МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Незаконченный путь на Киото Такэда Сингэн





 

В 1572 году Такэда Сингэн (武田信玄) (1521-1573), который «Быстрый как Ветер, Тихий как Лес, Свирепый как Огонь, Неподвижный как Гора» («風林火山»), имея конечной целью Киото, начал войну против Токугава Иэясу и Ода Нобунага.

 

Битва при Микатагахара

6 января 1572 года

Такэда Сингэн (28 000)/Токугава Иэясу (11 000, включая 3 000 Ода)

На пути Сингэн встал замок Хамамацу. Комендантом замка Хамамацу был Токугава Иэясу, который выслал навстречу войскам Сингэн разведчиков под командованием Окубо Тадаё и Хонда Тадакацу. Они наткнулись на авангард Сингэн и вернулись изрядно потрепанными. Их настроение несколько поднялось, когда пришло подкрепление из 3 000 самураев от Нобунага, который и сам более чем когда-либо нуждался в людях, но, очевидно, понимал, что наступление Сингэн представляет для него наибольшую опасность. Иэясу встал перед выбором: вступить в сражение при таком перевесе сил в пользу противника было равносильно самоубийству, но оставаться за стенами Хамамацу - значило играть на руку Сингэн, который, вероятно, выделил бы небольшой контингент, чтобы сдерживать армию Токугава, а сам беспрепятственно пошел бы на Киото.

Иэясу храбро повел армию по дороге на север. В трех четвертях мили от Хамамацу была поросшая кустарником гряда, известная как Микатагахара. Рядом с правым флангом Иэясу протекала река Магомэ, а слева мили на две тянулся кустарник. Он выстроил свои войска в линию - японцы дали такому построению поэтичное название "крылья аиста". Подкрепление, пришедшее от Нобунага, он поставил справа вместе с отрядом Сакаи Тадацугу - на самом фланге, где начинался склон. Другие его си-тэнно стояли слева, а сам Иэясу возглавлял основные силы, расположившись немного позади от центра. Напротив них стояло войска Такэда, один авангард которого едва ли не превышал по численности всю армию Токугава. За ним стоял сам Сингэн с пятнадцатитысячной армией.

Когда обе армии встали в боевой порядок, пошел снег. Снегопад продолжался непрерывно до четырех вечера, когда авангард Такэда двинулся вперед, чтобы атаковать фланги Токугава. Левый фланг держался твердо, но правый, люди Нобунага, вскоре отступил, оставив Сакаи Тадацугу в окружении врагов. Он попытался пробиться назад, но Такэда Кацуёри, сын Сингэна, обошел его и атаковал с тыла. Поскольку стало темнеть, центр Такэда предпринял атаку во фронт, заставив Токугава поспешно отступить. Чтобы перегруппировать силы, Иэясу установил свой штандарт, большой золотой веер, на возвышенности в тылу войска. Опасаясь, что гарнизон в Хамамацу поддастся панике, Иэясу позвал одного самурая, который отрубил голову какого-то вражеского воина, и велел ему отнести ее в Хамамацу и объявить, что это голова Сингэн.

В это время самураи Такэда уже находились в опасной близости от Иэясу, стрелы и пули свистели у него над головой. Он уже подумывал о том, чтобы умереть как истинный самурай, но мысли о будущем взяли верх, и Иэясу ускакал в направлении Хамамацу. Он едва спасся. Один из людей его свиты успел выбить лук из рук вражеского самурая, когда они проскакали мимо, а Иэясу пронзил стрелой самурая, который бросился на него с копьем. Прибыв в замок, Иэясу велел оставить ворота открытыми и зажечь факелы, чтобы указать путь отступающим.



"Это должно также смутить врага, - добавил он. - Если закроем ворота, они подумают, будто мы их боимся".

Наконец подошли самураи Такэда. По пути они заметили, что все люди Токугава, которые пали при отступлении, погибли, стоя лицом к противнику. В эту ночь они не пытались штурмовать замок. Ночью Иэясу мирно спал, а отряд самураев добровольцев подобрался к лагерю Сингэн, который встал у Сайгадани. Поскольку местность была им хорошо знакома, они сумели подойти достаточно близко, прежде чем открыть огонь, так что самураи Такэда провели весьма беспокойную ночь.

