Характеристики монопольной власти. Для количественной характеристики монопольной власти используются: 1) Показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара, максимизирующая прибыль, над предельными издержками его производства. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1 (0 < L < 1). Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большей монопольной властью, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки. У маленьких продовольственных магазинов больше монопольной власти. Но прибыль у них меньше, так как их объем реализации значительно меньше, а средние постоянные издержки больше, они обычно получают значительно меньшую прибыль, чем крупный универсам, несмотря на более высокую накидку. Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма: L = (P-MC)/P = -l/Ed, где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. 2) Индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P. 3) Индекс Херфиндаля–Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … +Р2n , где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Источники или факторы монопольной власти: 1) Доля фирмы в рыночном предложении или число фирм на рынке данного товара (Если на рынке много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену). При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации. Имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм. Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Иногда компании имеют возможность создания барьеров входа для потенциальных соперников посредством рекламы и дифференциации продуктов (Пепси, кола). Такая ситуация называется естественной монополией. 2) Отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью. 3) Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке. Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти (Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей). 4) Взаимодействие между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе. Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть. 5) Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе. Ценовая дискриминация Фирма, обладающая монопольной властью, может ее использовать для проведения особой ценовой политики, так называемой ценовой дискриминации. В данном контексте понятие "дискриминация" является чисто техническим термином (от лат. dicriminatio — различие) и не носит негативного смысла. Ценовая дискриминация (дифференциа́ция) [price discrimination] — поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар при условии, что различия в ценах не связаных с различными издержками связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену. Ценовая дискриминация преследуется в США законом Клейтона, если она ограничивает конкуренцию. То же: ценовая диверсификация, диверсификация цен. Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. § Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной; § чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы на отдельные классы; § чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями. § продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование. Наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами. Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не всегда оправданное. Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени. 1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ЦД) — практика взымания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить (резервированная цена (reservation price); практика назначения для каждого покупателя резервированной цены называется идеальной диверсификацией цен (perfect first-degree price discriminaftion)). Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д - которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (рис. 1). Допустим, что предельные издержки являются неизменной величиной. При проведении ценовой дискриминации первой степени монополист продает первую единицу товара Q1 по ее резервированной цене P1 то же самое касается и второй (продается Q2 по цене Р2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая MR совпадет с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Qn, т. к. именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (MR) дискриминирующего монополиста. Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции в каждом случае будет равен ее цене, как и в условиях совершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста возрастет на величину, равную излишку потребителя (затененная область).  Рис. 1 Совершенная ценовая дискриминация. 2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка. (Например неодинаковые тарифы за электроэнергию для крупных и мелких потребителей, в Москве существуют различные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок, разного рода скидки для тех или иных категорий покупателей (напр., распространенная на Западе традиция скидок при продаже книг для преподавателей). 3. Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара по разной цене разным категориям потребителей с различной эластичностью по цене спроса (сегментация рынка, создавая «дорогой» и «дешевый» рынок). Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках, различные цены за услуги иностранцам и гражданам РФ (гостиницы, музеи), различные цены на блюда в ресторане днем и вечером. Еще одним примером может послужить роман И. Ильфа и Е. Потрова «Двенадцать стульев», когда Остап Бендер торговал билетами с видом на «Провал» «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам пять копеек! Не членам профсоюза –тридцать копеек!». На «дорогом» рынке спрос не эластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» -высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большого количества продукции по более низким ценам (рис. 2). Самая сложная проблема в данной дискриминации надежно отделить один рынок от другого («дорогой» от «дешевого»). Если этого не сделать не удастся максимизировать прибыль (потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродают ее на «дорогом» рынке (перепродажа льготных билетов по цене нельготных).  Рис. 2 Ценовая дискриминация третьей степени На рис. 2 показаны рынки на которых действует дискриминирующий монополист: случаи а и б. Предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых MC и MR определяет уровень цены. Так как ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, то и цены окажутся различными в результате ценовой дискриминацию. На «дорогом» рынке монополист установил цену Р1 и объем продаж составит Q1. На «дешевом» рынке цена будет на уровне Р2 и объем продаж Q2. Валовой доход затемненные треугольники. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) иб) будет выше, чем площадь, обозначающая валовой доход у моноплолиста, не использующего ценовую дискримнацию (случай в). Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Целесообразность той или иной формы ценовой дискриминации должна быть подкреплена экономическими расчетами. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики. Монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Он ведет к общественным потерям, связанным, в частности, с сокращением объема продаж. Однако ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения. Доклад. «Рынок земли и его специфика» Рынок факторов производства (экономических ресурсов) отличается от рынка готовой продукции, хотя цены в обоих случаях определяются соотношением спроса и предложения. Фирмы на рынке ресурсов выступают в качестве покупателей, домохозяйства - в роли продавцов. На рынке товаров и услуг они меняются местами, поэтому спрос на ресурсы является вторичным, производным от спроса на продукт, производимый с помощью этих ресурсов. Классический подход к структуре ресурсного рынка предполагает выделение рынка труда, рынка капитала и рынка земли. Рассмотрим рынок земли. Земля– это ресурсы, которые даны самой природой (естественные ресурсы) и могут быть использованы для производства товаров и услуг. Земля как фактор производства имеет следующие особенности: 1) в отличие от других факторов производства земля невоспроизводима по желанию, т.е. ее количество ограничено, другими словами считается, что предложение земли неэластично (конечно, в очень долгосрочном периоде предложение земли может быть увеличено в ответ на растущий спрос на сельскохозяйственные угодья путем отвоевывания ее у прибрежных участков морей, тайги или тропических лесов. Можно улучшить плодородие земли. Но в краткосрочном и долгосрочном периоде, каким бы высоким ни был спрос, например, на чернозем или на богатые полезными ископаемыми залежи, увеличить предложение земли такого качества просто невозможно); 2) по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда; 3) земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима; 4) земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свою производительность. Из этого следует вывод: тот, кто владеет землей или использует ее, получает определенные преимущества. В связи с этим важно различать два понятия: “землевладение” и “землепользование”. Землевладение означает признание права данного (физического или юридического) лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевают право собственности на землю. Землевладение осуществляют собственники земли. Землепользование – это пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь не обязательно является собственником. Чаще всего в реальной жизни субъектов землевладения и землепользования олицетворяют разные лица. В связи с этим между ними возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму – земельную ренту. Величина земельной ренты определяется спросом на землю. Земельная рента представляет собой доход собственника земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Эту ренту могут получать все собственники земли независимо от ее качества. Земельная рента основана на ограниченности ресурсов, а также на редкости хороших земель и необходимости прибегать к использованию относительно худших земель, в связи с этим существуют такие понятия, как дифференциальная рента и абсолютная рента. Дифференциальная рента– это доход, получаемый в результате использования земельных ресурсов с неэластичным предложением и более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов (в данном случае - по плодородию земли). В отличие от других рынков цены на землю и продукты, производимые на ней, формируются исходя не из общественно нормальных издержек, а издержек производства на худших землях. Если бы это было не так, то никто бы не стал обрабатывать худшие участки, поскольку он не смог бы возместить понесенные затраты. Значит, те, кто эксплуатирует лучшие и средние участки земли, несут меньше издержек и в результате имеют после реализации продукции некий излишек, называемый дифференциальным (разностным) доходом. Этот доход при передаче его собственнику земли и принимает форму дифференциальной ренты. Есть также более общее определение. Дифференциальная рента - это рента, получаемая владельцами земельных участков вследствие различий в их продуктивности, связанных с плодородием и местоположением, а также с эффективностью дополнительных инвестиций. Ранжирование земельных участков может вестись и по местоположению по отношению к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции; в городе - по местоположению в зависимости от удаленности от центра города и т. п. В таком случае мы говорим о дифференциальной земельной ренте по местоположению. Таким образом, ограниченность лучших земель, их неперемещаемость и их местоположение объективно формируют особый тип монополии в обществе – монополию на землю как объект хозяйства. Существование этой монополии и является причиной дифференциального дохода, достающегося землепользователю и превращающегося в дифференциальную ренту при условии его передачи землевладельцу. Слово “рента” в переводе с французского “rente” означает “отданная”. Многие экономисты, такие как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл и др., несмотря на различия концептуальных подходов, подчеркивали неоднородность качества земельных участков. Абсолютная рента– это та часть дохода землепользователя, которую он отдает в виде платы собственнику земли.Т.е. даже худшие участки земли приносят своему владельцу некоторый доход только в силу ограниченности этого природного ресурса. Для справки: Рента является доходом не только от сельскохозяйственной земли, но и от любого другого ресурса, предложение которого неэластично (как бы не изменялась цена, предложение не меняется, так как оно ограничено, фиксировано в данный момент времени). Различают ренту в нефтедобывающей промышленности (предложение нефтеносных участков неэластично), ренту в результате любой естественной монополии и даже доходы, связанные с какими-нибудь уникальными дарованиями (голос выдающегося певца, умение гипнотизировать и т.п.). Рассмотрим ценообразование на рынке земли с помощью категорий спроса и предложения. Как мы уже выяснили, предложение земли неэластично (Еs =0), поэтому график кривой предложения земли S представляет собой вертикальную линию (рис. 1). Рис.1 Равновесие на рынке земли: изменение земельной ренты  · R1 - дифференциальная рента с лучших участков земли · R2 - дифференциальная рента со средних участков земли Дифференциальная рента с худших участков земли (кривая спроса D3) равна 0. Результатом добавочных вложений капитала и труда в лучшие участки может стать повышение R1 до R4 или снижение до R5. Если эффективность производства не изменится, дифференциальная рента останется на уровне R1. Любой землевладелец, заинтересованный в максимизации своих доходов, будет предоставлять землю бизнесу за любую плату, в противном случае он лишится ренты вообще. Поэтому цена земли полностью формируется спросом – уровнем цен продуктов, производимых на земле или, другими словами, спрос на сельскохозяйственную землю является производнымот спроса на продовольствие. Он зависит от плодородия почвы, а также от месторасположения сельскохозяйственных участков – степени удаленности от центров потребления продовольствия и сырья. Например, если цены на зерно или картофель упадут, то и производный от них спрос на землю, на которой они выращивались, также резко сократится, и цена на землю соответственно снизится. Кривая спроса на землю D имеет отрицательный наклон. Точка пересечения кривых спроса и предложения Е – точка равновесия на рынке земли. Ей соответствует равновесная рента (арендная плата) R1. При спросе на землю D1 рента соответствует R1, если спрос сокращается, кривая спроса сдвигается влево в положение D2, и рента сокращается до уровня R2, при спросе D3 рента равна нулю. Предложенная модель может быть использована прежде всего для иллюстрации размеров дифференциальной ренты. Рента за лучшую землю (R1) выше, чем за среднюю землю (R2), а за среднюю – выше, чем за худшую. Худшая земля, как отмечалось, будет давать ее владельцу лишь абсолютную ренту, в то время как лучшая и средняя обеспечат землевладельцу присвоение наряду с абсолютной и дифференциальной ренты. Следует отметить, что даже если дифференциальная рента равна нулю, предприниматель все равно получает нормальную прибыль, удерживающую его в этой сфере деятельности. Поскольку на земельном рынке предложение неэластично, рента всецело определяется динамикой и уровнем спроса, а это оказывает прямое воздействие на цену земли. Цена земли. Цена земли не тождественна земельной ренте. Если последняя представляет собой цену услуг земли как фактора производства, то цена земли определяется как запас некоего блага и определяется на основе капитализации ренты, т.