ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Последствия существования организации Позитивные | Негативные | для внешней среды | для работников | для внешней среды | для работников | | | | | Задание 4. Социальные институты призваны удовлетворять основные, фундаментальные потребности человеческого общества (т. е. такие потребности, без которых существование общества и отдельного человека в нем было бы невозможно). Перечислите эти фундаментальные индивидуальные и общественные потребности. В деятельности каких социальных институтов они реализуются? Ответ представьте в виде таблицы. Фундаментальные потребности | Социальный институт, обеспечивающий их удовлетворение | Индивидуальные | Общественные | | | | | | | | | | | | | | | | Задание 5. Руководители государства, принимая значимые для жителей этого государства, решения должны учитывать общественное мнение. Однако их решения не должны носить популистский характер и преследовать сиюминутные цели, поэтому они также должны опираться на мнение специалистов-экспертов. В каких случаях при решении важных для страны экономических, политических и социальных вопросов необходимо, прежде всего, учитывать общественное мнение, а в каких мнение экспертов. Обоснуйте свой ответ. 1. Решение о государственном языке. 2. Решение о предоставлении депутатской неприкосновенности. 3. Решение о предоставлении статуса автономии отдельному региону. 4. Установление определенного прожиточного минимума. 5. Решение о повышении минимальных пенсий и зарплат и их размере. 6. Решение о количестве депутатов парламента. СЕМИНАР 6. Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер. Понятие | № | Содержание | Экономика | | 1. Отрасли экономики, перерабатывающие сырье в создаваемые товары. | Капитализм | | 2. Всестороннее развитие личности учащегося, повышение его культурного уровня. | Социализм | | 3. Развитие качеств учащихся для формирования у них готовности постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал. | Экономическое поведение | | 4. Передача накопленных знаний, достижений культуры, задействование имеющегося потенциала учащегося. | Экономическая культура | | 5. Процесс, в ходе которого субъект хозяйствования находит новые комбинации соединения факторов производства или внедряет разные нововведения с целью получения прибыли. | Вторичный сектор экономики | | 6. Экономическая система, при которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг находятся в частной собственности. | Предпринимательская деятельность | | 7. Социальный институт, организующий производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. | Третичный сектор экономики | | 8. Система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ресурсов и, во-вторых, ориентированы на получение пользы. | Интенсивная цель образования | | 9. Комплекс представлений, убеждений, обычаев, стереотипов поведения, которые реализуются в экономической сфере общества и связаны с экономической деятельностью. | Гуманистическая функция образования | | 10. Отрасль экономики, связанная с услугами. | Экстенсивная цель образования | | 11. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации. | Социально-экономическая функция образования | | 12. Экономическая система, в которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг являются общественной собственностью. | Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Индустриальная революция произошла в ХVIII в.? | | | 2. | Преимуществом социалистической системы является экономическая эффективность? | | | 3. | Трудовое поведение является примером производственного поведения? | | | 4. | К основным признакам предпринимательской деятельности относится контроль за выполнением работ? | | | 5. | М. Вебер указал на особую роль предпринимательского духа, лежащего в основе развития современного капитализма и предпринимательства? | | | 6. | Рассматривая экономику как социальный институт, социология изучает отношения, которые овеществлены в потоках ресурсов, готовой продукции и услугах? | | | 7. | Образование как развитый социальный институт появилось в Древней Греции? | | | 8. | Развитие института образования определяется уровнем экономического развития общества? | | | 9. | Среднее число лет обучения постоянно уменьшается? | | | 10. | Наиболее актуальной целью образования в современном обществе является – продуктивная? | | | | | | | | В украинском образовании существуют диспропорции в подготовке специалистов разных направлений и разных уровней квалификации? | | | Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | | Информационная революция привела к созданию системы производства, основанной на обслуживании и высокой технологии? | | | | Арендные отношения являются примером дистрибутивного поведения? | | | | Целерациональное поведение базируется на вере в самодовлеющие ценности? | | | | Й. Шумпетер предложил рассматривать предпринимателя как новатора? | | | | Предпринимательство связано с конкретными профессиями, видами занятости? | | | | Религиозная мотивация является обязательной для предпринимательской деятельности? | | | | Формирование образования как социального института связано с появлением массовой школы? | | | | Расходы на образование экономически не выгодны? | | | | Интенсивная цель образования связана с развитием творческого потенциала учащихся? | | | | Институт образования имеет дисфункции? | | | | Основная идея реформирования образования – это увеличение его финансирования? | | | | В украинском экспорте высокотехнологическая продукция занимает более 50 % его стоимости? | | | Задание 3. Приведите примеры экономического поведения, заполнив таблицу. Экономическое поведение | Производственное (для 1 варианта) | Потребительское (для 2 варианта) | Целерациональное | 1. 