Виды потребностей человека · Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. · Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. · Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. На формирование потребностей влияют различные факторы: характеристика региона (климат, национальный состав, демографическая структура, основные обычаи и т. д.); денежные доходы населения; изменения моды; образ жизни; социальное положение; психология людей и т. д. №4 понятие экономического блага Экономические блага – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. №5 Понятие производства. Структура факторов производства Производство — деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг. Факторы производстваструктура: · Земля · Труд · Капитал · Предпринимательнские способности · Информация №6 Факторы производства. Структура факторов производства Факторы производства Традиционно выделяют следующие факторы производства: · Земля — это естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве. · Труд— целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. · Капитал(от лат. capitalis — главный, доминирующий, основной) — совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями. Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа. Например, собственный капитал — это разница между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируются за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли). · Предпринима́тельские спосо́бности — это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства, экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знания. Инициатива и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. · Информация (от лат. information — разъяснение, изложение) — ресурс, используемый в экономических процессах. Информация, овеществляясь во всех компонентах системы производительных сил общества, выступает составным элементом всех моментов процесса труда — и предметом труда, и средством труда, и составной частью живого труда. Многофункциональность информации и возможность её быстрого перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного общества. На протяжении всей истории человечества люди в процессе преобразования окружающего мира преобразуют и овеществленную в нём информацию. Изменяя русла рек, человек преобразует их физико-географические параметры. Возводя дома, он видоизменяет информацию, содержащуюся в рельефе земной поверхности. Выводя новые сорта растений и породы животных, человек преобразует содержащуюся в их генотипе информацию. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. №7 Структура понятия ресурсы. Плата за ресурсы. Ресурсы производства - это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг. Экономические ресурсы делятся на 4 группы: - Природные - это потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества природы - восполняемые и не восполняемые.
- Материальные - все созданное человеком в виде средств производства.
- Трудовые ресурсы - это население в трудоспособном возрасте, которое оценивается по трем параметрам:
- социально-демографическому;
- профессионально-квалификационному;
- культурно-образовательному.
- Финансовые ресурсы - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Плата за ресурсы: Материальные ресурсы | Экономические ресурсы (факторы производства) | Плата за ресурсы (доход, получаемый собственником) | Земля (включая полезные ископаемые) | Рентный доход или доход в виде процента | Капитал (реальный, а не финансовый) | Людские ресурсы | Труд | Заработная плата | Предпринимательская способность | Прибыль | №8 Факторы производства. Структура факторов производства См. вопрос №6 №9 Ограниченность ресурсов в экономике Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству, что связано с постоянно растущей потребностью человека. В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы, при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы. №10 Определение понятия товар. Свойство товара Товар— продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена. Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями. Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью.  Рис. 3.2. Составляющие товара Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом. Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена. У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Для покупателя ценность товара заключается в его полезности. Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя. Набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные индивидуальные потребности, представляет собойассортимент. Многообразие ассортимента товаров подвергается классификации, которая включает в себя деление на группы, подгруппы, на виды и разновидности. №11 Понятие деньги. Свойство денег Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам. В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами: § обменивается на любой другой товар; § измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен). №12 Функции денег. Виды денег Деньги выполняют следующие пять функций, это мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. 1. Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единиц. Так, английский фунт стерлингов действительно весил фунт серебра. 2. Функция денег как средства обращения. При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и разрыва между ними не было. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют деньги. К особенностям денег как средства обращения следует отнести реальное присутствие денег в обращении и кратковременность их участия в обмене. В связи с этим функцию обращения могут выполнять неполноценные деньги – бумажные и кредитные. 3. Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Так, у людей возникает стремление к их сбережению. При металлическом обращении эта функция денег выполняла роль стихийного регулятора денежного оборота: лишние деньги уходили в сокровища, недостаток наполнялся из сокровищ. В условиях расширенного товарного воспроизводства аккумуляция (т.е. накопление и сбережение) временно свободных денежных средств является необходимым условием грузооборота капитала. Создание денежных резервов сглаживает неравномерность и особенности хозяйственной жизни. В масштабе государства требовалось создание золотого запаса. В связи с изъятием золота из обращения величина золотого запаса свидетельствует о богатстве страны и обеспечивает доверие резидентов и нерезидентов к национальной денежной единице. 4. Функция денег как средства платежа. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров схему движения (Т-ДО-Т): товар – срочное долговое обязательство – деньги. 5. Функция мировых денег. В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги отдельных государств, разменные на золото: в основном доллар США и английский фунт стерлингов. ВИДЫ ДЕНЕГ В своей эволюции деньги прошли следующие этапы: металлические деньги; бумажные деньги; кредитные деньги; электронные деньги. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и выступали в качестве заместителей ранее находившихся в обращении серебряных и золотых монет. Сущность бумажных денег заключается в том, что они являются денежными знаками, выпускаемыми государством для покрытия своего бюджетного дефицита и наделенными принудительным курсом. Эмитентом бумажных денег выступает казначейство. Расширение сферы коммерческого и банковского кредита в условиях приобретения товарными отношениями всеобщего характера привело к появлению кредитных денег. Кредитные деньги в своем развитии прошли следующие этапы: вексель, банкнота, чек, электронные деньги и их последняя разновидность – кредитная карточка. Вексель – документ, составленный по установленной законом форме, и безусловное, абстрактное денежное обязательство об уплате обозначенной в нем суммы в указанный срок и в указанном месте. Особенностями векселя являются: – абстрактность; – бесспорность; – обращаемость (относится к переводному векселю). Банкнотное обращение – следующий этап развития кредитных денег, возникший на базе вексельного обращения. Банкнота – это обязательство банка. Банкнота отличается от векселя по двум важным моментам: во-первых, по срочности; во-вторых, по обеспеченности. Следующим кредитным орудием является чек, который появился позже, чем вексель и банкнота, с созданием коммерческих банков и сосредоточением денежных средств на текущих счетах. Чек – это денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя (владельца счета) кредитному учреждению о выплате чекодержателю указанной в нем суммы. Чек– это разновидность переводного векселя, который владелец счета выписывает на коммерческий банк. Чек как денежный документ краткосрочного действия не имеет статуса законного платежного средства, выпуск чеков в обращение не регулируется законодательством, а целиком определяется потребностями коммерческого оборота. Во внутреннем обороте чеки используются: – для получения в банках наличных денег (именные чеки); – для расчетов за товары и услуги (ордерные и предъявительские); – в качестве инструмента, опосредующего безналичные расчеты (расчетные и акцептованные чеки). На основе чеков возникла система безналичных расчетов, когда большая часть взаимных претензий между юридическими лицами погашается без участия наличных денег и платеж производится лишь по сальдо, причем по большей части также в безналичном порядке. Механизация и автоматизация банковских операций, переход к широкому использованию ЭВМ в практике банковских расчетов способствовали возникновению новых методов погашения или передачи долга с применением электронных денег. Наивысшим достижением современной банковской практики на базе внедрения ЭВМ является возможность замены чеков электронными кредитными карточками, не только замещающими наличные деньги и чеки в расчетах, но и дающими их владельцу право получить в банке краткосрочную ссуду. В настоящее время используется четыре вида кредитных карточек, из которых наибольшее распространение получили банковские и торговые. №13 Теории потребительского поведения. Бюджетная линия и кривые безразличия Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов. В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке. Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - черта покупательной способности потребителя, ограничивающая комбинацию товаров, которые могут быть приобретены на рынке при данном уровне денежного дохода. На осях графика - максимальное количество товара, которое можно приобрести при условии полного расхода имеющегося дохода. Тогда в треугольнике ОАВ будут находиться все доступные варианты потребления товаров А и В, а на отрезке АВ - те из них, которые имеют одинаковую общую стоимость и предполагают полное использование финансовых средств покупателя. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, так как увеличение объема покупки одного товара возможно лишь при сокращении другого. Наклон представляет собой отношение цен товаров в наборе. Возможны следующие ситуации: - доход и цены неизменны - бюджетная линия неизменна;
- доход возрастает (снижается) цены неизменны - бюджетная линия сдвигается вправо вверх (влево вниз) (рис. б);
- доход неизменен, цены возрастают (снижаются) - поворот бюджетной линии до положения АВ1 (АВ2); остается только единственная общая точка (точка А), в которой у покупателя не изменились возможности потребления (рис. в);
- доход возрастает, цены растут (и наоборот) - положение бюджетной линии не изменяется.
