МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ХАЛИФАТ ПРИ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ХАЛИФАХ. ОМЕЙАДСКИЙ ХАЛИФАТ.





Мухаммад при жизни не решил вопроса престолонаследия, сыновей у него не было, что привело к резким столкновениям из-за престола. После смерти М. в 632 назначали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов - «заместитель». Последовательно правили 4 «выборных» халифа: Абу-Бекр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али (656-661)
После больших споров и столкновений мекканцы провели кандидатуру Абу Бекра и заставили всех присягнуть ему. Тот, умирая, передал власть Омару. От участия в решении важного вопроса собрание горожан Медины было отстранено, им просто объявили о воле халифа. При Омаре - самые большие завоевания, покорены Сирия, Палестина, Египет, Иран, часть Закавказья.

Его преемник Осман происходил из богатейшего рода Омейядов племени курейшитов. Стал выдвигать членов своего рода на высшие военные и государственные должности, что способствовало к возвышению и обогащению рода. Но вызвало серьезное недовольство среди арабских феодалов. Стали группироваться вокруг Али и других претендентов на престол. Сторонники и последователи али стали называться шииты (от «шиа» - группа), распространяли мнение, что престол халифа по праву принадлежит Али как ближайшему родственнику - зятю и двоюродному брату - М. и что Осман избран незаконно. Шииты умело используют недовольство арабских феодалов, наместников, смещенных Османом, горожан. К ним примыкают крестьяне и бедуины, видящие единственный путь спасения от феодального гнета в «справедливом халифе». Присоединяется население Ирака и Ирана. В разных городах несколько центров оппозиции с разными претендентами на престол (Тальха, Зубейр). В 656 г. под видом паломников собрались в Медине, ворвались в дом и убили Османа.
Али объявлен халифом. Но начинается борьба между Али, Тальха и Зубейр, которые не отказываются от своих притязаний на престол. В жестоком столкновении Тальха и Зубейр гибнут. Али объявляет своей резиденцией Куфу, заменяет всех наместников, кроме сирийского (звали его Муавия) - тот отказался признать его, назначенных Османом. Готовится к войне с Сирией, врывается на ее территорию с 70-тыс. армией. В это время разногласия в лагере Али. Не все согласны с закреплением прав халифа за одной семьей. Считают, что халифом может быть любой правоверный мусульманин. Отделилось 12 тыс. челов, выдвинули лозунг «нет халифа иначе как по воле бога и народа». Их стали называть хариджитами. Они выбрали своего халифа. Али всех репрессировал. 661 г. - убит хариджитом, престол халифа занял Муавия. С этого времени до 750 г. арабским халифатом управляли из рода Омейядов.
Завоеванная земля - собственность государства, но центральная власть оставляла ее руках прежних владельцев, облагая их налогом. Непосредственно в фонд казенных земель включались земли бывших правителей, убитых на войне мусульман. Продолжается наделение землей через институт икта, но теперь при условии обработки пожалованной земли. Кроме икта существует частнособственническая земля - мульк. Необязательно обрабатывать ее, в этом случае налогов не платишь. Землю можно сдавать в аренду под налог с урожая (от 1/7 до 1/2 урожая). После смерти хозяина, если нет наследников, переходила в казну. Существует и общинная собственность на землю.
Принятие ислама освобождало от уплаты подушного налога. Мусульманин платил поземельный налог - харадж, который был основным источником дохода казны. Все товары облагались пошлиной: мусульмане платили 2,5%, покоренное население - 5%, иностранцы - 10%. Взимался налог с поголовья скота



Правление Муавии закрепило многие изменения в структуре Халифата: перенос политического центра из Аравии в Сирию, расслоение общины и превращение ее в империю с господством народа-завоевателя. Муавия закрепил власть в своем роду, объявив преемником своего сына Язида, и начал пересмотр налоговых списков в Северной Месопотамии и некоторые реформы в Египте.

