МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

АРАВИЯ НАКАНУНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА. БИОГРАФИЯ МУХАММАДА И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.





Площадь Аравийского полуострова составляет около 3,2 млн. км2. Состоит, в основном, из сухих степей, пустынь и полупустынь. Для земледелия пригодны районы Йемен и Йемама, некоторые районы Центральной Аравии, южные области. Рельеф - сочетание гор, долин и сухих пустынь. Рек нет, только в дождливый период образуются небольшие речки, которые теряются в песках и пересыхают.

Географические условия Аравии поделили население на 2 хозяйственных типа - оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. Оседлые земледельцы создали в Южной Аравии один из наиболее ранних очагов земледельческой культуры (9-8 вв.). Типы земледелия - орошаемое, богарное. Полеводство, огородничество, садоводство. В связи с развитием земледелия развивалось и строительство оросительных сооружений, колодцев и подземных водоемов. Кочевники-скотоводы выводят мелкий и крупный рогатый скот, основное животное - верблюд.
В Аравии объективно сложилась взаимная заинтересованность оседлых земледельцев к кочевников-скотоводов в развитии производства. Взаимная заинтересованность создала условия относительного равновесия, в котором находились оседлая и кочевая части арабского общества. И оседлые, и кочевники входили в целом в этническую и языковую общность. Подвижность населения, постоянные взаимные контакты способствовали складыванию единого языка, понятного всем племенам.
Города - административные, культурные, торговые и ремесленные центры. Развитие ремесел - прядение, ткачество, кожевенное и кузнечное дело. Торговые пути, соединявшие восток и запад того времени, проходили через территорию Аравии. Крупный торговый и ремесленный центр - Неджран, на северо-востоке Йемена. Здесь жили купцы, которые занимались, в основном, работорговлей и ростовщичеством из Византии, Эфиопии, Ирана, что придавало городу международное значение. Мекка - находится на важном торговом пути, сосредоточие внешней торговли с соседними государствами (Сирия, Иран).
Для ранней Аравии характерен политеизм и значительная свобода вероисповедания. Каждое племя или семья имели свое особо чтимое божество. В Аравии складываются своеобразные религиозные центры. Особую роль играли город Мекка и мекканский храм Кааба - главный по значению храм арабов-язычников. Хранители храма - племя курейшитов. Ежегодные паломничества верующих в Мекку по времени совпадали с крупными ярмарками, т е. языческий культ - важный источник дохода.
В течение первых вв. н.э. в религиозной ситуации Аравии наблюдается тенденция постепенного перехода многобожной системы в единобожную. Складываются культы общеаравийских божеств (когда объединяются союзы племен), сооружаются святилища, имеющие не только местное значение. В 5-6 вв. в Йемене появляются единобожники - ханифы, которые поклоняются единому богу - Рахману милостивому. Иудаизм распространяется в частях Аравии, связанных с Палестиной и Месопотамией торговыми интересами - в южной, юго-западной Аравии, к 6в. в Западной Аравии. Распространение христианства связано с деятельностью византийской дипломатии, которая выполняла и роль миссионеров.

Впервые исламская истина прозвучала на горе Хира близ Мекки в 610 году от Рождества Христова, ночью священного месяца рамадан. Истина эта была открыта мекканцу по имени Мухаммад. Уединившись на горе для благочестивых размышлений и поста, он увидел на самом краю неба свет, и некто окликнул его трижды. «Читай! Читай! Читай!» — приказывал небесный вестник и теснил его грудь свитком священного Корана — что значит по-арабски «чтение». Но Мухаммад не был учен грамоте, а потому запомнил откровение с голоса. Встреча на горе Хира навсегда изменила сорокалетнего мекканца и выделила его из среды земляков. Теперь каждая малость в его жизни приобрела новое значение, стала для соратников примером для подражания и поводом для размышлений.



