МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Начальный период обучения игре на фортепиано.





На первых занятиях необходимо проверять музыкально-слуховые данные ребёнка. Для проверки слуха, ритма и памяти предлагается спеть одну-две знакомые песни.

Можно использовать также следующий прием: играют на фортепиано отдельные звуки или короткие попевки, которые ребенок должен повторить.

Ритм проверяется при исполнении песен или заданных мелодий. Кроме того, можно сыграть короткий, несложный в мелодическом отношении музыкальный отрывок и попросить воспроизвести его, прохлопав в ладоши.

Впечатление, произведенное детьми на первых уроках, обычно уточняют в течение 1-го года обучения (относительно музыкальных способностей).

На начальном этапе обучения педагог должен знакомить ученика с устройством фортепиано, учить быстро ориентироваться на клавиатуре, проводить беседы о жанре, характере произведений.

Яркое исполнение пьес педагогом, подбор по слуху, пение песенок - помогает заинтересовать ребенка и плавно перейти к изучению нотной грамоты, упражнениям. Обучение в классе детей 7-ми летнего возраста начинается с разучивания детских песенок и попевок. Подбираются песни, понятные ученику по тексту, простые и образные по мелодической и ритмической структуре. Необходимо добиваться чистоты интонирования, ритмической точности, передачи характера текста и музыки. Затем к пению присоединяют игру на фортепиано простых попевок типа - «ку-ку», «а-у», «ба-ю-бай» (и т.п.) и подбирают их вместе с учеником от разных звуков.

В уроки также входит прослушивание на фортепиано детских пьес различного характера. Уже на начальных ступенях занятий, необходимо заботиться о том, чтобы музыкальная речь, ее интонации становились для ребенка, привычными и понятными.

Параллельно с первых уроков необходимо знакомить ученика с клавиатурой в целом, с членением ее на октавы, с названием клавиш; даётся понятие о регистрах, их звучности, о соотношении звуков по высоте («медведь», «птичка», «зайчик» и т.п.).

Очень важно, чтобы новый материал был небольшим и детское сознание не загромождалось обильной информацией.

Длительность этого периода работы, называемым донотным (пение, слушание песенок и попевок, пьес, исполняемых педагогом, подбирание по слуху попевок от разных звуков и т.п.) - от 2-3 недель до 1-2 месяцев, в зависимости от индивидуальных данных ученика.

Далее на уже знакомом музыкальном материале песенок и попевок показывается соотношение звуков по длительности, сравнивается все ли они одинаковы. Какие-то будут «главными», их захочется подольше послушать.

Таким образом, учащийся подводится к понятию размера.

В качестве метрической единицы берётся сначала «четверть», начав с размера четыре четверти (4/4).

На примере марша подробно изучаются четверти и размер 4/4. Затем переход к размерам 3/4; 2/4 - на примерах танцевальной музыки: вальсы, польки, менуэты. Вслед за четвертями появляются половинные и целые длительности.

Постепенно ученик подводится к периоду изучения нотной грамоты.

В работе с учащимися младшего школьного возраста педагогу не следует торопиться.

Педагогу необходимо объяснять учащемуся, зачем нужна запись нот, что собой представляет нотоносец и сам принцип нотной записи, показывая сначала расположение нот на линейках и сопоставляя его с клавиатурой. Когда ученик познакомится с нотами на линейках и немного научится в этом разбираться, можно объяснить ему ноты, расположенные между линейками.



Параллельно с понятием скрипичного ключа вводится понятие басового ключа, но басовый ключ дается несколько позже и только после того, как нотная запись в скрипичном ключе хорошо усвоена.

 

Задачи 1-ого года обучения:

1. Воспитание художественного мышления (целостного восприятия художественно-музыкальных образов).

2. Активизация творческой деятельности (подбор по слуху, импровизации, совместное музицирование, пение).

3. Формирование исполнительских навыков.

