Показатель Национального Дохода (НД). НД – меньше чем ВНП на величину косвенных налогов на бизнес и амортизационных отчислений от стоимости элементов основного капитала. НД меньше чем ЧНП на величину косвенных налогов на бизнес. НД – это чистый или доработанный доход общества. В западной литературе различают произведенный НД и использованный НД. Произведенный НД – это весь объем вновь созданной стоимости за год в той или иной стране. Использованный НД – это когда из произведенного НД вычитают потери от стихийных бедствий, ущербов от хранения и внешнее торговое сальдо. В нашей стране НД всегда подразделялся на: 1. Фонд потребления – это та часть НД, за счет которой удовлетворяются материальные и культурные потребности населения и потребности общества в целом. 2. Фонд накопления – это часть НД, которая используется для обеспечения дальнейшего расширения производства. НД проходит стадии: 1. Производство. 2. Распределение. 3. Перераспределение. 4. использование. Величина НД зависит от двух основных факторов: 1. Производительность общественного труда. Чем она выше – тем больше НД. 2. Количество и качество труда. №27 Понятие ВНП. Два подхода к его измерению. Валовой Национальный Продукт (ВНП) – выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. Различают ВНП номинальный и реальный. Потому, что на него оказывает большое влияние цены, т.е. изменение их уровня. Номинальный ВНП – товары и услуги оцениваются в текущих (рыночных, действующих) ценах. Реальный ВНП – товары и услуги оцениваются в ценах какого-то базисного года. Позволяет очистить оценку от влияния инфляции. Потенциальный ВНП – определяется как наиболее высокий реальный ВНП при стабильном уровне инфляции (идеал – нет вообще) и максимально возможном уровне занятости населения. Это наиболее желаемый ВНП. Разница между потенциальным ВНП и номинальным ВНП образует разницу называемую дифференциальным ВНП. Он, дифференциальный ВНП, показывает то возможное количество товаров и услуг, которые были бы произведены, если бы ВНП оставался при естественном уровне безработицы. Западная экономическая литература всегда указывала 2 метода подсчета ВНП: 1. По доходам. Для подсчета необходимо учесть следующие факторы: - Заработная плата - Арендная плата - Рента - Процент - Амортизация - Прибыль - Косвенные налоги на бизнес. Самая большая статья – заработная плата. В нее так же включают: - Фонды социального страхования - Пенсионное обеспечение - Медицинское обслуживание - Пособия по безработице Прибыль подразделяют на прибыль частного собственника и прибыль корпорации. 2. По расходам. Для подсчета необходимо учесть следующие факторы: - Личное потребление населения - Инвестиции предпринимателей - Государственные закупки - Чистый экспорт (Сальдо торгового баланса. Отношение импорта к экспорту) №28 Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП Макроэкономические показатели могут измеряться в ценах текущего года или постоянных ценах (ценах какого-либо базового года). В первом случае они имеют номинальное выражение, во втором — реальное. Между реальными и номинальными величинами могут быть существенные расхождения в связи с применением уровня цен. Номинальный ВНП — это ВНП, измеренный в текущих ценах. Его динамика может быть вызвана как изменением объема производства, так и общего уровня цен. Реальный ВНП — это ВНП, измеренный в постоянных ценах (ценах базисного периода). В отличие от номинального ВНП, на его измерение не влияет рыночная конъюнктура. Для выявления реального изменения объема национального производства с учетом инфляции или дефляции используется дефлятор ВНП, который представляет собой отношение номинального ВНП к реальному. Дефлятор ВНП — это наиболее общий показатель, учитывающийся для измерения уровня инфляции в стране. Наиболее простой метод инфлирования и дефлирования внутреннего национального продукта — деление номинального ВНП на индекс цен (дефлятор ВНП).  Реальный ВНП = Номинальный ВНП / индекс цен данного года №29 Безработица и её типы. Экономические и моральные последствия безработицы. Современной рыночной экономике противопоказаны как 100% занятость, так и большая безработица. Если предположить 100% занятость населения, то будет проявляться фактор неэффективного использования рабочей силы. На рынке труда должен обязательно присутствовать определенный резерв рабочей силы. Такой резерв называется естественным уровнем безработицы. 5-7% безработных от числа трудоспособного населения. Если высокий уровень безработицы: Неэффективное использование рабочей силы и при высоком уровне безработицы это чревато социальными взрывами. Безработица измеряется двумя основными показателями. 1. Уровень безработицы – определяется как доля официально зарегистрированных безработных от численности трудоспособного населения.  2. Продолжительность безработицы. Безработица, являясь порождением спада производства, становится звеном экономической нестабильности и усугубляет этот спад. Безработица ухудшает уровень жизни и самих безработных и тех, кто работу имеет, потому, что избыток рабочей силы на рынке труда является хорошим фоном для снижения цены труда. При высоком уровне безработицы создаются условия для возникновения социальных конфликтов в обществе. Ухудшается деловая активность. Часто свободные капиталы бегут из регионов повышенного риска в регионы, где наблюдается стабильное экономическое развитие. Снижение жизненного уровня людей приводит к снижению, уменьшению потребительского спроса, к снижению уровня сбережений. А в целом приводит к снижению уровня (свертыванию части) производства. Безработица вызывает прямые потери общества, которые проявляются в следующем: · Недоиспользуется экономический потенциал общества, т.е. определенное количество рабочей силы не участвует создании национального богатства. · При продолжительной безработице у многих рабочих может теряться, либо полностью, либо частично, квалификация. · Высокий уровень безработицы как правило отрицательно влияет на психическое здоровье общества. · Высокий уровень безработицы как правило вызывает обострение криминальной обстановки в обществе. Каждый процент увеличения безработицы оборачивается недополучением обществом 2,5% ВНП. Безработица в умеренных размерах является благом для экономического роста. Положительные моменты: 1. Безработица – это резерв рабочей силы, который можно использовать при последующем расширении производства, при структурных преобразованиях экономики. 