Основные цели и задачи бюджетной классификации В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей бюджета, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их состав и структуре. При этом важным требованием, предъявляемом к бюджетной классификации является ясность и четкость группировки. Основными целями бюджетной классификации являются: 1) удовлетворение потребности органов власти и управления, органов финансового контроля в информации для эффективного бюджетного планирования, управления бюджетами, принятия управленческих решений в части исполнения основных функций государства; 2) информационная открытость процессов формирования, утверждения, исполнения бюджетов, а также содержания отчетов об их исполнении; 3) методологическое единство, сравнимость и сопоставимость (внутренняя и внешняя) как в части бюджетной отчетности, так и в отношении статистики государственных финансов. Бюджетная классификация ориентирована на решение следующих основополагающих задач: 1) создание методологической основы для реализации принципа единства бюджетной системы страны; 2) обеспечение единства форм бюджетной документации; 3) осуществления оперативного контроля при исполнении соответствующих бюджетов и бюджетной системы в целом; 4) обеспечение сопоставимости показателей всех бюджетов бюджетной системы как внутри страны, так и на международном уровне, получение сводной бюджетной информации в виде консолидированных бюджетов; 5) приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления; 6) формирование инструментов государственного финансового контроля и аудита при осуществлении бюджетного процесса. Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей. Бюджетная классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременностью поступлений средств и использованию средств бюджета по целевому назначению.[4] Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию бюджетных средств, контролю за выполнением финансовых планов. Большая роль принадлежит бюджетной классификации в процессе исполнения бюджета. Она является необходимым условием обеспечения целевого финансирования мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете и сметах расходов бюджетных учреждений. Бюджетная классификация лежит в основе единства синтетического и аналитического учета доходов и расходов бюджета в финансовых органах, бюджетных учреждениях. Она необходима для составления отчетности об исполнении государственного бюджета. В условиях самостоятельности звеньев бюджетной системы бюджетная классификация создает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.[5] Необходимость бюджетной классификации обусловлена созданием единых условий и принципов органам государственной власти и управления для осуществления бюджетного планирования, управления бюджетным процессом, ведении бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, проведения бюджетного контроля, анализа составления и исполнения бюджетов. Единая система бюджетной классификации необходима для обеспечения прозрачности и согласованности информации на всех уровнях государственного управления, на которых ведется учет финансовых операций на каждом этапе сбора, учета и распределения доходов и осуществления расходов. Бюджетная классификация позволяет сравнивать между собой данные по временным периодам, по разным видам деятельности, различным учреждениям, а также на межгосударственном уровне.[6] Бюджетная классификация должна соответствовать следующим требованиям: 1) возможность интеграции в систему бюджетного учета; 2) возможность осуществления финансового учета; 3)возможность консолидации данных различных сегментов сектора государственного управления; 4) возможность адаптивности к внутренней и международной бюджетной отчетности; 5) возможность компьютеризации и автоматизации ведения бюджетной классификации. Бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем: § законодательного контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом; § формирование механизма реализации принципа «единства» бюджетной системы; § получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; § формирование механизмов законодательного контроля бюджетного процесса. |