Итогом этого сражения стало решение Такэда Сингэн не осаждать замок, а отступить и двинуться в Микава.

В 1573 году Сингэн неожиданно умер, предположительно от пулевого ранения. Клану Такэда долгое время удавалось сохранять этот факт в тайне.

 

В этом же году Асикага Ёсиаки поднял открытое восстание против Нобунага, но проиграл, был изгнан из Киото, и скрылся в землях клана Мори. Сёгунат Муромати прекратил своё существование.

 

Истребление Икко-Икки

1574-1575 года Нобунага посвятил борьбе с Икко-Икки.

22 апреля 1574 года наставник Икко Кэннё Коса мобилизовал войска в цитадели Исияма, тем самым положив конец перемирию, заключённому с Нобунага в конце предыдущего года.

Главный удар по Кэннё Нобунага нанёс во второй половине 1574 года, осадив в конце лета укреплённую базу Нагасима в провинции Исэ. Осада завершилась через два с половиной месяца, когда войска Нобунага сумели блокировать две последние цитадели противника, Накаэ и Янагасима, и сожгли их. Численность погибших со стороны Икко составила 40 000 человек, половина из которых умерла от голода, другая же половина оказалась в огненной ловушке.

В 1575 году Нобунага провёл схожую кампанию в провинции Этидзэн. Он не успокаивался до тех пор, пока все сторонники Икко не были окружены и убиты. Число жертв снова составило около 30 000 – 40 000 человек, и ещё неизвестное количество было взято в плен.

В том же году Нобунага писал, что последователи Икко были «проклятием для народа, и если бы я не подавил их, этому никогда не было бы конца. Вот почему я уничтожил их».

 

 

Битва при Нагасино

Нобунага вернулся из столицы в Гифу 6 июня 1575 года, чтобы сразится с Такэда Кацуёри из Каи, сыном Такэда Сингэн.

19 июня около замка Нагасино Такэда Кацуёри собрал около 15 000 воинов. Замок этот занимал стратегически важное положение между провинциями Микава и Тотоми, Кацуёри уступил его Токугава Иэясу в 1574 году и всеми силами стремился вернуть его себе, чтобы создать базу для дальнейшего продвижения в глубь провинции Микава. Нобунага немедленно отреагировал на это и лично выступил на помощь гарнизону Нагасино, в сопровождении своего наследника Нобутада. У Нагасино Ода соединился с Иэясу, и их общая численность составила 30 000 воинов. Сражение началось через десять дней после начала осады Нагасино армией Кацуёри.

Нобунага хорошо приготовился к сражению. Перед фронтом армии на протяжении около 2 км он приказал установить импровизированные палисады, сделанные из толстых стволов бамбука, связанных вместе. Высота палисада была чуть более 2 м, а между палисадами были оставлены узкие проходы через каждые 50 м. Палисады располагались под небольшим углом друг к другу, оставляя возможность обстреливать противника перекрестным огнем. Вечером 27 июня Нобунага лично инспектировал передний край обороны и приказал на протяжении всей линии разместить 3 тыс. аркебузиров в три ряда, чтобы обеспечить бесперебойную стрельбу – в то время, пока передняя шеренга стреляет, задняя должна была перезаряжать ружья. Небольшое количество лучников также должно было прикрывать аркебузиров по время перезарядки.

Копейщики разместились между и позади отрядов аркебузиров, часть их была вооружена очень длинными копьями нагаэ-яри, достигавшими в длину до 5.6 м. Их задачей было держать непобедимую конницу Такэда на расстоянии от аркебузиров. Позади аркебузиров и копейщиков встали отряды самураев – они должны были поддерживать дисциплину и отбивать атаки врага, прорвавшегося за ограждение. Более чем вероятно, что всем было строжайше запрещено выходить за линию палисадов и тем более преследовать врага, во всяком случае, пока победа не станет очевидной.

В результате битвы клан Такэда понёс столь большие потери, что больше никогда и не поднялся.

Такэда Кацуёри был встречен у границы своей провинции Каи Косака Масанобу, срочно пришедшим с 10 000 воинами из Синано, и препровожден в свою резиденцию. В последующие годы Токугава Иэясу провел против него несколько кампаний, пока не завоевал почти все провинции Такэда. Кацуёри покончил с жизнью в 1582 году, взрезав себе живот в окружении врагов на горе Тэннодзан. Из всех верных вассалов Такэда до конца с ним оставался только Цутия Масацугу, остальные к этому времени переметнулись на сторону Токугава.

