедрение разработанных программно-методических материалов в практику работы дошкольных образовательных организаций. Экспериментальную базу исследованиясоставили дошкольные образовательные организации Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы: ГОО детские сады №№ 167, 213, 216, 815, 1252, 1357, 1463, 1853, 2637 и Центр развития ребенка Детский сад № 463; муниципальные детские сады № 5 города Харовска Вологодской области, № 196 города Нижний Тагил Свердловской области, №№ 3, 19, 21 и 25 города Великие Луки Псковской области. Исследованием в формирующей части было охвачено 1548 детей дошкольного возраста (335 воспитанников вторых младших групп; 308 воспитанников средних групп; 454 воспитанника старших групп; 451 воспитанник подготовительных к школе групп), 120 педагогов дошкольных образовательных организаций, 1548 семей воспитанников. |