МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психологические особенности детей 7-9 лет





Дом детского творчества Московского района

(МБОУ ДОД ДДТ Московского района)

 

 

Методическое пособие

Для педагогов дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста

(7-9 лет) игре на фортепиано.

 

 

Булатова Людмила

Михайловна

педагог ДО

высшая категория

 

г. Нижний Новгород,

2013г.

Содержание

СТР,

Введение.. 3

Обучение детей игре на фортепиано на начальном этапе.. 4

Психологические особенности детей 7-9 лет.. 6

Первый и второй годы обучения игре на фортепиано.. 7

4. Учебно-тематическое планирование.. 13

Методическое обеспечение.. 14

Список использованной литературы... 19

Введение

.

 

Музыка - прекрасная и безграничная область человеческой культуры.

В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Видится необходимым с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры.

В России теория и методика музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с середины XIX века параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли и находит свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля.

На рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству - игре на фортепиано и других музыкальных инструментах: В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н.Карасев, А.Л.Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д.Ушинский и мн. др. ученые разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке.

Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр.

Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования.

Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы.

Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки - выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса - фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.

Актуальностьмузыкального образования обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, формирование у него ценностных ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

В результате обучения происходит развитие способностей ребёнка в различных областях, порой не связанных с музыкой:

  • развитие слуховой и зрительной памяти, т.к. процесс обучения связан с запоминанием нотного текста, слухового анализа своей игры, музыкальных терминов на итальянском языке, исполнения муз. произведений на память;
  • развитие эмоционального восприятия подкрепляется способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ;
  • развитие координации обеих рук в результате одновременной игры, а также нот, используя прием педализации;
  • развитие мелкой моторики и крупной техники, что имеет связь с развитием речи у детей, способностью самовыражения в обществе;
  • психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями;
  • умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации.

 



1. Обучение детей игре на фортепиано на начальном этапе

 

Обучение игре на фортепиано ориентировано на общие художественные способности учащихся, оно развивает не только творческие способности, гибкость, вариативность мышления, но и воспитывает социально-деятельную и активную личность.

Занятие по игре на фортепиано требует хорошей техники, внимания и отдачи.

В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, внимательности, сосредоточенности.

Обучение игре на фортепиано невозможно без наличия музыкальных способностей детей, к которым относятся:

  • музыкальность,
  • музыкальный слух,
  • ритм,
  • музыкальная память,
  • исполнительские пианистические способности.

Музыкальным является тот ученик, который чувствует красоту и выразительность музыки, способен мыслить художественными образами, обладающий творческой фантазией.

Педагогический опыт свидетельствует о том, что умелая работа с учащимися, казавшимися сначала немузыкальными, часто дает плодотворные результаты. Музыкальность воспитывается на художественном материале.

Педагогу важно способствовать тому, чтобы учащийся побольше слушал хорошей музыки и в хорошем исполнении.

Музыкальный слух - сложное понятие, включающее в себя ряд компонентов, имеющих большое значение для обучения фортепианной игре:

  • звуковысотный,
  • ладовый,
  • тембровый,
  • динамический,
  • внутренний.

Как и другие способности, слух развивается в процессе деятельности, которая требует от учащегося определённых усилий.

Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Ритм тесно связан с метром. Педагогическая практика подтверждает, что чувство ритма плохо поддается развитию.

Большое значение для развития пианиста имеет музыкальная память.

Ученик с хорошей памятью обладает большими преимуществами, Он скорее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, что дает ему возможность быстро двигаться вперед.

Исполнительские пианистические способности — «удел» талантливых детей. Проявляются они в любви к публичным выступлениям, способности «зажигаться» на эстраде и раскрывать в эти минуты лучшие черты своей художественной натуры, в умении завладевать аудиторией и доносить до неё свои замыслы. Пианистические данные включают в себя также, виртуозную одаренность.

В период всего обучения чётко прослеживается динамика развития врожденных музыкальных данных и их преобразование в комплекс музыкально-исполнительских способностей.

Результаты наблюдения развития учащихся на протяжении обучения позволяют выявить три уровня способностей детей:

1 уровень - это талантливые дети, которые успешно справляются с высокими требованиями обучения, продуктивно усваивают весь комплекс художественных и инструментальных навыков, проявляют самостоятельность, творческую пытливость.

