МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Развитие методологии науки





Общее представление о методологии науки

Наука

Наука – сфера профессиональной деятельности[1], направленная на получение, обоснование и систематизацию объективного знания. Существует 3 ее аспекта.

§ Наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и т.п.). На рубеже XIX – XX вв. возникает новый способ организации научных исследований – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, наука все теснее связывается с другими социальными институтами (промышленное и сельскохозяйственное производство, военная сфера, политика, управление).

§ Наука как система научных знаний. Характерные черты научного знания – объективность, интерсубъективность[2], опровержимость, формализация. Основная задача науки – обнаружение объективных связей и формулирование на этой основе объективных законов действительности, в том числе законов самого познания. Непосредственная цель и высшая ценность познания – объективная истина. Важнейшее условие и предпосылка научного познания – активность субъекта, которая базируется на конструктивно-критическом отношении к действительности и исключает косность, догматизм, апологетику. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическое воплощение, контроль и управление реальными процессами. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования – современная наука все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. В итоге сложились условия для форсированного развития производительных сил общества. Факты и понятия науки могут показаться случайными, поскольку установлены в случайное время случайными людьми и часто при случайных обстоятельствах. Но, взятые вместе, они образуют единую динамичную систему, которая является продуктом длительной эволюции: в течение многих лет старые звенья в ней заменялись более совершенными, а новые понятия возникали на основе прежних.

§ Наука как форма познавательной деятельности человека[3]. Научное познание в гносеологическом плане – это процесс воспроизводства целостной развивающейся системы знаний (понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке). В развитии научного познания чередуются революционные периоды, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. В процессе научного познания применяются специфические материальные средства («научное оборудование» – синхрофазотроны, СКВИДы и т.д.) и идеальные средства и методы (современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы).

Развитие методологии науки

Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Например, в Др. Египте геометрия вытупала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей.

С развитием культуры развивается и натурфилософское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, содержания знания, путей, ведущих к истине. Так, например, в учении Гераклита "многознание" (получаемые ненадежным путем "мнения", предания) противоспоставляется уму как способу познания диалектики мироздания. В философии софистов предметом специального исследования стали правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как процесса. Организация перехода от смутных представлений к отчетливым общим понятиям рассматривалась им как усовершенствование искусства жить, а логические операции подчинялись этическим целям. Платон усматривал смысл своей диалектики в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета. Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозалючения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" – универсальное орудие истинного познания. В целом до нового времени проблемы методологии не занимали особого места в системе знания и включались в контекст натурфилософских и логических построений.



Развитие производительных сил вызвало бурный расцвет естествознания и потребовало коренных изменений в методологии. Эту потребность отразило развитие рационалистического и эмпирического направления. Примером может служить учение Ф.Бэкона об индуктивном эмпирическом подходе к явлениям природы. По Галилею, научное познание должно базироваться на планомерном и точном эксперименте – как мысленном, так и реальном. Для реального эксперимента характерно непосредственное изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных связей, обобщаемых посредством математического аппарата. У Декарта проблема методологии заключается преимущественно в поиске методов получения нового знания. Декарт разработал правила рационального познания, среди которых первым является требование допускать в качестве истины только такие положения, которые осознаются ясно и отчетливо. За исходные принимаются аксиомы, из них выводится путем дедукции новое знание. Локк стремился разработать такие способы мышления, которые способствовали бы построению строго эмпирической науки, основанной на чувственном опыте. В этот период развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. В качестве образца научной методологии признавались принципы механики.

В противовес механистическому подходу была развита диалектическая методология, выступившая в классической немецкой философии в идеалистической форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Кант критически проанализировал структуру и типы познавательных способностей человека, отношение между формой и содержанием познания. Учение Канта утверждало принцип достоверности знания, и критическое отношение к наличному знанию, которое позволяет преодолеть догматические и метафизические воззрения на мир. Идеалистическая диалектика Гегеля имела характер всеобщего метода познания и духовной деятельности. Важнейшую роль в методологии Гегеля играет принцип восхождения от абстрактного к конкретному – от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющей постичь сущность предмета. Диалектико-материалистическая методология позволяет адекватно понять характер отношений между теорией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этого знания. Эвристическая роль диалектического материализма обеспечивается тем, что он ориентирует исследования на раскрытие объективных связей, выражая их в законах и категориях.

Особое влияние на развитие методологии в ХХ в. оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, преобразования классических и появление новых дисциплин, превращение науки в производительную силу общества. Перед обществом возникают глобальные проблемы экологии, демографии, урбанизации, освоения космоса и др., для решения которых требуются крупномасштабные программы, реализуемые благодаря взаимодействию многих наук. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления в условиях недостатка информации о комплексном объекте изучения. Эти задачи обусловили разработку методов, обеспечивающих эффективное взаимодействие и синтез различных наук (системный подход, теоретическая кибернетика, концепция ноосферы В.И.Вернадского и др.). От философии познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом, современную методологию отличает акцент на методах получения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методология отлична своей направленостью на внутренние механизмы, логику движения и орагнизации знания.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.