ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Искусство как адекватная модель онтологии бессознательного. Архетипические образы особенно наглядно могут выступать в символической форме искусства. «Они проявляются лишь в творчески оформленном материале в качестве регулирующих принципов его формирования». [3, с.120] Любое отношение к архетипу, полагает Юнг, задевает нас, пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа, из его развертывания и пластического оформления вплоть до завершения произведений искусства. Настоящее искусство дает жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени как раз больше всего недоставало. [3, с.123] Согласно Юнгу, существуют два типа творчества – психологический и визионерский. Содержание психологического типа доступно обычному человеческому сознанию: жизненный опыт, страстные переживания, человеческая судьба. Этот вид художественного творчества Юнг называет психологическим по той причине, что он всегда находится в границах психологически понятного. [3, с.123] В визионерском искусстве дело обстоит иначе. Материал, подвергающийся художественной обработке, не имеет в себе ничего, что было бы привычным. Он как бы происходит из бездн дочеловеческих веков или из миров сверхчеловеческого естества, состоит из неких первопереживаний, перед лицом которых человеческой природе грозит полнейшее бессилие и беспомощность. [3, с.124] Часто выражения древнейших архетипов у художников представляются продуктами болезней, невроза. Действительно визионерскому материалу свойственны особенности, которые можно встретить, как уже указывалось выше в фантазиях душевнобольных. Для компенсации неприемлемого переживания (переживание определенного морального или эстетического свойства) или для его сокрытия будто бы и возникло непомерное количество пугающих, демонических и извращенных образов. [3, с.124] Визионерство – есть подлинное первопереживание, истинное переживание, иначе говоря, - форма выражения для неведомой сущности. То, что предстает в визионерском переживании, есть один из образов коллективного бессознательного, т.е. своеобразный и прирожденный компонент структуры той «души», которая является матрицей и предпосылкой сознания. [3, с.125] Архетип – это фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. Это прежде всего мифологическая фигура, итог огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. [3, с.120] Неудивительно, считает Юнг, что в типической ситуации мы внезапно ощущаем или совершенно исключительное освобождение, чувствуем себя, как на крыльях, или нас захватывает непреодолимая сила. В такие моменты мы уже не индивидуальные существа, мы – род, голос всего человеческого просыпающийся в нас. Все наиболее действенные идеалы всегда суть более или менее откровенные варианты архетипа – родина в образе матери, мудрость в образе пожилого мужа или старца-основателя и т.д. Архетип подобен так называемой мистической причастности первобытного человека к почве, на которой он обитает и в которой содержатся духи его предков. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. [3, с.120] Архетипы же, компенсирующие страдания человечества в целом – голод, война, болезнь, старость, смерть, оказывают воздействие на целые народы и исторические эпохи, предстают в виде мифов, религий и философий. [2, с.115] Если личные комплексы есть компенсация за односторонние или дефектные установки сознания, то сходным образом религиозные мифы можно, согласно Юнгу, интерпретировать как вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом. [2, с.115] Мифология, таким образом, является способом трансформации психических феноменов в культурные символы, т.е. изначальным способом обработки архетипических образов. [2, с.116] Символический процесс почти всегда характеризуется как тупик или подобная ему безвыходная ситуация; целью процесса является, вообще говоря, просветление или высшая сознательность. Через них первоначальная ситуация переводится на более высокий уровень. Этот процесс может давать о себе знать, и, будучи временно вытесненным, в единственном сновидении или кратковременном переживании, но он может длиться месяцами и годами в зависимости от исходной ситуации испытывающего процесс индивида и тех целей, к которым должен привести этот процесс. Хотя все переживается образно-символически, здесь неизбежен весьма реальный риск, поскольку судьба человека часто зависит от переживаний трансформации. Главная опасность заключается в искушении поддаться чарующему влиянию архетипов. Так чаще всего и происходит, когда архетипические образы воздействуют помимо сознания, без сознания. При наличии психологических предрасположений, - а это совсем не такое уж редкое обстоятельство, - архетипические фигуры, которые и так в силу своей природной нуминозности обладают анонимностью, вообще освобождаются от контроля сознания. Они приобретают полную самостоятельность, произведя тем самым феномен одержимости. При одержимости Анимой, например, больной пытается кастрировать самого себя, чтобы превратиться в