 

 

Инцидент в Хонно-дзи

и

Подведение итогов

 

Нобунага погиб в 1582 году во время поездки в Киото для проведения чайной церемонии. По некоторым данным совершил сэппуку, будучи окружённым врагами, по другим сгорел заживо. Его предал Акэти Мицухидэ. Считают, что мятеж Акэти Мицухидэ был спровоцирован Нобунага – тот отобрал у своего военачальника принадлежавшую тому провинцию Тамба, атаковал феодала, державшего в заложниках мать Мицухидэ, из-за чего она и погибла, и во время одного из пиров даже отбивал ритм веером по лысине Мицухидэ. Такое поведение, впрочем, не помешало Нобунага собрать под свои знамена выдающихся полководцев – Сибата Кацуиэ, Хасиба Хидэёси и Токугава Иэясу, к которым он относился с большим уважением. Нобунага правил не только силой, но и хитростью. Он широко использовал систему заложничества, выдавал своих детей за детей врагов, иногда даже с целью шпионажа, и содержал отряды разведчиков и наемных убийц – синоби (более известных как ниндзя).

Другой стороной его личности, которая обычно остается в тени, являлся недюжинный военный талант. Нобунага ввел новые, до 5-6м в длину, пики, что сразу же дало эффективную защиту от кавалерии. Он первым оценил потенциал огнестрельного оружия и нашел самый эффективный способ его применения. При Нагасино у Нобунага было 10 тыс. аркебузиров – 30% войска! Это огромная по тем временам цифра, особенно если учесть, что великий Кэнсин, например, в том же году имел в своем арсенале всего 360 аркебуз. Такое количество ружей требовало множества профессиональных солдат, но Нобунага без колебаний доверил аркебузы асигару. Это позволило увеличить его армию более чем до 100 тыс. человек и в конечном счете справиться с соперниками.

В войне на море Нобунага применил одни из первых в мире броненосцев; выстроив Адзути, положил начало новым тенденциям в замковой архитектуре. Он и сам прекрасно владел мечом, ежедневно фехтовал, плавал и скакал на лошади. Погиб Нобунага при штурме храма Хоннодзи войсками Мицухидэ – раненый пулей в левую руку, он долго отбивался от врагов нагината, пока не укрылся во внутренних покоях горящего храма, где и покончил с собой.

 

Часть 2

Церемониальное признание

В 1574 году Нобунага получил благоухающее дерево Рандзятай – знаменитое императорское сокровище, хранившееся у монахов Тодайдзи в Сёсоин. Требование получение этого дерева следует расценивать как яркую демонстрацию той власти, которую Нобунага имел над императором. Когда Нобунага приказал сломать печати и отрезать ему кусок Рандзятай, он, по сути, вынудил императора признать его право на привилегии, равные сёгунским, ибо только император и сёгун имели доступ к этой святыне. В обмен на Рандзятай Нобунага обещал монахам Тодайдзи возвращения многих из ранее принадлежавших храму земельных владений. На совете монахи решили, что, так как Нобунагавосстановил императорский дворец и выделил на него средства, он может увидеть дерево.

Впервые Нобунага получил ранг кугё (придворная знать) в 1575 году, когда 6 декабря его назначили годайнагон (временным главным советником). А уже через три дня он становится удайсё (командующим правой стражи внутреннего дворца). Нобунага благополучно перескочил через ряд промежуточных должностей и сразу получил высокий пост. Подобные назначения назывались дзикинин.

К концу 1575 года Нобунага скреплял земельные пожалования личной красной печатью. Это указывает на то, что он стал самым крупным землевладельцем в Центральной Японии.

Нобунага прилагал все силы к тому, чтобы быть призванным в качестве фактического преемника сёгунов Асикага. Однако, его видение власти в Японии не предполагало устранение от власти аристократии.