Стабилизация внутреннего положения позволила начать завоевания в Индии, за Амударьей и на западе Северной Африки, с новой силой возобновились походы на Византию. Был создан большой арабский военный флот на Средиземном море, что поставило Византию в еще более сложное положение. В 674-680 гг. армия под командованием Йазида обложила Константинополь с суши, а флот блокировал Дарданеллы; только применение новоизобретенного "греческого огня", уничтожившего арабский флот, спасло город от падения.

Со смертью Муавии (апрель 680 г.) Алиды вновь заявили претензии на халифат. Второй сын Али от дочери пророка Фатимы, Хусейн, отказавшись присягнуть Йазиду, двинулся со всей семьей из Медины через Мекку (куда он прибыл якобы для паломничества) на Куфу, где его сторонники готовы были поднять восстание. Однако их выступление было предотвращено, прямой путь на Куфу закрыт, и Хусейн с ближайшими родственниками и горсткой приверженцев оказался окружен войсками халифа в безводной степи около Кербелы. Он отказался сдаться, но долго никто не решался поднять руку на внука пророка. Наконец, воины толпой набросились на него, чтобы не нести единоличной ответственности за убийство, и изрубили мечами; с ним погибло полтора десятка других потомков Али.

Мученическая смерть Хусейна стала поворотным пунктом в истории шиизма. Теперь он, обретя легенду о праведнике-мученике, погибшем от руки тиранов, стал быстро превращаться из политического движения в религиозное. День гибели Хусейна, 10 мухаррама (по мусульманскому календарю), навсегда стал днем величайшего траура для шиитов.

Одновременно с Хусейном отказался присягнуть Йазиду Абдаллах, сын аз-Зубайра, бывшего соперника Али в борьбе за халифат. В то же время мединцы подняли восстание против наместника. 26 августа в жестоком сражении мединцы были разгромлены войсками Йазида. Усмирив Медину, халифское войско двинулось на Мекку, но смерть Йазида (10 ноября 683 г.) заставила снять осаду с города.

После кратковременного правления сына Йазида Халифат оказался без общепризнанного главы. Ибн аз-Зубайр пытался созвать совет для избрания халифа, а когда это не удалось, объявил халифом себя, и его признало большинство провинций. Но ему пришлось выдержать жестокую борьбу: сначала с восставшими в Ираке шиитами во главе с ал-Мухтаром (684 г.), а затем с хариджитом ал-Азраком в Ахвазе; другие группы хариджитов захватили Бахрейн.

В руках Умайядов оставались лишь Иордания и часть Палестины, и они даже стали думать о признании Ибн аз-Зубайра. Все же Марван ибн ал-Хакам, троюродный брат Муавии, решился отстоять права своего рода. Преклонный возраст не позволил Марвану, овладевшему Сирией и Египтом, развить наметившийся успех: в мае 685 г. он скончался и халифом стал его сын Абд ал-Малик.

Восемь лет понадобилось Абд ал-Малику, чтобы восстановить единство Халифата. Исход борьбы был предрешен захватом Ирака (691 г.). Ибн аз-Зубайр оказался изолированным в Западной Аравии. В начале 692 г. халифские войска под командой неизвестного до того ал-Хаджжаджа осадили Мекку. Ибн аз-Зубайра покинуло большинство сторонников, даже сыновья, и он нашел смерть в отчаянной вылазке с горсткой последних приверженцев.

Стабилизация внутреннего положения позволила Абд ал-Малику провести реформы, наметившиеся при Муавии. В 691 г. в Ираке и Сирии налоговые кадастры были переведены со среднеперсидского и греческого на арабский язык, а во главе финансового ведомства встали арабы. Одновременно была проведена денежная реформа. Стали чеканить единообразную золотую и серебряную монету без изображений, с одними только арабскими надписями, содержащими мусульманский символ веры, цитату из Корана и выходные данные. Медная монета была менее стандартна, но также несла только арабские надписи.

В это же время возобновляются завоевательные походы. При сыне Абд ал-Малика, ал-Валиде (705-715) были завоеваны земли между Амударьей и Сырдарьей, Фергана и Ташкентский оазис, Белуджистан и Синд. На Западе мусульманские войска под командованием в 711 г. переправились через пролив на Пиренейский полуостров. В первом же сражении (19 июля 711 г.) они разгромили армию вестготов. Через два с половиной года огромный полуостров (за исключением Галисии и Астурии) был присоединен к Халифату.