женщину по имени Мария, или, наоборот, боится, что с ним насильно хотят сделать что-нибудь подобное. Больные часто обнаруживают всю мифологию Анимы с бесчисленными архаическими мотивами. [4, с.126-127] Религиозные учения же вводят абстрактные догматы. Догматы – это тот же символ, но только принявший вид абстрактной истины. Основная задача и главный смысл символа заключается в том, чтобы соприкасать человека с бессознательным опытом нуминозного (божественного) и оберегать его в то же время от разрушительного воздействия обладающих колоссальной психической энергией архетипов. Основная задача догмата – оградить человека от непосредственного соприкосновения с опытом нуменозного, с божеством, поставив на место живой религиозной веры абстрактного вероучения. «Несомненная цель замещения, - пишет Юнг, - поставить на место непосредственного опыта некий набор пригодных символов, подкрепленных твердыней догмата и ритуала… Пока эти два принципа работают, люди надежно закрыто от непосредственного религиозного опыта… Мне по роду совей деятельности приходилось встречать людей, которые имели подобный непосредственный опыт и не пожелали подчиниться догматическому авторитету. Мне приходилось наблюдать, как они проходили все стадии исполненных страсти конфликтов, переживали страх безумия, отчаянную путаницу, депрессии, которые были одновременно гротескными и наводящими ужас. Так что я вполне сознаю чрезвычайную важность догмата и ритуала – по крайней мере в качестве методов умственной гигиены». [2, с.116] В современном обществе функцию догмата нередко выполняет научная теория «в силу потрясающей веры человека во все, на что приклеен ярлык науки». Теория замещает в сознании человека реальную и живую бесконечность абстрактной схемой, все упрощающей и все объясняющей. Но, говорит Юнг, «догмат представляет душу полнее теории, ибо последняя выражает и формулирует только содержание сознания. Более того, теория должна передавать живое существо абстрактными понятиями, догмат же способен выражать процесс бессознательного в форме драмы раскаяния, жертвоприношения и искупления. [2, с.116] С помощью догматических символов поддаются формулировке столь же могущественные, сколь и опасные душевные переживания, которые из-за хи властности вполне можно назвать «богооткровенными». Символы дают пережитому форму и способ вхождения в мир человечески-ограниченного понимания, не искажая при этом его сущности, без ущерба для его высшей значимости. [4, с.103] Формулируя коллективное бессознательное, догмат замещает его в сознании. Поэтому католитическая форма жизни в принципе не знает психологической проблематики. Жизнь коллективного бессознательного преднаходится в догматических архетипических представлениях и безостановочно протекает в ритуалах и символике Credo. Жизнь коллективного бессознательного открывается во внутреннем мире католитической души. Коллективное бессознательное, каким мы знаем его сегодня, ранее вообще никогда не было психологическим. До христианской церкви существовали античные мистерии, а они восходят к седой древности неолита. [4, с.104] «Тяга к вечным образам нормальна, - продолжает Юнг, - для того они и существуют. Они должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. Они созданы из материала откровения и отображают первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосредственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же время в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института, каковым является церковь». «У человечества никогда не было недостатка в могущественных образах, которые были магической защитной стеной против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души. Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическое пространство». [2, с.118] Заключение После решения поставленный задач можно сделать вывод о том, что, согласно учению К.Г.Юнга о коллективном бессознательном, формой существования коллективного бессознательного является архетип, который создает мифы, религии, философии и всплывает в сознании в виде персонифицированных образов, проявляющихся в творческом процессе, таким образом, бессознательное «выплескивается наружу». Но основываясь на научных достижениях, современный человек стремится то, что тысячелетиями выносилось за пределы души и осознавалось как нечто, существующее независимо от человека, вновь загнать в глубины человеческой психики и перекрывает тем самым отдушину, предохранительный клапан, через который выходила избыточная психическая энергия. Лишенное естественного выхода коллективное бессознательное «вырывается силой» на поверхность личной или общественной жизни в виде социальных или политических безумий, массовых психозов, душевных расстройств, депрессий и психических заболеваний. Юнг считает, что своим «рационализмом» человек отдал себя на милость психических «преисподней». Список литературы 1. Самуэлс Э. Юнг и постъюнианцы. – М., 1997 2. Косарев А.Ф. Философия мира. – М.,2000 3. Губин В.Д. Онтология. – М., 1998 4. Юнг К.Г. Архетипы и символ. – М., 1991 |