МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общелогические методы и приемы исследования





1. Анализ – разделение объекта на составные части и синтез – их объединение в единое органическое целое. Результат синтеза – совершенно новое образование. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т.п.). Разновидностью анализа является также классификация и периодизация предметов. Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны, но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).

2. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств явления с одновременным выделением существенных свойств. В результате этого процесса получаются отдельно взятые понятия и категории ("белизна", "развитие", "противоречие", "мышление"), так и их системы (математика, логика, философия). Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными – главный вопрос абстрагирования.

3. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При этом могут быть выделены любые признаки.

4. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т.п.). Данные объекты не "фикции", а сложное выражение, предельные случаи реальных процессов. Теоретические утверждения, как правило, непосредственно относятся не к реальным, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми позволяет устанавливать существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений.

5. Индукция – движение мысли от единичного к общему, и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Существует ряд индуктивных приемов: 1) поиск сходства (если несколько случаев явления имеют одно общее предшествующее обстоятельство, то это обстоятельство и есть, вероятно, причина искомого явления); 2) поиск различия (если случай, в котором интересующее нас явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исключением одного обстоятельства, то это единственное обстоятельство и есть, вероятно, причина искомого явления); 3) поиск сопутствующих изменений (если изменение предшествующего явления всякий раз вызывает изменение другого, то первое из них есть, вероятно, причина второго); 4) поиск остатков (если установлено, что причиной части сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это единственное обстоятельство и есть причина интересующей нас части исследуемого явления). Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют вероятностный характер. Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному заключению, а не к вероятностному.

6. Аналогия – установление сходства между нетождественными объектами в некоторых свойствах, дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта ("модели"), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.



7. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравниваемые по одному признаку объекты могут быть несравнимы по другому.

 

К числу общенаучных принципов относятся системный и структурно-функциональный, вероятностный, формализация и ряд других. 1. Системный подход – рассмотрение объектов как систем: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено особенностями ее отдельных элементов, свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Важным понятием системного подхода является "самоорганизация". В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики. 2. Структурно-функциональный подход (разновидность системного) – выделение в целостной системе совокупности устойчивых отношений между элементами и их роли (функций) относительно друг друга. Основные процедуры структурно-функционального метода: а) изучение структуры системного объекта; б) анализ изменения его элементов, их функций. 3. Вероятностно-статистический подход заключается в учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Указанный принцип основан на различении динамических и статистических законов. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер (например, в классической механике). В статистических законах предсказания носят не достоверный, а вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов. Сегодня все чаще говорят о проникновении в науку вероятностного стиля мышления. 4. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке) с целью исключения неоднозначного понимания. Связана с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания.

Наука (в нынешнем понимании этого слова) существует не более 300-400 лет. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов и принципов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях, и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

· Частнонаучные методы, применяемые в физиологии

Современная наука включает в себя три большие группы дисциплин. Естествознание изучает предметы и явления неорганического, растительного и животного мира (физика, химия, биология, география, геология и т.п.). Общественные науки исследуют различные стороны человеческого общества (социология, история, экономическая наука, языкознание, право и т.п.). Технические науки изучают искусственные устройства, созданные человеком, и способы их совершенствования.

Физиология[17] – биологическая наука, изучающая жизнедеятельность здорового организма и его частей – систем, органов, тканей, клеток. Общая физиология изучает основные закономерности жизнедеятельности организма, механизмы таких базисных процессов как обмен веществ и энергии, размножение, процессы возбуждения и т.д. Частная физиология исследует функции конкретных органов и физиологических систем (физиология мышечной ткани, сердца, почек, пищеварения, дыхания, сенсорных систем, ЦНС и т.д.). Имеется ряд прикладных разделов физиологии, имеющих специфический предмет иди особые подходы в исследовании функций: физиология ВНД, физиология труда, спорта, авиационная и космическая, эволюционная, сравнительная, возрастная физиология, геронтология и т.п.

В последние десятилетия возникла тенденция к объединению и синтезу различных наук. На стыке физиологии с физикой, химией, цитологией, гистологией, анатомией, медициной, психологией, экологией формируются дочерние науки: биофизика, биохимия, психофизиология, фармакология и токсикология, клиническая и патологическая физиология, экологическая физиология.

Методологический аппарат физиологи человека и животных определяется ее предметом задачами: 1. Исследование механизмов функционирования клеток, тканей, органов, систем организма человека в целом. 2. Изучение механизмов регуляции функций органов и систем организма. 3. Выяв­ление реакций человеческого организма и его систем на изменение внешней и внутренней среды.

