ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Немного о предках Нобунага Ода Нобунага Выполнила: Вайнберг Е.С. Преподаватель: Бертова А.Д. «Мне очень нравится этот глагол – «сопротивляться». <…> Сопротивляться … и улыбаться». Эмма Данкур Вступление Место действия: Япония. Время действия: разгар «Эпохи воюющих провинций». На политической сцене зажигается новая звезда. Звезда, претендующая на место Солнца. Молодой и амбициозный даймё, сын небольшого военного предводителя из Овари, в свои 26 уже успел подчинить себе всю провинцию, совершить братоубийство и победить одного из сильнейших лидеров страны войском, уступающим по численности во много раз. Он не знает страха. Ему не писаны законы. Его считают совершенно сумасшедшим… глупцом. Безумец ли Ода Нобунага? Продуманность его «безумств» заставляла стыть кровь в жилах современников. Если соловей не поёт, он идёт разорять его гнездо. Упаси, Боже, соловья не запеть!.. Он вызывал ужас и (или) восхищение. Да и в наши дни вызывает. Исследователи так и не нашли общего отношения к личности Нобунага. Бессердечный и жестокий? Прагматичный и беспощадный? А, может, просто мораль и «Эпоха воюющих провинций» не могли быть совместимы? Тиран? Или строгий, но заботливый правитель? Окончание старой эпохи или начало новой? Пожалуй, от многообразия источников и неоднозначности самого Нобунага, к которому, как и ко всем людям, не приемлемо разделение по принципу «чёрное и белое», сейчас можно доказать любую точку зрения. Каким же он был на самом деле, навсегда останется загадкой истории. Бесспорно лишь его Величие и значение для Японии как объединённой и централизованной страны. Часть 1 Все против всех Или Что такое Сэнгоку Дзидай «Зажглась, друзья мои, война; И развились знамёна чести; Трубой заветною она Манит в поля кровавой мести!» М.Ю.Лермонтов Сэнгоку Дзидай (戦国時代) – «Эпоха воюющих провинций» - период феодальной раздробленности Японии, датируемый обычно 1479-1615 годами. Всего насчитывалось около 250 даймё, которые безустали воевали друг с другом. Условия постоянной борьбы благоприятно влияли на самурайское сословие. И период Сэнгоку сопровождался расцветом самурайской культуры, появлением множества трудов, посвящённых бусидо (武士道), развитием искусства чайной церемонии, живописи, музыки, театра и архитектуры, и всё потому что Сэнгоку Дзидай – время, богатое на ярких личностей и талантливых полководцев. В 1479 году Асакура Тосикагэ разбивает клан Сиба, узурпирует провинцию Этидзэн и становится первым, так называемым сэнгоку-даймё. Отсюда принято начинать отчёт Сэнгоку Дзидай. По Мицуо Курэ провинциальных правителей эпохи Сэнгоку можно разделить по происхождению на четыре группы: 1. Главы самурайских отрядов, сложившихся в период икки. Возвышавшись, они получили статус даймё (Мори, Мацуура). 2. Бывшие сюго, назначенные правительством и, затем, разбогатевшие (Такэда, Имагава, Отомо). 3. Бывшие приближённые феодальных властителей, выгнавшие своих сюзеренов (Нагао, Асакура, Асаи (=Адзаи) и Ода). 4. Бывшие бедные самураи, разбогатевшие и присвоившие себе статус даймё (Сайто, Ходзё). Вот некоторые события, происходящие до рождения Ода Нобунага и характеризирующие Сэнгоку Дзидай: В 1490 году Ходзё Соун захватывает замок Хоригоэ в провинции Идзу и провозглашает себя независимым даймё (в исторической науке он оспаривает у Асакура Тосикагэ право называться первым сэнгоку-даймё). В 1495 году он захватывает замок Одавара (провинция Сагами). В 1496 году сектанты Икко-Икки, закрепившись в провинции Микава, начинают возвышение монастыря Исияма Хонган-дзи. В 1506 году происходит столкновение Икко-Икки и Асакура Норикагэ в битве при Кудзурюгава, провинция Кага. В 1510 году в Японии появляется первое огнестрельное оружие – это китайское фитильное ружьё, преподнесённое в подарок Ходзё Удзицуна. В 1516 году происходят сразу несколько интересных событий. Клан Ходзё захватывает замок Араи, провинция Сагами. Асаи Сукэмаса отделяется от клана Роккаку и основывает независимый клан Асаи, провинция Оми. Мори Мотонари разбивает Такэда Мотосигэ возле Корияма, провинция Аки. В 1521 году родился Такэда Харунобу, он же великий полководец эпохи Сэнгоку Такэда Сингэн. Ода