ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Динамика безработицы в Украине | | | | | | | | Официально зарегистрированные безработные на конец года, тыс. чел. | | | | | | | | В % к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте | 0,3 | 0,5 | 4,2 | 3,7 | | | | По методике МОТ, тыс. чел. | - | | | | | | | Уровень безработицы, % | - | 5,6 | 12,4 | 10,3 | | | | Заполните таблицу свежими данными, используя сайт Госкомстата. На основании таблицы построить диаграмму, отражающую уровень безработицы (официально зарегестрированной и по методике МОТ). Оцените вклад общественных и индивидуальных причин в безработицу отдельно взятого индивида. Какие причины преобладают в современном украинском обществе? Задание 5. Назовите города Украины с населением свыше 1 млн. жителей и проранжируйте их по величине населения. Укажите численность жителей в этих городах на 2009 г. Задание 6. Распределите данные виды социальных групп и общностей по определенным видам и заполните таблицу: Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы): читатели научной библиотеки университета, семья, толпа на улице, студенческая группа, женщины, жители Донбасса, средний класс, украинцы, дети, харьковчане, крымские татары, состоящие в браке, русские, врачи, дружеская компания, рабочая бригада, студенты университета, феодалы и крестьяне, сельское население, трудовые мигранты, работники сферы торговли и услуг, высший класс, работники предприятия, прохожие. Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы): зрители футбольного матча, трое друзей, читатели газеты «Зеркало недели», русские, жители Крыма, спортивная команда, сотрудники библиотеки им. Короленко, инженеры, митингующие, незамужние женщины, преподаватели, жители востока Украины, пожилые люди, рабы и рабовладельцы, выехавшие на ПМЖ в другую страну, гагаузы, высший класс, городское население, пассажиры троллейбуса, школьный класс, рабочие и капиталисты, профессионалы. Виды | Социальные группы и общности | Малые первичные группы | | Малые вторичные группы | | Средние группы | | Социально-демографические группы | | Социально-профессиональные группы | | Социально-поселенческие группы | | Социально-этнические группы | | Социально-классовые группы | | Социальные общности, не являющиеся группами | | .. СЕМИНАР 4. Задание 1. В левом столбце указаны понятия, а в правом – содержание понятий. Приведите их в соответствие друг с другом. Понятие | № | Содержание | Этнос | | 1. Личностное осознание и принятие своей принадлежности к определенному полу. | Племя | | 2. Социальный пол. | Нация | | 3. Форма общности людей, возникающая в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. | Народность | | 4. Обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. | Этнический менталитет | | 5. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также самосознанием. | Ксенофобия | | 6. Модель поведения, предписываемая обществом представительницам женского пола, которая ассоциируется с зависимостью, неуверенностью, пассивностью, эмоциональностью, сентиментальностью и т.д. | Гендер | | 7. Форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. | Маскулинность | | 8. Объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. | Гендерная идентичность | | 9. Модель поведения, предписываемая обществом представителям мужского пола, которая ассоциируется с независимостью, активностью, самоуверенностью, рациональностью, эмоциональной сдержанностью. | Феминность | | 10. Типичные психологические черты и образцы поведения, присущие тому или иному народу. | Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Типичную внешность и менталитет относят к объективным признакам этноса? | | | 2. | С точки зрения этнического подхода, нация включает в себя всех граждан государства независимо от этнической принадлежности? | | | 3. | В современном мире этничность как фактор социальной дифференциации постепенно отмирает? | | | 4. | В современном украинском обществе распространена ксенофобия? | | | 5. | Нации являются преобладающим типом этноса в капиталистическом обществе? | | | 6. | На земном шаре существует относительно небольшое число этносов? | | | 7. | Гендер – физиологические и анатомические особенности мужчин и женщин? | | | 8. | Феминист – человек, который выступает за оценку социальной значимости индивида по его культурному и социальному потенциалу, а не по биологической принадлежности к полу? | | | 9. | В Украине отсутствует разница в оплате труда мужчин и женщин? | | | 10. | 70-80 % работы по дому выполняют женщины? | | | | Общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды? | | | | Норма успешности является одним из ограничений, накладываемых мужской гендерной ролью? | | | Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Этническая самоидентификация заключается в том, что человек осознает собственную этническую принадлежность? | | | 2. | На капиталистической стадии развития общества формируется такой исторический тип этноса как нация? | | | 3. | В Украине господствует дружеское, равное, открытое отношение к представителям всех этнических групп? | | | 4. | Антисемитизм является реальной характеристикой этнического сознания народа Украины? | | | 5. | В период трансформации социальных систем возникают объективные условия для усиления напряженности в межэтнических взаимоотношениях? | | | 6. | Гендерные различия «естественны», так как существуют биологические различия между полами? | | | 7. | Наиболее продвинутое положение женщин наблюдается в США? | | | 8. | Андрогинный индивид характеризуется более высоким уровнем адаптивных способностей? | | | 9. | В сфере занятости в Украине присутствует гендерная дискриминация | | | 10. | 20% женщин в Украине испытывают разнообразные формы насилия и издевательств со стороны мужей и партнеров? | | | 11. | Норма твердости – это норма, в соответствии с которой социальная ценность мужчины определяется величиной его доходов и успешностью карьеры? | | | 12. | Среди владельцев наиболее влиятельных бизнес-структур в Украине 25 % женщины? | | | Задание 3. Какие ментальные черты присущи нациям, указанным в таблице? Отметьте их. Национальность | индивидуализм | коллективизм | вежливость | эмоциональность | рациональность | почитание старших | соревновательность | Украинцы | | | | | | | | Русские | | | | | | | | Американцы | | | | | | | | Китайцы | | | | | | | | Англичане | | | | | | | | Индийцы | | | | | | | | Задание 4. Определите, что такое государственный язык? Везде ли он существует? В каких странах несколько государственных языков? Какие модели существования государственного языка существуют в мире? Задание 5. Назовите 20 современных народностей. СЕМИНАР 5. Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер. Понятие | № | Содержание | Организация | | 1. Устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности. | Синергетический эффект | | 2. Спонтанно складывающаяся система социальных связей, действий, норм, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. | Цели организации | | 3. Функции, для выполнения которых создавался данный институт. | Социальная структура организации | | 4. Целеориентированная система, где функционируют различные по своим интересам иерархически соподчиненные группы. | Формальная организация | | 5. Система формально закрепленных установленных администрацией правил, регулирующих поведение работников и деятельность организации, фиксирующих взаимосвязь формальных позиций. | Неформальная организация | | 6. Совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации. | Дисфункции социального института | | 7. Люди и учреждения, снабженные материальными средствами и осуществляющие определенный вид деятельности. | Институционализация | | 8. Социальные общности – большие, средние или малые. | Социальный институт | | 9. Положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе деятельности института. | Внешняя характеристика института | | 10. Набор статусов и ролей, а также нормы и ценности, регулирующие данный вид деятельности. | Латентные функции | | 11. Явление приращения усилий людей в ходе их совместной деятельности. | Внутренняя характеристика института | | 12. Мнение значительной части населения по каким-либо важным общественным проблемам. | Явные функции | | 13. Процесс упорядочивания, формализации и стандартизации социальных связей. | Субъект общественного мнения | | 14. Желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. | Общественное мнение | | 15. Несоответствие деятельности социального института имеющимся социальным потребностям. | Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Расы и нации можно назвать социальными организациями? | | | 2. | Промышленное предприятие относится к утилитарным организациям? | | | 3. | Формальная организация показывает как должна работать организация, а неформальная – как она работает на самом деле? | | | 4. | Родоначальником научных основ управления считается М.Вебер? | | | 5. | Бюрократические организации должны преобладать в современной рыночной экономике? | | | 6. | Действия рабочих определяются их физическими возможностями и жесткими предписаниями руководства, считают представители школы человеческих отношений? | | | 7. | Любая социальная организация одновременно является и социальным институтом? | | | 8. | С содержательной стороны социальный институт – это набор социальных норм и моделей поведения? | | | 9. | Общественное мнение относится к экономическим институтам? | | | 10. | Деятельность социального института зависит от воли и сознания людей? | | | | Все социальные институты выполняю коммуникативную функцию? | | | | Политические институты нужны для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ? | | | | Партнерские отношения между общественным мнением и властью характерны для тоталитарных и авторитарных режимов? | | | | Наиболее качественная, надежная и репрезентативная информация поступает из прямых каналов выражения общественного мнения? | | | | Общественное мнение вырабатывает и насаждает в обществе определенные нормы, ценности, установки, модели поведения? | | | Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы) № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | | Наличие цели является необходимым условием существования организации? | | | | Утилитарные организации опираются на прямое насилие над человеком или угрозу применения насилия? | | | | Подход Ф.Тейлора основывается на концепции «экономического человека»? | | | | Среди характеристик идеальной бюрократии выделяют – внимание к клиенту, ориентацию на новое? | | | | По теории Херцберга, хорошие «гигиеничные» условия работы стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают его к повышению производительности труда? | | | | Неформальная организация, как правило, оказывает негативное влияние на формальную? | | | | НТУ «ХПИ» – это социальный институт? | | | | Институты обладают моральным авторитетом и культурной легитимностью? | | | | Институционализация – это процесс создания социального института? | | | | Важнейшим агентом социализации молодежи является институт образования? | | | | Латентной функцией науки является получение и применение знаний? | | | | Институт государства имеет дисфункции? | | | | Абсолютно все реальные факты, события и идеи могут выступать в качестве объектов общественного мнения? | | | | Фигура ретранслятора существует в опосредованных каналах выражения общественного мнения? | | | | Роль общественного мнения всегда возрастает в сложные, переломные моменты человеческой истории? | | | Задание 3. Этапы работы. - Составьте перечень из 7-8 организаций, с которыми Вы имели контакты в последнее время.
- Опишите характеристики одной из перечисленных организаций. Для составления характеристик можно воспользоваться основными параметрами организации: цели и вид деятельности, форма собственности, уровень формализации, отношение к прибыли, характеристики персонала и потребителей и т.д..
- Опишите последствия существования организации (позитивные и негативные) для ее сотрудников и внешней среды, заполнив таблицу 1.
Таблица 1. |