2. Наличие безработицы является одним из организаторов дисциплины труда. Причины безработицы: 1.Внедрение малолюдной техники и технологий. 2.Упадок старых отраслей (угольная, черная металлургия и т.д.) 3.Сельское хозяйство и государственный управленческий аппарат являются причиной скрытой безработицы. 4.Несовершенство рынка труда. Отсутствие достоверной информации. Виды безработицы: 1.Фрикционная. (показывает обыкновенную текучесть кадров) 2.Структурная. (характерна для периода когда в стране идут глобальные структурные изменения) 3.Циклическая. (вызывается циклическим развитием экономики) 4.Институциональная. (возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда) 5.Добровольная. 6.Региональная. 7.Технологическая. 8.Скрытая. 9.Частичная. 10.Вынужденная. №30 Рынок. Функции рынка Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Функции: 1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. 2. Посредническая. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров), а продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 3. Ценообразующая. Здесь формируется отражение общественной стоимости, благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. 4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. 5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками. №31 Виды рынков Классификация рынков: · С точки зрения соответствия законодательству: - легальный (официальный); - нелегальный (теневой) - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность. · По типу конкуренции: - совершенной; - несовершенной конкуренции. · По масштабу экономики: - микроэкономический, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене; - макроэкономический, характеризующий ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики). · По объектам рыночных отношений: - товаров и услуг; - средств производства; - рабочей силы; - ссудного капитала; - финансов; - ценных бумаг. · По географическому положению: - местный; - региональный; - национальный; - мировой. · По проявлению конкуренции: - свободный; - монополистической конкуренции; - олигополический; - монопольный. · По объему продаж: - розничный; - оптовый. · По механизму регулирования: - совершенной конкуренции; - несовершенной конкуренции; - регулируемый (под контролем государства). Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения. №32 Инфляция, виды инфляции и её причины Инфляция – это длительное и устойчивое обесценивание денег, которое выражается в снижении их покупательной способности, вызванное превышением денежной массы над товарной массой. Инфляция проявляется, прежде всего, в повышении уровня цен, в относительном удорожании золота и иностранной валюты – это открытая инфляция. Также может возникать и скрытая, или подавленная, инфляция, в которой обесценивание денег не сопровождается ростом общего уровня цен, а трансформируется в товарный дефицит при ухудшении качества товаров. Это происходит, если цены на товары жестко фиксированы. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для повышения цен производителями и поставщиками независимо от уровня их издержек. Такое превышение спроса над предложением может порождаться: 1 дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); 2 избыточным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); 3 структурными деформациями в экономике (отставанием производства предметов потребления от средств производства); 4 произвольным установлением государственных цен, вызывающим диспропорции в величине и структуре спроса. Определяя причины (формы) открытой инфляции, ее связывают, прежде всего, с развитием избыточного спроса в условиях, близких к полной занятости ресурсов (инфляция спроса) или с ростом издержек производства на единицу продукции, что вызывает снижение предложения (инфляция издержек). Во втором случае генератором инфляции являются монополисты различного рода (фирмы, профсоюзы, правительство и т.д.), способные повышать цены независимо от колебаний спроса. Иногда выделяют и структурную инфляцию, вызванную межотраслевой несбалансированностью, когда некоторые отрасли не могут своевременно насытить рынок. Это приводит к неудовлетворенному спросу на определенную продукцию, что способствует повышению цен. Основные факторы инфляции издержек: 1 повышение номинальной заработной платы, не связанное с ростом производительности труда; 2 повышение налогов на производство; 3 рост цен на производственные ресурсы из-за ухудшения условий их получения. Но рост цен, вызванный повышением качества товаров и услуг, инфляционным назвать нельзя. http://studall.org/all4-64634.html http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/inflyaciya.html там еще много всяких видов, которые смутили меня своим количеством. Дополнишь, если что, сам))) :-* №33 Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: · Федеральный бюджет · бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) · бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр. Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы формируются за счет: · налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; · неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; · доходов целевых бюджетных фондов. Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Все расходы можно подразделить на следующие группы: 1. военные; 2. экономические; 3. на социальные нужды; 4. на внешнеполитическую деятельность; 5. на содержание аппарата управления. №34 Налоги. Виды налогов Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Использую эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. №35 Фискальная политика – это бюджетно-налоговая политика, направленная на регулирование совокупного спроса посредством изменения налогообложения и государственных расходов. Фискальная политика предусматривает решение следующих целей: изменение реального объема национального производства и занятости; контроль над инфляцией, ускорение экономического роста. Фискальная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска. Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает увеличение налогов, снижение государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции. Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику: · система автоматических встроенных стабилизаторов; · дискреционная фискальная политика. Правительство всегда стоит перед выбором: каким эффектам фискальной политики, краткосрочным или долгосрочным, отдать предпочтение. |