Нобухидэ, отец Ода Нобунага, отвоёвывает у клана Имагава замок Нагоя, где предположительно и родился Нобунага. В 1531 году в провинции Кага вспыхивает гражданская война под предводительством монастыря Исияма Хонган-дзи. А в 1532 году Хосокава Харумото в союзе с Икко-Икки разбивают Миёси Мотонага, и он совершает сэппуку. Вся страна погрязла в крови и была полностью раздроблена. Феодалы буквально «пожирали» друг друга в борьбе за власть и территорию. Одни были чуть сильнее, другие чуть слабее, но даймё, способного положить конец этому хаосу и объединить Страну Восходящего Солнца под своим началом пока не было. Сёгунат, как и Императорский Двор, не имев никакой силы, осел в Киото и старался не высовываться. Тем временем, эпоха продолжалась уже больше полувека, и люди совсем позабыли, что значит жить без войны, да и вообще возможно ли это. Казалось, сражения будут происходить снова и снова. Никто ещё не знал, что японская земля, насытившаяся кровью, дала начало человеку, который всё изменит. В 1532(4) году в замке Нагоя (или Сёбата), провинция Овари, у Ода Нобухидэ родился сын Нобунага (織田信長). Немного о предках Нобунага Клан Ода происходит из владений Ода но Сё в провинции Этидзен, где его члены служили управляющими поместий и священнослужителями в святилище Ода Цуруги, вследствие чего они и получили такую фамилию. В 1398 году Сиба Ёсисигэ, который являлся их хозяином, был назначен сюго в провинции Овари. Вскоре после этого он назначил своим заместителем (сюгодай) Ода Исэ Нюдо Дзёсё, и весь клан Ода перебрался в Овари. Клан Сиба же жил в Киото и управлял провинцией на расстоянии, поручив все хлопоты Ода. Однако, к середине XV века Сиба раскололи семейные споры, чем Ода поспешили воспользоваться и присвоили себе провинцию. Эта авантюра далась им довольно легко, ибо фактически власть и так принадлежала им. Не смотря на это, Сиба будут официально оставаться правителями Овари до 1561 года, не имея там никакого веса. Свержение клана Сиба подчинённым ему кланом Ода является классическим примером гэкокудзё, одним из многих происходивших в Сэнгоку Дзидай. После захвата власти семья Ода и сама подверглась распаду, расколовшись на две враждующие ветви: I. Ветвь Исэ-но Ками, расположилась в замке Ивакура и контролировала «четыре верхних области» Овари, наиболее близкие к Киото (Нива, Хагури, Накадзима и Касугай). II. Ветвь Ямато-но Ками, находившаяся в замке Киёсу и контролировавшая «четыре нижних области» Овари (Кайто, Кайсай, Аити и Тита). Изначально пост заместителя провинции принадлежал представителю ветви Исэ но Ками, но в разгар войны Онин, он перешёл к Ямато-но Ками, и эта ветвь с тех пор обладала наибольшей силой. Нобунага родился в ветви, побочной от Ямато-но Ками, и его непосредственные предки занимали должность одного из трёх бугё («уполномоченный»). Отец Нобунага Нобухидэ, его дед Нобусада и прадед Ёсинобу служили главной ветви Киёсу, передавая по наследству титул «Дандзё-но Дзё». Их домом был замок Сёбата, расположенный на юго-западе Овари, исходя из этого, современные исследователи зовут эту ветвь «линия Сёбата». Нобухидэ в «Синтё-ко ки» («Биография господина Нобунага»), автор Она Гюити, описывается, как «очень умный человек», который «дружил со всеми способными людьми в семье и при этом управлял ими». Именно при Нобухидэ побочная линия Сёбата начала возвышаться и к середине 1530-х годов стала сильнейшей в Овари. Помимо талантов самого Нобухидэ большую роль в этом сыграло географическое положение замка Сёбата, который являлся перевалочным пунктом для товаров и путешественников, следовавших с востока Японии на запад и обратно, и к 1526 году представлял собой крупный и стремительно развивающийся торговый город в «несколько тысяч домов и храмов». В 1524 году линия Сёбата расширила свои владения городом Цусима, заключив мир с семьёй Охаси, прежде главной в той местности. Так называемый Цусима-сю («Отряд из Цусима») стал ядром вассалов при Нобухидэ. В 1530-х годах Нобухидэ начал завоевание новых территорий, уже имея экономически прочную базу. К концу десятилетия он полностью вышел из под власти ветви Ямато-но Ками и в роли своеобразного лидера дома Ода сразу же бросил вызов двум даймё за