ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 1. ОБ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ ПРЕДИСЛОВИЕ | Музеи – это не мёртвый клад в подвалах здания нашего будущего, а живые следы живой жизни, пережитой человечеством и каждым отдельным человеком. Жизнь, которая ушла и ушла бы безвозвратно, если бы не музеи, которые «остановили её», и мы, попав в музей, можем прожить множество жизней. Нарышкина Н. А. «Жизнь моя - музеи» [Нарышкина: с.3] | Среди множества музейных собраний особое место занимает литературный музей. На протяжении двух последних столетий русская культура складывалась литературоцентрично: интеллектуальный потенциал нации выражался писателями. И литература, традиционно стоявшая в оппозиции к государству, стала не столько изящной словесностью; сколько национальной философией. В ХХ веке дух и буква национального литературного наследия закреплялись в различных литературных мемориалах. Сегодня только в московском регионе более тридцати таких экспозиций. Как же взаимодействует педагогический потенциал литературного музея с процессом преподавания литературы в школе? К сожалению, стихийно. И это – точка зрения не только школьных педагогов. В новейшей коллективной монографии «Музейное дело в России» читаем: «Однако, несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит ещё стихийный характер» [Музейное дело: с.444]. Мы приводим детей в музей и оказываемся в ситуации замятинского романа, когда главный герой, попадая в Древний Дом, не может увидеть утилитарной целесообразности находящихся в нём предметов. Но предмет в этом доме, по мысли автора, не функция, он ценен сам по себе, он – подлинник времени. Современный школьник в восприятии музейной среды близок к героям антиутопии – ему также трудна притягательная иррациональность музея и, особенно, музея литературного. При этом очевидно, что продуктивность знаний по предмету, полученных вне школьного кабинета, в музее, чрезвычайно высока. Ведь музейная среда – сама по себе гиперпространство, где всё информативно и образно. В то же время музеи, декларируя коммуникативный принцип в работе со своей аудиторией, до сих пор замкнуты на себе как на научном институте. Широкое культурообразующее начало, заложенное в музее, в полной мере не раскрыто, возможность культурного диалога с аудиторией не исчерпана. Общая гуманитарная культура молодёжи, даже в элитарных учебных заведениях, стала удивлять своей ограниченностью. В известной телепередаче А. Караулова «Момент истины» у студентки МГУ, будущего искусствоведа, спросили, почему Третьяковская галерея названа Третьяковской, и… студентка затруднилась с ответом. «Классическая притча о Сократе гласит: к философу пришла мать годовалого ребёнка и спросила, в каком возрасте надо начинать его воспитывать. Ответ Сократа был короток - ты опоздала ровно на один год» [Эберт: с.125]. К счастью, к формированию музейной культуры как части общей личностной культуры это не относится. Знакомство с музейной средой плодотворно и в школьном возрасте, что подтверждается исследованиями музейных и школьных педагогов. Зачастую первооткрывателями музея для школьника становится именно учитель. Кроме того, авторство системной работы со школьниками в музее по праву принадлежит педагогам. Но как мы, учителя, этим правом пользуемся? Исходя из возрастных психолого-педагогических особенностей, наиболее «отзывчивы» для восприятия литературной экспозиции старшеклассники, им посильна метафоричность и широкая ассоциативность этой среды. С обретением навыков чтения музейного текста, старшеклассник выходит на новый уровень овладения историко-литературным курсом. Например, в музее М. Ю. Лермонтова в Тарханах есть подлинники его рисунков «Испанец с кинжалом», «Испанец с фонарём и католический монах», относящиеся ко времени, когда он жил в усадьбе и создавал свои ранние произведения. Сквозь такую живописную призму романтизм Лермонтова осознаётся учащимися иначе, более рельефно и осязаемо, что достигается, конечно, диалогом искусств, реализующимся в литературной экспозиции и отнюдь не всегда присутствующим на уроке. Чеховское Мелихово. Разнообразнейший круг занятий хозяина – строительство школы, медицинская деятельность («ловлю холеру за хвост»), и вдруг парадоксальное признание в письме: «Мой идеал теперь - быть праздным». Праздным для чего? Для того чтобы предаться литературному труду, без тягот добывания хлеба насущного – есть дом для семьи, правда шуршащий по ночам тараканами, есть флигель для работы, правда крошечный, есть свой тихий пруд… Биография писателя, «оживлённая» его подлинным бытом, закладывается в долгую память ученика. Это уже не хронология жизни, это путь страданий и обретений художника и, следовательно, факт успешного освоения историко-литературного курса. Есенин отказывал имажинистам в чувстве родины. В 1921 году он писал: «У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова». Зная пейзажную лирику поэта, самого Есенина в этом трудно упрекнуть. Конечно, он - поэт русского пейзажа, но пейзажа своего, есенинского: вольных приокских лугов на Рязанщине, весёло-светлых лесов в Мещёре, «озёрной тоски». Не увидев этих мест, не услышишь многих и многих есенинских нот: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь [Есенин: Т.1, с.75]. В 1911 году, шестнадцатилетний Есенин пишет стихотворение «Пребывание в школе» о Спас-клепиковской церковно-приходской школе, где он учился: Душно мне в этих холодных стенах Сырость и мрак без просвета. Плесенью пахнет в печальных углах - Вот она доля поэта… [Есенин: Т.2, с. 159]. Увидев эту школьную спальню для мальчиков в музее поэта в Спас-Клепиках, вряд ли можно предположить, что именно она стала темой стихотворения. Но это так. Скорее всего, не холодные стены, а оторванность от родительского дома заставили юного Есенина почувствовать себя отшельником. Но, кто знает, не это ли чувство