 Кривая безразличия геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Кривая отражает такое положение потребителя, при котором он не знает, на каком наборе ему остановиться: все они для него одинаково желательны и ему безразлична конкретная комбинация двух товаров. Каждая точка на кривой - отличная от других комбинация двух товаров. Если для потребителя будет меняться уровень полезности наборов товаров, кривая безразличия будет смещаться. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия. Данная карта описывает предпочтения потребителя. Для кривой безразличия характерны следующие свойства: - нисходящий характер кривой - для сохранения одного и того же уровня полезности увеличение потребления одного товара обязательно должно быть компенсировано сокращением другого;
- расположение кривой характеризует относительную полезность товаров - все кривые, лежащие выше и правее базовой кривой, соответствуют более высокому уровню полезности и наоборот;
- кривые безразличия не пересекаются - каждой из кривых соответствует конкретный уровень полезности;
- кривые безразличия имеют вогнутый вид.
 №14 Теория спроса (определение, график, закон). Рыночное равновесие Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Р-цена, Q-объём спроса, D – кривая спроса.  Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.  №15 Теория предложения (определение, график, закон). Рыночное равновесие ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от цен на данные товары (услуги). Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене. Закон предложения выражается в том, что при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.  § Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель § S — предложение №16 Неценовые факторы спроса и предложения К неценовым факторам влияющим на спрос относят: § Изменения в денежным доходах населения § Изменения в структуре и количестве населения § Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары) § Экономическая политика государства § Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды. К неценовым факторам предложения относят: § изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства. § Выход на рынок новых фирм. § Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли. § Природные катастрофы § Политические действия и войны § Перспективные экономические ожидания § Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения. § В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения. №17 Понятие конкуренции. Типы конкурентного поведения. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. При этом различают 3 типа конкурентного поведения: • креативный • приспособленческий • обеспечивающий При креативномповедении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к измененнию существующей структуры спроса и предложения. Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов (пример: промышленный шпионаж). Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом. №18 Методы конкурентной борьбы(КБ). Методы конкуренции. Существует два основных метода: 1. Ценовая 2. Неценовая конкуренция. · Ценовая конкуренция – это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а, следовательно, и снижение цен при необходимости. Ценовая К (ЦК) применяется на рынках с приоритетом продавца (превышения спроса над предложением и более интенсивной конкуренции покупателей), в условиях с преобладанием чистой конкуренции (когда существует множество производителей одинаковой продукции), в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов. Ценовой метод КБ малоэффективен, т.к. конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Нет финансовой стабильности. · Неценовая конкуренция связана с изменением качества продукции, созданием новых продуктов, совершенствованием сопутствующих услуг и сопутствующих товаров. Неценовая К – выделение своего товара из ряда товаров-конкурентов, придание ему уникальных для покупателя свойств. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания. При неценовой К обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. №19 Основные типы рынков в зависимости от степени конкуренции Совершенная конкуренция: - Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него; - Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные; - Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны; - Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.); - На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим. Несовершенная конкуренция: · Абсолютная (чистая) монополия; · Олигополия; · Монополистическая конкуренция. Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка. · Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации; · Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности; · Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.; · Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля. №20 Организационные формы монополий Существует много форм монополистических объединений, ряд из них относится к простейшим формам монополистических объединений: Существует еще и формы монополистического объединения. По сравнению с простейшими они имеют более устойчивую форму организации: - Картель
- Синдикат
- Трест
- Концерн
Картель. Родина картелей – Германия. Картель – это объединение в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Объединение происходит для (цель картеля): - Установление на продукцию единой цены.
- Оговариваются единые условия найма рабочих.
