Наблюдение за проявлениями эмпатии детей старшего дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия со сверстниками. Для решения шорой выделенной задачи разработан комплекс диагностических методов, спецификой которых является использование целенаправленного наблюдения в реальных ситуациях взаимодействия, что исключает влияние искусственных факторов на харакгер протекания исследуемого процесса и позволяет говорить о достоверности полученных резулыатов. Это связано с различием эмпатийного поведения старших дошкольников на теоретическом и практическом уровнях. Анкетирование родителей. Использование анкетирования родителей направлено на изучение особенностей отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у детей и представлений родителей об уровне сформированное™ данных качеств у ребенка. Диагностические методы позволят изучить и сравнить особенности эмпатийного поведения старших дошкольников в различных видах деятельности (в реальном взаимодействии со взрослыми и сверстниками) на уровне проявления сопереживания, сочувствия, содействия. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССОВ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ, СОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Беседа с использованием проективных заданий «Зазеркалье» (адаптированная методика Е. И. Изотовой) Цель — изучить особенности представлений об эмоциях и чувствах старших дошкольников. Материалы: зеркало, конверт с письмом, листы бумаги, цветные карандаши. Организация диагностической процедуры. Беседа проводится индивидуально с ребенком. Инструкция. 1. Экспериментатор сообщает ребенку, что в детский сад пришло письмо из Зазеркалья, читает его, создается проблемная ситуация: «В этой стране разбилось Зеркало Настроений, и все настроения рас терялись. Хотел бы ты помочь?» Затем ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на изучение контекстных и свободных представлений об эмоциях, показать их. Какие ты знаешь настроения? Назови их. Что такое радость? Когда человек радуется? Представь, что жители Зазеркалья тебя видят, попробуй показать им радость, в этом нам поможет волшебное зеркало {ребенок показывает настроение зеркалу,отвечая на этот и последующие вопросы), Что такое грусть? Когда ты грустишь? Когда бывает стыдно? Что такое страх? Когда человеку бывает больно? Чему человек удивляется? Как ты думаешь, что почувствует человек, если с ним никто не захочет играть? 2. Создается ситуация выбора, в которой ребенку предлагается на рисовать настроение. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты смог бы сам дарить всем любые настроения... а) Какое бы настроение ты подарил маме? Нарисуй его. б) Какое бы ты хотел иметь настроение всегда? Нарисуй его. в) Нарисуй настроение, которое бы ты никому никогда не подарил? г) Какое у тебя сейчас настроение? Нарисуй его. Анализ результатов проводится по следующим критериям: ^ наличие эмоционального отклика на ситуацию, желание самостоятельно выразить свои чувства; ^ наличие знаний об эмоциях и причинах их появления (эмоциоген-ные ситуации); V наличие знаний об экспрессивных значениях эмоций; ^ использование различных средств при выражении эмоций (вербальных, невербальных); ^ передача в рисунке собственных и чужих эмоций путем изображения адекватных лицевых экспрессии; ^ наличие связи эмоций с ситуацией. Проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья» (адаптированная методика Е. И. Изотовой) Цель— изучить особенности сопереживания и сочувствия старших дошкольников. Материалы:пиктографические карточки с изображениями гномиков с разным настроением (например, радостный, грустный, удивленный; испуганный); сюжетные картинки, в которых представлены данные настроения (соответственно 4 варианта). Организация диагностической процедуры.Проводится индивидуально. Инструкция. 1. Ты помог вернуть настроения в Зазеркалье, и сегодня к нам пришли гости из этой страны. Хочешь познакомиться с ними? Это гномики. У каждого из них есть настроение, так же как у тебя, у меня и у всех людей. Экспериментатор показывает детям карточки, идет обсуждение каждого персонажа. После обсуждения карточку с изображением героя убирают и задают вопросы для обсуждения. Как ты думаешь, какое настроение у первого гномика? У тебя бывает такое настроение? Когда? У кого еще ты часто замечаешь такое настроение? Как ты думаешь, почему? Ответы ребенка оцениваются по следующим критериям: / вербальное обозначение эмоционального состояния с опорой на лицевую экспрессию (пиктограммы); /■ выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмоций; V установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией . из личного опыта. 2. Создание проблемной ситуации: «Так случилось, что по дороге кнам в гости наши новые знакомые поссорились. Хотел бы ты их помирить? Давай попробуем. Гномики разбежались, и каждый из них спрятал свое настроение вкартинках. Я тебе сейчас покажу эти картинки, а ты на них внимательно посмотри и попробуй найти все настроения». По очереди предъявляются картинки и задаются вопросы для обсуждения. Как ты думаешь, что чувствуют персонажи? Почему они радуются, грустят и т.д.? Представь, что ты оказался рядом, что бы ты почувствовал? Представь, что ты можешь изменить одну из этих ситуаций, какую ты выберешь? Что бы ты сделал, чтобы ее изменить? Ребенку предлагается проверить, удалось ли помирить гномиков, для этого все картинки переворачиваются, ииз них ребенок складывает пиктограмму с изображением радости. Оценка результатов. Высказывания ребенка, его эмоциональные проявления фиксируются и затем анализируются по следующим критериям: / наличие эмоционального отклика на ситуацию; ^ установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией; V выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмо ций; •* желание выразить свои чувства, переживания в речи (действии, деятельности), делиться своими переживаниями с другими; - обозначение совокупности признаков, которые являются опорой при восприятии эмоций;
- понимание и интерпретация характера собственных проявлений и чувств в контексте заданной ситуации;
•/ использование личного эмоционального опыта при восприятии, интерпретации и прогнозировании ситуаций (при сопоставлении с результатами предыдущего диагностического задания). |