е. представляет собой сумму всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, способен принести конкретный земельный участок. Естественно, что чем выше рента, тем выше цена земли. То есть, если земельный участок рассматривать как капитальное благо, приносящее поток доходов, то становится понятно, что цена земли зависит от двух величин: 1. размеров земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка; 2. ставки ссудного процента. Покупатель земельного участка стремится приобрести его не ради почвы как таковой, а ради той ренты, того постоянного ежегодного дохода, который приносит земля. Покупается право на получение регулярного дохода в течение неопределенно долгого периода времени. Вот почему необходимо использование ставки ссудного процента для определения цены земли. Ведь в экономической теории все активы, которые приносят поток доходов, рассматриваются как капитал. Владелец определенной суммы денег может положить ее в банк и получить доход в виде процента. Но он может потратить эти деньги и на покупку земельного участка. Следовательно, цена земли - это дисконтированная ценность. Но здесь важно подчеркнуть, что при покупке земли предполагается, что доход в виде ренты будет выплачиваться собственнику земли не в течение 1, 2 или 10 лет, а неопределенно продолжительный отрезок времени. Допустим, что какой-то участок в прошлом году приносил ренту в сумме R. Сколько должен заплатить за землю покупатель, если размер арендной платы не изменится? Для ответа на этот вопрос необходимо определить альтернативную стоимость полученных за землю денег. Цена земли должна быть равна сумме денег, положив которую в банк бывший собственник земли получал бы такой же процент на вложенный капитал: Рz = R / n, где Рz– цена земли; R– годовая рента; n– рыночная ставка ссудного процента. Цена земли прямо пропорциональна величине ренты (R) и обратно пропорциональна ставке ссудного процента (n). Т.е. цена земли будет расти, если увеличивается размер ренты и падать, если повышается ставка процента. Например, если ежегодный доход в виде ренты составляет 1000 долл., ставка ссудного процента - 5%, то цена земли составит - 1000/0,05 = 20000 долл. Рассмотренное определение цены земли является теоретическим. На практике цена земли зависит от множества факторов, влияющих на спрос и предложение земельных участков. Так, например, рост цен на землю может объясняться растущим спросом на нее для несельскохозяйственных целей. Резко возрастает спрос на землю (и вообще на недвижимость) в условиях инфляции и особенно гиперинфляции, а это ведет соответственно к росту цены земли. Земельная рента означает платность важнейшего фактора производства - земли. Экономисты прошлого по-разному оценивали это обстоятельство. Например, К. Маркс считал сам факт платности земли препятствием для развития производительных сил в сельском хозяйстве, поэтому им и предлагалась ее национализация. Неоклассической школой, наоборот, подчеркивается положительный, т. е. благоприятный с точки зрения эффективности, характер платности земли как важнейшего ресурса. Сопоставление различных уровней цен на различные факторы производства, например, ставок заработной платы и ставок земельной ренты, дает производителю важнейшую информацию о наиболее эффективном сочетании труда и земли при производстве каких-либо сельскохозяйственных продуктов. Так, если земля дорога, а труд дешев, то экономически рационально замещать землю трудом, вести хозяйство на интенсивной основе. Резюме. Земля - специфический фактор производства. Ключевая ее особенность - ограниченность, потому что количество площадей определенного качества и местоположения, как правило, строго ограничено. Поэтому предложение земли в краткосрочном периоде представляет собой прямую вертикальную линию (то есть совершенно неэластично). Доход собственника земли (землевладельца) определяется размером ренты- платы за использование земельного участка. Рента бывает чистой и дифференциальной. Если размер абсолютной (чистой) ренты неизменен, то величина дифференциальной колеблется в зависимости от качества земельного участка. Цена земли прямо пропорциональна величине ренты и обратно пропорциональна ставке ссудного процента. Экономические риски В связи с развитием рыночных отношений хозяйственная деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Это значит, что возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, опасность неудачи, непредвиденных потерь. Независимо от желания, вступая в рынок, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Не избегать риска, а суметь оценить его вероятность, степень и допустимые пределы – такова задача любого рыночного субъекта. Производственные, финансовые, коммерческие риски обязательные атрибуты жизни предприятия в рыночной экономике. Риск - это возможная опасность, это оценённая любым способом