Мухаммад происходил из рода хашим племени курайшитов, хранителей мекканского святилища. Говорят, что он родился в «год Слона» — во время неудачного похода в Западную Аравию эфиопского царя Абрахи с войском и боевыми слонами; это событие относят к 570 году. Его отец Абдаллах умер до рождения сына, его мать Амина скончалась, когда ему исполнилось шесть. По обычаю горожан, младенец Мухаммад был отдан кормилице из кочевников — ее звали Халима — и до пяти лет жил у бедуинов племени саад. Покровителем мальчика в Мекке стал его дед Абд ал-Муталлиб, а затем — дядя Абу Талиб.

Проповедь Мухаммада сначала не имела успеха у его соплеменников. Его признали только семья и несколько близких людей, собиравшихся у него в доме слушать проповеди и вместе молиться. Его последователи стали называться "вручившими себя богу" (муслимуна, мусульмане). Около 614 г., когда число мусульман достигло 40-50 человек, Мухаммад решил начать публичную проповедь. Она несколько увеличила число последователей, но и навлекла на мусульман преследования. Мухаммад подвергался различным оскорблениям, его замужние дочери были изгнаны мужьями, родители не останавливались перед заточением своих детей, чтобы они отреклись от новой веры. Зависимых людей избивали, морили голодом, выставляли связанными на солнце. Особенное возмущение вызывали слова Мухаммада, что все языческие предки, отцы и деды будут гореть в адском огне.

Он обличал, а над ним насмехались и требовали доказательства правоты его слов, требовали продемонстрировать воскрешение родителей, явить хоть какое-то чудо для подтверждения пророческого достоинства. В ответ на это Мухаммад повторял, что он всего лишь посланник, обычный человек, через которого передается откровение, а если они ему не верят, пусть задумаются при виде хорошо известных им развалин городов, которые разрушены Аллахом за то, что их жители не поверили посланным к ним пророкам. Наконец, преследования достигли такой остроты, что значительная часть мусульман переселилась из Мекки в Эфиопию, с которой курайшиты поддерживали тесные торговые связи. Сам Мухаммад, несмотря ни на что, с частью верных последователей остался в Мекке.

В спорах с противниками постепенно вырабатывалась все более четкая система взглядов: Аллах сотворил весь мир на благо людей, но люди неблагодарны и постоянно в гордыне забывают об этом; Аллах открыл истинную религию Ибрахиму (Аврааму), затем Мусе (Моисею), но люди каждый раз отклонялись от истинной веры, их приходилось наказывать и снова посылать пророков. Последним был Иса (Иисус), а теперь с увещанием к арабам послан он, Мухаммад, призванный отвратить людей от скверны многобожия и идолопоклонства.

Успех борьбы с идолопоклонством, как хорошо понимала курайшитская верхушка, грозил Мекке утратой привилегированного положения и большими экономическими потерями. Попытки склонить Мухаммада к отказу от пропаганды монотеизма оказались безуспешными, а преследования не достигали цели, так как род Мухаммада, потомки его прадеда Хашима (Хашимиты), не последовав в большинстве его учению, все же поддерживал его морально и готов был защитить в критической ситуации. Наконец, в конце 616 или начале 617 г. главы курайшитских родов договорились объявить бойкот Хашимитам: не иметь с ними деловых контактов, не торговать и не заключать браки. Несмотря на это, Хашимиты (за редким исключением) не лишили Мухаммада родственной поддержки, хотя им пришлось сселиться в один квартал на краю города и жить в очень тяжелых условиях, иногда буквально голодая. Изоляция продолжалась до июня 619 г., когда более умеренная часть курайшитов сумела убедить остальных в бессмысленности такого шага. Отмена бойкота совпала для Мухаммада с тяжелым ударом: умерли поддерживавший его Абу Талиб, глава Хашимитов, и любимая жена Хадиджа.

В ближайший сезон хаджа Мухаммад стал вербовать последователей среди паломников, но и здесь не имел успеха. Лишь на следующий год его проповедь была услышана - на нее откликнулись паломники из оазиса Йасриб (Медина), измученного постоянными междоусобицами между населявшими его арабскими и иудейскими племенами. Новообращенные, вернувшись на родину, так подготовили почву, что через год во время паломничества несколько десятков представителей разных родов от имени всех арабов Йасриба заключили с Мухаммадом устное соглашение, по которому признавали его духовный авторитет и гарантировали убежище в Йасрибе.

