МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Структура Методологии науки





Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология наукисистема принципов и приемов научной деятельности, а также учение о ее логической организации. Распространено деление методологии дескриптивную и прескриптивную. Первая, в свою очередь, разделяется на содержательную и формальную. Формальная методологии связана с анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения, анализом построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д.

Содержательная методология включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и состав методов науки; условия и критерии научности.

Предметом дескриптивной методологии являетсяпреимущественно организация деятельности[4] = внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно автономных частей целого; совокупность процессов, ведущих к совершенствованию взаимосвязей между частями целого; объединение людей, на основе определенных правил совместно реализующих некоторую программу, цель. В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания и началось развитие методологии науки как самостоятельной области знания. Предметом прескриптивной методологии является научный метод.

Формы Научного познания

Научный факт

 

Научное знание является фактуральным, т.е. его базовым элементом является научный факт (греч. factum сделанное) – утверждение, фиксирующее эмпирическое знание (объективные свойства вещей и процессов, зафиксированные научными методами), которое может быть верифицировано и интерпретировано на основе теоретических установок. Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.

Для установления научного факта, нужно осуществить 2 операции.
1. Рациональная обработка результатов эксперимента (наблюдения) и поиск инвариантного содержания (т.е. выделение повторяющихся признаков и устранение артефактов и погрешностей). Достаточно часто для получения эмпирического факта требуется определенная статическая обработка результатов измерения, поиск среднестатистических величин. Наряду с протоколами исследования составляется протокол контрольных испытаний приборов, в котором фиксируются их возможные систематические ошибки. Так получают эмпирические факты – непосредственно данные в опыте элементарные события или явления, независимые от теоретических построений. 2. Истолкование выявленного инвариантного содержания на основе ранее полученного теоретического знания. На этом этапе получают научные факты. Они не могут быть истолкованы, как непосредственная данность и могут изменяться в зависимости от выбора теоретической позиции. Понятие истины в классическом смысле к научному факту неприменимо. Человек не "открывает" заранее заготовленные природой факты, а активно воздействует на природу, расчленяя действительность на факты с помощью созданных им концептуальных средств, выделяя в действительности практически важные для него аспекты и т.д. На данный момент существует 2 крайних позиции, утверждающих независимость (фактуализм) и зависимость (теоретизм) фактов от теории. Как часто бывает, обе крайности неправомочны – необходимо признавать как автономность фактов по отношению к теории, так и относительность этой автономии.



Факт является результатом материально-практической деятельности человека и имеет сложную гносеологическую структуру. В этой структуре можно выделить по крайне мере 4 элемента: 1) объективную составляющую (непосредственно данные в опыте элементарные события, процессы, соотношения, свойства и т.д.); 2) информационную составляющую (средства фиксации фактов – лингвистические, технические и др.); 3) социокультурную составляющую (обусловленность факта возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивную составляющую (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных теоретических схем). Факты, таким образом, приобретают характер твердо установленных базовых элементов знания. В случае противоречия между новыми фактами и теоретическими знаниями возникает научная проблема, включающая в себя проблемный вопрос и проект его решения. На ее основе формулируется гипотеза. Как и в философии, в естественных науках факты – основа для выдвижения гипотез и построения теорий.

Научная гипотеза

Научная гипотеза – это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам и законам. Утверждение, которое является содержанием гипотезы, носит проблематичный характер и должно быть принципиально проверяемо. Доказательство гипотезы может быть прямым (практическим) или косвенным (теоретическим), которое, в свою очередь, бывает индуктивным или дедуктивным. Предметом гипотезы могут быть 1) явления; 2) связь между явлениями; 3) причинная связь между явлениями. По цели и масштабу применения выделяют гипотезы: 1) рабочая – отражает основное содержание исследования и служит в качестве руководства; 2) эмпирическая – конкретизация, частное следствие рабочей гипотезы; 3) статистическая – гипотеза, сформулированная в терминах математической статистики для организации обработки данных.

Корректная гипотеза соответствует следующим методологическим требованиям: 1) логической простоты – гипотеза должна объяснять как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок; 2) логической непротиворечивости – ни одно из суждений, входящих в содержание гипотезы, не является формально-логическим отрицанием другого; сама гипотеза не противоречит имеющимся фактам и законам[5]; 3) вероятности – основное положение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации; 4) широты применения – из гипотезы должны выводиться не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других явлений; 5) концептуальности – гипотеза должна прогнозировать дальнейшее развитие теории; 6) научной новизны – гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми; 7) верификации – любая гипотеза может быть проверена.

Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.

Научная теория

Основной единицей научного знания считается теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) – сложное многоаспектное явление, которое включает: 1) обобщение опыта, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность положений, образующих какую-либо науку или ее раздел. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях, обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Знание, систематизированное посредством теорий, легко обозримо, доступно для освоения и применения. В соответствии с функциями, теории делят на описательные и объяснительные. Описательные дают систематическое описание и классификацию исследуемых объектов[6]. Объяснительная теория дает описание и объяснение изучаемых явлений. Наличие объяснительных теорий является признаком зрелости научной дисциплины. Основанием такой теории служат:

1. Набор исходных понятий (фактов) и фундаментальных принципов (постулатов, законов).Исходные понятия и принципы выражают основные, наиболее фундаментальные связи и отношения изучаемой области, которыми определяются все остальные ее явления. Так, основанием классической механики являются понятия материальной точки, силы, скорости и три закона динамики Ньютона; в основе электродинамики Максвелла лежат его уравнения, связывающие определенными соотношениями основные величины этой теории; специальная теория относительности опирается на уравнения Эйнштейна и т.д.

