ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ: СОЦИОЛОГОИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Суббота, 14.09.2013 В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. отмечается взлет того, что и было впоследствии названо «исламским возрождением» в Казахстане и других республиках Центральной Азии. В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. отмечается взлет того, что и было впоследствии названо «исламским возрождением» в Казахстане и других республиках Центральной Азии. Исламская вера и связанные с ней традиции, как важные элементы национальной идентичности, начали свое возрождение и на Северном Кавказе, в Азербайджане, на Поволжье, Крыму, в Татарстане и других регионах бывшего СССР. Сформировалась даже целая совокупность теоретических концепций. Исследователи указывали, что общей предпосылкой, подготавливавшей этот взлет интереса к традиционному исламу, явились мощные общественно-политические процессы, которые повлияли на многие стороны жизни общества. Немаловажную роль здесь сыграли годы перестройки и последствия распада СССР вкупе с обретением независимости бывших союзных республик, позволившей через короткий промежуток времени соединиться духовно-культурным ценностям со своим народом, формируя постепенно в новых условиях этническое и религиозное самосознание. Одновременно в те же 1990-е годы в постсоветских странах Центральной Азии начался весьма интенсивный процесс либерализации духовной жизни, который вызвал существенные структурные сдвиги в системе религиозного образования и рост числа приверженцев традиционного ислама, в особенности одного из его основных течений - мазхаба Абу Ханифы. На первом курултае мусульман Казахстана, который состоялся 12 января 1990 года, было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Способствовала религиозной активности, безусловно, и государственная политика в религиозной сфере, на которую в тот период обратили более пристальное внимание. Эти и другие условия и повлияли на своеобразный всплеск интереса к традиционным исламским истокам, в том числе и ханафизму. 15 января 1992 г. был принят Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», в котором было гарантировано право на свободу вероисповедания (ст.1), равенство граждан Республики Казахстан независимо от их отношения к религии (ст.3), запрет на организацию политических организаций религиозного характера и т.д. Данный Закон отразил значительные перемены в государственном регулировании религиозной сферы в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. Новое законодательство устанавливало равенство всех религий перед законом, право граждан определять свое отношение к религии. Провозглашался принцип невмешательства государства в дела религиозных объединений. К 2007 г. в стране насчитывалось 1853 мусульманских объединений, из них 1844 - суннитского направления, 3 объединения - шиитского и 1 - суфийского направления, 5 объединений представляли Ахмадийский Жамагат. На этом фоне примечательна тенденция упрочения деятельности официальных мусульманских религиозных объединений («Всемирная ассамблея исламской молодежи», международные фонды «Абу Даби ал-Хайрийа», «Ахмед Яссави», Благотворительный фонд «Вакф ал-Исламия», «Берекет», «Каганат», Центр милосердия «Ахмедин», центр «Харун Яхья»), а также религиозных обществ (Лига женщин-мусульманок, Ассоциация «Фатима», движение «Рифах», «Суфийское братство», культурного центра русских мусульман «Ихлас»). ВОЗРОЖДЕНИЕ В Казахстане была создана сеть исламского образования, куда вошли Исламский университет (впоследствии переименован в Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», в котором за период с 2001 по 2007 гг. получили религиозное образование 145 студентов). Исламский институт по повышению квалификации религиозных деятелей при Духовном управлении мусульман Казахстана. Кроме того, были открыты Казахско-Кувейтский университет (ныне Южно-Казахстанская гуманитарная академия), международный Казахско-арабский университет, международный Казахско-Турецкий университет. Эти высшие учебные заведения функционируют вне системы ДУМК и были открыты при финансовой помощи зарубежных государств. Кстати сказать, в 2000 г. был открыт Центр исследования исламского права при Казахской государственной академии права. В 2004 г. образовался Союз мусульман Казахстана. С 1997 г. выпускается религиозно-познавательный журнал «Мир ислама» («Ислам Элемі>), журнал «Шапагат-Нур» (издается с 1998 года), журнал «Ислам» (издается с 2003 года), религиозно-познавательная газета «Ислам жэне вркениет» («Ислам и цивилизация»), газета «Иман» («Вера»), независимая газета «Рухани омір» («Духовная жизнь»), независимая республиканская информационная газета «Ислам» и др. Как свидетельствуют имеющиеся материалы, традиционный ислам продолжает сохранять свой динамизм и оказывать воздействие на формирование общественно-духовной ситуации в стране. Кроме того, в некоторых регионах он приобретает более интенсивный характер. На растущую потенцию данного явления за последние годы указывает сам характер его развития в Казахстане и тот интерес, который проявляют к нему многие зарубежные и отечественные исследователи. Так, например, известный исламовед А.