МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Достоверность результатов исследования достигнута корректным применением различных исследовательских методик получения и анализа экспериментальных данных.





Этапы исследования:

Первый этап (1998-2000): изучение научно-методической литературы, постановка проблемы, определение цели и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы, разработка понятийного аппарата, поисковый эксперимент.

Второй этап (2000-2001): описание модели готовности учащихся к получению профессионального образования; определение критериев оценки уровня данной готовности; выяснение специфики функционирования сельских школ, определение педагогических условий формирования указанной готовности с учетом выделенной специфики; обоснование и разработка системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.

Третий этап (2001-2006): экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы; апробация разработанной системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования; формирующий эксперимент.

Четвертый этап (2006-2007): анализ, обобщение, систематизация и статистическая обработка результатов исследования; контрольный эксперимент.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к получению профессионального образования это качество личности, определяющее выбор деятельности учащихся с целью дальнейшего обучения в учебных заведениях, либо самообразования. Показателями (индикаторами состояния данной готовности) являются взаимосвязанные качества личности: устойчивая ориентация на продолжение образования, развитый познавательный интерес; глубокие и прочные знания, информационная компетентность.

2. Система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, сконструированная на основе теорий деятельности, систем, принципов интегративности и компьютеризации процесса формирования данной готовности, имеет следующую структуру: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция.

3. Эффективность формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования зависит от реализации педагогических условий, учитывающих специфику функционирования сельских школ:

- повышение уровня компетентности педагогов в реализации системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования на теоретическом и методическом уровне;

- использование в процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования компьютерных средств, способствующих формированию данной готовности, ориентированных по своему содержанию на сельскохозяйственную тематику, и методических рекомендаций по их применению;

- создание творческих ситуаций в процессе применения педагогической технологии организации формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с учетом специфики сельских школ в условиях преимуществ малой комплектации классов.

4. Функционирование системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования обеспечивается применением разработанных в исследовании технологий: компьютеризации мониторинга уровня данной готовности, организации указанного процесса с учетом специфики сельских школ, информатизации обобщения и анализа результатов формирования рассматриваемой готовности с последующей коррекцией этого процесса.



Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования опубликованы в научно-методических журналах, излагались на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских научно-практических конференциях. Система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования успешно прошла апробацию в экспериментальных классах двух сельских школ Оренбургской области. Педагогическое исследование проводилось с 2000 по 2007 г.г., всего в нем участвовало 624 учащихся, 32 учителя и 8 директоров сельских школ.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 5 приложений и 11 информационных карт алгоритмов и программ (ИКАП). Диссертация содержит 52 таблицы, 11 рисунков и 3 диаграммы, список литературы включает в себя 362 наименования.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

 

Во введении обоснована актуальность исследования; определены цель, задачи, объект и предмет исследования; сформулирована гипотеза; указаны методы и этапы исследования; приведены положения, выносимые на защиту; охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость

работы; изложены сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования готовности учащихся к получению профессионального образования» проведен анализ развития взглядов педагогической науки на содержание понятия готовности учащихся к получению профессионального образования и произведено его уточнение. Обоснована модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание ее показателей, рассмотрены критерии оценки уровня данной готовности. Теоретически разработана система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, определены педагогические условия формирования данной готовности, учитывающие специфику функционирования сельских школ,

В диссертации дается определение понятия готовности учащихся к получению профессионального образования, анализируются, систематизируются и обобщаются известные, формулируются и характеризуются новые показатели указанной готовности с учетом современных условий. Согласно разработанной модели, готовность учащихся к получению профессионального образования рассматривается как интегральное качество личности, включающее в себя несколько личностных качеств: устойчивую ориентацию на продолжение образования, развитый познавательный интерес, глубокие и прочные знания, информационную компетентность.

В работе приводится характеристика указанных личностных качеств как качественных показателей готовности учащихся к получению профессионального образования, они уточняются и рассматриваются в совокупности, описывается их влияние на процесс формирования готовности учащихся к получению профессионального образования в современных условиях функционирования сельских школ. Экспериментальная проверка наличия взаимного влияния показателей рассматриваемой готовности позволила обнаружить закономерности, на основе которых были сформулированы принципы интегративности и компьютеризации процесса формирования данной готовности.

В диссертации определены четыре уровня развития готовности учащихся к получению профессионального образования: оптимальный, допустимый, критический и недопустимый, и описаны критерии оценки уровня указанной готовности. Разработанные нами критерии соответствуют современным условиям и позволяют определять уровень развития готовности учащихся к получению профессионального образования в соответствии с выбранными показателями.

