Тема 1. Знакомство и установление контактов с сотрудниками учреждения социальной защиты Знакомство с администрацией и установление партнёрских отношений со специалистами социальных служб. Планирование каждодневной работы в роли практиканта-методиста. Изучение организационно-методических ресурсов учреждения и выполнение заданий по работе с информационным банком данных социального учреждения. Тема 2. Освоение правового пространства деятельности учреждения социальной защиты Законы, постановления, решения, инструкции, положения. Функции и назначение учреждений социальной защиты. Права и обязанности специалистов согласно штатному расписанию и профилю работы учреждения. Работа различных отделов, профессионального и общественного актива. Тема 3. Целеполагание в социальной работе и декомпозиция основных целей социальной политики Постановка целей учреждений в соответствии с социальной политикой, реализуемой в регионе. Формулирование проблем и определение механизмов их разрешения. Декомпозиция основных целей на уровень их практико-методического обеспечения. Модели и технологии разрешения проблем отдельных категорий населения. Тема 4. Требования к профессиональным и личностным качествам специалиста по социальной работе Высокий уровень общей гуманистической и профессиональной культуры; глубокое понимание современной государственной социальной политики; гражданская позиция и личная ответственность за решения, принимаемые в сфере социальной защиты населения; развитое сознание и самосознание; рефлексивные способности и эмпатия; профессиональная этика и коммуникативная культура. Тема 5. Типы клиентов, их социальные запросы и консультирование Ветераны, инвалиды, беженцы, безработные, малообеспеченные, беспризорные и безнадзорные дети и подростки, молодежь, женщины, дети группы риска и др. Выявление проблем, изучение нормативной документации; особенности оказания социальной и психологической помощи. Тема 6. Технологии социальной работы и их методическое обеспечение Диагностика, социальная терапия, реабилитация, коррекция, адаптация, надзор и опека, социальная профилактика и другие. Особенности их организационно-методического обеспечения и повседневного применения в социальных службах различного профиля. Тема 7. Коммуникация, сотрудничество, взаимодействие, социальное партнерство Установление партнерских отношений с клиентами; правовые, психолого-педагогические способы разрешения их личных и профессиональных проблем. Изучение удовлетворённости клиентов оказанной им социальной помощью. Задание для самостоятельной работы 1. Изучить содержание и основные характеристики учреждений социального обслуживания населения. 2. Ознакомиться с целями и задачи деятельности данного социального учреждения. 3. Рассмотреть виды социальных технологий, используемых в практике работы различных учреждений социального обслуживания населения. 4. Ознакомиться с основными видами социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности. 5. Рассмотреть технологии разрешения проблем клиентов данным учреждением. 6. Изучить основные функциональные роли специалиста социальной работы как организатора и методиста. 7. Выработать первичные навыки взаимодействия с клиентами. 8. Собрать во время практики методический материал, необходимый для написания курсовой работы. Программапроизводственной практики Студентов IV курса Производственная практика — это вид практической деятельности студентов, предусматривающий овладение элементами организации, делопроизводства и администрирования, освоения на практике особенностей организационно-управленческой деятельности в сфере социальной защиты и социального обеспечения населения. В соответствии с учебным планом производственная практика продолжается шесть недель в 8-м семестре. В её рамках предусматривается закрепление и преобразование полученных теоретических знаний в систему умений и навыков специалиста социальной работы – управленца и технолога, формируются представления о формах и методах работы с клиентами и их группами. Студенты анализируют программы деятельности и возможности социальных служб по оказанию социальной помощи населению, практику управления персоналом и самодеятельные начала в организации общественных и благотворительных организаций; исследуют конкретные социальные технологии работы с различными категориями граждан. Возросший уровень самостоятельности, предоставляемой студентам в ходе данной практики, призван направить их интерес на изучение конкретных проблем социальной сферы и способствовать их вовлечению в научно-исследовательскую работу. Итогом производственной практики является подготовка материалов для написания курсовых работ и первичного обоснования выбора студентами тем дипломных исследований. Цель производственной практики -освоение умений и навыков, необходимых для деятельности специалиста социальной работы в качестве управленца и технолога. Задачи производственной практики: 1. Наработать опыт организационно-управленческой деятельности в ходе выполнения функций ассистента руководителя (ведущего специалиста) в сфере социальной защиты населения. 2. Овладеть социальными технологиями практической деятельности учреждения по оказанию помощи различным категориям населения. 3. Овладеть основными видами социального, правового и психологического "инструментария", используемого в деятельности социального учреждения. 4. Охарактеризовать категории населения, являющиеся объектами социальной защиты. 5. Собрать эмпирический материал по теме курсовой работы. 6. Обосновать мотивацию первичного выбора темы дипломного исследования. |