пределами родной провинции, от которых исходила опасность. Это были Сайто Досан (1494-1556) из Мино и Имагава Ёсимото (1519-1560), потомок старого клана сюго, управлявшего провинциями Микава, Тотоми и Суруга. Начав военную кампанию против Микава, Нобухидэ перебрался в замок Нагоя, который в 1542 году пожаловал Нобунага. Кампания Нобухидэ против Мино в 1547 году закончилась поражением с большими потерями от Сайто Досан, что не помешало ему всё ещё претендовать на главенство в семье Ода, тем более что его авторитет был признан за пределами Овари. В 1549 году Нобухидэ женил своего первого законного сына (но второго или третьего по счёту) Нобунага на одной из дочерей Сайто Досан по имени Сагияма (впоследствии стала зваться Но-химэ), что стало свидетельством равенства Нобухидэ и Досана. 8 апреля 1551 года Нобухидэ внезапно умер от болезни, не оставив после себя объединённую провинцию. Остальные ветви клана, хоть и были оттеснены, но вместе контролировали большую часть Овари, и все успехи, достигнутые Нобухидэ, оказались под угрозой сразу после его смерти. «Большой дурак» у власти «Судьба неизбежнее, чем случайность. «Судьба заключена в характере» - эти слова родились отнюдь не зря». Акутогава Рюноскэ После смерти Нобухидэ напряжённость начала стремительно нарастать и была ярко выражена уже на похоронах. Вот как церемония описана в «Синтё-ко ки»: «Князь Сабуро Нобунага прибыл в сопровождении своих старших вассалов Хаяси (Хидэсада), Хиратэ (Масахидэ), Аояма (Ёсоэмон) и Наито (Сёсукэ). Его младший брат князь Кандзюро Нобуюки прибыл в сопровождении своих вассалов Сибата Гонроку (Кацуиэ), Сакума Дайгаку (Морисигэ), Сакума Дзиэмон (Нобумори), Хасэгава (Хасисукэ), Ямада (Ятаро) и других. Нобунага вышел вперёд, чтобы зажечь ладан для своего отца. На нём не было даже хакама (официальные шаровары), но при этом на поясе у него висели длинный меч с большой рукоятью, кинжал, обёрнутый грубой верёвкой из соломы, а волосы были повязаны хвостом пони. Он прошёл к алтарю, затем вдруг схватил горсть благовоний, бросил её на алтарь и пошёл прочь. На его младшем брате Кандзюро было катагину (одеяние без рукавов) и хакама со складками, и он держался так, как и должен был. Многие порицали господина Нобунага, говоря, что всему виной было его обычное глупое себялюбие». Нобунага вообще любил вести себя крайне странно. Например, «Синтё-ко ки» сообщает, что он часто любил прогуливаться по городу, непременно поедая при этом каштаны, хурму или дыню, совершенно не обращая внимания на прохожих; или же стоя в центре города набивать рот рисовыми пирожками. И за такое поведение современники прозвали Нобунага Ооцукэ, то есть «Большой дурак». Тем не менее, непристойное поведение Нобунага на похоронах и, наоборот, крайняя прилежность его брата Нобуюки объясняется значительно накалившимися отношениями внутри линии Сёбата. Официально Нобунага унаследовал главенство в семье, однако, Нобуюки имел все основания для торжества. По наследству он получил замок Суэмори и несколько бывших вассалов Нобухидэ. К тому же, ситуацию значительно усложнил тот факт, что госпожа Дота, мать Нобунага и Нобуюки, поселилась вместе с последним, как бы негласно встав на его сторону. Если прибавить ещё неослабеваемую вражду других ветвей дома Ода, то становится понятным незавидное, мягко выражаясь, положение Нобунага. Кроме того, среди вассалов, перешедших к Нобунага от его отца, так же случился раскол. Клан Ямагути из замка Наруми, к востоку от Нобунага, восстал сразу после смерти Нобухидэ и призвал воинов из провинции Суруга напасть на Овари. На западе воины Икко из Нагасима вторглись в область Цусима-Сёбата. Таким образом, Нобунага оказался со всех сторон окружённых врагами. Шаткое положение Нобунага продлится около четырёх лет. В начале 1555 года Сакай Дайдзэн косюгодай («младший заместитель») в замке Киёсу попросил у Ода Нобумицу помощи в борьбе с племянником последнего, Нобунага, предложив должность сюгодай («смотритель») совместно с Ода Нобумото. Нобумицу согласился и даже принёс клятву, но тайно содействовал Нобунага в заполучении Киёсу, взамен на половину нижней части Овари. Нобумицу попытался убить Дайдзэна, однако, тот, почувствовав опасность