 

Адзути

Замок был провозглашён официальной резиденцией Нобунага в июне 1579 года, через три года после начала строительства. Адзути оставался главной цитаделью режима вплоть до 3 июля 1582 года, когда он был предан огню после гибели Нобунага. Величие замка Адзути, его внутреннее и внешнее великолепие, равно как и его полное разрушеие, стали ярким воплощением жизни, восхождения к власти и смерти его основателя.

Замок был возведён на одноимённой горе в провинции Оми, которая имела важное стратегическое значение: находилась на берегу озера Бива, на полпути между Гифу и Киото, с хорошим выходом на дорогу Накасэндо. Нобунага заставлял своих вассалов также строить резиденции у подножия горы Адзути, тем самым вынуждая их покидать родные провинции и уменьшая их власть на местах.

Через год после начала строительных работ иезуит Органтино сообщал, что Нобунага возводит замок, который, быть может, является одним из самых величественных сооружений, известных христианскому миру.

По описанию иезуита Луиса Фройса Адзути казался современникам, как японцам, так и иностранцам, настоящим чудом.

Внутри крепости имелась личная конюшня Нобунага с пятью-шестью лошадьми, которая содержалась в идеальной чистоте. Площадки для верховой езды были подготовлены к северу от замка, непосредственно на берегу озера Бива. Также в Адзути имелось немало клеток для содержания птиц – ещё одно из любимых детищ Нобунага. 3 ноября 1581 года Нобунага впервые выпустил своих белых, очень дорогих, соколов и охотился в окрестностях Куваномидэра. Полностью соответствовали изысканности замка и сады, которые по Фройсу были «великолепные и восхитительные». Обязанности большого штата слуг заключалась в том, чтобы тщательно подметать весь замок за час до рассвета. Все отмечали безукоризненную чистоту Адзти.

После окончания строительства замка Нобунага стал по паву считаться покровителем искусств. Для оформления оформительных работ был нанят крупнейший художник эпохи Кано Эйтоку. Стиль, разработанный Эйтоку в Адзути, получил название кинпэки, когда цветные картины рисовались на золотом фоне. Таким образом, Эйтоку прославился на всю страну.

Сразу же после окончания строительства, Нобунага сделал вход в замок свободным, чтобы все смогли насладиться его красотами.

Не редки были и случаи проведения в Адзути чайной церемонии, поклонником которой Нобунага прослыл уже давно. Ещё в 1568 году, войдя в Киото, Нобунага получил от Мацунага Хисахидэ чайный прибор «Цукомогами», как символ подчинения и будущего союза. Вскоре после этого Нобунага стал страстным коллекционером чайной утвари.

Помимо чайной церемонии, а замке проходили и однодневные турниры по сумо. Так, в течение семи месяцев 1578 года Нобунага устроил как минимум три больших соревнования. На второй турнир (16 сентября) в Адзути прибыли не менее 12 500 борцов из Оми, Киото и его окрестностей. Они сражались с восьми утра до шести вечера, по-видимому, на выбывание.

Ко всему прочему Адзути был провозглашён территорией свободной торговли.

Адзути являл собой «Цветочную столицу» Нобунага.

 


 

Литература

• «Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Нобунага» Ламерс Й.П., ЕВРАЗИЯ, 2012

• «Самураи. Иллюстрированная история»

Мицуо Курэ, АСТРЭЛЬ, 2006

• «Армии самураев 1550-1615»

Тёрнбулл С.

• «Самураи. Военная история»

Тёрнбулл С., ЕВРАЗИЯ

• «Хидэёси»

Даниэль Елисеев, ЕВРАЗИЯ, 2008

• «Самураи. Рыцари страны Восходящего Солнца»

Синицын А.Ю.

• «Честь самурая»

Ёсикава Эйдзи

• «Япония в эпоху Токугава»

Лещенко Н.Ф., КРАФТ+, 2010

• «Тоётоми Хидэёси»

Искендеров А.А., НАУКА, 1984

• «Битва при Нагасино 1575»

Куршаков А.В.

• «Дзэн и японская культура»

Дайсэцу Тэйдаро Судзуки, НАУКА, 2003

• «Сайт Ассоции Реконструкторов Феодальной Японии «Сэнгоку Дзидай»»

http://www.sengoku.ru/

• Сайт по истории самураев

http://samurai-illustrated.narod2.ru/

• «Википедия – свободная энциклопедия»

http://ru.wikipedia.org/





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.