вероятность, а неопределённость – это то, что не поддаётся оценке. В экономической теории под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части доходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Риск сопутствует любой предпринимательской деятельности. В сфере производства риск является наиболее вероятным по сравнению с любым другим видом деятельности. Для того чтобы вовремя распознать возможное наступление риска и минимизировать или предотвратить вероятные последствия его воздействия на бизнес, необходимо знать "врага" в лицо и уметь им управлять. Экономический риск определяется как возможность (вероятность) потерь, возникающих при принятии и реализации экономических решений. Существуют внешние и внутренние причины возникновения риска, порожденные внешними условиями и внутренними факторами деятельности предприятия. Они могут изменять его, расширять или ограничивать его возможности. Изменения факторов внешней среды предприятия создают неопределенность его функционирования как субъекта рынка, и зачастую приходится принимать решения без достаточной информации о происходящем. К сожалению, эта неопределенность практически не зависит от предприятия и поэтому порождает риск его деятельности. Наиболее часто экономические риски возникают по следующим причинам: Разнообразие потребительских вкусов приводит к быстрому изменению рыночной конъюнктуры и усилению конкуренции. Для сохранения положения на рынке производителям необходимо постоянно обновлять свою продукцию. Но выход на рынок с новым товаром всегда содержит повышенный риск из-за возможного отсутствия спроса на незнакомую продукцию. Наибольший риск связан с достижением планируемого объема прибыли. Сложность осуществления более прибыльных проектов обычно выше, чем небольших, что увеличивает риск их реализации. Тем самым прибыль как экономическая категория объективно порождает риск. Нередко возникает противоречие между управленческим персоналом, стремящимся к риску, и исполнителями, склонными к стабильности и не желающими или не умеющими работать в условиях постоянно высокого риска. Деятельность любого предприятия сама по себе является основой его экономического риска. Каждое предприятие является очень индивидуальным, поскольку создается, существует и функционирует при определенных условиях, присущих только ему. Поэтому невозможно определить четкий перечень рисков, которые должны быть присущи любому предприятию. Существует лишь общая классификация рисков, которая может являться основой для выявления конкретных рисков, угрожающих конкретному предприятию: внешние и внутренние риски. Как внешние риски связаны с деятельностью предприятия? Следует подчеркнуть, что, хотя категории внешнего риска по своей сути не зависят от предприятия, тем не менее, имеют непосредственную связь с деятельностью самого предприятия: Внешнеэкономический риск. Может возникнуть в процессе взаимодействия с зарубежными партнерами по бизнесу и быть вызван внутренними причинами партнера: остановка производства, резкий рост или падение цен из-за изменения затрат на производство и т.п. Риск изменения рыночной обстановки. Имеет двустороннюю связь. С одной стороны, это - участие предприятия в формировании рыночной конъюнктуры цен, а с другой - взаимоотношения предприятия с поставщиками оборудования, сырья, полуфабрикатов, покупателями готовой продукции. Природно-климатический риск. Становится внутренним через технологию производства (ее требования) или результаты производства, связанные с необходимостью финансовой компенсации ущерба, нанесенного внешней среде. Информационный риск. Появляется при неправильной организации информационных потоков внутри предприятия, неверных сведениях, как поступивших на предприятие, так и вышедших за его пределы по вине персонала. Сюда же надо отнести разглашение сведений, представляющих особую важность или угрожающих экономической безопасности фирмы. Научно-технический риск. Касается как инновационной деятельности самого предприятия, так и приобретения им патентов, лицензий, новой техники и технологий. Нормативно-правовой риск. Является внутренним в части приказов, решений, нормативов, распоряжений, издаваемых внутри организации. Как мы видим, причины, вызывающие внешние экономические риски, могут заключаться во внутренней среде предприятия. Таким образом, ни один из внешних рисков не является "чисто внешним". Что можно сказать о внутренних рисках? Категории внутреннего риска формируются по центрам образования затрат. Центрами затрат являются отдельные подразделения предприятия, на которые могут быть отнесены затраты. Отсюда можно выделить риски: транспортный, снабженческий, производственный, риск хранения готовой продукции, сбытовой и управленческий. Как и для рисков, относящихся к категории внешних, данные виды внутреннего риска могут быть частично обусловлены причинами, лежащими за пределами предприятия: Транспортный риск. Является частично внешним, если предприятие пользуется услугами сторонних транспортных организаций. Снабженческий риск. Становится внешним, когда возникает по вине поставщиков материальных ресурсов и оборудования при невыполнении сроков, объемов, ассортимента, цены или качества поставляемых ресурсов. Сбытовой риск. Возникает за пределами производственной фирмы при отказе покупателя от продукции не по вине ее производителя. В этой части он относится к категории внешнего риска. Дальнейшая классификация рисков может быть произведена по структурным подразделениям предприятия, видам продукции, факторам производства и т.