Весной 622 г. началось постепенное переселение мусульман из Мекки в Йасриб, завершившееся тайным переездом Мухаммада в сопровождении его ближайшего друга Абу Бакра. День 24 сентября 622 г. (12-го числа месяца раби, третьего по мусульманскому летосчислению), когда они прибыли в Йасриб, стал поворотным пунктом в истории ислама, а год переезда, хиджры (т.е. разрыва связей со своим племенем и укрытия у другого), стал впоследствии отправной точкой мусульманского летосчисления.

С Мухаммадом переехало немногим больше 70-80 взрослых мужчин-курайшитов, которых стали называть мухаджирами (совершившими хиджру), большинство из них, бросив в Мекке дома и расставшись с торговлей, оказались без средств к существованию; кров и поддержку они получили у местных мусульман, которых стали называть ансарами (помощниками). Взаимоотношения между мухаджирами, ансарами и иудейскими племенами были определены несколькими договорами, главное содержание которых кроме признания авторитета Мухаммада как верховного арбитра в спорах между различными группами заключалось в обязательстве ненападения друг на друга, взаимной поддержке в борьбе с внешними врагами и солидарного выступления против нарушителей договора.

Утвердившись на новом месте, Мухаммад начал борьбу с мекканцами, пытаясь набегами на караваны расстроить их торговлю, но первые попытки сказались неудачными. На исходе зимы 624 г. он решил лично возглавить нападение на огромный богатый караван, который вел из Сирии тогдашний глава мекканцев Абу Суфйан. И когда Мухаммад с тремя сотнями мусульман 15 марта 624 г. подошел к колодцам Бадр, то перед ним оказался во много раз лучше вооруженный и более многочисленный противник.

Мусульмане стойко выдержали конную атаку мекканцев и так отчаянно сражались, что мекканцы, потеряв около полусотни убитыми, обратились в бегство, мусульмане их преследовали и захватили еще несколько десятков пленных и богатую добычу. Эта неожиданная блистательная победа сразу подняла авторитет Мухаммада. То чудо, которого так требовали от него скептики, свершилось, доказав верующим, что им вспомоществует Аллах.

Победа при Бадре имела далеко идущие последствия. Воодушевившись ею, Мухаммад потребовал от иудейского племени кайнука принять ислам, те отказались, и после небольшого конфликта, расцененного как повод к войне, мусульмане осадили кайнука в их квартале, и те вскоре вынуждены были сдаться на милость победителя, который изгнал их из Йасриба, разрешив взять только то, что они могли унести с собой. Все недвижимое имущество, оружие, утварь, оставшиеся после них, Мухаммад разделил между мухаджирами.

В марте 625 г. мекканцы совершили нападение на Медину (Мадинат ан-наби, "Город пророка", новое мусульманское название Йасриба). Встреча произошла севернее Медины, на склонах горы Ухуд, которая прикрывала тыл мусульман.

Битва началась успешно для мусульман, но когда они, преследуя бегущих, ворвались в лагерь, то фланговое охранение оставило свою позицию, чтобы принять участие в грабеже. Это решило исход битвы: конница курайшитов под командованием Халида ибн ал-Валида ударила с тыла и обратила мусульман в бегство. Мухаммад был оглушен ударом по голове и некоторое время лежал без сознания. Мусульмане потеряли от 70 до 74 человек убитыми, сотни были ранены. Удовлетворившись этим, мекканцы покинули оазис.

Поражение не поколебало авторитет Мухаммада, он сумел убедить, что вина лежит не на нем, а на тех, кто его ослушался. Он ощущал себя достаточно уверенно, чтобы в сентябре того же года расправиться со вторым иудейским племенем Медины, ан-надйр, обвиненным в попытке покушения на пророка. Оно было также изгнано, а его земли были разделены между мухаджирами.

