За последнее время бюджетная классификация подвергалась многочисленным изменениям, связанным с этапами самого становления бюджетного процесса и его реформированием. Наиболее заметными стали изменения, которые произошли после принятия Федерального закона от 22 декабря 2005 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и Бюджетный кодекс РФ». Основные отличия заключаются в том, что в настоящее время коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета, коды экономической классификации доходов и особенно расходов бюджета в результате устранения излишней детализации стали более обобщенными. Все эти усовершенствования были направлены на приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Безусловно, бюджетная классификация, применяемая сейчас в Российской Федерации, не совершенна и по-прежнему нуждается в доработке. Однако за последнее десятилетие было внесено большое количество изменений, приведших к значительному укреплению финансовой дисциплины, был сделан большой шаг в направлении оптимизации структуры бюджетной классификации с целью обеспечения сопоставимости бюджетных показателей, а также усиления контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существующая бюджетная классификация обеспечивает выполнение одного из основных принципов построения бюджетной системы – принципа единства, так как бюджетная классификации РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Она также обеспечивает унификацию бюджетной процедуры, способствует проведению анализа плановых и отчетных данных по бюджету в целях выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета, организует контроль за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях. Глава 2. Структура бюджетной классификации Характеристика действующей бюджетной классификации В состав бюджетной классификации, начиная с 1 января 2008 года, входят всего четыре классификации, и первой из них, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является классификация доходов бюджетов. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.[7] Доходы в бюджетной классификации систематизированы по источникам доходов бюджета и подразделяются по категориям, группам доходов, видам доходов, разделам, подразделам. В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы: • налоговые доходы; • неналоговые доходы; • безвозмездные перечисления; • доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы включают: § Налоги на прибыль, доходы § Налоги и взносы на социальные нужды § Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации § Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации § Налоги на имущество § Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами § Государственная пошлина § Доходы от внешнеэкономической деятельности § Прочие налоги, пошлины и сборы Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета. Регулирующие доходы бюджетов – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. К неналоговым доходам бюджета относятся: § Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. § Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности § Платежи за пользование природными ресурсами § Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства § Доходы от продажи материальных и нематериальных активов § Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. К безвозмездным перечислениям относят перечисления от государственных предприятий, государственных внебюджетных фондов, нерезидентов, бюджетов других уровней. К доходам целевых бюджетных фондов можно отнести отчисления, производимые дорожным, экологическим и другими фондами. Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.[8] Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Код доходов в Бюджетной классификации состоит из 11 знаков: 1-й знак – доходы (всегда 1); 2-й знак – категория доходов (текущие доходы – 1; капитальные доходы – 2); 3-й знак – группа доходов (например, в категории «текущие доходы» - выделяются налоговые доходы – 1; неналоговые доходы – 3); 4-5-й знаки – вид доходов (например, в категории «текущие доходы» выделяются прямые налоги на доходы и прибыль – 01); 6-7-й знаки – детализация (например, в категории «текущие доходы» в составе прямых налогов на доходы и прибыль выделяются налоги с физических лиц – 01; с юридических лиц – 02); 8-9-й знаки - раздел (например, в категории «текущие доходы» в составе налогов с физических лиц выделяется подоходный налог - 01); 10-11-й знаки – подраздел (например, в категории «текущие доходы» в составе подоходного налога выделяются подоходный налог с граждан – 01)). Исходя из вышеизложенного, код подоходного налога с граждан будет иметь вид 11101010101.[9] Однако наибольший интерес для граждан представляет бюджетная классификация расходов, которая позволяет определить направления расходования бюджетных средств. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.[10] Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. В бюджетной системе Российской Федерации в настоящее время используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по видам деятельности и звеньям управления и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации. Функциональная структура расходов бюджета того или иного уровня позволяет охарактеризовать приоритеты бюджетной политики, обусловленные уровнем социально-экономического развития территории и важностью решаемых задач. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Функциональная классификация предусматривает 11 разделов. Код раздела – трехзначный, например: 2.14 – образование. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций. Например, в разделе 2.14 «Образование» выделяются подразделы: 1 – дошкольное образование; 2 – общее образование; 3 – учебно-воспитательные учреждения специального назначения. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.[11] Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код. Вторым уровнем этой классификации является классификация целевых статей расходов бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Данная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.[12] Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Это текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии. Экономическая классификация определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. При составлении экономической классификации за основу была взята классификация расходов, рекомендуемая МВФ, поэтому показатели бюджета также можно использовать для сопоставления с другими странами. Экономическая классификация расходов бюджетов состоит из четырех групп, представленных в таблице 2.1. Таблица 2.1 Экономическая классификация расходов бюджета № п/п | Код | Наименование группы расходов | | | Расходы | | | Поступление нефинансовых активов | | | Поступление финансовых активов | | | Выбытие финансовых активов. | Классификация источников финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.[13] В рамках классификации источников финансирования бюджетных дефицитов выделяют: 1) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; 2) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Источниками внутреннего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов являются бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Источниками внешнего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов являются государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций (в иностранной валюте), привлеченные Российской Федерацией.[14] Классификация операций публично-правовых образований (сектора государственного управления) является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания. В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп: 100 Доходы; 200 Расходы; 300 Поступление нефинансовых активов; 400 Выбытие нефинансовых активов; 500 Поступление финансовых активов; 600 Выбытие финансовых активов; 700 Увеличение обязательств; 800 Уменьшение обязательств. Группы детализируются статьями и подстатьями. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень подстатей операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей), закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. |