д. Но поскольку ассортимент выпускаемой продукции и масштабы производства на малых предприятиях не бывают столь широкими, то оптимальным признаком для классификации рисков являются факторы производства: Труд. Можно детализировать по категориям персонала, его половозрастным группам, квалификации, стажу работы и другим признакам. Средства труда. Средства труда для выявления рисков можно рассматривать не только в общепринятой детализации - по их видам, что имеет большое значение для расчета ущерба от его возникновения, - но и в разрезе их возрастного состава, степени износа и годности. Такое деление средств труда на группы облегчает определение возможности и вероятности возникновения внутреннего риска предприятия. Предметы труда. Целесообразно анализировать по видам, по отнесению на конкретные виды продукции, по величине расхода в различных структурных подразделениях предприятия, по причине образования потерь и т.д. Следующий этап построения классификации экономических рисков представляется наиболее трудоемким и ответственным. Здесь необходимо конкретизировать риск факторов производства для того, чтобы по каждому выявить причины возникновения. Основания классификации могут быть следующими: По возможности предвидения - предсказуемые и непредсказуемые. Умышленность создания ситуации риска (преступления, служебные ошибки и т.п.). По причинам возникновения. По месту обнаружения. По времени обнаружения. По центрам ответственности. По виновникам возникновения. По возможности страхования. По длительности действия. По методам обнаружения. По способам минимизации последствий. По этапам производственного цикла. По этапам технологического процесса. По производственным условиям. По этапам жизненного цикла продукции, производимой предприятием. По месту нахождения продукции. По этапам жизненного цикла продукции, реализуемой предприятием. По видам продукции (по номенклатуре, ассортименту). По типу организации производства. По уровню цен на производимую продукцию. По длительности и условиям хранения продукции на предприятии. По длительности и условиям хранения запасов сырья на предприятии. По потребителю продукции. По каналам сбыта и т.д. Классификация рисков. Под классификацией понимают систему соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство для установления связей между этими понятиями. Таким образом, классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия. Одним из первых классификацией рисков занялся Дж.М.Кейнс. Он подошел к этому вопросу со стороны субъекта, осуществляющего инвестиционную деятельность, выделив три основных вида рисков: · предпринимательский риск – неопределенность получения ожидаемого дохода от вложения средств; · риск “заимодавца” - риск невозврата кредита, включающий в себя юридический риск (уклонение от возврата кредита) и кредитный риск (недостаточность обеспечения); · риск изменения ценности денежной единицы – вероятность потери средств в результате изменения курса национальной денежной единицы (рыночный риск). Существуют также: · операционный риск (operational risk) - связанный с недостатками в системах и процедурах управления, поддержки и контроля (риск обмана, риск аварий, риск стихийных бедствий). · рыночный риск (market risk) - риск того, что участник-контрагент не исполнит свои обязательства в полной мере либо на требуемую дату, либо в любое время после этой даты (процентный риск, валютный риск и пр). · кредитный риск (credit risk) – риск потерь, зафиксированных на балансовых и забалансовых позициях, из-за изменения рыночных цен; это риск изменения значений параметров рынка, таких как процентные ставки, курсы валют, цены акций или товаров, корреляция между различными параметрами рынка и изменчивость (волатильность) этих параметров (риск невозврата основной суммы кредита, риск заемщика). · деловой риск (business risk) · риск потери ликвидности (liquidity risk) - риск того, что фирма не сможет в конкретный момент погасить свои обязательства имеющимся капиталом. · юридический риск (Legal risk) - риск того, что в соответствии с действующим на данный момент законодательством партнер не обязан выполнять свои обязательства по сделке. · риск, связанный с регулирующими органами (regulatory risk) · организационные риски - в этот пункт можно включить риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ и пр., то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании. · Технико-производственные риски – риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр. · чистые - означают возможность получения убытка или нулевого результата · спекулятивные - выражаются в вероятности получить как положительный, так и отрицательный результат. · Экологические