Эта наука является экспериментальной – ее основным методом считается эксперимент, а объектом исследования зачастую является человек. Подавляющее большинство исследований в этом случае производится с помощью неинвазивных методов (пример ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, анализ крови и т.п.). Помимо этого, эксперименты с участием человека проводят только в случае, когда они не наносят вреда здоровью и с согласия испытуемого. С другой стороны, в качестве объекта может выступать модель – животное (чаще всего мышь, морская свинка, крыса, кролик, собака, обезьяна).

Частным методам в физиологии посвящены спецкурс "Функциональная диагностика в физиологии и медицине" и отдельные темы некоторых других дисциплин. Поэтому на них останавливаться здесь нет смысла.

 


[1] Деятельность – целенаправленная активность человека. В соответствии с целью выделяют всего 3 ее разновидности: игровая, учебная, профессиональная (трудовая).

[2] Так, все физики принимают начала термодинамики, теорию относительности и квантовую теорию; все биологи принимают теорию эволюции Дарвина и законы Менделя; химики соглашаются с периодическим законом Менделеева и т.п.

[3] Другими формами познания являются искусство, религия и философия.

[4] Необходимость организации возникает только в случае продуктивной деятельности, направленной на получение нового результата. В отличие от нее, репродуктивная деятельность в организации, а следовательно, и в применении методологических приемов, не нуждается.

[5] Последнее условие нельзя абсолютизировать, иначе оно станет тормозом для развития науки.

[6] Например, в течение длительного времени теории ботаники и зоологии описывали и классифицировали виды растений и животных; таблица химических элементов Д.И.Менделеева представляла собой систематическое описание и классификацию элементов.

[7] Так, астроном, рассматривая движение планет вокруг Солнца, отвлекается от того, что планеты – это целые миры, имеющие богатый химический состав, атмосферу, ядро и т.п., и рассматривает их как простые материальные точки, характеризующиеся лишь массой и расстоянием от Солнца, но как раз благодаря этому упрощению он и получает возможность описать их движение в строгих математических уравнениях.

[8] В некоторых теориях, например, в квантовой механике, в таких случаях обращаются к трехзначной или вероятностной логике.

[9] Известный пример: в течение многих столетий утверждение «Все лебеди белы» считалось несомненной истиной. Однако, открыв Австралию, европейцы встретили там черных лебедей.

[10] От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования. Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования. Методика – это совокупность конкретных приемов исследования.

[11] Во времена Герона Александрийского (I в. н.э.) было замечено, что воздух расширяется, когда становится более теплым. Галилей развил мысль Герона и создал термоскоп – трубку с шариком на конце. Открытый конец трубки помещался в жидкость. Столбик жидкости в трубке опускался при согревании и расширении воздуха в шарике. Таким образом, изменение состояний тепла редуцируется к измерению длины столбика жидкости, и метрическое понятие температуры возникает как интерпретация теплоты в линейных мерах. Дальнейшая работа была проделана членами Флорентийской Академии опыта, и позже – Фаренгейтом, Реомюром и Цельсием, которые придали термометру его современный вид.

[12] Так, при введении количественного понятия температуры были использованы различные предположения теоретического характера: что температура тела связана с его объемом; что объем тела изменяется прямо пропорционально изменению степени нагретости тела; что базисные точки шкалы соответствуют некоторой постоянной температуре и т.п.

[13] Идея о том, что свет производит давление на освещаемые тела, была высказана И.Кеплером в XVII веке. Эта идея получила теоретическое обоснование и развитие в корпускулярной теории света И.Ньютона и волновой теории Х.Гюйгенса. В 1873 г. создатель электромагнитной теории Дж. К. Максвелл вычислил величину светового давления. Экспериментально его рассчеты подтвердил П.Н. Лебедев в 1907–1910 г. Трудности, связанные с исключением всех побочных эффектов, были в данном случае столь велики, что на их преодоление у Лебедева ушло более трех лет. Цель эксперимента, которая, с точки зрения теории, состояла в обнаружении и измерении светового давления, непосредственно ставилась как обнаружение и измерение закручивания освещаемого подвеса с зеркальным и черным "крылышком". Непосредственный результат эксперимента состоял в обосновании эмпирического суждения: "Подвес закручивается". Теоретическое осмысление эмпирического результата позволило сформулировать и такой результат: "Световое давление существует".

[14] Биолог, статистик и физик выиграли Грант $100 000 на разрабатотку способа предсказания победителя на скачках. Пришло время отчитываться. Биолог разработал таблицу, по которой можно предсказать коня-победителя, зная физические данные коней. Статистик построил регрессию, по которой можно предсказать коня-победителя, зная результаты предыдущих забегов. Физик построил модель для оценки скорости пробега сферического коня в вакууме и попросил еще $1 000 000 на "эмпирическую интерпретацию теоретических величин".

[15] Гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

[16] Научная теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) – сложное многоаспектное явление, которое включает: 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел.

[17] Здесь и далее подразумевается физиология человека





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.