2 уровень - дети средних способностей, обладают средними музыкально-слуховыми данными, успешно развиваются в слуховом восприятии и осознании закономерностей музыки, однако менее податливыми овладении комплексом необходимых для исполнительства технических навыков.

3 уровень - дети со способностями ниже средних. Учащиеся этой группы (количественно наибольшей) обладают слабыми музыкально-слуховыми данными, менее гибки к восприятию музыки и усвоению навыков исполнительства.

В связи с выявленными «неравномерностями» в музыкально-исполнительском развитии детей от педагога требуется владение методом дифференцированного подхода в обучении, индивидуального подбора учебного репертуара и исполнительских программ, гибкость учебных планов, с учётом возрастной психологии.

Педагогу необходимо использовать только индивидуальный подход к каждому ребенку.

1-2 годы обучения – это подготовительный, начальный этап.

Основной формой учебной деятельности должно быть индивидуальное занятие педагога с учеником, которое проводится 2 раза в неделю по 1-му часу.

Продолжительность одного занятия с учащимся - 45 минут.

Результативность обучения реализуется не только через индивидуальную проверку педагогом навыков, умений, знаний учащихся при исполнении выученных произведений, но и их участие в:

  • академических концертах (исполнение 2-3 разнохарактерных пьес);
  • концертных выступлениях на традиционных мероприятиях музыкальной студии;
  • отчётных концертах;
  • конкурсах,

Успеваемость учащихся в течение учебного года надо обязательно фиксировать в ведомости, индивидуальном плане и дневнике учащегося.

В течение учебного года и на протяжении всего обучения можно вести мониторинг развития учащегося в «Индивидуальной карте развития» учащегося.

Занятие-урок должен быть методически разработан. А проводить его надо с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, зная в т.ч. психологические возрастные особенности детей.

 

 

Психологические особенности детей 7-9 лет

Знание психофизиологических особенностей школьников способствует повышению эффективности руководства процессами обучения и воспитания.

Каждый из периодов жизни ребенка характеризуется рядом психологических особенностей, которые оказывают определяющее влияние на его поведение в социуме.

Школьный возраст 7 лет открывается переломным периодом; наблюдения показывают, что именно при переходе от детского садика к школе ребенок меняется настолько резко, что становится гораздо более трудным в воспитании. На этом этапе ребенок еще не школьник, но и дошкольником он уже перестал быть.

На моменте кризиса сразу становится заметно, как ребенок утрачивает наивность и непосредственность.

Семилетний ребенок достаточно быстро прибавляет в росте, что указывает на ряд изменений в его организме. В поведении ребенка появляется излишняя манерность, некая искусственность, клоунада и паясничанье.

Наиболее значимая черта кризиса семи лет - это начало отделения внешней стороны личности ребенка от стороны внутренней.

Интеллектуальный момент, вклинивающийся между переживанием и поступком, и означает утрату ребенком непосредственности в поведении.

В период 8-9-ти лет у детей наступает временное затишье перед бурей, имя которой переходной возраст.

Единственный переломный момент этого периода - поход в первый класс и адаптация в новом коллективе.

Психология школьника младших классов - это осознание себя через призму отношений полов. Кроме того, у ребенка смещаются ориентиры на авторитетные личности.

С одной стороны дети 7-9 лет остро переживают неуспех; однако, с другой они его игнорируют, выбирая новые задачи более высокого уровня сложности. Если рассматривать реакцию младших школьников на неуспех, то видно, что она носит агрессивный характер: ребенок ни в коем случае не признается, что в том, на что он претендует, он оказался слабым. Потребность в сохранении высокой самооценки приводит к острой реакции на те факторы и тех людей, которые показывают ему его несостоятельность.

У детей 7-9 лет отмечается особая роль в адаптации к школьному обучению интеллекта. Учёные отмечают влияние тревожности на эффективность выполнения интеллектуальной деятельности.

По мере взросления ребенка отмечается расширение структурно-энергетического ресурса организма.

Психофизиологическую адаптацию учащихся 7-9 лет к школьному труду целесообразно рассматривать как интегративное и относительно устойчивое свойство, которое в значительной степени зависит от способности ребенка к разнообразным видам учебной деятельности.

В социально-психологическом аспекте - это совокупность свойств личности, обеспечивающих успешное освоение наиболее широкого круга социальных ролей.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.