К.Муминов пишет: «Сейчас всякие политизированные течения в исламе пытаются использовать в своих целях ...наши недостатки. К сожалению, наша молодежь быстро попадает в их ловушки. Поэтому нам необходимо широко пропагандировать в народе мазхаб Абу Ханифы». Что касается представителей Духовного управления мусульман Казахстана, то они также считают, что основой мусульманского возрождения в Казахстане должен стать традиционный (мазхабический) ислам. Именно суннизм ханафитского мазхаба, считают они, способствовал сохранению этнокультурных особенностей народа, учитывал обычаи и традиции местного населения (на территории Казахстана он исповедуется казахами, узбеками, татарами, уйгурами, башкирами, дунганами, каракалпаками, кыргы-зами и верующими других национальностей). Сама проблема возрождения ислама состоит в сохранении системы мазхабов, ибо в ней проявляется дух исламской религии и ее плюралистичность. Одной из отличительных черт возрождения традиционной религии в Казахстане была, как нам кажется, её распространенность. Фактически в каждом из его регионов, независимо от их размера или экономического, политического и культурного окружения можно было видеть тенденцию к поиску духовных ценностей. Поддержка религии исходила практически из всех слоев населения. Все заметнее был растущий интерес к традиционной религии и со стороны представителей разных этнических групп и официальных кругов. Почему же процесс возрождения традиционного ислама в Казахстане и других государствах Центральной Азии начался с таким явным успехом? Мы не думаем, что подобный феномен объясняется некой склонностью народов к религиозному фанатизму, равно как и лишь уровнем их экономического и социального развития, будь он низкий или высокий. Темпы продвижения «духовного возрождения» и его устойчивость не всегда зависят от уровня развития экономики и собственно рыночных отношений. Хотя есть, конечно, ряд внешних причин (например, активность миссионеров и религиозных организаций, религиозная толерантность и др.), которые, как известно, способствуют или тормозят его развитие. К их числу относятся также характер меняющейся политики в области религии, отношение государства к духовному наследию, в первую очередь, его поддержка. С культурологической точки зрения движение мусульманских народов Казахстана за возрождение традиционного ислама представляет собой процесс самоидентификации, необходимое условие возврата к духовному наследию. На психологическом уровне подобное движение создает предпосылки для национальной идентификации личности, позволяющей приобщения к своей культуре. Практически же речь идет о том, чтобы через возрождение исламских ценностей воссоздать историю и культуру, самобытность и традиции, восстановить традиционный образ жизни. Религия - это формы продолжающихся и развивающихся отношений, другими словами, это область сосредоточения истории, культуры, традиций и обычаев. Как отмечает Б.Бабаджанов, нельзя ратовать за возрождение национальной культуры, отказавшись от традиционных ее проявлений. «По крайней мере, идеология национального возрождения и интеграции, - продолжает он, - сейчас не может обойтись без религиозной составляющей. И в этом случае, очевидно, лучше выбирать не «импортированные» его формы, а способствовать возрождению тех традиционных форм, которые отвечают духу национальной культуры и менталитета». Что касается анализа отношения к религиозным ценно-стям, традиционному исламу в целом, то он важен тем, что позволяет понять, как экономический фактор сочетается в сознании людей с осмыслением их конкретных духовных интересов. И вовсе не случайно, наверное, что именно в реакции населения на идею возврата к ценностям традиционного ислама отражается уровень жизни и его динамика в том или ином регионе. Во всяком случае, регионы, население которых благословеннее, чем в среднем по Казахстану, воспринимает возврат к религиозным ценностям, относятся к не богатым. В крупных же городах и «богатых» регионах, где сравнительно высокая концентрация вестер-низированных групп (среди чиновничества, интеллигенции, новых и старых хозяйственных элит) создает совершенно особую атмосферу, когда все, так или иначе связанное с религиозным воззрением пользуется менее значительной поддержкой, хотя и вызывает определенный интерес. Проведенный анализ исследовательской группой Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова МОН РК по регионам страны показал то, что уровень религиозности в них достаточно высок, но при этом они различаются между собой по некоторым показателям. Население таких городов как Шымкент, Туркестан, Усть-Каменогорск по уровню является самым религиозным и при этом понимание значения религии трактует в его более классической форме. Население же таких городов как Актобе и Павлодар, являясь по