- Устанавливаются квоты на производство продукции
- Договариваются о разделе рынков сбыта.
Синдикат. Участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность. Производственная остается. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия. Трест– это акционерное общество. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения. Преимущества даваемые Акционерным Обществам (АО): Все дела АО решаются с помощью учредительских собраний. Все вопросы решаются путем голосования. Решающее слово принадлежит держателю контрольного пакета акций (либо 51% акций, либо 50% + 1 акция). На практике достаточно иметь от 15% акций. Акция - это ценная бумага которая дает ее владельцу возможности, или право, получать определенные доходы по ней, или на нее. Доход который получает владелец акций называется дивидендами или дивидендом. Облигация – это ценная бумага которая дает возможность получать доход в виде %. Владелец облигации – кредитор. Акции дают право голоса на голосованиях. В первую очередь выплачиваются % по облигациям. По акциям дивиденд выплачивается в самую последнюю очередь. Родина треста - США. Концерн. Родина – Япония. Он объединяет предприятия самых различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, финансовые учреждения. Причиной возникновения концерна является межотраслевая конкуренция. Служащими концерна централизованно выполняются функции по управлению, снабжению, реализации товаров, перспективному планированию, проведению научно-технической политики и многое другое. Как правило, предприятия производственного характера обладают самостоятельностью. Образуется концерн на основе системы участия, и представляет собой пирамиду, звенья которой представляют различные предприятия. Все предприятия взаимосвязаны единой технологической цепочкой. Возникают на основе диверсификации капитала. Конгломерат менее устойчив, чем концерн, потому что в конгломерат входят предприятия, которые не имеют единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются. №21 Издержки производства: постоянные, переменные, совокупные Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты. Постоянные издержки FC (англ. fixed costs) - это издержки, которые не зависят от объема производства. Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным. Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой совокупные издержки фирмы. Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными. №22 Сущность и структура издержек производства. Внешние и внутренние издержки Напомню,что Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты. Издержки - это денежное выражение ценности экономических ресурсов, затрачиваемых при совершении экономическим субъектом каких-либо действий. Выделяют издержки производства и издержки обращения. Издержки производства – это стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для его деятельности. Издержки обращения возникают в сфере обращения. Существуют бухгалтерский и экономический способ расчета издержек. При бухгалтерском способе издержки рассчитываются как произведение фактической цены ресурса на количество затрачиваемого ресурса. При использовании экономического способа оценки издержек учитывается ценность других благ, которые можно было бы произвести при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений использования тех же ресурсов. По периодичности возникновения производственные издержки делятся на текущие и единовременные (капитальные). Текущие издержки предприятия называют расходами, связанными с производством и реализацией. Текущие издержки предприятия обеспечивают текущую деятельность хозяйствующего субъекта и возобновляются при каждом производственном процессе. Единовременные издержки осуществляются периодически. Например, при производстве продукции затраты на приобретение станка осуществляются не ежемесячно, а раз в несколько лет. ???По экономической роли в процессе производства текущие издержки делят на основные и накладные. Основные издержки – издержки, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции (все затраты, включаемые в состав технологической себестоимости) Накладные издержки – издержки, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Предельные издержки – это прирост издержек при увеличении производства на единицу продукции.??? Различают внешние и внутренние издержки производства. Внешнимииздержками называется плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к собственникам фирмы. Внутренние издержки – это издержки на собственные, неоплачиваемые ресурсы. К ним относятся: амортизация на восстановление основных средств, оплата труда владельцев фирмы и т.д. №23 Виды доходов в рыночной экономике Доходы населения могут существовать в двух формах- денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве. Классификация доходов: 1. по экономической природе: Трудовые доходы (основой формирования которых является трудовая деятельность): § получаемые в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности; § от индивидуальной трудовой деятельности; § от личного подсобного хозяйства; § от предпринимательской деятельности; § от реализации платных бытовых услуг и т.