заблаговременно, бежал в провинцию Суруга и попросил убежища у Имагава Ёсимото. Нобумото же Нобумицу вынудил совершить сеппуку, после чего передал Киёсу Нобунага. Но, так как через семь месяцев после этого Нобумицу убил воин Сакай Даёдзэн, Нобунага был избавлен от исполнения уговора. Осев в Киёсу, Нобунага начал в каком-то плане вынужденное объединение как своей семьи, так и всей провинции. В 1556 году он справляется с восстанием Нобуюки и отражает нападение старшего единокровного брата Нобухиро на Киёсу, после чего заключает с ним мир. Но Нобуюки на этом не успокоился, и в 1557 году Нобунага получает известие от Сибата Кацуиэ, вассала, Нобуюки, что тот, дескать, хочет напасть снова, когда Нобунага покинет замок Киёсу. Не долго думая, Нобунага остаётся в Киёсу, притворившись больным, и пишет письмо матери с жалобой, что брат не навешает его. Дота вынуждена заставить Нобуюки поехать к Нобунага. Нобоюки отправляется в Киёсу, где его и убивают. После этих событий остаётся только один очаг сопротивления Нобунага в Овари – это замок Ивакура, оплот ветви Исэ но Ками. Осада продолжалась три месяца и летом 1559 года замок пал, а Нобунага с того момента стал главой всего клана Ода, чей пост и занимал до конца своей жизни. Защита и нападение Или Как напугать всю Японию «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Народная мудрость Имагава Ёсимото (1519-1560) 今河吉本 К концу 1550-х годов Ёсимото настолько укрепил свою власть, что почувствовал себя готовым захватить Киото. В 1560 году он собрал армию со всех своих владений, включая Микава, и выдвинулся в поход. На его пути лежало всего три провинции, и первой из них была Овари. Битва при Окэхадзама Дата: 19 (что спорно) июня 1560 года Место: Овари Тип сражения: Битва Атакующий: Ода Нобунага (около 3000 воиноа) Обороняющийся: Имагава Ёсимото (около 25 000 воинов) Итак, с армией в 25 000 Имагава Ёсимото пошёл в наступление на Овари. Ставка Нобунага находилась в замке Киёсу, где он получил известие о том, что на рассвете стремительно пала одна из его пограничных крепостей, Марунэ, под натиском юного Мацудайра Мотоясу (Токугава Иэясу). Через несколько часов была захвачена другая пограничная крепость, Васидзу, и теперь между армией Имагава и Ода не оставалось никаких преград. Советники Нобунага настаивали на том, чтобы оставаться в Киёсу и непосредственно из замка вести оборонительную войну. К великому их удивлению, Нобунага, не желая ничего подобного слышать, дал приказ выдвигаться. Это притом, что по самым оптимистичным предположениям исследователей, армия его была максимум 3000 воинов, а по самой распространенной версии и вовсе не превышала 2000. Как бы там ни было, Нобунага без доли сомнения, по крайней мере, видимого, выступил из Киёсу на Имагава, по пути насвистывая какую-то непринуждённую мелодию и ведя себя совершенно беззаботно, будто вышел на небольшую прогулку. Разведчики донесли, что Имагава сделал привал в местечке Дэнгаку-хадзама, около деревушки Окэхадзама. Эта новость обрадовала Нобунага. Дэнгаку-хадзама – узкое ущелье, идеальное место для неожиданного нападения. Разведчики также добавили, что в рядах Имагава пир в разгаре, сакэ льётся рекой, и вся вражеская армия пребывает в рассеянном состоянии. Нобунага решил зайти Имагава с тыла. Природа оказалась на его стороне, и в середине ясного и жаркого дня началась сильная гроза. Пока воины Имагава укрывались от дождя, Нобунага развернул свою армию и атаковал врага в ущелье. Атака была столь неожиданной, что войска Имагава не сразу разобрались, что же происходит. Сам Имагава Ёсимото думал, что это его опьяневшие солдаты просто дерутся между собой. То, что это враг, Ёсимото понял только тогда, когда на него налетели два самурая Ода. Почти сразу после этого прозрения Ёсимото был обезглавлен. Битва при Окэхадзама продолжалась всего несколько минут, но сыграла большую роль, как в будущем Ода Нобунага, так и всей Японии. Особое значение она имела для судьбы семнадцатилетнего Мацудайра Мотоясу (Токугава Иэясу), который после смерти Имагава Ёсимото, заполучил свободу. Спустя немного времени, в 1561 году он заключит союз с Нобунага, и этот союз продлится вплоть до смерти Ода в 1582 году. |