уровню также одним из наиболее религиозных, воспринимает исламскую религию больше как традицию предков. Одним из факторов такой картины является то, считают эксперты, что в этих городах сильны патриархально-этические нормы. Интересный результат также дал г. Шымкент. При ответе на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» основная часть населения противоречиво ответило - «Скорее да». Город Караганда, по большому счету, показал себя неглубоко религиозным. Постоянный и значительный интерес мусульманского населения Казахстана к традиционному исламу, особенно в первой половине 1990-х гг., вызвал к активности другое явление, связанное с организацией и изучением Корана и Сунны, а также трудов известных богословов. По нашим исследованиям, около 73 % опрошенных выразили интерес к исламской религии и свыше 15 % читали или читают Коран. Более 40 % респондентов ответили, что их роднит со своим народом духовная культура и традиционная исламская религия. Это подтверждение тому, что традиционная религия не потеряла качество своей функциональной связанности с национальными традициями и обычаями, а отсюда сохранила качество интегрального и необходимого элемента всей системы духовной культуры. Для большинства мусульманского населения Казахстана ислам выступает скорее как духовно-нравственный феномен. Продолжая знакомить с материалами наших социологических исследований, хотелось бы заметить следующее. Несмотря на то, что, по мнению некоторых исследователей, Казахстан формально можно считать мусульманской страной (по сведениям ДУМК за 2007 г. в Казахстане насчитывалось 9 миллионов мусульман, что составляло свыше 70% населения), более тщательное изучение религиозной ситуации в стране заставляет делать ряд оговорок и уточнений, а также поставить вопрос - кого именно считать верующими? Только «истинного» мусульманина или к этой категории можно отнести и тех, кто по рождению является мусульманином. Мыслим здесь и такой вариант: верующий мусульманин - тот, кто считает себя им, т.е. настаивает на первостепенном значении самоидентификации. Мы не будем углубляться в научный анализ данной проблемы, поскольку она является объектом отдельного рассмотрения. Согласно мнению некоторых служителей религии, существует два типа мусульман. Первый тип - это «частичные» мусульмане, проявляющие лишь внешние признаки религиозности. Второй тип - это «истинные» мусульмане, чьи чувства, мысли, поступки сформированы непосредственно исламской религией, кто молится и подает милостыню, обладает религиозным мировоззрением и ведет религиозный образ жизни. Как отметил один из опрашиваемых жителей Алматы, «на словах многие из нас считают себя верующими, на самом деле есть люди, которые толком не могут объяснить, что такое вера». В Программе совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 гг., разработанной Министерством культуры и информации РК отмечается рост числа верующих в стране. Основная часть из них проживает в Южных регионах Казахстана, в основном за счет большого числа практикующих мусульман и других факторов, например, миграционных. Более многочисленны те, кто действуют в соответствии с установившейся традицией (соблюдающие религиозные традиции, обычаи и обряды, но не читают Коран и Сунну, не пропагандируют веру), т.е. верующие по традиции. Для них нет разницы между религиозными и национальными ценностями. Религия понимается ими как средство поддержки морали и культуры в обществе, т.е. в социально-утилитарном смысле. Следующую группу верующих можно отнести к «колеблющимся» (больше верят в духовно-нравственную силу религии, не всегда выполняют религиозные предписания). Среди них можно выделить «индивидуалистов», которые приспосабливают каноны традиционного ислама к своему личностному восприятию окружающей действительности. Их действия носят избирательный и непоследовательный характер к религиозным ценностям. И, наконец, группа неверующих. Не веря в Бога, тем не менее, соблюдают такие обряды, как обрезание, погребение и брак. Из этой группы выделяется категория людей, которые под воздействием изменившейся ситуации, общественной моды и опасения за свою репутацию «на людях» считают себя верующими. Эта группа весьма слабо ориентируется в предписаниях ислама, имеют смутные представления об истории возникновения и распространения религии на территории Казахстана, происхождении Корана и написания хадисов. Само собой разумеется, что такого рода деление условно. Оно не может отразить всего многообразия проявлений религиозности, ибо религиозность человека всегда сугубо индивидуальна. Но все же это деление помогает, хотя и с некоторыми оговорками, выявить три категории верующих, что необходимо при анализе состояния религиозности населения страны. Каждая из вышеназванных групп имеет свои характерные потребности. Для первой группы важна реабилитация «раннего» ислама. Для второй группы верующих, ориентированной на национальную культуру и образ жизни, - очевидно, важна реанимация исторической памяти, возрождение духовности