одиночества пробудило в Есенине желание писать… В литературном музее история анимируется документами, подлинниками, художественным решением самой экспозиции, что требует культуры «прочтения» экспонатов, то есть музейной культуры. Музейная культура учащихся в наше время приобретает совсем иную востребованность, нежели чем 15 – 20 лет назад. Дети постиндустриального общества страдают от его избыточной унификации. С серийностью в одежде, с модой на одни и те же предметы потребления, они теряют связи с предметной культурой человечества. Из нашей жизни уходит способность ощущать уникальность подлинника, его историческую, образную, духовную наполненность. Музейная культура учащихся может противостоять обезличенности, «клиповости» информации о мире, которую получают старшеклассники. Музейная культура, формирующаяся в среде русского литературного музея, – путь не только к совершенствованию знаний по литературе, это путь к сохранению нашего национального самосознания. Скромно оценивая свои усилия, мы предлагаем методику работы со старшеклассниками в пространстве литературного музея, полагая доминантой такой педагогической деятельности – углубление историко-литературных знаний учащихся на основе знакомства с миром подлинников, исторических документов, погружение в эпоху писателя, а значит – и восприятие историко-литературного процесса в его культурной материальной сути. Надеемся, что данная методика поможет учителям литературы старших классов более полно использовать ограниченное время посещения учащимися литературного музея. Глава 1. ОБ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЕВ Современная электронная энциклопедия «Кругосвет» так представляет литературный музей: «это музеи, специализирующиеся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса. Прообразами литературных музеев можно считать хранилища древних и церковных рукописей в соборах и монастырях, а также собрания частных, государственных и церковных библиотек. Первые литературные музеи возникали как мемориальные. Личные вещи, здания, внутреннее убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством – рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Поэтому потомки стремились сохранить неизменными дом, кабинет, рукописи, книги, предметы домашнего обихода писателя. Любой предмет, попадая в музей, теряет свойства бытовой вещи и хранится как свидетель истории» [Кругосвет: с. 368]. Современные литературные музеи действуют и как научно-исследовательские учреждения, собирая по крупицам сведения и предметы, представляя экспозиции, связанные с жизнью и творчеством писателей и поэтов. Кроме того, в музеях организуется лекционная работа, устраиваются встречи посетителей с видными деятелями литературы и искусства. По характеру деятельности литературные музеи делятся на историко-литературные и литературно-мемориальные. Историко-литературные собирают и анализируют материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, и занимаются теорией литературы. В России это Государственный литературный музей в Москве – ГЛМ и Музей института русской литературы в Петербурге – Пушкинский дом. Здесь ведутся исторические изыскания, проводятся научные сессии и конференции. Результаты научных исследований публикуются в сборниках, отдельных трудах, каталогах, описаниях рукописей и личных библиотек писателей (например, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома). Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные одновременно литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др. Литературно-мемориальные музеи включают в себя мемориальные комплексы – строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания – и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя. В экспозициях помимо мемориальных предметов используются изобразительные материалы – фотографии, картины, гравюры. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музеи Чехова в Москве, Таганроге, Мелихове Московской области и Ялте. Музеи также изготавливают копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретают вещи, характерные для той или иной эпохи. Вместе с подлинниками такие предметы составляют музейные фонды, используя которые работники музеев стараются реконструировать условия жизни и быта, воспроизвести атмосферу, в которой жил и творил писатель. В литературно-музейном деле существует и иное направление – музеи литературных героев, например: музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, музей мадам Бовари во Франции и т.д. В нашей стране на станции Выра открыт музей станционного смотрителя Вырина из пушкинских Повестей Белкина – восстановлен ямской двор со всеми постройками, в комнате смотрителя – предметы быта начала 19 века. Все чаще литературные музеи добавляют к своему названию словосочетание «культурный центр». И, как очаги культуры, способствуют деятельности литературных объединений, поэтических кружков, организуют в своих стенах литературно-музыкальные концерты, вечера поэзии и презентации новых книг Стремление увековечить память любимых писателей и открыть посвященные им музеи впервые проявляется в XIX веке. В Великобритании это было связано с именами Вальтера Скотта и Уильяма Шекспира. В России идея создания литературного музея впервые стала обсуждаться в 1837 году после трагической гибели А.С.Пушкина. Однако только в 1879 году при Царскосельском лицее была открыта библиотека, преобразованная в 1889 г. в музей Пушкина, а в 1908 г. открыт Музей Пушкина в селе Михайловском». Обзор истории существования литературных экспозиций и принципов их организации показывает интегративную сущность литературного музея. Она основывается на синтезе педагогики, искусствоведения, документалистики, образном построении экспозиции. Таким образом, литературный музей выходит на совершенно иную, в отличие от школьного урока, воспитательную и образовательную ступень. |