2. Идеализированный объект, служащий для их интерпретации. Объект теории является идеализированным, абстрактным – это позволяет отвлечься от второстепенных, несущественных свойств и связей реального мира и выделить в чистом виде то, что представляется наиболее важным. Идеализированный объект теории намного проще реальных объектов, но именно это позволяет дать их точное математическое описание[7].

3. Логико-математический аппарат. Набор правил вывода менее фундаментальных законов из основоположений теории и ее математический аппарат составляют определенную логическую схему. В естественных науках обычно используют дедуктивно-номологическую схему, которая представляет собой вывод заключения (экспланандума = объясняемого) из высказываний, принятых в качестве посылок (эксплананса = объясняющего).

Экспланандум должен логически следовать из эксплананса. Объясняемое событие связывается с другими событиями (его причиной и условиями) и доказывается закономерный характер этих связей. Поэтому, если указанные законы справедливы, а условия их действия реально существуют, то обсуждаемое событие должно иметь место и в этом смысле является необходимым. Иными словами, при наличии причины и соблюдении условий должно существовать и следствие. Эта особенность теорий лежит в основе их прогностической функции – предсказания новых, еще не известных фактов. Предсказание – эмпирическое следствие теории. Оно всегда относится к неизвестным объектам, которые либо еще не существуют, либо, уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения/эксперимента ("ретросказание").

Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно общее утверждение, которое является законом природы. Объяснить какое-то явление значит подвести это явление под соответствующий закон, что и является объяснительной функцией теории. Но по своей логической форме закон природы неотличим от "случайно истинных обобщений" – общих утверждений, которые оказались истинными в силу случайных обстоятельств ("Все мои друзья младше 40 лет"). И поэтому всегда остается вероятность появления новых фактов ("Моему новому другу 75 лет"), которые невозможно подвести под соответствующй закон на основе классической двузначной логики[8]. По этой причине естественнонаучные объяснительные теории являются гипотетико-дедуктивными, т.е. их основоположения рассматриваются как гипотезы, истинность которых еще нуждается в доказательстве.

Таким образом, 2 основные функции теории – объяснение и предсказание. При объяснении мы отталкиваемся от истинности заключения и ищем посылки, из которых оно следует, а при предсказании мы движемся от известных посылок и утверждаем, что заключение должно быть истинно. Процесс познания представляет собой непрерывную смену объяснений и предсказаний, и ошибочными могут оказаться как посылки, так и заключение.

Если теория выполнила свою прогностическую функцию (очередное ее эмпирическое следствие оказалось истинным), то она подтверждается и включается в единую научную картину мира. Но, с другой стороны, число эмпирических следствий любой теории бесконечно велико, и мы никогда не сможем проверить их все[9], поэтому подтверждение никогда не бывает окончательным.

Научный метод

Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо) – это упорядоченная совокупность правил, приемов, способов, норм исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий предположительно к знанию истины[10]. Его основная функция – регулирование познавательной деятельности. В некотором смыслеэто более мощный аналог обычного рационального подхода. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для успешного решения задач, и умение применять это знание на практике. Различают три основных аспекта научного метода:объективно-содержательный аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом познания (объектом); операциональный – субъектом (его компетентностью, способностью перевести соответствующую теорию в систему принципов, приемов); праксеологический аспект составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.п. К числу характерных признаков научного метода чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Все методы научного познания могут быть разделены на группы по степени общности и широте применения.

· Философские методы

К этой группе методов относятся:диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Философские методы – система "мягких" принципов, носящих универсальный характер, имеющих высокую степень абстрагирования. Эти принципы задают генеральную стратегию исследования, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Так, диалектический метод у Гегеля соединен с идеализмом, у Маркса и Гераклита – с материализмом. Это не означает, что философские методы не нужны. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта".

Доминирующим в современной науке является диалектический метод. Его основные принципы: 1. Объективность. Содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики); б) реализовать активную роль субъекта познания и действия; в) исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее; е) подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета. 2. Всесторонность. Включает в себя следующие требования: а) вычленение предмета исследования и проведение его границ; б) его целостное "многоаспектное" рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета. Принцип всесторонности наиболее тесно связан с общенаучным принципом системности. 3. Конкретность. Включает ряд требований: а) проследить проявление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его частных случаях; в) учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие явление; г) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является. 4. Историзм. Данный принцип включает в себя следующие основные требования: а) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; б) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. 5. Принцип противоречия. Сводится к следующим основным требованиям: а) выявление предметного противоречия; б) всесторонний анализ каждой из противоположных сторон данного противоречия; в) анализ механизма разрешения противоречия. Диалектические противоречия необходимо отличать от так называемых "логических", которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, односторонность, субъективистское объединение случайных сторон предмета; абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени; некритическое его рассмотрение; отождествление предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как "нейтрализации" его сторон и ряд др.

· Общенаучные методы

Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными положениями специальных наук. К общенаучным относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др. Характерными чертами общенаучных методов являются: 1) сочетание отдельных понятий частных наук и философских категорий; 2) возможность формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики. Общенаучные методы можно разделить на 3 группы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.