и традиций своего народа, осмысление своей принадлежности к традиционному исламу. Для третьей группы важно чисто внешнее соблюдение исламских традиций и обрядов. Кстати сказать, по нашим наблюдениям, когда нет условий для реализации религиозных потребностей, то такие потребности открыто не проявляются, а пребывают в скрытом состоянии. На самом деле они существуют. Это, во-первых. Во-вторых, если эти потребности (скрытые и явные) не удовлетворять, то они удовлетворяются другими силами, в том числе и деструктивными. По нашим оценкам, уровень религиозности мусульманского населения страны до 1997 года имел положительную динамику. Доля лиц из числа верующих достигла к середине 1990-х годов около 80%. Однако этот показатель к концу 1990-х годов стал постепенно снижаться. В 2004 г. 74,3 % респондентов считали себя верующими, 20,1 % - нерелигиозными. Тем не менее, сохранялась тенденция востребованности религиозных ценностей. К концу 1990-х гг. пост (ораза) в месяц рамазан соблюдали более 70 % мусульман Казахстана. Вполне возможно, что эти данные не полны и что реальная картина далеко не столь безусловна. На это могут повлиять и завышенная самооценка респондентов, и дефекты выборки и другие факторы. Тем более наш опрос не может отражать положение дел с классификацией верующих по категориям во всей стране. Существует ведь, и отнюдь не только в Казахстане, практика деления верующих на пять и более групп. Результаты полевых исследований, осуществлявшихся в 2000-х годах, приводят к мысли о том, что в рамках одного и того же вероучения лица, представляющие разные социальные слои населения, отнюдь не одинаково оценивают вес и значение, придаваемые различным ингредиентам религиозной жизни. Соответственно тому и складываются отдельные толкования одного и того же вероучения, а также расхождения в культовой практике, в духовном мире тех или иных прослоек верующих. По нашим наблюдениям, в настоящее время сами верующие делают различия между теми из них, кто привержен традиционному исламу и теми, кто строго следует установкам Корана и Сунны. Причем, вторые отличаются от первых в воззрениях на ислам и мусульманским образом жизни. Первые считают свой духовный мир более содержательным и более приближенным к национальным традициям. В центре конфессиональной ориентации «истинно верующих» стоит сама мусульманская община, в то время верующие по традиции отдают предпочтение не столько связям с единоверцами, сколько семейно-родственным и иным узам. Если для убежденных верующих крупные мусульманские праздники (Ураза-Байрам, Курбан-байрам, Маулид и др.) имеют, прежде всего, религиозную значимость, для верующих по традиции национальную и религиозную, то для неверующих - только национальную значимость. Результаты исследования дают возможность увидеть, что основную массу мусульманского населения Казахстана составляют люди, которые являются приверженцами традиционного течения ислама (суннизм ханафитского мазхаба). Меньшую часть представляют люди, которые являются последователями идей других мазхабов, а также нетрадиционных исламских направлений. При опросе верующих мусульман Казахстана был задан вопрос, есть ли общее между исламом и другими религиями, 17,5 % ответили положительно, 11,4% заявили, что каждая религия существует самостоятельно, и только 7,6 % выразили мнение, что между ними нет ничего общего. Что касается взглядов на качество жизни, то большинство из них высказывает недовольство некоторыми негативными сторонами образа жизни в современном обществе. Среди них выделяется два подхода к этой проблеме: поиск индикаторов нового религиозного качества жизни и непосредственная его демонстрация. Сторонники первого подхода критикуют чрезмерное увлечение материальными благами, подчеркивают значение духовно-нравственных аспектов образа жизни. Причем традиционно качественные показатели - доброта, справедливость, равенство и другие - они непосредственно связывают с верой в Бога. Сторонники второго подхода считают, что люди должны не дискуссировать о качестве жизни, а демонстрировать его, что на практике приводит к поиску новых религиозных ценностей. Главную причину несовершенства современного образа жизни верующие мусульмане видят в потере человеком веры во Всевышнего; в отдалении его от Бога и т.д. Поэтому создание лучшего качества жизни видится им на путях возврата к вере. Однако, по их мнению, это вовсе не означает, что религия и церковь должны абсолютно господствовать во всех сферах общественной и личной жизни человека. Кстати сказать, умеренность в отношении культа церкви - одна из характерных особенностей казахстанских мусульман. Они больше относятся к представителям так называемого «интегрального гуманизма», которые, как известно, десакрализуют политические институты, отрицают необходимость слепого подчинения церкви, проповедуют толерантность. В то же время они связывают построение гармоничного общества с осуществлением религиозных моральных принципов в социально-культурной жизни казахстанского общества. *** |