Анализ рисков современного торгового предприятия МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Кафедра экономического анализа и статистики Контрольная работа по дисциплине ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ Вариант 30 Выполнил(а) студент(ка) группы Экз 31 заочной формы обучения учетно-финансового факультета Смирнова И.А. номер зачетной книжки 2969 Проверил старший преподаватель Тетенова И.А. Пермь 2016 СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВЫЕ РИСКИ. СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………….3 Определение риска………………………………………………………………3 Оценка отраслевого риска………………………………………………………4 Анализ рисков современного торгового предприятия…………………………6 МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ УЩЕРБА ОТ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ……………………………………….11 Основные методы снижения предпринимательского риска………………….11 Методы снижения предпринимательских рисков на предприятии ОАО «Метафракс» ………………………………………………………………16 Характеристика предприятия…………………………………………………...16 Механизм реализации процесса управления рисками………………………...17 Список использованной литературы…………………………………………...21 ОТРАСЛЕВЫЕ РИСКИ. СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Определение риска Отраслевой риск- это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы: - деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени; - насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом; - каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.[8] С работой предприятий отрасли, а следовательно, с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации: - степень ценовой и неценовой конкуренции: - легкость или сложность вхождения организации в отрасль: - наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей; - рыночная способность покупателей: - рыночная способность поставщиков: - политическое и социальное окружение. Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.[3] Оценка отраслевого риска Отраслевой риск обусловлен изменениями в экономическом состоянии отрасли и их степенью как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. Отраслевой риск связан с кредитным и оказывает на него непосредственное влияние. При оценке отраслевого риска необходимо учитывать следующее: - деятельность данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени; - насколько их деятельность устойчива по сравнению с экономикой страны; - каковы результаты деятельности различных фирм внутри одной и той же отрасли. Имеется ли значительное расхождение в результатах их деятельности.[15] Существуют различные подходы к оценке отраслевого риска. Одним из показателей его измерения является определение уровня колебаний (или отклонений) в результатах деятельности отрасли по отношению к результатам деятельности рынка или всей экономики. Эта разновидность риска в статистическом анализе за рубежом обозначается греческой буквой β. Показатель β = 1 считается нормальным для рыночной экономики. Показатель β < 1 будет у относительно стабильной отрасли, для которой не характерны значительные изменения. Показатель β > 1 будет свидетельствовать о значительных изменениях в отрасли. Поэтому чем выше показатель р, тем сильнее и отраслевой риск. Для расчета показателя β нужна обширная информация. Обычно в анализе отраслевого риска расчет данного показателя сочетается с регрессионным анализом работы отрасли в будущем, т.е., по существу, проводится анализ маркетинговых затрат. Такой анализ под силу специальным агентствам (фирмам), но не банку. Банки за рубежом получают необходимую информацию по отраслевому риску у специализированных организаций, располагающих такой информацией. Однако если рассмотренный аналитический подход невозможен, то в качестве альтернативы рассматривают специальные факторы, связанные с работой той или иной отрасли. Например, используются следующие два фактора: стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. Промышленный жизненный цикл может быть разделен на несколько стадий, каждая из которых имеет характерные особенности в плане настоящих и будущих темпов роста реализации (продаж), доходов и других показателей: - стадия 1 — первоначальное развитие отрасли; - стадия 2 — быстроускоряюшийся рост; - стадия 3 — размеренный рост; - стадия 4 — стабилизация и зрелость рынка; - стадия 5 — снижение роста и спад.[2] Внутриотраслевая среда конкуренции является дополнительным источником информации об устойчивости фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и может рассматриваться в качестве показателя риска. При оценке внутриотраслевой среды конкуренции используется следующая информация: - степень ценовой и неценовой конкуренции; - легкость или сложность вхождения в отрасль (а иногда и выхода); - существование или нехватка близких и конкурентоспособных по цене заменителей; - покупательная способность покупателей и поставщиков; - политическое и социальное окружение. Однако все перечисленные условия, в которых работает отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому степень отраслевого риска не статична и требует постоянного внимания. Анализ рисков современного торгового предприятия Увеличению прибыли торгового предприятия способствует рост продажи товаров, обусловленный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации.[1] В свою очередь такая возможность прироста товарооборота зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений. Деятельность торгового предприятия должна быть направлена на рост прибылей как для себя, так и для поставщиков товаров. Если у нескольких предприятий имеются два-три предложения на продажу или покупку товаров по одинаковой цене, как правило, выбирается предложение того предприятия, с которым установлены тесные контакты хозяйственного сотрудничества, которое в прошлом не однажды оказывало помощь в решении возникающих проблем в процессе производства, поставки и реализации продукции. Современная экономическая теория и практика риск рассматривает как один из факторов формирования прибыли. При этом некоторая часть прибыли представляет собой вознаграждение за готовность идти на риск и за эффективное управление риском. [11] Первая часть понимания взаимодействия прибыли и риска относится к периодам становления новых экономических отношений, новых открытий, создания новых предприятий (фирм), занятия новыми видами деятельности, совершенствования товарной политики, улучшения ассортиментной структуры товарооборота. На этапе ускоренного развития экономики такое понятие риска несколько утрачивает свою актуальность и возрастает роль эффективного управления риском. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы оценить эту неопределенность и, используя инициативу, попытаться снизить ее и одновременно расширить область управляемого риска и тем самым добиться повышения шансов на получение высокой прибыли.[5] Каждому виду хозяйственной деятельности присущи свои риски, обусловленные назначением, целевыми установками, функциональными зависимостями и особенностями осуществления отдельных операций данного вида деятельности. Сущность коммерческого риска определяется спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется как целенаправленная деятельность, учитывающая требования рынка и связанная с поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией. Чтобы свести неопределенность при осуществлении коммерческой деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования, который позволит получить более высокие результаты. Эффект в данном случае можно рассчитать по следующим формулам: Эп= -П/И (1) где П - прибыль, И - инвестиции; ЭВк=П/К (2) где Эвк - эффективность вложения капитала; Кв - вложенный капитал; Эз=П/З (3) где Эз - эффективность затрат; 3 - затраты. Расчет эффекта по этой методике представляет собой шаг в выборе оптимального варианта направления деятельности. Следующим является построение аналитических таблиц, позволяющих сравнить различные варианты реализации стратегии с учетом риска. Оптимальным будет тот вариант, который принесет предприятию более высокую прибыль, соответствующую разработанным прогнозным целевым ориентирам, с учетом вероятности получения прогнозируемой прибыли, скорректированной на риск. Вероятность получения прибыли от осуществления рискового проекта зависит от положения самого предприятия, осуществляющего рисковую деятельность, и его готовности идти на риск, от положения предприятий-конкурентов, от активности и эффективности деятельности партнеров и контрагентов на рынке. Готовность предприятия идти на риск характеризуется следующими группами показателей: ликвидностью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, рентабельностью, коммерческой активностью. Основной путь преодоления неопределенности в рамках выбранного варианта стратегии - диверсификация риска в направлениях диверсификации деятельности; распределение риска между фирмами-участниками товародвижения; закупка необходимого товара у нескольких поставщиков, передача риска страховой компании. Коммерческая деятельность торговых предприятий представляет собой совокупность отдельных коммерческих сделок. Известны следующие виды рисков, характерные для коммерческой сделки: риски, связанные с надежностью и положением поставщика на рынке; составлением договоров и формированием договорных обязательств (договорной риск); реализацией товаров на рынке; перевозкой товаров (транспортный риск); платежеспособностью покупателя; колебаниями валютного курса; хранением товаров; организацией работы предприятия и отношением работников к сделке. Коммерческая сделка может стать эффективной, если она удовлетворяет следующим требованиям: приемлемые затраты, сроки поставки и реализации; имеется явное превосходство желаемых результатов над нежелательными; она способствует всем известным ограничениям и увязана с прошлым и может быть продолжена в будущем. Формируя стратегию торгового предприятия по достижению определенных размеров прибыли, необходимо рассматривать ее не как пассивно полученные доходы, а как результат завоевания. Прибыль, заработанная благодаря инициативе, является результатом инноваций, отсутствия страха перед риском, рационального использования средств, дальновидной политики в отношении задолженности. Результатом внедрения инноваций в организационно-управленческой сфере должен стать рост производительности труда, ускорение оборачиваемости запасов, повышение эффективности использования всех ресурсов, снижение издержек обращения.[6] При принятии решения об инвестициях необходимо определить возможную прибыль, т. е. ожидаемую прибыль, которая служит измерителем целесообразности такого шага. Результатом инвестиционных проектов может выступать краткосрочная и долгосрочная ожидаемая прибыль. Инвестиционные расходы бывают разными. Это вложения в здания, сооружения, оборудование, в товарные запасы и другие проекты, позволяющие добиться расширения и улучшения данного вида деятельности, освоения нового рынка или другого вида деятельности. Инвестирование в основном рассчитано на длительный период, более чем на год. Обычно краткосрочная прибыль невелика, поскольку в начале деятельности предприятие (фирма) сталкивается с трудностями завоевания рынка, наращивания объемов реализации и т. п. Однако пренебрегать краткосрочной прибылью нельзя. При прогнозе дохода от инвестиций целесообразно определять его не только на краткосрочный, но и долгосрочный период.[4] Совокупную прибыль в долгосрочном периоде нельзя рассчитывать как простое суммирование ожидаемой прибыли по годам; поскольку реальная прибыль в разные годы представляет собой разные величины даже в том случае, если стоимость денежной единицы стабильна. Сумма прибыли, полученная сегодня, больше такой же суммы, полученной позднее. При неполучении прибыли немедленно теряются как минимум проценты, которые можно было бы получить, если бы эти деньги были вложены в дело. Прибыль по разным годам можно суммировать только в том случае, если она измерена в одних единицах, например в рублях. Таким образом, сумма полученных впоследствии денежных средств меньше нынешней на величину банковской учетной ставки. |