риски – возникают вследствие изменения законодательства в части требований к окружающей среде; аварий; изменения к проекту властей общественности. · Строительные риски - можно разделить на две части: 1) категория "А" - до завершения строительства; 2) категория "Б" - после завершения строительства. · Субъективный риск – риск, последствия которого нельзя оценить объективно · Объективный риск – риск с точно измеримыми последствиями · Финансовый риск – риск, прямые последствия которого заключаются в денежных потерях · Нефинансовый – без денежных потерь, например потеря здоровья · Динамический – риск, вероятность и последствия которого изменяются в зависимости от ситуации, например риск экономического кризиса · Статический – практически не меняющийся во времени, например риск пожара · Фундаментальный – риск с тотальными последствиями · Частый – риск с локальными последствиями · Индивидуальный – риск, характеризующийся опасностью для отдельного индивидуума · Коллективный (групповой) – риск появления опасности для того или иного коллектива, группы людей и т.д. · Профессиональный – риск связанный с профессиональной деятельностью человека Риски категории "А" приносят материальный ущерб строительству, увеличивая его стоимость. Их причины вызваны: задержками в строительстве; невыполнением обязательств поставщиком, дефектами в оборудовании, технологии; срывами сроков строительства (монтажа) по вине под рядчика. Рисками категории "Б" являются: снижение качества продукции; некомпетентность менеджмента; экспортно-импортные; обстоятельства "форс-мажор"; физический ущерб; транспортные; снабжения; несовместимость оборудования. По последствиям принято разделять риски на три категории: · допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли; в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли · критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект · катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф. Понятие неопределенности В дополнение к риску необходимо рассматривать "настоящую" неопределенность, в которой проявляется предпринимательская функция и формируется его доход. Именно нестрахуемая неопределенность, не учитываемая в ожиданиях инвесторов-собственников капитала, становится "средой" деятельности предпринимателя. Остаток дохода, который получает предприниматель, формируется после удовлетворения всех обязательств, в том числе и по страхованию риска. Размер же этого остатка зависит частично и от предпринимательских способностей, и умения "пройти" сквозь неопределенность, а также, и от характера сочетания случайных факторов с окружающими экономическими условиями. В результате, "только тот риск ведет к предпринимательской прибыли, который представляет собой уникальную неопределенность, вытекающую из принятия конечной ответственности, что по своей природе не может ни страховаться, ни капитализироваться, ни компенсироваться жалованием". Неопределенность относительно будущего - неотъемлемая черта каждого дня, и только те индивидуумы, которые имеют с ней дело постоянно в своих экономических ожиданиях, являются предпринимателями. Р.Кантильон считал, что функция предпринимательства - действовать в неопределенности, в ней находить источник удовлетворения своих материальных потребностей, и эта функция легла в основу его концепции рыночной системы. Именно такая трактовка предпринимателя обозначила направление для исследователей, разделявших точку зрения Р.Кантильона на риск как на важнейший аспект предпринимательской функции. Мотивом личной ответственности за принятые решения в условиях неопределенности отличаются и исследования Г.Шекла. Для него характерно вообще отрицание состояние равновесия, вне которого только и может существовать предприниматель, и нарушение которого является направлением его деятельности. При этом в качестве важнейших функций он выделяет перенесение неопределенности и принятие решений. Последнее осуществляется на интуитивном или инстинктивном уровне с полной ответственностью за него. Неопределенность также является "состоянием ума", чем-то субъективным, однако, ограниченным возможностями как личными, так и окружающей среды. Исследования Ф.Найтом природы предпринимательского дохода легли в основу современных точек зрения на риск и неопределенность. Его результаты дают возможность оценить границы между традиционным управлением корпорацией и предпринимательством. Экономическая неопределенность – одно из возможных условий экономической безопасности. Критерием экономической безопасности является степень зависимости национальной экономики от внешнего мира. Чрезмерная открытость экономики внешнему миру порождает зависимость экономики от экспортно-импортных операций, внешних источников финансирования. Усиливается уязвимость национальной экономики. Опасности подвергаются динамика ВВП, состояние отдельных отраслей («продовольственная безопасность», «технологическая» и др.), уровень занятости, состояние национальной валюты, размер валютно-финансовых резервов и т.