2. | 1. 2. | Ценностно-рациональное | 1. 2. | 1. 2. | Аффективное | 1. 2. | 1. 2. | Традиционное | 1. 2. | 1. 2. | Задание 4. Устно прокомментируйте данные таблицы 1: 1. Рассмотрите, как изменились трудовые ценности в России за изучаемый период? 2. Определите насколько прогрессивными являются эти изменения, и чем они обусловлены? 3. Как можно в целом охарактеризовать формирующуюся культуру трудового поведения? 4. Назовите страны «большой восьмерки».Рассмотрите, как изменились за изучаемый период трудовые ценности в развитых странах и чем они вызваны. 5. Сравните трудовые ценности постсоциалистических государств и развитых стран Запада. 6. Подготовьте ответ для семинара. 7. Распечатайте таблицу для работы на семинаре. Таблица 1. Трудовые ценности экономически активного населения России и их динамика, % Ценности* | Частота упоминания, % | Семь стран, входящих в «большую восьмерку»(кроме России), средняя частота упоминания, % | 1991, N=1365 | 1995, N=1313 | 1999, N=1575 | 2004, N=6949 | 1990-1991 | 1999-2000 | Хороший заработок | | | | | | | Надежное место работы | | | | | | | Интересная работа | | | | | | | Удобные часы (удобный график) работы | | | | | | | Возможность чего-то достичь | | | | | | | Работа, уважаемая широким кругом людей | | | | | | | Соответствие работы способностям | | | | | | | Большой отпуск | | | | | | | Возможность инициативы | | | | | | | Ответственная работа | | | | | | | Не слишком напряженная работа | | | | | | | * Ценности расположены в порядке убывания частоты их упоминания в 2004 году. По материалам В. Магун "Как меняются российские трудовые ценности. - Отечественные записки, - 2007.- № 3. СЕМИНАР 7. Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер. Понятие | № | Содержание | Брак | | 1. Объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанное общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. | Промискуитет | | 2. Форма брака, заключаемая между одним мужчиной и одной женщиной. | Патриархальная семья | | 3. Семья, в которой отсутствует один из супругов. | Моногамия | | 4. Форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. | Гетерогамная семья | | 5. Биологическое воспроизводство населения. | Неполная семья | | 6. Тип семьи, в котором власть принадлежит мужчине. | Семья | | 7. Форма брака, при которой брачный партнер выбирается только внутри данного рода, группы, клана. | Эгалитарная семья | | 8. Семья, состоящаяиз супругов и детей, которые от них зависят. | Нуклеарная семья | | 9. Период в жизни общества, когда не существовало никаких запретов на сексуальные связи, и любой мужчина общества мог вступать в сексуальные отношения с любой женщиной данного общества. | Репродуктивная функция семьи | | 10. Тип семьи, при котором супруги имеют схожие социально-демографические, этнические, образовательные, профессиональные характеристики. | Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Семья – это брачные отношения между мужчиной и женщиной? | | | 2. | Расширенная семья состоит из нескольких нуклеарных семей? | | | 3. | Традиционная модель семьи характерна для аграрного общества? | | | 4. | Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения, является переход общества на новую стадию развития? | | | 5. | Для современной семьи характерна децентрализованная нуклеарная структура? | | | 6. | Сексуальная революция выравнивает права женщин и мужчин? | | | 7. | Репродуктивная функция семьи выражается в организации рационального досуга? | | | 8. | Увеличение количества людей, которые проживают в свободном браке – это одна из тенденций развития современной семьи? | | | 9. | В Украине постоянно уменьшается относительная доля разводов? | | | 10. | В сельской местности браки заключаются в более старшем возрасте, чем в городах? | | | Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Семья основывается на браке, кровных связях или связи усыновления? | | | 2. | Исторически первым был полигамный брак? | | | 3. | Нуклеарная семья состоит из супругов и детей, которые от них зависят? | | | 4. | Увеличение количества детей ведет к увеличению вероятности развода? | | | 5. | Современной семье присуща эгалитарная властная структура? | | | 6. | В традиционной семье преобладают экономические цели индивида? | | | 7. | Сущностью экономической функции семьи является предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу? | | | 8. | Для семьи в современной Украине характерно уменьшение возраста вступления в брак? | | | 9. | В Украине постоянно уменьшается абсолютное и относительное количество разводов? | | | 10. | В Украине растет число одиноких людей? | | | Задание 3. В соответствие с выбранной Вами системой показателей (не менее 5) опишите типы семьи: 1. Вашего дедушки и бабушки. 2. Ваших родителей. 3. Модель Вашей будущей семьи. Задание 4. Сегодня среди ученых начинает преобладать мнение, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнение с предприятия. Попытайтесь самостоятельно сформулировать негативные и позитивные последствия развода для общества в целом, разводящихся супругов и их детей. Аргументируйте свою позицию, приведя статистические данные, результаты социологических опросов, личные наблюдения. Ответы запишите в таблице. Последствия развода | Для общества | Для разводящихся супругов | Для детей | Негативные | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | Позитивные | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | Задание 5. Заполните схему влияния социальных факторов на семью в современном обществе: Дестабилизирующие факторы Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 дисфункция семьи – распад семьи 
Фактор 4 Фактор 5 |