Работа на карточках индивидуальная измени слова по образцу. малыш – малыши чиж – чижи ухо – уши груша – груши карандаш – карандаши морж – моржи уж – ужи -Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет, стоят (употребляются) в ед. числе).Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько) предметов, стали во мн. числе. Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши? Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение. 1. Животное с длинной шеей. ЖИРА'Ф 2. Сами крошки, боятся кошки, Под полом живут, туда всё несут. МЫ'ШИ 3. Белые горошки на зелёных ножках. ЛА'НДЫШИ 4. Я бываю разная: Чёрная и красная, Грузовая, легковая. Кто же я такая? МАШИ'НА 5. К розе не подпускают, От всех её защищают. ШИПЫ' Закрепление Стр. 11 упр.15 Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…» Цель урока: знакомство учащихся с лирическим произведением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Задачи: формирование у детей навыков осознанного чтения; формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов. расширение лексических знаний о слове; расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; воспитывать любовь к природе. Планируемые результаты. определять тему и главную мысль произведения; анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию. Оборудование урока: Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» Портрет Ф.И.Тютчева Фрагмент урока Знакомство с русским поэтом 19 века. Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.(показ портрета ) Русский поэт, автор стихов о родной природе. С одним из таких стихотворений мы сегодня познакомимся. Первичное чтение произведения. «Зима недаром злится…» Что вы представили, услышав название этого стихотворения? - Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Чтение стихотворения учителем. -Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось? ( В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.) - Откройте учебники, перечитайте стихи, найдите слова, значение которых вам неизвестны. -Заглянем в словарь учебника (засуетилось - в словарике, нудит – словарь Ожегова). 2).Работа с произведением. –Назовите главных героев стихотворения. - Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа). Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями. 1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы. 2 в. – Все, что говорится о действиях Весны. - Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми) -Как называется этот прием? (олицетворение) Взгляните на эти иллюстрации. Кто из них зима, а кто Весна? Докажите это словами из текста. (Красная девушка – это Весна. Она румяная, веселая, с зеленым цветом волос, распускаются цветы. За ней летят птицы. Она хохочет и зовет с собой птиц, машет руками.) (Зима – ведьма злая, некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, снег, метели. Вот-вот налетит на весну.) - Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться природа от зимнего сна) - А Зима – в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго). - Кто победил в этом поединке? - Как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений). 3). -Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит Анализ произведения. - На сколько частей разделили стихотворение? (5) - Сколько продолжительных пауз? 1ч. Почему Зима злится? -Замените близким по значению слово недаром. (Напрасно, т.е. у Зимы есть причины злиться на Весну). -Как понимаете последние 2 строчки? -Какие слова здесь главные? -Прочитайте эту часть выразительно. 2ч. – О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? -Как понимаете слова: Все засуетилось? Торопливо движется -Отсюда, каков темп чтения этой части? -Какие слова здесь главные? -Прочитайте эту часть выразительно. 3 ч. –Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. - Какие слова здесь главные? - Как шумит Весна? - Что значит «пуще»? больше -Прочитайте эту часть выразительно. 4 ч. – Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части. -Как называет поэт Зиму? - А Весну? - Нарисуйте картинку, как взбесилась Зима. -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне. 5ч. – Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - В стихотворении есть слово «умылася» - это свойственно автору. А как мы говорим? Умылась - Что значит «наперекор»? вопреки, напротив, нарочно - Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. -Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?(бодро. т.к.весна побеждает). 1 раз – 5 учеников по 1 части. 2 раз – 1 ученик все стихотворение. Тема: Звуки [c] [с']. Буква Сс. Цель: Познакомить детей со звуками [с] [с'], буквой Сс. Задачи: - Упражняться в звуко-буквенном анализе слов;
- Развивать фонематический слух, внимание и память;
- Закреплять умения работать по схемам;
- Формировать устную речь детей.
Подведение к теме урока Отгадайте загадки - Сам большой он, пребольшой,
хвост шнурком, уши лопушком. Угадайте, речь о ком? (Слон) - Бел, а не сахар,
Нет ног, а идет (Снег) - Какой первый звук в отгадках? [с] - Давайте вместе произнесем звук [с] (сначала произносит учитель, а затем дети повторяют сссс…) - Дайте ему характеристику (согл., глухой, твердый, парный) - Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с] Знакомство с буквой С - У меня на доске вы видите изображения слона и снега. Какой буквой обозначаются эти звуки? (С) - Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С с (эс) (на доске висит карточка с буквами) – На что похожа буква С? (Дети высказывают свои предположения) (Буква С прописывается в печатной тетради) Усвоение новых знаний. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с .45) Учитель показывает рисунки с изображением леса, лося. - Что изображено на рисунках? (Лес, лось) - Откройте Азбуку на стр. 45, найдите схемы-модели данных слов справа в рамке и выполните слого - звуковой анализ слов лес, лось. - Охарактеризуйте звук [с] (В слове лес твердый звук [с], в слове лось мягкий звук [с’]) Дидактическая игра «Твердый – мягкий». - Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [с], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [с’] – зеленую карточку. – Свекла, светофор, серьги, аист, кустик, люстра, осина, семья, суп. Рефлексия - Что нового узнали на уроке? - Что вызвало затруднения? Почему? Тема: Звук у, буква Уу Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у. Задачи: -Вырабатывать навык четкого произношения звука «у». -Познакомить с буквой «У» -Познакомить с графическим обозначением звука [у] -Научить соотносить звук и букву Изучение нового материала + Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? +Уля приготовила для вас загадку. Плавала, купалась, сухонькой осталась +Кто это? (Утка) +Какой первый звук в слове <утка>? +Произнесите «У» тихо и голосом нормальной громкости, глядя в зеркальце. (Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами) +Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук «У» голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас». +Давайте составим схему слова «утка» Игра «Услышь звук» +У детей на руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук «У», дети поднимают фонарики. Выделение звука: а) из ряда гласных звуков: а, о, у, и, у… б) из слогов: ух, ап, ос, ум… . в) из слов: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок… Игра «Вообразилия» +На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) +Покажите пальчиками букву у. Напишите букву У в воздухе, на парте, на ладошке, на спинке соседа. Составьте ее из счетных палочек. +Нам с вами важно не только уметь произносить этот звук, но и писать букву. Давайте откроем прописи. Кукла Уля как раз принесла букву, которой обозначается этот звук на письме. Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. (Карточка с буквой у ставится в «кармашек» красного домика для букв, в этом домике обычно стоит та буква, которая изучается на уроке; сам домик имеет постоянное место на доске) Работа в прописях. Письмо строчной буквы у + Комментарий к письму: От верхней линии рабочей строки пишем вниз короткую палочку с закруглением вправо, доводим до верхней линии и пишем длинную палочку с петлей Азбука стр. 38. +Что вы видите на картинке (девочку) +Что она делает? +Прочитайте, что кричит девочка +Почему она кричит «Ау»? +Давайте в прописях потренируемся в письме заглавной буквы у + Комментарий к письму: От верхней дополнительной линии к верхней линии рабочей строки выполняем палочку с закруглениями вверху влево и внизу справа, доводим до верхней дополнительной линии и пишем длинную палочку с закруглением влево вниз |