МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАВАНИЙ Неделя:2 Дата: Название темы и часы на освоение темы:Семья как социальный феномен и как предмет социально-психологического исследования. (2 часа) Краткое содержание темы: Понятие семьи. Мотивы создания семьи. Классификации семьи. Семья в системе социальных институтов. Значение общественного и семейного воспитания. Феноменология семьи. Понятие брака. Системные понятия, позволяющие разобраться в поведении членов семьи. Функции семьи. Отличительные признаки семей в нашей стране. Семья как функциональная (здоровая) или дисфункциональная. Задание 1. Написать эссе на тему «Актуальные проблемы современной семьи» Требования к выполнению задания: 1.Отражение актуальных проблем современной семьи 2. Отражение собственной позиции 3.объем эссе не менее 2 страниц Рекомендации к выполнению задания: - в эссе отражаются актуальные проблемы современной семьи - необходимо обозначить собственную позицию - объем эссе – 2 страницы | Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию: Критерии | Баллы | в эссе отражаются актуальные проблемы современной семьи | | необходимо обозначить собственную позицию | | объем эссе – 2 страницы | | выполнение задания в срок | | Рекомендуемая литература: 1. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000 2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998. 3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Самара: Изд-во СИОКПП, 2001 4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987 5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Уч.пособие для студентов вузов./Под ред.Н.Н.Посысоева. – М.,2004 6. Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Уч.пособие для студентов вузов. /Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др. /Под ред.Е.И.Силяевой. – М.,2002 7. Семейное воспитание: Хрестоматия: Уч.пособие для студ. высш.пед.уч.завед./Сост.П.А.Лебедев. М.,2001. 8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000. Сроки представления задания: Сроки проверки задания: Задание 2. Схема семейных отношений. Изучение своих семейных отношений при помощи построения схемы семейных отношений. Психологическая схема семейных отношений представляет собой наглядную графическую картину психологических процессов в семье, состоящей из трёх поколений, и направлена на решение следующих задач: 1.Уточнить, кто в семье осуществляет руководство, кто является исполнителем; наличие или отсутствие преобладания точки зрения кого-то из родителей или прародителей в семье (доминирования). 2.Выявить отсутствие или наличие конфликтов, частых трений между членами семьи; эмоционального предпочтения родителями кого-то из детей (при наличии в семье нескольких детей). 3.Проанализировать причины возникновения конфликтов и напряжений в структуре семейных отношений. 4.Провести сравнительный анализ схемы семейных отношений ребёнка больного неврозом и своей схемы семейных отношений. 5.Изучить влияние прародительских и родительских отношений на возникновение конфликтов в семье. При построении психологической схемы семейных отношений учитывается: 1. Отношения между всеми членами семьи: наличие напряжений, трений, конфликтов. Уточняется, по какому поводу происходят напряжения, трения, конфликты. На психологической схеме семейных отношений отношения между членами семьи обозначаются следующим образом: · наличие напряжений __ __ __ __ __ __ · наличие трений _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ · наличие конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . · отсутствие напряжений, трений, конфликтов _____________ Между родителями отдельной связью обозначаются напряжения, трения, конфликты в супружеских отношениях и отдельной связью обозначаются отношения между родителями в сфере воспитания. Развод родителей обозначается вертикальной линией, которая прерывает их отношения. Рядом с этой вертикальной линией развода фиксируется возраст ребёнка (детей) в момент развода родителей. 2. Преобладание чьей-то точки зрения в семье среди родителей (матери, отца) или прародителей (бабушки, дедушки со стороны отца; бабушки, дедушки со стороны матери) или такое преобладание отсутствует. Преобладание точки зрения или доминирование кого-то в семье обозначается заключением круга (квадрата), обозначающего члена семьи в треугольник. При отсутствии доминирования на психологической схеме семейных отношений не делается обозначений. 3. Мягкость или твёрдость характера у ребёнка, матери и отца, бабушек и дедушек. Варианты преобладания твёрдости над мягкостью в характере фиксируется как твёрдо-мягкий характер, а варианты преобладания мягкости над твёрдостью характера фиксируется как мягко-твёрдый характер. На схеме в середине квадратика (кружочка) обозначается: · мягкость характера буквой «м» · твёрдость характера буквой «т» · Твёрдо-мягкий характер «т-м» · Мягко-твёрдый характер «м-т». 4.Степень участия в воспитании ребёнка: не придаёт значения воспитанию ребёнка; часто отсутствует дома и практически не занимается воспитанием ребёнка; воспитание – это основное дело жизни этого родителя. На схеме обозначается: · не придаёт значения воспитанию ребёнка: пунктирной скобкой _ _ _ _ _ родитель отделяется от ребёнка. · часто отсутствует дома и практически не занимается воспитанием ребёнка: точечной скобкой …………… родитель отделяется от ребёнка. · воспитание – это основное дело жизни этого родителя, родитель отдаёт эмоциональное предпочтение ребёнку: родитель и ребёнок обводятся сплошной линией, капсулируются. 5.