МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Список интернет-ресурсов для работы на семинарах и самостоятельной работы.





 

1. Список медиа-ресурсов для подготовки к семинарам по теории аргументации и искусству ведения споров по темам № 13, №15.

 

Архив ТВ-программы «Поединок» Владимира Соловьева. Официальный сайт:

http://www.vsoloviev.ru/battle/2013/

 

Стенограммы ТВ-программы «Суд Времени»:

http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=add&cat=3

 

Архив радиопередачи «Без дураков» (аудио и стенограммы): http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/

 

Архив радиопередачи - круглого стола «Ищем выход» (аудио и стенограммы): http://www.echo.msk.ru/programs/exit/

 

2. Список сайтов с логическими задачами:

 

http://children.kulichki.net/vopros/logika.htm

http://domzadanie.ru/tests.php?show=8

http://www.hr-portal.ru/pages/hu/logika.php

http://ntl.narod.ru/logic/course/propos1.html

http://subscribe.ru/archive/rest.brain.logic/200103/26215112.html

 

 

Варианты контрольных работ.

Вариант 1

Задание 1.Что такое объем и содержание понятия? На какие виды различаются понятия по объему? На какие виды они различаются по содержанию?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) а – участник забастовки; б – организатор забастовки;

2) а – студент РАНХИГС; б – учащийся государственного вуза;

3) а – студент заочного факультета, посещающий занятия; б – студент заочного факультета, посещающий занятия по логике;

4) а – студент РАНХИГС; б – студент РАНХИГС, не являющийся жителем Новосибирска;

5) а – артиллерийское орудие, не сделавшие не одного выстрела во время боевых действий; б – артиллерийское орудие, сделавшее один выстрел во время боевых действий; артиллерийское орудие;

6) а – живое существо; б – теплокровное живое существо;

7) а – студент РАНХИГС; б –совершеннолетний учащийся вуза;

8) а – человек, потерявший голос; б – человек с сильным голосом; человек.

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент, студент РАНХИГС, студент заочного факультета, студент второго курса заочного факультета РАНХИГС.

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Человек – животное, способное к совершению купли и продажи.

2. Либеральный человек – человек, имеющий либеральные убеждения.

3. История – это драма ужасов, пересказанная впечатлительным ребенком.

4. Студент – лицо, успешно выдержавшее вступительные испытания в вузе.

5. Форма правления есть способ организации и формирования

верховной государственной власти.

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают

правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Сделки могут быть односторонними, двусторонними, много-

сторонними и письменными.

________________

 

2. В диссертации можно выделить введение, заключение, основную

часть и список литературы.

3. Государства делятся на демократические и унитарные.

4. Задания этой контрольной работы делятся на задания по темам «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение».

5. Студенты заочного факультета РАНХИГС делятся на не сдавших зачет и сдавших его своевременно.

Задание 6.Пусть А – Андрей проголосовал за законопроект,

В – Борис проголосовал за законопроект, С – Семен проголосовал



за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для

получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

 

A B C Результат
1 1 1 1
1 1 0 1
1 0 1 1
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 1
0 0 1 0
0 0 0 0

 

 

1. По крайней мере, Семен или Борис проголосовали за законопроект. Если Андрей не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Семен. Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.

2. Если Андрей проголосовал «за», то Семен точно не голосовал «за». А если Андрей не проголосовал «за», то Борис тоже не голосовал «за». Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.

3. Если Семен и Андрей проголосовали «за», то Борис уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Андрей, то обязательно «за» голосует и Семен. Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.

4. Семен голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Андрей. Однако Андрей не голосует «за», если и только если «за» голосует Борис. Следовательно, Андрей или Борис голосовали за законопроект.

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отноше-

нии: А – противоречия, В – подчинения (для разных вариантов раз-

ные отношения).

1. Все овощи полезны. – Некоторые овощи бесполезны.

2. Митинг, на который никто не пришел, не состоялся. – Митинг, на который никто не пришел, не состоялся.