 

В диссертации описана структура и раскрыто содержание системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Теоретической основой конструирования данной системы являются теории деятельности, систем, принципы интегративности и компьютеризации процесса формирования указанной готовности. Согласно принципу интегративности, формирование одного показателя готовности учащихся к получению профессионального образования влечет за собой развитие других показателей. Принцип компьютеризации процесса формирования данной готовности вытекает из следующей закономерности: уровень развития информационной компетентности, знаний и познавательного интереса учащихся зависит от методической обеспеченности и уровня подготовленности сельских учителей к использованию цифровых технологий в образовательном процессе.

В диссертации доказано, что предлагаемая система обладает необходимыми системными признаками: компонентный состав, структурность и наличие системообразующего фактора, целостность и развитие, иерархичность, множественность описания, взаимосвязь и взаимодействие со средой, наличие управления. Мы приводим описание структуры и содержания компонентов системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, выделенных в соответствии с функциями управления: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция.

Компонент «ранжирование» данной системы предполагает определение уровня развития показателей готовности учащихся к получению профессионального образования. Диагностика позволяет выделить группы учащихся с разным уровнем данной готовности для того, чтобы иметь возможность ранжировать задачи формирования показателей указанной готовности, и дифференцировать процесс формирования готовности учащихся к получению профессионального образования для каждой выделенной группы учащихся.

Компонент «реализация» рассматриваемой системы предусматривает применение разработанной нами технологии организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. Для этого необходимо включить указанную технологию в программы организации учебно-воспитательной работы с учащимися, коллективных и индивидуальных творческих занятий и наполнить ее содержанием, предусмотренными образовательными стандартами. Формированию данной готовности способствует использование разнообразных форм организации образовательного процесса: уроки, факультативные занятия, конференции, экскурсии, олимпиады, выставки творческих работ учащихся, групповая и индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам, проведение профориентации, проведение консультаций для учащихся и их родителей.

Компоненты «обобщение и анализ» и «коррекция» указанной системы реализуются в процессе использования разработанной нами технологии обобщения и анализа результатов формирования готовности учащихся к получению профессионального образования с последующей коррекцией этого процесса. Результаты обобщения и анализа могут быть представлены в следующих формах: доклады и сообщения, практические рекомендации учащимся, и предъявлены на родительских собраниях, педагогических советах, классных часах, в стенгазетах, выступлениях на методических объединениях учителей, публикациях в сборниках докладов конференций, в научных журналах.

В исследовании описаны педагогические условия формирования данной готовности, учитывающие специфику функционирования сельских школ. Изучение педагогической литературы, нормативных документов, интервью с администрацией, учителями, психологами и социальными педагогами позволили выявить специфику функционирования сельских школ и охарактеризовать ее влияние на процесс формирования готовности учащихся к получению профессионального образования. Такие специфические особенности сельских школ, как слабая материально-техническая база; социальные условия, препятствующие притоку квалифицированных кадров; нарастающие темпы компьютеризации сельских школ при недостаточном уровне подготовки учителей к информатизации процесса обучения, имеют временный характер. Воздействие сельскохозяйственной направленности окружения и наличие малого количества учащихся в классах, как постоянных специфических особенностей сельской школы, влияющих на процесс формирования данной готовности, рассмотрено в диссертации подробно.

Нами охарактеризовано влияние педагогических условий формирования готовности учащихся к получению профессионального образования, учитывающих специфику функционирования сельских школ на процесс формирования данной готовности и описаны педагогические меры, необходимые для реализации этих условий.

Повышение уровня компетентности педагогов в реализации системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования на теоретическом и методическом уровне позволяет увеличить эффективность этого процесса. Выполнению данного условия способствуют реализованные в исследовании педагогические меры: проведение семинаров, тренингов, конференций, консультаций.

Использование в процессе формирования готовности учащихся к получению профессионального образования компьютерных методик, способствующих формированию данной готовности и ориентированных по своему содержанию на сельскохозяйственную тематику, отвечает современным условиям функционирования сельских школ. Мы предлагаем для реализации этого условия в процессе использования разработанного методического и программного обеспечения формирования указанной готовности задействовать потенциал различных учебных дисциплин, межпредметных связей и сельскохозяйственной направленности окружения.

Применение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих создание творческих ситуаций, позволяет использовать преимущества одного из главных специфических условий функционирования сельских школ – наличия малой комплектации классов. Этому способствуют следующие педагогические меры: реализация дифференцированного подхода посредством применения различных форм, приемов и способов организации деятельности учащихся, использование авторских методик, способствующих увеличению уровня готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.