Поражение под Ухудом не остановило распространение влияния Мухаммада на племена, обитавшие между Меккой и Мединой. Ясно понимая грозящую опасность, мекканцы использовали все свое влияние, чтобы сколотить мощную коалицию против Мухаммада. В конце марта 627 г. к Медине двинулось десятитысячное войско курайшитов и их союзников. Мухаммад укрепил подступы к Медине шестикилометровым рвом. Вместо короткого решительного удара пришлось вести стычки у рва. Мекканцы повели тайные переговоры с последним крупным иудейским племенем, оставшимся в Медине, курайза, а Мухаммад в то же время склонял некоторых из союзников мекканцев уйти в родные края. Безрезультатное двухнедельное стояние перед рвом вызвало брожение в стане мекканцев, и им пришлось уйти из-под Медины. Тотчас после этого Мухаммад отомстил курайза за готовность помочь его врагам в нарушение давнего договора. Так были уничтожены последние потенциальные противники ислама в Медине.

В ходе шестилетних явных и скрытых споров о вере Мухаммад все определеннее и отчетливее формулировал положения своего учения, ислама, и отрабатывал обрядность. Вначале он не видел существенной разницы между своим учением и другими монотеистическими религиями, но затем стал все более противопоставлять им ислам как последнее и наиболее правильное откровение, которое христиане и иудеи исказили.

В доказательство этого он по-своему интерпретировал многие библейские сюжеты, создавая свою концепцию истории человеческих заблуждений и искажения слова божьего. Обособление происходило и в обрядности: первоначальная ориентация при молитве на Иерусалим была заменена ориентацией на Каабу, праздничным днем стала пятница, был установлен новый месяц поста, рамадан, в течение которого в светлое время суток предписывалось воздерживаться от еды и питья.

Вместе с окончательным установлением обряда молитвы, требований ритуальной чистоты, ограничений в употреблении некоторых видов пищи, запрещением вина в эти годы вырабатывались основы мусульманского права: порядок раздела добычи, права наследования, семейные отношения, уголовное право. Таким образом, ислам все более приобретал специфические черты особой монотеистической религии.

В марте 628 г. в Худайбии, на границе священной территории, появление отряда мусульман-паломников вызвало переполох среди мекканцев. Они не решились дать бой паломникам, а Мухаммад всячески подчеркивал мирный характер своих намерений. Мекканцы пошли на переговоры, в результате которых был заключен договор о ненападении, признавший право Мухаммада совершить паломничество на следующий год и определивший порядок выдачи перебежчиков. Сам факт заключения договора, независимо от его условий, был большой политической победой Мухаммада - мекканцы признали его равной стороной.

В марте 629 г. Мухаммад с 2000 мусульман осуществил свое право хаджа в Мекку. Организованность и безусловное повиновение такой большой группы людей произвели большое впечатление на мекканцев. Под впечатлением этого принял ислам лучший военачальник курайшитов Халид ибн ал-Валид.

Перемирие с курайшитами оказалось недолгим. В декабре 629 г. союзное курайшитам племя при участии нескольких мекканцев напало около Мекки на союзников Мухаммада. В ответ он собрал к началу января 630 г. десятитысячную армию, которая двинулась на Мекку. Попытка Абу Суфйана уладить конфликт мирным путем была отвергнута. Стало ясно, что судьба Мекки решена. Дядя Мухаммада, ал-Аббас, поспешил навстречу племяннику, чтобы принять ислам, другие мекканцы оставались в растерянности. Абу Суфйан с помощью ал-Аббаса тайком прибыл в лагерь Мухаммада и вступил в переговоры об условиях сдачи, а затем принял ислам. Мекканцам была гарантирована личная безопасность, если они не покинут своих домов.

12 января мусульманская армия вступила в Мекку. В тот же день Мухаммад распорядился уничтожить всех идолов в Каабе и вокруг нее, а затем обратился к присутствующим с речью, в которой изложил основные положения мусульманского права и этики.

Мухаммад обошелся с побежденными соплеменниками очень милостиво: никто (кроме нескольких участников вооруженного сопротивления) не был казнен, все привилегии, связанные с обслуживанием Каабы, были оставлены за теми же родами, которым они принадлежали прежде. Приняв присягу от всех мекканцев, Мухаммад разослал отряды для уничтожения языческих святилищ в окрестностях Мекки.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.