3. Все бармаглоты перед сном мухряют. – Ни один бармаглот не мухряет перед сном.

4. Некоторые грымзики фиолетовые. – Некоторые грымзики

не фиолетовые.

5. Хомозоид, которого никто не видел, не был изловлен. – Ни один не увиденный хомозоид не был изловлен.

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – правильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

1. Все эскимосы любят эскимо, следовательно, эскимо – любимое блюдо эскимосов.

2. Некоторые русские поэты были футуристами, следовательно, их нельзя назвать не футуристами.

3. Некоторые российские города расположены к западу от Урала, следовательно, некоторые города, расположенные к западу от Урала, являются российскими.

4. Все пингвины обсуждали проблему потепления, следовательно, проблема потепления – это то, что обсуждали все пингвины.

5. Все удоды писали жаловались на засуху, следовательно, некоторые из тех, кто жаловался на засуху, – удоды.

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «ассенизатор»

является: А – средним термином; В – большим термином.

1. Все ассенизаторы – чистильщики, значит, Акичатпонг не чистильщик, так как он не ассенизатор.

2. Акичатпонг не ассенизатор, так как он не чистильщик, а все ассенизаторы – чистильщики.

3. Некоторые ассенизаторы – чистильщики, так как Акичатпонг – ассенизатор и чистильщик.

4. Некоторые люди – чистильщикы, все чистильщикы – ассенизаторы, значит,

некоторые люди – ассенизаторы.

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

 

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

(для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Все вахтеры – люди, некоторые вахтеры бдительны, следовательно, некоторые вахтеры бдительны.

2. Все преступления наказуемы, значит, действия Н. не наказуемы, так как его действия не являются преступлением.

3. Некоторые толкоеки неразумны, так как некоторые политики разумны, а многие толкоеки не политики.

4. У всех часовщиков хорошее зрение, значит, Суслов – часовщик, так как у него хорошее зрение.

5. Многие чистильщикы внимательны, но часть внимательных людей совершает оплошности, значит, некоторые чистильщикы совершают оплошности

Вариант 2

Задание 1.Что такое деление понятий? Какие правила нужно соблюдать при делении? Чем отличается деление понятий от мысленного расчленения предметов на части?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) a – суслик, б – теплокровный суслик;

2) a – студент заочного факультета РАНХИГС, приславший не вовремя все контрольные работы, б – студент заочного факультета РАНХИГС, приславший не вовремя контрольную по логике;

3) a – предводитель банды, б – банда;

4) a – человек, побывавший на Луне, б – человек, не побывавший на Луне;

5) a – студент, не читавший ни одного произведения Пушкина, б – студент, прочитавший все произведения Пушкина;

6) a – студент РАНХИГС, б – совершеннолетний студент РАНХИГС;

7) a – студент РАНХИГС, б – студент, не принимавший участия

в выборах органов государственной власти;

8) a – студент РАНХИГС, б – ректор РАНХИГС.

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: лебедь, черный лебедь, лебедь из Новосибирского зоопарка, черный лебедь из Новосибирского зоопарка

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Еж – существо, колючее на ощупь.

2. Суждение есть форма мышления, не являющаяся умозаклю

чением.

3. Равнообъемные понятия – это понятия, объемы которых равны.

4. Писатель – человек, являющийся автором нескольких литературно-художественных произведений.

5. Римское частное право – краеугольный камень всех последующих кодификаций частного права.

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают

правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Совместимые понятия делятся на пересекающиеся и равнообъемные.

2. Римские граждане делятся на самостоятельных и несамостоятельных

3. Посетители ресторанов делятся на состоятельных людей и тех, кто заказывает себе только минеральную воду.

4. Простые атрибутивные суждения делятся на общие и единичные.

5. Студенты делятся на студентов очной, очно-заочной формы

обучения и обучающихся по договору.