Во второй главе «Содержание и организация педагогического эксперимента» описано состояние готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования, приведены и обоснованы технологии формирования указанной готовности, а так же представлены материалы, характеризующие организацию, этапы, методы, содержание и результаты экспериментальной проверки гипотезы исследования. В исследовании дано теоретическое обоснование и раскрыто содержание технологий формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования.

Функциональность компонента «ранжирование» рассматриваемой системы обеспечивается применением технологии мониторинга уровня готовности учащихся к получению профессионального образования. Указанная технология включает в себя содержание и методики применения авторских программных комплексов, компьютерной программы, информационной и методику определения уровня ориентации учащихся сельских школ на продолжение образования. Программный комплекс «Диагностика определения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования» по результатам выполнения специальных заданий и заполнения электронных анкет позволяет определить уровень данной готовности. Программа «Мониторинг готовности учащихся к получению профессионального образования» не только сохраняет результаты диагностики учащихся в базе данных, но и графически демонстрирует изменение уровня указанной готовности для выбранного учащегося. Программный комплекс «Тестовая карта для определения уровня знаний учащихся» позволяет провести диагностику в соответствии с параметрами, разработанными В. И. Земцовой. Информационная структура «Технологическая разработка анкетирования и анализа данных через сеть Интернет» предназначена для определения уровня рассматриваемой готовности методом самооценки. Она может быть использована как локально, так и для сбора информации по Интернету. Методика определения уровня ориентации учащихся сельских школ на продолжение образования позволяет по количеству утверждений, выбранных учащимися, в соответствии с 4 уровнями (недопустимым, критическим, допустимым и оптимальным) диагностировать уровень развития данного показателя готовности. Содержание заданий мониторинга уровня готовности учащихся к получению профессионального образования ориентировано на сельскохозяйственную тематику и соответствует поставленной цели. Указанные диагностические методики предусматривают возможность изменения содержания заданий и вопросов анкет, и могут быть использованы в процессе урока, поскольку работа с ними не требует специальной подготовки и занимает от 7 до 15 минут. Технология мониторинга уровня данной готовности реализуется методами самооценки и диагностики и позволяет отслеживать его изменения.

Компонент «реализация» рассматриваемой системы предполагает использование разработанной нами технологии организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования. В эту технологию входят методики проведения внеклассных мероприятий, применения табличного процессора для изучения взаимных зависимостей физических величин и компьютерной программы «Система заданий на формирование информационных умений учащихся в процессе изучения физики». Указанные методики были разработаны в соответствии с моделью готовности учащихся к получению профессионального образования и направлены на формирование отдельных показателей данной готовности или их совокупности, а содержание этих методик ориентировано на сельскую школу.

В диссертации приводятся методики проведения внеклассных мероприятий, предназначенных для формирования устойчивой ориентации учащихся сельских школ на продолжение образования. В содержании внеклассного мероприятия «Искатели, на старт!» описано коммуникативно-ролевое взаимодействие, которое позволяет реализовать усвоение аксиологических идей в процессе самостоятельного выбора учащимися аргументов в защиту ценности и востребованности образования в условиях родного села. Деловая игра «Ярмарка стремлений» позволяет осуществить перевод объективно значимых ценностей в субъективно значимые посредством экстраполяции учащимися своего фантазийного опыта получения образования для приобретения профессии, востребованной на селе, на представления о собственном будущем.

В исследовании описана методика применения табличного процессора Excel, предназначенная для формирования развитого познавательного интереса, и глубоких и прочных знаний учащихся. Констатирующий эксперимент показал, что 67% учащихся сельских школ испытывают затруднения при интерпретации аналитических и графических зависимостей различных величин и объяснении смысла коэффициентов пропорциональности. Предложенная методика применения табличного процессора Excel для изучения зависимостей физических величин представлена на примере изучения физики, однако она может быть использована при изучении различных зависимостей на других учебных предметах. Самостоятельно изменяя значения физических величин и коэффициенты пропорциональности, учащиеся наблюдают за изменением графика данной зависимости. Доступность приложения Excel в сельских школах, простота и наглядность предложенной методики позволяют задействовать интерес учащихся сельских школ к использованию компьютера в процессе обучения и повысить эффективность формирования глубоких и прочных знаний и развитого познавательного интереса учащихся.

