ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Развитие архетипической теории К.Г.Юнга. Первая стадия в развитии архетипической теории произошла непосредственно из самоанализа Юнга и из его работы в основном с пациентами – психотиками в больнице Бургхольци. [1, с.52] В лаборатории экспериментальной психопатологии испытуемому предлагали список слов, на которые тот должен был тут же реагировать первым пришедшим на ум словом. Время реакции фиксировалось с помощью секундомера. Затем тест был усложнен – с помощью различным приборов замечались физиологические реакции испытуемого на различные слова-стимулы. Главное, что удалось обнаружить, - это наличие слов, на которые испытуемые не могли быстро найти отклик, либо удлинялось время подбора слова-реакции; иногда она долго замолкали, «отключались», заикались, отвечали не одним словом, а целой речью и т.д. При этом они не осознавали, что ответ на одно слово-стимул, например, занимал у них в несколько раз больше времени, чем на другое. Из этого Юнг сделал вывод о том, что такие нарушения в реагировании связаны с наличием заряженных психической энергией «комплексов» личного бессознательного – стоило слову-стимулу «дотронуться» до такого комплекса, как у испытуемого появлялись следы легкого эмоционально расстройства. [4, с.11] Он обнаружил, что образная система распадается на модели, что эти модели напоминают миф, легенду или сказку, и что воображаемый материал не восходит к восприятию, памяти или сознательному опыту. Образы казались Юнгу отражением универсальных человеческих способов переживаний и поведения. Юнг обнаружил их как «первичные образы» (primordial images), используя этот термин начиная с 1912г., несмотря на многочисленные изменения и модификации своей теории. Юнг также решил для себя, что никакая теория миграции не может объяснить единообразие некоторых культурных мотивов, и пришел к заключению, что существует часть психики, которая является общей для всех. Юнг назвал ее «коллективным бессознательным». [1, с.52] К универсальности и коллективности следует добавить два фактора – глубину и автономностью Первичные образы взяты как основы; последующие образы системы происходят из них. А первичные образы обладают определенной независимостью, могут возникать без предупреждения во сне, в грезах, в фантазиях или произведениях искусства. К 1917г. Юнг стал говорить о том, что коллективное бессознательное проявляется в форме доминант, особых узловых точек, вокруг которых концентрируются образы. Важно отметить в движении от первичного образа к доминанте, что врожденная структура, как бы мы ее ни называли, рассматривается как все более сильная, вплоть до того, что она становится тем, что действует, а не тем, на что действуют. Происходит сдвиг понимания Юнгом баланса сил между первично существующей структурой и личностным опытом. [1, с.53] Юнг чувствовал, что некоторые фантазии не рождаются из реальных переживаний; их лучше понимать как проекции на так называемые воспоминания. Первичные образы и доминанты коллективного бессознательного были источниками этих фантазий. [1, с.53] В 1919г. Юнг ввел термин «архетип». Всякое рассмотрение того, каким образом первичная образная система передается во времени, сталкивается с проблемой Ламарка. Применительно к психологии это означает, что фантазии – это воспоминания об особых доисторических переживаниях, и что их содержание наследуется от предшествующих поколений. Архетип рассматривается как чисто формальное понятие, как скелет, который затем облекается в плоть с помощью образной системы, идей, мотивов и так далее. Архетипическая форма или модель наследуется, но содержание изменчиво, подвержено влияниям окружающей среды и историческим переменам. Начиная с 1946 г. Юнг всегда проводил четкое различие между архетипом и архетипическим образом. Он говорит об архетипе an sich (как таковом), непознаваемом ядре, которое никогда не было сознательным и никогда таковым не будет… оно было и есть только интерпретируемо». Юнг совершенно определенно говорит: «Архетипические представления (образы и идеи), переданные нам бессознательным не следует путать с архетипом как с таковым. Они очень разнообразны…и указывают на нашу основную «непредставимую» базовую форму. Последняя характеризуется определенными формальными элементами и определенными значениями, хотя их можно постичь лишь только приблизительно». [1, с.54] Вначале, в 1919г., он рассматривал архетип как психологический аналог инстинкта, «автопортрет инстинкта… то, как инстинкт понимает сам себя». Архетип и инстинкт выполняет сходные функции, занимают сходное положение в психологии и биологии соответственно. Юнг далее говорит: «Коллективное бессознательное из суммы инстинктов и их коррелятов, архетипов». Следует отметить, что здесь первоочередное значение придается инстинкту, который, видимо, рассматривается как нечто более основное, чем архетип или архетипический образ. Позднее Юнг пересмотрел