Похожесть ребёнка внешностью – на мать, отца, трудно сказать (то же для братьев и сестёр). Похожесть матери внешностью на бабушку (мамину маму), на дедушку (папиного папу). Похожесть отца внешностью на своих родителей. Похожесть ребёнка характером– на мать, отца, трудно сказать (то же для братьев и сестёр). Похожесть матери характером на бабушку (мамину маму), на дедушку (папиного папу). Похожесть отца характером на своих родителей. На схеме обозначается: · похожесть внешняя – заштриховывается та верхняя четвертинка кружочка (квадратика), которая находится на схеме на маминой стороне (если ребёнок похож внешне на маму) или та верхняя четвертинка кружочка (квадратика), которая находится на схеме на папиной стороне (если ребёнок похож внешне на папу). При внешней похожести на обоих родителей заштриховывается верхняя половинка кружочка (квадратика). · похожесть по характеру – заштриховывается та нижняя четвертинка кружочка (квадратика), которая находится на схеме на маминой стороне (если ребёнок похож по характеру на маму) или та нижняя четвертинка кружочка (квадратика), которая находится на схеме на папиной стороне (если ребёнок похож по характеру на папу). При похожести по характеру на обоих родителей заштриховывается нижняя половинка кружочка (квадратика). 6.Тип темпераментаребёнка, родителей и других членов семьи. На схеме обозначается: · холерический тип темперамента буквой «х» рядом с кружком (квадратом), обозначающим члена семьи. · сангвинический тип темперамента буквой «с» рядом с кружком (квадратом), обозначающим члена семьи. · флегматический тип темперамента буквой «ф» рядом с кружком (квадратом), обозначающим члена семьи. · преобладание холерического типа темперамента при явной выраженности сангвинического типа темперамента буквами «х-с» рядом с кружком (квадратом), обозначающим члена семьи. · преобладание флегматического типа темперамента при явной выраженности сангвинического типа темперамента буквами «ф-с» рядом с кружком (квадратом), обозначающим члена семьи. 7. Желанность ребёнка, планируемое рождение ребёнка, соответствие пола ребёнка ожидаемому матерью, отцом. На схеме внизу под кружочком (квадратиком), изображающим ребёнка обозначается: · желанный ребёнок со стороны матери «жМ» · нежеланный ребёнок со стороны матери «нжМ» · желанный ребёнок со стороны отца «жО» · нежеланный ребёнок со стороны отца «нжО» · планируемое рождение ребёнка «п» · не планируемое рождение ребёнка «нп» · соответствие пола ребёнка ожидаемому матерью «спМ» · несоответствие пола ребёнка ожидаемому матерью «нспМ» · соответствие пола ребёнка ожидаемому отцом «спО» · несоответствие пола ребёнка ожидаемому отцом «нспО» Запись на психологической схеме семейных отношений о желанном обоими родителями ребёнке, пол которого соответствовал ожиданиям родителей, и рождение которого планировалось родителями, выглядит таким образом: жМ; жО; п; спМ; спО. Запись на психологической схеме семейных отношений о нежеланном отцом ребёнке, пол которого не соответствовал ожиданиям матери, но соответствовал ожиданиям отца, и рождение которого не планировалось родителями, выглядит таким образом: жМ; нжО; нп; нспМ; спО. Форма отчётности:письменный анализ своей схемы семейных отношений исходя из поставленных задач. Сроки представления задания: Сроки проверки задания: Неделя:3 Дата: Название темы и часы на освоение темы:Структура и функции семьи (2 часа) Краткое содержание темы: Структура семьи. Характеристики семейной структуры. Классификация функций семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. Особенности семейных функций. Типология семейных систем. Требования к выполнению задания: 1. Отношение данного понятия к теме тезауруса иметь расшифровку. 2. Не менее 7 понятий 3. Отсутствие грамматических ошибок. Задание 1. Составить тезаурус по теме «Семья как социальный феномен» Рекомендации к выполнению задания: - Все понятия должны отражать тему «Семья как социальный феномен». - Каждое понятие должно иметь расшифровку - Следует указывать автора определения - Объем – 7 понятий | Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию: Критерии | Баллы | Соответствие выполнения задания требованиям | | Выполнение задания в срок | | Рекомендуемая литература: 1. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000 2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Самара: Изд-во СИОКПП, 2001 3. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987 4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Уч.пособие для студентов вузов./Под ред.Н.Н.Посысоева. – М.,2004 5. Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Уч.пособие для студентов вузов. /Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др. /Под ред.Е.И.Силяевой. – М.,2002 6. Семейное воспитание: Хрестоматия: Уч.пособие для студ. высш.пед.уч.завед./Сост.П.А.Лебедев. М.,2001. 7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000. Сроки представления задания: Сроки проверки задания: Задание 2. Изучение родительского отношения. Студентам предлагается заполнить тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.) на воображаемого ребёнка. Тест- опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Анализ опросника проводится по шкалах: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». Графически родительское отношение представляется в процентах: приемлемое родительское отношение; неприемлемое отношение. Письменно студентами проводится анализ родительского отношения, и отмечаются мысли по поводу использования этой методики. Форма отчётности:заполнение теста-опросника родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.) и анализ полученных результатов исходя из шкал опросника (приложение 1). Сроки представления задания: Сроки проверки задания: Задание 3. |