В диссертации приведено описание методики применения компьютерной программы «Система заданий на формирование информационных умений учащихся в процессе изучения физики», направленной на формирование глубоких и прочных знаний и информационной компетентности учащихся. Эта программа позволяет научить учащихся конструировать структурно-логические схемы на примере анализа текстового материала. Предложенная методика формирует умение учащихся фиксировать результаты анализа текста в структурно-логических схемах, конструировать и воспроизводить найденные взаимосвязи, проводить операции анализа и синтеза. Данная программа предполагает возможность изменения содержания заданий, поэтому ее можно использовать для формирования глубоких и прочных знаний и информационной компетентности учащихся в процессе изучения других предметов. Применение этой методики способствует увеличению уровня знаний и информационной компетентности учащихся, поскольку их деятельность в данном случае, становится направленной не только на воспроизведение, но и на получение новых знаний, обогащающих опыт мышления.

Функциональность компонентов «обобщение и анализ» и «коррекция» системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования обеспечивается реализацией представленной в диссертации технологии обобщения и анализа результатов формирования данной готовности с последующей коррекцией этого процесса. Она включает в себя методику использования сводных таблиц, алгоритм составления прогноза изменения уровня указанной готовности, технику применения компьютерной программы «Статистический поиск оптимального решения методической организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования».

В данном исследовании описана методика использования сводных таблиц Excel для наглядного отображения изменения уровня данной готовности, которая позволяет быстро обрабатывать большое количество данных, делать необходимые выборки, корреляции и обобщения. Работа со сводными таблицами предусматривает добавление диаграмм, которые автоматически изменяются при выборе требующихся групп учащихся с различным уровнем развития показателей указанной готовности. Предложенная методика использования сводных таблиц может оказаться полезной для любых педагогических исследований, проводившихся по большому числу школ, включающих в себя несколько классов.

Диссертация содержит описание алгоритма составления прогноза изменения уровня готовности учащихся к получению профессионального образования при наличии двух экспериментальных значений, однако точность прогноза заметно возрастает в условиях длительного мониторинга. Составление прогноза производится в Excel графическим способом, для этого строится график распределения экспериментальных значений готовности по временной шкале. На основании аппроксимации экспериментальных данных на график добавляется полиномиальная линия тренда, отражающая аналитическую зависимость, которая продлевается на заданное количество временных интервалов. Этот алгоритм составления прогноза основан на использовании численных методов математического анализа и может быть полезен для исследования любых процессов, связанных с изменением уровня развития показателей с течением времени.

Коррекция процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования предполагает использование техники применения компьютерной программы «Статистический поиск оптимального решения методической организации процесса формирования готовности учащихся к получению профессионального образования». Указанная техника основана на применении метода сопряженных градиентов с использованием прямых разностей средствами Excel. Занося в табличный процессор значения указанной готовности (экспериментальное и прогнозируемое) и предварительно рассчитанные коэффициенты эффективности каждого мероприятия, можно рассчитать оптимальное распределение количества мероприятий и их участников. Минусом указанной техники является сложность ее применения, поскольку от пользователя требуется знание встроенных функций и надстроек табличного процессора Excel, однако ее применение позволяет провести оптимальную коррекцию плана мероприятий по формированию готовности учащихся к получению профессионального образования.

В целях решения вопроса о корректности алгебраического сложения количественных значений, полученных для различных показателей рассматриваемой готовности, мы разработали методику геометрического расчета (МГР) по которой значение указанной готовности определяется как площадь четырехугольника. На каждой полуоси, построенной от начала координат, откладывается значение уровня развития соответствующего показателя (в средних баллах по пятибалльной шкале).

На диаграмме 1 представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, проведенного в 2000 году в 6 районах Оренбургской области: Айдырлинском, Гайском, Кувандыкском, Новоорском, Пономаревском и Тоцком (всего обследован 471 учащийся). Значения уровня развития готовности учащихся к получению профессионального образования, полученные методом самооценки (28,4 баллов) и методом диагностики (23,3 балла), находятся на критическом уровне. Результаты констатирующего этапа эксперимента, проведенного в 2006 году в МОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Саверовская средняя общеобразовательная школа» (обследован 31 учащийся) определенные методом самооценки (28,5 балла) и методом диагностики (26,3 балла), тоже соответствуют критическому уровню развития готовности.

 

Диаграмма 1.

Готовность учащихся к получению профессионального образования, полученная методом диагностики в 2000 г.


Выяснение статистического соответствия групп учащихся с различными количественными значениями показателей указанной готовности (полученных при помощи диагностики и самооценки) с группами учащихся, выделенными при помощи критериев, проводилось при помощи авторской методики использования сводных таблиц.

Апробация системы формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования проводилась в МОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа» (экспериментальная), и МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Ударник» (контрольная) с 2000 по 2003 годы. МОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа» была экспериментальной, МОУ «Саверовская средняя общеобразовательная школа» - контрольной с 2006 по 2007 г.г. Всего в формирующем этапе эксперимента было задействовано 153 учащихся сельских школ.

Таблица 1.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.