 

В течение учебного года учащийся проходит: 15–20 небольших, различных по форме музыкальных произведений, из них:

  • 2-3 полифонических,
  • 4-6 этюдов на разные виды техники,
  • 5-6 разнохарактерных пьес,
  • 1-2 крупные формы (по желанию).

Педагог учит выразительности исполнения, качественному и разнообразному звучанию, знакомит с различными видами техники с помощью этюдов, упражнений, гамм, следит за свободой пианистического аппарата.

Внимание уделяется ритму, штрихам и динамике.

На переводном экзамене исполняется полифония, крупная форма (по желанию), этюд и пьеса. Ученик знакомится с новыми произведениями, читая с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими учащимися или педагогом, учится подбирать по слуху.

По окончании 1-ого класса, учащиеся будут уметь:

  • достаточно подвижно исполнять несложные технические произведения.
  • проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям. Определять характер произведения.
  • исполнять несколько разнохарактерных произведений на память (в том числе и полифонию).
  • владеть навыком чтения с листа, подбирать по слуху.
  • знать основные темповые значения и музыкальные термины.

 

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися в

академическом концерте и переводном экзамене.

I.

  1. И.С.Бах «Менуэт» ре минор.
  2. К.Черни-Гермер. 1 часть, этюд до мажор.
  3. А. Роулей. «Хоровод гномов».

II.

1. И.С.Бах. «Полонез» соль минор.

2. Ф. Лекуппе. «Этюд» ля минор.

3. А. Гедике. Сонатина до мажор. 1 часть.

4. Д. Кабалевский. «Клоуны».

 

Й год обучения.

На втором году обучения перед учащимся ставится более сложные музыкальные и технические задачи. Работа над репертуаром второго класса основывается на уже имеющемся небольшом опыте, накопленном учеником на протяжение его обучения в первом классе.

Репертуар изучаемых произведений уже более конкретно делится музыкальные жанры: (полифония; крупная форма; пьесы; этюды).

Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста.

Изучение полифонической музыки оказывает активное воздействие на освоение учеником гомофонно-гармонической ткани.

По сути, вся фортепианная музыка многослойна, полифонична.

Усложнение полифонической ткани в произведениях 2-ого года обучения происходит за счет расширения их жанровых рамок, выразительных возможностей интонационного и ритмического строя. Появляется новое в тематическом материале и приемах его развития. Пример воспитания полифонического мышления: весьма полезен канон С.Ляпунова. «Пьеса» - во взаимосвязанном движении двух голосов, в этом произведении границы коротких мелодических построений хорошо прослушиваются учащимися.

В течение учебного года ученик проходит 10–12 различных по форме и жанру музыкальных произведений.

Начиная со 2-го класса, учащиеся сдают зачет, мажорная гамма (до двух знаков) по выбору в прямом движении каждой рукой отдельно или вместе в две октавы, в противоположном – двумя руками от одного звука при симметричной аппликатуре. Аккорды по 3 звука без обращения каждой рукой отдельно в тех же тональностях, короткие арпеджио и этюд.

В течение учебного года ученик проходит:

  • 2-3 полифонических произведения,
  • 4-6 этюдов на разные виды техники,
  • 3-4 разнохарактерных пьесы,
  • 1-2 крупные формы.

Педагог учит выразительности исполнения, качественному и разнообразному звучанию. Внимание уделяется ритму, штрихам, динамике, основным темповым обозначениям и терминам. Ознакомление с педализацией.

На переводном экзамене исполняется полифония, крупная форма, этюд и пьеса.

Ученик знакомится с новыми произведениями, читая с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими учащимися или педагогом, учится подбирать по слуху.

По окончании 2-ого года обучения учащиеся будут уметь:

  • достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до 2 знаков) аккорды, арпеджио.
  • проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять характер.
  • уметь с листа грамотно разбирать несложные произведения, подбирать по слуху.
  • владеть навыками педализации.
  • знать темповые значения и музыкальные термины.
  • самостоятельно выполнять домашние задания.
  • исполнять несколько произведений подряд на высоком художественном уровне.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися в

академическом концерте и переводном экзамене.

 

I.

