Дополните следующие таблицы, перечисления и т.д. 1. С точки зрения Карла Маркса человечество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций: · первобытнообщинную; · ___________________; · феодальную; · ___________________; · ___________________. 2. Ф.Тённис разграничивает понятия «община» (гемейншафт) и «общество» (гезельшафт), выделяя в них следующие характеристики. Община (гемейншафт) | Общество (гезельшафт) | 1. Люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями. 2. _______________________________________. 3. Предполагает ограниченную и неразвитую специализацию. 4. _______________________________________. 5._________________________________________. | 1. ________________________________________. 2. Придается основное значение формальным законам. 3.________________________________________. 4. Опирается на светские ценности. В основе лежат крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. | 2. Основные характеристики обществ, выделяемых в теории постиндустриального общества. Критерии | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное | Основная сфера деятельности | | Вторичный сектор экономики | | Основные производственные ресурсы | Земля, природное сырье | Капитал | | Наиболее влиятельные социальные группы | | Промышленники, банкиры | | Специфические формы социальной организации | Церковь, армия | | | Социальная стратификация | | | Профессиональные группы | Социальный ресурс, определяющий социальный статус индивида о | | Деньги | | Уровень образования | Абсолютное большинство населения безграмотно | | | Преобладающие потребности | Витальные (необходимые для жизни) | | Самореализация | Задание 4. Приведите примеры(отличные от тех, которые приведены в курсе лекций)изменений различных видов: 1.На уровне личности и межличностных отношений _____________________________ ________________________________________________________________________________ 2.На уровне организаций и институтов ________________________________________ ________________________________________________________________________________ 3.На уровне малых и больших социальных групп _______________________________ ________________________________________________________________________________ 4.На социетальном и глобальном уровнях ______________________________________ ________________________________________________________________________________ Виды социальных изменений: 1.Структурные___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 2.Процессуальные_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 3.Функциональные________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 4.Мотивационные________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 5.Эволюционные___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 6. Революционные _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 7.Прогрессивные __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 8.Регрессивные ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 9.Имитационные __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 10. Инновационные ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ ПО ПОСЛЕДНЕЙ ЛЕКЦИИ Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер. Понятие | № | Содержание | Опрос | | 1. Свойство выборочной совокупности воссоздавать характеристики генеральной. | Методология исследования | | 2. Способ сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта. | Метод исследования | | 3. Количественный метод анализа документов. | Гипотеза социологического исследования | | 4. Специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. | Репрезентативность | | 5. Интерпретация содержания документа, его толкование. | Наблюдение | | 6. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. | Документ | | 7. Способ построения и обоснования системы знания. | Социальный эксперимент | | 8. Научное недоказанное предположение о структуре социальных объектов, характере и сущности связи между социальными явлениями. | Традиционный анализ документов | | 9. Учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. | Формализованный анализ документов | | 10. Способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. | Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Фундаментальные исследования служат для развития науки? | | | 2. | Эмпирические исследования могут носить как теоретический, так и прикладной характер? | | | 3. | Социологическое исследование проходит в 3 этапа? | | | 4. | Разработка программы социсследования начинается с определения его целей и задач? | | | 5. | Методы сбора социологической информации относятся к эмпирическим методам? | | | 6. | Респондент – это человек, которого опрашивают социологи? | | | 7. | Отличительной чертой социологического опроса является раскрытие индивидных особенностей и отклонений? | | | 8. | Опрос в социологии можно проводить как письменно, так и устно? | | | 9. | Случайная выборка строится таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа? | | | 10. | Анализ документов относится количественным методам сбора информации? | | | Задание 3. В социологии, как науке, исследующей поведение людей, применяются следующие методы сбора эмпирического материала: а) опрос, б) наблюдение, в) анализ документов, г) эксперимент. В некоторых случаях достаточно одного из них, в других – для получения достоверной и полной информации необходимо использовать несколько методов параллельно. Какие методы исследования потребуются, для того чтобы определить: 1) численность и основные демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение) населения Украины; 2) готовность людей голосовать на предстоящих выборах президента страны (пойдут они или не пойдут на избирательный участок); 3) соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Харьковской области; 4) особенности поведения и способы взаимодействия шахтеров во время забастовки; 5) скорость и каналы распространения слухов в организации (например, трудовом или учебном коллективе). |