Второе десятилетие VIII в. было апогеем политического могущества Халифата. Он достиг максимальных размеров, на его территории насчитывалось 70-80 млн. жителей, гигантские суммы стекались в казну халифов, позволяя не только содержать огромную армию и флот, но и вести монументальное строительство.

Перевод фискальной документации при Абд ал-Малике на арабский язык и непосредственное вмешательство арабских уполномоченных в сбор налогов привели к ухудшению положения податного населения. Тяжелым бременем на население Египта и Ближнего Востока легла трудовая повинность для участия в строительстве халифских дворцов и мечетей.

В 20-х годах VIII в. у Омейадов появился сильный соперник в лице Аббасидов, потомков Аббаса, дяди Мухаммада и Али. В конце правления ал-Валида I внук третьего сына Али, Абдаллах ибн Мухаммад, умирая, будто бы передал сокровенное знание, заключавшееся в некоем "желтом свитке", правнуку Аббаса, Мухаммаду, а вместе с тем завещал и тайную организацию своих сторонников, с центром в Куфе.

Противоречия вышли наружу в середине 40-х годов, когда после двадцатилетнего правления Хишама (724-743) началась борьба за престол. За полтора года сменилось три претендента, опиравшихся на различные группировки арабских племен, и это вызвало крайнее обострение межплеменной борьбы от Палестины до Средней Азии, облегчившей успех антиумайядским движениям.

Марвану II, пришедшему к власти в конце 744 г., пришлось одновременно подавлять мятежи его арабских противников в Сирии и бороться с серьезным восстанием хариджитов в Северной Месопотамии. Лишь к концу 745 г. после ряда жестоких сражений их удалось изгнать из Ирака. В период междуцарствия обострилась борьба между северными и южными арабами в Хорасане. Халиф, занятый наведением порядка в центре Халифата, не мог оказать помощи своему наместнику. Воспользовавшись этим, аббасидский имам Ибрахим ибн Мухаммад послал в Хорасан в марте 747 г. своего личного представителя Абу Муслима (бывшего раба одного из деятелей аббасидского движения) для организации восстания. 15 июня, когда началось восстание, у Абу Муслима было около 2000 сторонников. Умайядский наместник Хорасана Наср ибн Саййар недооценил опасность и не подавил восстания, пока оно не набрало силу. Это позволило Абу Муслиму, лавируя между противоборствующими группировками, изгнать его из Мерва.

Халиф в это время был больше озабочен борьбой с хариджитами, занявшими Йемен, Мекку и Медину. Только после того как сторонники Аббасидов заняли весь Хорасан и вступили в Рей, Марван II понял, откуда грозит наибольшая опасность. Ему удалось найти главу движения, имама Ибрахима ибн Мухаммада; он был арестован, а после поражения халифских войск при Нехавенде (26 июня 749 г.) - отравлен. Но это уже не могло спасти положения. 29 августа аббасидская армия вступила в Куфу. В январе 750 г. Марван II с войском встретил аббасидскую армию на р. Большой Заб, потерпел поражение и отступил в Сирию. Сирийцы не оказали ему поддержки. Даже Дамаск сдался Аббасидам после нескольких дней осады. Марван тщетно пытался организовать сопротивление в Египте, его настигли там и убили.

 

АББАСИДСКИЙ ХАЛИФАТ.

Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ожидавшееся всеобщее благоденствие не наступило, а обещанная справедливость обернулась казнями и преследованиями. Сначала были уничтожены все Омейяды, затем пришла очередь людей, благодаря которым Аббасиды стали халифами. По приказанию халифа ал-Мансура (754-775) прямо у него на глазах был убит сам Абу Муслим (755 г.). Не сбылось и обещание нестяжательства. Аббасиды еще интенсивнее, чем прежняя династия, принялись за строительство дворцов и огромных городов-резиденций. Самым гигантским предприятием стало строительство новой столицы, Багдада (762-763), в котором приняло участие около ста тысяч строителей. Аббасиды завели многочисленный двор, пышные дворцовые церемонии и приемы. Все это требовало изыскания новых источников доходов, совершенствования налоговой системы.