Задание 6.Пусть А – Андрей проголосовал за законопроект, В – Борис проголосовал за законопроект, С – Семен проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

 

A B C Результат
1 1 1 0
1 1 0 0
1 0 1 1
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 1
0 0 1 1
0 0 0 1

 

1. По крайней мере, Семен или Борис проголосовали за законопроект. Если Андрей не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Семен. Следовательно, Андрей или Борис не голосовали за законопроект.

2. Если Андрей проголосовал «за», то Семен точно не голосовал «за». А если Андрей не проголосовал «за», то Борис тоже не голосовал «за». Следовательно, Андрей или Борис не голосовали за законопроект.

3. Если Семен и Андрей проголосовали «за», то Борис уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Андрей, то обязательно «за» голосует и Семен. Следовательно, Андрей или Борис не голосовали за законопроект.

4. Семен голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Андрей. Однако Андрей не голосует «за», если и только если «за» голосует Борис. Следовательно, Андрей или Борис не голосовали за законопроект.

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – частичной совместимости (для разных вариантов разные отношения).

 

 

1. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Некоторые лекции, на которые никто не пришел, состоялись.

2. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Неверно, что лекция, на которую никто не пришел, не состоялась.

3. Любая мысль доказуема. – Ни одна мысль не доказуема.

4. Все студенты РАНХИГС граждане РФ. – Некоторые студенты

РАНХИГС граждане РФ.

5. Любой турист, посетивший Лондон, заходит в Тауэр. Никто из туристов, посетивших Лондон, не заходит в Тауэр.

 

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – правильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

 

1. Некоторые студенты не получили отличных оценок, следовательно, некоторые студенты получили отличные оценки.

2. Все дети любознательны, следовательно, ни один ребенок не является нелюбознательным.

3. Все философы обсуждали проблемы рефлексии, следовательно, все, кто обсуждал проблемы рефлексии, не были не философами.

4. Все философы обсуждали проблемы рефлексии, следовательно, ни один из тех, кто не обсуждал проблем рефлексии, не является философом.

5. Все дети любознательны, следовательно, все нелюбознательные люди не дети.

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «чистильщик»

является: А – средним термином; В – большим термином.

1. Все ассенизаторы – чистильщикы, значит, М. не чистильщик, так как он не

ассенизатор.

2. Веллупилай не ассенизатор, так как он не чистильщик, а все ассенизаторы – чистильщикы.

3. Некоторые ассенизаторы – чистильщикы, так как М. – ассенизатор и чистильщик.

4. Некоторые люди – чистильщикы, все чистильщикы – ассенизаторы, значит,

некоторые люди – ассенизаторы.

 

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – если термин не распределен в посылке, то он не может быть

распределен в заключении (для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Все чистильщикы – люди, некоторые люди неподкупны, следовательно, некоторые чистильщикы неподкупны.

2. Все преступления наказуемы, значит, действия Герострата не наказуемы, так как его действия не являются преступлением.

3. Некоторые ораторы неразумны, так как некоторые политики разумны, а многие ораторы не политики.

4. Многие писатели – фантасты, а Достоевский не фантаст, следовательно, он не писатель.

5. Любое научное положение требует доказательства, значит, все научные положения истинны, так как всякая истина требует доказательства.

Вариант 3

Задание 1.Что такое определение понятий? Каким требованиям должно удовлетворять определение через род и видовое отличие?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) a – треугольник, б – трехсторонний треугольник;

2) a – геометрическая фигура, б – трехсторонняя геометрическая

фигура;

3) a – гоблин, бывший и на тырло, и на пожарище, б – гоблин, не бывший ни на тырло, ни на пожарище;

4) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах

органов государственной власти РФ, б – гражданин РФ, содержа-

щийся в местах лишения свободы по приговору суда;

5) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б – учащийся негосударственного вуза;

6) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б – несовершеннолетний учащийся вуза;

7) a – тролль, утративший веру в бога, б – верующий тролль:

8) a – раб, б – рабовладелец.