эти взгляды и выдвинул идею о том, что совершенно не будучи «коррелятами» инстинктов, архетипы столь же основополагающи; разделение на «психологию» и «биологию» - результат проведения ложного различия. Это опровергает всякую идею о том, что аналитическая психология «против» тела. Архетипы начинают рассматриваться как психосоматические единства, занимающие промежуточное положение между инстинктом и образом. [1, с.57-58] Понятие архетипа. Бессознательное имеет ещё древнее, дочеловеческое, происхождение и существует независимо от сознания. Подобно телесной организации человека, его психическая организация имеет длинную, уходящую своими корнями в глубины биологической эволюции историю. И каждый этап этой эволюции, этой истории запечатлевается в структуре человеческой психики, оставляя в ней отпечаток в виде определенных психических образований (матричного типа), в виде своеобразных психических комплексов, названных Юнгом архетипами. Накапливаясь в процессе эволюции, архетипы – эти уходящие в биологическую древность психические праформы – перестраиваются, перегруппируются и организуют структуру психики. [2, с.109] «Коллективное бессознательное» является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, но котором вырастает индивидуальная психика. [4, с.14] Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхчеловечным. [4, с.20] Существование чего-либо в нашей душе признается только в том случае, если в ней присутствуют так или иначе осознаваемы содержания. Мы можем говорить о бессознательной лишь в той мере, в какой способны удостовериться в наличии таких содержаний. [4, с.20] Юнг натолкнулся, по его словам, на наличие внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, когда в ходе своей психиатрической практики обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, камлании шаманов, в глубоких снах. И это натолкнуло его на предположение, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние, более архаичные слои психики, образовавшиеся в незапамятные времена формирования человеческого сознания. Родовое бессознательное состоит из совокупности архетипов (прообразов) – древних способов понимания и переживания мира. [3, с.119] Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т.е. испокон веку наличными всеобщими образами. [4, с.98] Архетип, по Юнгу, - это система установок и реакций на мир древних людей, в те времена, когда мир открывался им совершенно иным, чем нам сейчас, образом, - жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы. Архетипы направляют инстинкты. Инстинкты являются автоматическими действиями, а архетипы – условия возможности таких действий. [3, с.119] Архетипы коллективного бессознательного являются своеобразными когнитивными образами, тогда как инстинкты – это их корреляты; интуитивное схватывание архетипов предшествует действию, «спускает курок» инстинктивного поведения. [4,с.14] По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринимаемым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого возникает. [4, с.21] Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким «веществом» является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания («архетипические образы») стоят в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических явлений, когда сознательная обработка минимальна. [4, с.14-15] Коллективное бессознательное тем легче прорывается на поверхность личной жизни, чем тоньше слой покрывающего его сознание. [2, с.117] Сознание, возникнувшее из потребности контролировать социальную жизнь человеческих сообществ и охранять ее от разрушительного действия инстинктов и эмоций, базируется на бессознательном, которое проявляется в виде социальных или политических безумий, массовых психозов, душевных расстройств и психических заболеваний. [2, с.109] Главная задача сознания заключается, таким образом, в том, чтобы подавлять бессознательное, сдерживать и ограничивать его стихийные проявления. Но скрывая бессознательное, осознанное «Я» тем самым вступает с ним конфликт или даже в антагонизм. В результате может нарушаться целостность личности, для поддержания которой необходимо определенное равновесие, определенный баланс между сознанием и подсознанием. Дисбаланс компенсируется отчасти в сновидениях, которые в виде архетипических образов «сообщают» сознанию, что с личность что-то не в порядке, что необходимо принять соответствующие меры. [2, с.115] Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, так как оно никогда не было вытеснено или забыто. В то же время коллективное бессознательное не существует наподобие некоторых врожденных структур нашей психики, передающих по наследству. Это, по Юнгу, не врожденные представления, а врожденные возможности представления, ставящие известные границы самой смелой фантазии. Это как бы категории деятельности воображения, априорные идеи, существование которых не может быть установлено иначе, как через опыт их восприятия. [3, с.120] |