  1. И.С. Бах «Менуэт» соль мажор.
  2. К. Черни-Гермер. 1 часть, этюд ре мажор.
  3. П.И. Чайковский «Новая кукла».

II.

  1. И.С. Бах. «Полонез» соль минор.
  2. А. Шитте «Этюд» ля мажор.
  3. Д. Чимароза. Сонатина соль минор.
  4. Р. Шуман «Смелый наездник».

 

Задачи 2-го года обучения:

  1. Воспитание художественного мышления.
  2. Развитие музыкальных слуховых способностей.
  3. Формирование пианистических навыков.

 

Занимаясь с детьми 7-9 лет, знакомство с нотной грамотой не задерживается. Обычно начинают сразу же с первых уроков.

Ученику необходимо помочь освоиться с нотной грамотой, Не надо бояться, что ознакомление с ней может занять много времени. На уроках желательно не подсказывать ученику, какая это нота, а заставлять его самого думать.

Важно, чтобы нотная грамота не заучивалась механически, а была усвоена как неотделимая масть той музыки, которой занимается ученик.

После ознакомления с нотной грамотой следует вводить разбор, и разучивание песенок, а также простейших пьесой по нотам.

В параллель с изучением нотной грамоты с первых уроков обращается серьезное внимание на постепенное налаживание элементарных пианистических (двигательных) навыков. Для успешной работы пианисту необходим упругий тонус мышц. Организацию движений ученика надо строить таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к фортепиано, как к «поющему» инструменту. Очень важно учить прикасаться к клавишам не ногтем, а мягкой подушечкой пальца.

При выборе положение пальцев необходимо учитывать индивидуальное строение рук ученика. Большое, значение придаётся следующим упражнениям:

  1. «Шаги» отдельными пальцами. Начинать с третьего пальца, как самого устойчивого, постепенно вводятся 2, 4, 5 пальцы и самым последним - 1 палец.
  2. Упражнение на 1-2 пальцы; 2-3 пальцы; 1-2-3 пальцы; 3-4 пальцы.
  3. Упражнение на 1-2-3-4-5 пальцев и др.

Первоначальный штрих - нон легато (non legato). Движения должны быть естественными, свободными, без напряжения.

Также с первых уроков вводятся упражнения из «гимнастики» по книге А. Шмидт-Шкловской «Воспитание пианистических навыков».

Как только ученик впервые сел за фортепиано, нужно обратить внимание на его посадку. Сидеть надо свободно, без напряжения в плечах и спине, нельзя сутулиться. Под ноги маленьким ученикам надо подставлять подставку, чтобы ноги не висели, а обязательно устойчиво стояли.

Одна из наиболее важных, задач педагога в работе с начинающими, заключается в том, чтобы научить их слышать и исполнять мелодическую линию. Самым простым ее выражением будет короткая мелодия, исполняемая легато (legato). Штрих легато вводится только после того, как ученик полностью освоил штрих нон легато (non legato). Объясняется, что сущность приема legato заключается в плавном переходе одного звука в другой при внимательном вслушивании в мелодию. Кисть и запястье должны быть устойчиво-гибкими, позволяющими хорошо ощущать общую направленность звуковой линии, пальцы свободно поднимаются и погружаются в клавиши.

Овладение начальными навыками игры non legato и legato позволяет расширить круг изучаемых пьес. Они должны быть простыми, не­выразительными, различными по характеру, доступными по трудности, легко запоминающимися.

В начальном детском репертуаре довольно часто встречается указанное staccato (стаккато), которое на данном этапе обучения надо понимать лишь как требование исполнять звуки нон легато. И только к концу первого года обучения штрих staccato (стаккато) можно исполнять легким и короткий по звучанию.

С первых шагов необходимо обращать внимание на характер исполняемых пьес: «грустный», «веселый», «важный», «сердитый» и т.п.

На легких пьесах можно показать ученику, что мелодия любой из них состоит из более мелких частей. Надо услышать, с чего они начинаются - слушать движение мелодии: учить вслушиваться в звучание, не путать штрихи, не брать фальшивые ноты, играть ритмически точно. Точность исполнения распространяется не только на нотный текст, но и на аппликатуру.