д. Особой сферой неопределенности является область кредитования. Кредитор никогда не может быть уверен наверняка, что данные им деньги вернутся в срок. Поэтому страховая премия включается в процентную ставку. Спрос фирмы на ресурсы. Для производства любого вида товара или услуги фирме необходимо приобрести экономические ресурсы. Значение рынка факторов производства связано с тем, что: · во-первых, существующие на рынке ресурсов цены обуславливают уровень экономических издержек всех действующих предприятий, что в свою очередь определяет величину рыночного предложения на рынке готовой продукции; · во-вторых, цены на факторы производства являются важнейшим фактором формирования денежных доходов домохозяйств (в виде зарплаты, ренты, процента и прибыли), определяющих рыночный спрос на готовую продукцию; · в-третьих, нормальное функционирование рынка факторов производства способствует эффективному распределению экономических ресурсов между экономическими субъектами, и тем самым, минимизирует альтернативные издержки производства того или иного вида готового продукта. В отличие от рынка готовой продукции, где домохозяйства предъявляют спрос, а фирмы формируют предложение, на рынке ресурсов функциональные роли экономических субъектов кардинальным образом меняются. Теперь уже домохозяйства предлагают имеющиеся в их распоряжении экономические ресурсы и становятся субъектами предложения, а фирмы закупают необходимые им производственные ресурсы и выступают в качестве субъектов спроса. Спрос на экономические ресурсы предъявляется фирмами-производительницами. Величина спроса на экономические ресурсы определяется количеством ресурсов, которые фирмы готовы приобрести при существующих ценах, в данном месте, в данное время. В отличие от спроса на готовую продукцию, спрос на ресурсы имеет производный характер, поскольку непосредственно зависит не только от цены на ресурс, но и от спроса и цен на готовую продукцию, изготавливаемую фирмой при помощи данного ресурса. Среди наиболее важных факторов, определяющих спрос на используемый фирмой ресурс, выделяют следующие: 1. Спрос на готовую продукцию, производимую при помощи данного ресурса. Очевидно, что чем выше спрос на продукт, тем больше фирма заинтересована в его выпуске, и тем больше ей требуется ресурсов для его производства. И наоборот, спрос на ресурс, используемый для производства никому не нужной продукции, будет близок к нулю. 2. Производительность ресурса. Производительность ресурса может быть оценена через его предельный продукт. Если используемый ресурс отличается высокой производительностью, то при прочих равных условиях спрос на него будет более значительным, чем на ресурс с низкой производительностью. 3. Цена на ресурс. При прочих равных условиях (и, прежде всего, при неизменности цен на ресурсы-заменители) сокращение цены на ресурс в соответствии с законом спроса может вызвать рост величины спроса на ресурс, а его удорожание — сокращение величины спроса. 4. Величина предельного дохода фирмы (MR). При неизменности всех прочих характеристик используемого ресурса, чем выше предельный доход фирмы, тем выше и предельный продукт ресурса в денежном выражении, другими словами — доходность используемого ресурса, и, следовательно, тем выше будет спрос фирмы на данный ресурс. 5. Цены на другие ресурсы. В отличие от рынка готовой продукции изменение цен на другие ресурсы может вызвать два противоположных эффекта: эффект замещения и эффект объема выпуска. Степень влияния данных эффектов зависит от принадлежности анализируемых ресурсов к группе заменяющих, дополняющих или нейтральных факторов производства: · нейтральные ресурсы оказывают крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного фактора; · заменяющие ресурсы удовлетворяют аналогичные запросы фирмы-производителя, и потому являются конкурентами для основного фактора; · дополняющие ресурсы используются в производстве совместно с основным фактором в пропорциях, определяемых технологическим процессом. Эластичность спроса на ресурс Эластичность спроса на ресурс по цене показывает степень количественного изменения величины спроса на ресурс при изменении цены на 1%. Факторы, определяющие эластичность спроса: 1. Наличие и доступность на рынке ресурсов-заменителей. Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей, то спрос на него будет относительно стабильным. 2. Доля затрат на данный ресурс в совокупных издержках фирмы. При прочих равных условиях, чем меньше доля совокупных затрат приходится на рассматриваемый ресурс, тем ниже эластичность спроса фирмы на него. 3. Анализируемый период времени. При прочих равных условиях, чем менее продолжительный период времени мы рассматриваем, тем менее эластичен спрос на ресурсы. Очевидно, что в краткосрочном периоде производителю сложнее адаптироваться к росту цен и найти необходимые ресурсы-заменители. 4. Эластичность спроса на продукт, изготавливаемый при помощи данного ресурса. Снижение цены на продукцию, характеризующуюся эластичным спросом, приводит к увеличению объема продаж, и как следствие, к росту спроса на ресурсы. Поэтому, при прочих равных условиях, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс, используемый при его произ |