Важнейшим следствием аббасидского переворота была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть. Мусульмане, арабы и неарабы, реально уравнялись в правах, и это способствовало быстрой исламизации восточной половины Халифата (христиане Сирии и Египта упорнее держались за свою веру, чем зороастрийцы). Халифат из арабской империи превратился в исламское государство. Вероисповедание реально стало важнее для определения статуса человека, чем его этническая принадлежность. Наибольший выигрыш в новых условиях получили иранские и среднеазиатские феодалы, ставшие опорой новой династии.

Иранцы, вошедшие в ближайшее окружение халифов, принесли с собой многие традиции сасанидской государственности и возродили некоторые ее институты. Так, рядом с халифом появляется фигура везира - главы административного аппарата государства. Обособление гражданской администрации повлекло за собой создание специализированных канцелярий, диванов, с многочисленным штатом, занятым перепиской с провинциями и между собой, регистрацией, составлением отчетов. Складывается влиятельный слой чиновничества, считающего себя главной опорой государства и успешно соперничающего с военной знатью.

Аббасидский халифат в конце VIII-IX в. представлял собой мощное централизованное феодально-бюрократическое государство. Крупнейшим землевладельцем был сам халиф, за ним следовали потомки бывших феодальных владетелей Ирана и Средней Азии, которых постепенно вытесняли высшие чиновники, сколачивавшие огромные состояния не столько благодаря большим жалованьям, сколько с помощью злоупотреблений.

Основной статьей доходов Аббасидского халифата были поступления от поземельного налога. Земля облагалась двумя видами налога: привилегированной десятиной - ушром и обычным - хараджем.

В первое столетие правления Аббасидов поступления превышали расходы, и в личной сокровищнице халифов накапливались сотни миллионов дирхемов наличными и огромные запасы оружия, драгоценных одежд, золотой и серебряной утвари.

При Аббасидах Халифат не раздвинул своих границ, происходило лишь окончательное включение в состав мусульманского государства некоторых труднодоступных областей, находившихся прежде лишь в формальной зависимости (Табаристан, Кабулистан). В Малой Азии почти каждое лето мусульманские войска с большим или меньшим успехом вторгались в византийские владения, брали пленных, угоняли скот и к зиме возвращались обратно.

В конце IX в. появились первые признаки распада Халифата. В 788-89 г. праправнук Али, Идрис, бежавший после разгрома его восстания в Мекке на крайний запад Халифата, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов. Следующей вышла из-под непосредственного контроля Аббасидов провинция Африка (Ифрикийа), ее наместник Ибрахим ибн Аглаб (с 800 г.), наделенный большими полномочиями, сразу же стал фактически независимым.

Еще опаснее для целостности Халифата оказались события на востоке, который был опорой Аббасидов. В 806 г. в Самарканде поднял мятеж Рафи ибн Лайс, внук умайядского наместника Хорасана Насра ибн Саййара. Его поддержали широкие слои населения Мавераннахра, недовольные притеснениями и вымогательствами аббасидского наместника. Войска, посланные на подавление мятежа, были разгромлены.

После смерти Харуна ар-Рашида халифом, с резиденцией в Багдаде, стал его сын ал-Амин, а соправителем восточной части Халифата и преемником ал-Амина - сын от другой жены, ал-Мамун. Весной 810 г. ал-Мамун объявил себя халифом. В течение 810-812 гг. ал-Амин терял область за областью, и в конце 812 г. войска ал-Мамуна окружили Багдад. После годичной осады ал-Амин, оставленный большинством сторонников, был убит. Однако ал-Мамун пять лет не решался возвратиться в Багдад.