 

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: служащий, служащий пожарной охраны, водитель пожарного автомобиля, житель Бобруйска.

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Кошка – животное, относящееся к семейству кошачьих.

2. Булыжник – орудие пролетариата.

3. Полигиния (многоженство) – форма брака, свойственная отсталым полинезийским народам.

4. Расточительство – действия, поведение расточителя.

5. Старпом – старший помощник (капитана).

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Преступление может быть умышленным, совершенным по неосторожности, а также тяжким.

2. В предложении можно выделить подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

3. Зачеты делятся на промежуточные, предсессионные и зачеты по кафедре физкультуры.

4. Словари русского языка делятся на толковые и бестолковые.

5. Военные конфликты бывают международными и конфликтами, в которых не применяется стратегическое оружие.

 

Задание 6.Пусть А – Андрей проголосовал за законопроект, В – Борис проголосовал за законопроект, С – Семен проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

 

A B C Результат
1 1 1 1
1 1 0 1
1 0 1 0
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 0
0 0 1 1
0 0 0 1

 

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

1. По крайней мере, Семен или Борис проголосовали за законопроект. Если Андрей не голосовал «за», то без сомнений также не голосовал «за» и Семен. Следовательно, Андрей и Борис не голосовали за законопроект.

2. Если Андрей проголосовал «за», то Семен точно не голосовал «за». А если Андрей не проголосовал «за», то Борис тоже не голосовал «за». Следовательно, Андрей и Борис не голосовали за законопроект.

3. Если Семен и Андрей проголосовали «за», то Борис уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Андрей, то обязательно «за» голосует и Семен. Следовательно, Андрей и Борис не голосовали за законопроект.

4. Семен голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Андрей. Однако Андрей не голосует «за», если и только если «за» голосует Борис. Следовательно, Андрей и Борис не голосовали за законопроект.

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).

1. Каждый участник массовых беспорядков нес арматуру. – Ни один участник массовых беспорядков не нес арматуру.

2. Ни одного экзамена второго семестра студент Феофан не сдал на «удовлетворительно». – Некоторые экзамены второго семестра студент Феофан сдал на «удовлетворительно».

3. Некоторые математические задачи решаемы. – Некоторые математические задачи не решаемы.

4. Любая бурбулька кошерна. – Некоторые бурбульки бескошерны.

5. Любая ухряпка толкова. – Все ухряпки бестолковы.

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – правильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

1. Некоторые старшины трубопроводного батальона не прислали вовремя рапорты, следовательно, некоторые из тех, кто прислал вовремя рапорты, не являются старшинами трубопроводного батальона.

2. Все ассасины – чистильщикы, следовательно, ни один ассасин не является не чистильщиком.

3. Некоторые тролли были задержаны, следовательно, некоторые из тех, кого не задержали, не были троллями.

4. Некоторые троллли были задержаны, следовательно, некоторые из задержанных являлись троллями.

5. Некоторые студенты заочного факультета не прислали вовремя контрольные работы, следовательно, некоторые из тех, кто не прислал вовремя контрольные работы являются студентами заочного факультета.

 

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «лицемеры» является: А – средним термином; В – большим термином.

1. Все политики – лицемеры, значит, некоторые люди не лицемеры, так как они не политики.

2. Некоторые люди – политики, значит, некоторые люди – лицемеры, так как есть лицемеры, являющиеся политиками.

3. Аркесилай не лицемер, значит, он не политик, так как все политики – лицемеры.

4. Некоторые политики не лицемеры, так как Гермоген – политик, но не лицемер.

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

(для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Прокоп совершил кражу, а всякая кража – преступление, значит, Прокоп совершил преступление.

2. Некоторые масаи не ораторы, ни один гурк не масай, значит, некоторые гурки не ораторы.

3. Хибибулин не любознателен, значит, некоторые любознательные люди не являются сладкоежками, так как Хабибулин не является сладкоежкой.