д. Нетрудовые доходы: а) экономически обоснованные (получаемые по линии государственных официальных каналов и от бизнеса, не противоречащего правовым нормам, нормам морали, гражданскому кодексу жизни в обществе): § социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.); § доходы от собственности; § дивиденды по акциям; § проценты по облигациям и другим ценным бумагам; § доходы на вложенный капитал в производственную сферу или другие отрасли экономики и т.п. б) экономически не обоснованные: все виды доходов, полученных от незаконных финансово-хозяйственных операций, от деятельности и услуг, противоречащих общественным нормам морали и этики, унижающих достоинство личности человека и граждан, или от криминальных действий. 2. по экономическому содержанию: Денежные доходы: · заработная плата; · пенсии; · стипендии; · пособия; · предпринимательские доходы; · дивиденды; · доходы от собственности; · доходы от продажи ценных бумаг; · средства от продажи продукции личного подсобного хозяйства; · прирост денежных вкладов в сберегательном банке и т.д. Натуральные доходы: · стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление; · стоимость натуральных услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характер, оплачиваемых за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий и др. Совокупные доходы (показатель, характеризующий материальную обеспеченность населения): · все виды доходов – как денежные, так и натуральные. · по степени использования: Общие (брутто-доходы): сумма доходов, полученная из всех источников, включая и средства, предназначенные для уплаты налогов и обязательных платежей. Располагаемые (нетто-доходы): сумма средств, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальном размере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников. Реальные доходы: стоимость приобретенных материальных и культурно-бытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товары и услуги. №24 Прибыль, её формы и функции. Прибыль выступает как доходный капитал, или как вознаграждение за предпринимательскую деятельность. Чаще всего прибыль определяется как общая прибыль от реализации продукции минус общие издержки. Различают экономическую (нормальную) прибыль. Это понятие часто используется для обозначения альтернативных издержек капитала фирмы. Бухгалтерская прибыль – это когда из совокупного дохода фирмы вычитают заработную плату и стоимость сырья и материалов. Источники прибыли Меркантилисты – сфера обращения, внешняя торговля. Смит и Риккардо – Неоплаченный труд наемных рабочих. К. Маркс – Неоплаченный труд наемных рабочих. Теория факторов производства – капитал, земля, труд. Прибыль играет в экономике страны ряд функций: - Прибыль стимулирует инвестиции и нововведения в различные производства. - Прибыль способствует рациональному использованию экономических ресурсов. - Прибыль стимулирует развитие отдельных, ключевых отраслей экономики. Нельзя рассматривать рыночную экономику использую только категорию «прибыль», помимо прибыли так же существует категория «убытки». Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять: 1)балансовую (общая) прибыль, полученную от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. 2)экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними). Прибыль от реализации продукции определяется как разница между стоимостью произведенной продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после выплаты платежей в бюджет и банки и вышестоящие органы. Снижение издержек производства и обращения повышает прибыль предприятия. Издержки обращения - затраты, связанные с доведением продукции до потребителя. Производительные - транспорт, хранение, подработка, чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и др. Издержки производства - материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация. Основными факторами, определяющими величину прибыли, и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости. Рентабельность показатель экономической эффективности производства, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам. №25 Сущность заработной платы, её формы. Современные тенденции в развитии заработной платы. Заработная плата, в ее экономическом назначении, – обеспечение условий для жизнедеятельности человека. Цена рабочей силы, или цена использованного труда работника. Термин заработная плата используется так же для определения такого понятия как ставка оплаты труда в единицу времени. Отсюда следует различать такие понятия как заработная плата и общий заработок. Последний зависит от ставки оплаты труда в единицу времени и от количества отработанного работником времени. Важно так же различать понятия номинальная заработная плата и реальная заработная плата. Номинальная заработная плата – это то количество денег, которое работник получает за свой труд. Реальная заработная плата – это то количество материальных благ и услуг, которое работник может приобрести на свою номинальную заработную плату. Величина реальной заработной платы зависит от: - Размера номинальной заработной платы. - Уровня цен на основные материальные блага и услуги. В стране в данный момент действует инфляция, поэтому при достаточно высокой номинальной заработной плате, реальная заработная плата получается низкой. |