Следует приучать учащихся к естественной последовательности пальцев, воспитывать стремление к грамотности исполнения.

Уже со второго полугодия учащегося можно знакомить с алиментами простейшей полифонии. Это могут быть мелодия и второй голос или подголосок в легкой обработке народной песни, имитация в партиях правой и левой руки. Надо показать ученику, как «поют двое», как один голос «отвечает» другому, научить играть каждый голос отдельно красиво и выразительно.

При разучивании пьес учащиеся знакомятся с динамическим разнообразием звучания музыки (пока в ограниченных пределах). Сначала следует быть осторожным даже с такими динамическими красками как форте (f) и пиано (р). Играя «форте», легко перейти в форсирование звука (пиано), что может привести к поверхности звучания и к «недобиранию» звука.

И то и другое вредно, ибо создает у ученика ложное представление о нужном звучании и, кроме того, может привести к зажатости пианистического аппарата.

«Крещендо» и «диминуэндо» объясняется учащимся как постепенный подход к форте или пиано (эти оттенки вводятся к концу 1-го года обучения), приучая добиваться постепенного затухания или усиления звука.

Необходимо следить за тем, чтобы динамические нюансы непосредственно связывались с музыкой, были бы понятны ученику.

Маленькому пианисту не следует говорить: «Играй тихо, затем громче». Необходимо связывать динамические краски с музыкальным содержанием, подчеркивать характер исполняемой пьесы: «смелее», «решительнее», «ласково», «мягко», «жалобно», «спокойно» и т.д.

С детства надо воспитывать потребность играть красиво и просто!

Серьёзное внимание надо обращать на освоение начинающими (метрической стороны записи на метрическую точность исполнения). После того как ученик начал играть по нотам, познакомился с основными длительностями (четверть, половинная, целая), ближайший новый материал - восьмые длительности. Когда материал понят и усвоен, можно привлекать пьесы с большим количеством восьмых.

Едва ученик начинает играть по нотам, встает вопрос о выучивании пьес, этюдов, песенок на память. Большей частью ребенок запоминает их незаметно для себя, педагогу приходится следить за тем, чтобы ученик не играл без нот пьесу, в которой он еще не твердо знает текст. Некоторым учащимся с трудом дается запоминание даже простых сочинений. В этих случаях следует добиваться, чтобы учащийся ясно представлял строение произведения, точно знал текст каждой фразы по нотам.

Полезно поучить каждой рукой отдельно, затеи сыграть вместе двумя руками,

Когда трудный эпизод выучен, рекомендуется поиграть всю пьесу целиком.

При работе над пьесами и этюдами, требующими относительно подвижного темпа, необходимо, чтобы ученик не выходил за пределы доступного ему темпа — того, в котором он может играть свободно и естественно, не зажимаясь». Часто приходиться побуждать ученика сыграть быстрее смелее, работать над тем, чтобы в более темпах он не тряс руками, не толкал клавиши.

Развитию технических возможностей учащегося, помимо упражнений, способствует регулярная работа над гаммами и этюдами. Hа протяжении всех лет обучения следует проводить планомерную и систематическую работу над этим важнейшим разделом музыкально-технического развития.

В работе над гаммами необходимо обращать внимание, не на количественную сторону исполнения, добиваясь точного соблюдения аппликатуры, ровности звучания, беглости пальцев и правильно организованных движений. Как правило, гаммы вводятся со второго полугодия (До мажор,, Соль мажор, Ля –минор - три вира). Сначала каждой рукой отдельно в прямом движении, затем двумя руками в прямом и расходящемся в одну-две октавы.

Со второго полугодия (иногда раньше), всё зависит от успеха обучаемого, вводится игра в четыре руки – фортепианные ансамбли, выбирая для этого сначала самые лёгкие пьесы и лишь постепенно их усложняя.