В 814-815 гг. в Куфе, Басре, Медине, Мекке произошли шиитские восстания. В этой сложной ситуации ал-Мамун, в окружении которого было много шиитов, провозгласил своим наследником восьмого шиитского имама Али ибн Мусу (ар-Рида, или Риза) (март 817 г.), отчеканил монету с его именем, заменил официальный черный цвет одежд и знамен Аббасидов на зеленый шиитский и выдал за Али одну из своих дочерей. В ответ в Багдаде дядя ал-Мамуна, Ибрахим ибн ал-Махди, провозгласил себя халифом.

Ал-Мамун был, несомненно, самым просвещенным и, вероятно, одним из наиболее талантливых политиков среди аббасидских халифов. Но и он не мог остановить начавшегося процесса распадения Халифата, проходившего путем превращения несменяемых наместников в основателей вассальных династий. Правая рука ал-Мамуна, Тахир Хусайн, став в 821 г. наместником восточной части Халифата, отказался признавать власть халифа. Его отравили агенты ал-Мамуна, который все же оставил управление этим наместничеством за сыном Тахиром, а тот, в свою очередь, передал власть своему брату. Будучи формально наместниками и пересылая часть налоговых поступлений, Тахириды правили подвластными областями совершенно независимо, не давая отчета центральным властям.

Ситуация на территории, непосредственно подчиненной халифу, была неспокойной. Приходилось вести постоянные военные действия, подавлять восстания в различных областях. Ал-Мамун решил добиться идейного единомыслия мусульман - впервые сформулировать официальный догмат веры, который удовлетворил бы и суннитов и шиитов. 827 г. был официально принят шиитский лозунг: "Али - лучший из людей" - с оговоркой "после Мухаммада", Муавия был подвергнут осуждению, а единственно верным учением признан мутазилитский догмат о сотворенности Корана. В 833 г. ал-Мамун потребовал проверить убеждения всех судей и знатоков мусульманского предания и отстранить противников этого догмата.

В 830 г. византийский император напал на пограничные крепости мусульман. Ал-Мамун ежегодно возглавлял летние кампании против византийцев и добился некоторого успеха, но во время четвертого похода в 833 г. скончался. Его преемник, ал-Мутасим, отозвал войска из похода и прекратил строительство крепостей, начатое при ал-Мамуне, обратив основное внимание на борьбу с Бабеком, руководителем иранского национального движения против Аббасидов.

С 835 г. борьба с Бабеком была поручена Хайдару, сыну владетеля Усрушаны, который начал с подготовки театра военных действий: прокладки дорог, строительства крепостей и складов. В 837 г. Бабек оказался блокированным в своей столице-крепости Базз.

В те же годы на востоке, в Систане (ныне Юго-Западный Афганистан), медник (ас-Саффар) Йакуб, собрав вокруг себя добровольцев-газм ("борцов за веру"), захватил восточную часть владений Тахиридов, а затем и весь Хорасан, изгнав Тахирида Мухаммада из Нишапура (873 г.). Халифу оставалось лишь утвердить права Йакуба на захваченные области. В 876 г. Йакуб, недовольный поддержкой, оказываемой халифом Тахиридам, двинулся на Ирак. Сложилась критическая ситуация; халиф сам возглавил поход против Йакуба и одержал победу, Йакуб отступил в Южный Иран, а Хорасан и Западный Иран снова оказались во власти Тахиридов.

Насколько низко в это время стоял авторитет халифа и официального ислама, свидетельствует ограбление бедуинами в 880 г. Каабы в Мекке. Вероятно, это было связано с усилением деятельности исмаилитов-карматов в Северной Аравии. К концу века карматы превратились в мощную оппозиционную группировку с тщательно законспирированной организацией. В 890 г. началось открытое восстание, центр которого находился около Куфы. В 894 г. оно распространилось на Бахрейн. Карматы проповедовали установление имущественного равенства и перераспределение богатств, чем привлекли к себе массу сторонников из низших слоев населения.

Таким образом, к концу IX в. непосредственная власть халифов распространялась лишь на Ирак и Юго-Западный Иран. Но халифы оставались духовными правителями всего суннитского мира.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.