4. Все купцы должны платить виру, значит, некоторые жители Бобруйска должны платить виру, так как некоторые купцы – жители Бобруйска.

5. Ни один взяточник не честен, значит Гурбангулы честен, так как он не взяточник.

Вариант 4

Задание 1.Что такое суждение как форма мысли и чем оно отличается от понятия? Из каких элементов состоит простое атрибутивное суждение?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) a – турист, побывавший в Лхасе, б – турист, побывавший на Тибете

2) a – турист, не бывавший в Карачи, б – турист, не бывавший в Пакистане;

3) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах

органов государственной власти РФ, б – студент, не принимавший

участия в выборах органов государственной власти;

4) a – медведь, участвовавший в цирковых представлениях,

б – медведь, не участвовавший в цирковых представлениях;

5) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б – студент РАНХИГС, не являющийся гражданином РФ;

6) a – мусоровоз, б – водитель мусоровоза;

7) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б – студент вуза, получающий впервые образование этой ступени;

8) a – брокер, соблюдающий правила торгов на бирже, б – коммерсант, пользующийся инсайдерской информацией;

 

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню

понятий: студент; студент первого курса, студент очной формы

обучения, совершеннолетний гражданин РФ.

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Консерватор – человек, не имеющий либеральных убеждений.

2. Римское право – краеугольный камень всех последующих кодификаций и теорий гражданского права.

3. Глоокая куздра – существо женского пола.

4. Охра – минеральная краска желтого или красного цвета.

5. Самоучитель – учебник для обучения чему-либо.

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают

правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Салаги делятся на добросовестно дежуривших и уклонившихся от дежурства.

2. Вузы делятся на институты и университеты.

3. Студенты делятся на успешно сдавших сессию и подлежащих отчислению.

4. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.

5. Государственная власть в Российской Федерации делится на законодательную и исполнительную.

 

Задание 6.Пусть А – Андрей проголосовал за законопроект,

В – Борис проголосовал за законопроект, С – Семен проголосовал

за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для

получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

 

A B C Результат
1 1 1 0
1 1 0 0
1 0 1 1
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 1
0 0 1 1
0 0 0 1

1. По крайней мере, Семен или Борис проголосовали за законопроект. Если Андрей не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Семен. Следовательно, если Борис проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Андрей.

2. Если Андрей проголосовал «за», то Семен точно не голосовал «за». А если Андрей не проголосовал «за», то Борис тоже не голосовал «за». Следовательно, если Борис проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Андрей.

3. Если Семен и Андрей проголосовали «за», то Борис уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Андрей, то обязательно «за» голосует и Семен. Следовательно, если Борис проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Андрей.

4. Семен голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Андрей. Однако Андрей не голосует «за», если и только если «за» голосует Борис. Следовательно, если Борис проголосовал «за», то точно не голосовал «за» Андрей.

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения.

1. Любой ыплатикет полезен. – Некоторые эплатикеты полезны.

2. Все бойцы вовремя сдали противогазы. – Ни один боец вовремя не сдал потивогаз.

3. Любой губернатор должен уметь рассуждать. – Некоторые чиновники не должны уметь рассуждать.

4. Любой ыплатикет полезен. – Неверно, что любой ыплатикет полезен.

5. Все владельцы новой ыги в восторге. – Некоторые владельцы новой ыги в восторге.

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – правильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

 

1. Все ядовитые вещества опасны для жизни, следовательно, все опасные для жизни вещества являются ядовитыми.

2. Некоторые грибы ядовиты, следовательно, некоторые грибы не ядовиты.

3. Все, кто хорошо изучил теорию, решат эту задачу. Следовательно, некоторые из тех, кто решит эту задачу, хорошо изучили теорию.

4. Некоторые организаторы беспорядков были задержаны, следовательно, некоторые из задержанных были организаторами беспорядков.

5. Некоторые организаторы беспорядков были задержаны, следовательно, некоторые из тех, кого не задержали, были организаторами беспорядков.