Для успешности занятий важно правильное построение каждого урока, где учащийся получает новые знания, умения и навыки. Урок стимулирует желание и организует работу учащегося.

Педагог на уроке осуществляет руководство его воспитанием, развивает музыкальные данные, учит работать. Необходима не только активность, заинтересованность педагога в занятиях с каждым учащимся, нужно уметь добиваться активности и самого ученика, сделать для него урок интересным. Однако не следует стремиться лишь к занимательности. Важно не только возбудить интерес к урокам, но и воспитать серьёзное к ним отношение.

Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации его самостоятельных домашних занятий. Всё достигнутое в совместных занятиях с педагогом может быть сведено на нет, если учащийся не будет заниматься дома. Поэтому на уроке надо научить его работать над пьесой, над отдельным трудным местом, помочь ему добиться нужных результатов.

С самых первых уроков и в дальнейшем необходимо привить учащимся любовь к труду, сознание того, что занятия музыкой требуют постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Чтобы хорошо организовать домашнюю работу, надо знать в каких условиях живёт ученик. Важно знать также отношение родителей к занятиям музыкой их детей.

Необходимо постоянно поддерживать тесную связь с родителями учащихся, проводить воспитательную работу, помочь рекомендациями по организации домашних заданий дома. Рекомендовать родителям внимательно следить за тем, чтобы ребёнок занимался музыкой в положенное время. Создать для него всего необходимые условия для занятий.

 

 

4. Учебно-тематическое планирование

 

Годы обучения

 

 

№ п/п Тема занятий Теория Практика Всего
Организация музыкальных интересов учащихся: · беседа о музыке, · игра преподавателя, слушание музыки; · пение       - -     -    
Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот:
  • подбор по слуху,
  • знакомство с клавиатурой и нотной грамотой,
  • первоначальные сведения по теории музыки,
  • чтение с листа.
  • ансамблевое музицирование
 
        - -         -        
Работа над репертуаром:
  • работа над игровыми приемами,
  • упражнениями (усвоение первичных приемов игры),
  • гаммы,
  • работа над произведениями,
  • накопление репертуара
      -              
  ИТОГО:

 

Методическое обеспечение

 

Процесс обучения в классе фортепиано происходит на индивидуальных занятиях – это основная форма работы.

На уроках приобретаются основные пианистические навыки: положение корпуса за инструментом, свобода и пластичность рук, координация движений и приемы звукоизвлечения. Осваивается метроритмическое содержание, закладываются навыки чтения нотного текста. Ученик знакомится с разнообразными произведениями различных жанров и эпох. Большинство из них тщательно прорабатываются, доводятся до уровня публичных выступлений в концертах, конкурсах, фестивалях.

Важным условием для овладения игрой на фортепиано является правильное систематическое выполнение домашних заданий.

Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев.

С начинающими учениками используются игровые формы работы. Слушая игру педагога, ученик старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом.

Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося.

Большое значение имеет поэтапное освоение материала и совместный поиск с педагогом правильного решения. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Результаты обучения детей заносятся в индивидуальный план, в конце учебного года педагог характеризует учащегося на основании его результатов.

Основные методы, используемые на занятиях:

· убеждение,

· подбадривание,

· поощрение,

· стимулирование,

· педагогическое сопровождение.

Основные методические принципы учебно-воспитательного процесса:

  • дифференцированность обучения,
  • доступность материала,
  • систематичность содержания материала,
  • индивидуальный подход,
  • опора на положительное в личности,
  • изучение интересов и потребностей учащихся,
  • установка на саморазвитие личности,
  • активность,
  • доброжелательность.

 

Для реализации обучения требуется:

  1. Отдельный класс, отвечающий медицинским требованиям.
  2. Музыкальный инструмент: фортепиано, рояль.
  3. Нотные и мультимедийные материалы, ИКТ.
  4. Дидактические материалы для младших классов.
  5. Аудио-видеотека и аппаратура.
  6. Нотные издания по предмету, музыкальные учебники, пособия, нотные тетради.
  7. Музыкальный центр.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.