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «политик» является: А – средним термином; В – меньшим термином.

1. Все политики – лицемеры, значит, некоторые люди не лицемеры, так как они не политики.

2. Некоторые люди – политики, значит, некоторые люди – лицемеры, так как есть лицемеры, являющиеся политиками.

3. Калигула не лицемер, значит, он не политик, так как все политики – лицемеры.

4. Некоторые политики не лицемеры, так как Нерон – политик, но не лицемер.

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

(для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Ни один политик не выражает интересов всего населения, часть населения живет в Урюпинске, значит, ни один политик не выражает интересов населения, живущего в Урюпинске.

2. Всякая кража наказуема, значит, действия Калигулы не наказуемы, так как эти действия не являются кражей.

3. Некоторые необычные истории не сказки, значит, некоторые необычные истории не выдуманы, так как все сказки выдуманы.

4. Некоторые расчетливые люди – букмекеры, но все расчетливые люди внимательны, значит, некоторые букмекеры внимательны.

5. Курение вредно, значит, невежество не вредно, так как невежество не курение.

Вариант 5

Задание 1.Какие отношения существуют между простыми суждениями различных типов?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) a – команда, не проигравшая ни одного матча в этом году, б –команда, не проигравшая стартового матча в этом году;

2) a –команда, проигравшая хотя бы один матч в этом году б –команда, проигравшая стартовый матч в этом году

3) a – норма права, охраняемая государством, б – норма права;

4) a – норма, охраняемая государством, б – норма;

5) a – дипломат, посетивший все столицы государств Магриба,

б – дипломат, не посетивший ни одной столицы государств Магриба;

6) a – человек, соблюдающий все законы, б – правонарушитель;

7) a – человек, не принимавший участия в выборах органов государственной власти РФ, б – студент, не являющийся (и никогда не являвшийся) гражданином РФ;

8) a – человек, не принимавший участия в выборах органов государственной власти РФ, б – совершеннолетний студент РАНХИГС.

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: учащийся, учащийся начальной школы, учащийся учебного заведения Бобруйска, человек с общим средним образованием.

 

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Эмфитевзис – вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственным участком за вознаграждение.

2. Морская вода – вода, сосредоточенная в морях и океанах.

3. Артиллерия – бог войны.

4. Средний термин – термин простого категорического силлогизма, встречающийся на месте субъекта в обеих посылках.

5. Студент – учащийся вуза.

 

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Преподаватели делятся на строгих и справедливых.

2. Желания делятся на естественные и необходимые, естественные, но не необходимые и неестественные.

3. Люди делятся на верующих и утративших веру в бога.

4. Студенты делятся на обучающихся в государственных и негосударственных вузах.

5. Вузы делятся на государственные и негосударственные.

 

Задание 6.Пусть А – Андрей проголосовал за законопроект, В – Борис проголосовал за законопроект, С – Семен проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

 

A B C Результат
1 1 1 0
1 1 0 0
1 0 1 1
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 1
0 0 1 1
0 0 0 1

1. По крайней мере, Семен или Борис проголосовали за законопроект. Если Андрей не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Семен. Следовательно, либо Андрей, либо Борис голосовал за законопроект.

2. Если Андрей проголосовал «за», то Семен точно не голосовал «за», а если Андрей не проголосовал «за», то Борис тоже не голосовал «за». Следовательно, либо Семен, либо Борис проголосовал за законопроект.

3. Если Семен и Андрей проголосовали «за», то Борис уж точно не голосовал «за», а если «за» голосует Андрей, то обязательно «за» голосует и Семен. Следовательно, либо Семен, либо Борис голосовал за законопроект.

4. Семен голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Андрей. Однако Андрей не голосует «за», если и только если «за» голосует Борис. Следовательно, либо Семен, либо Борис голосовал за законопроект.

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).

1. Некоторые свидетели – лгуны. – Некоторые свидетели не лгуны.

2. Некоторые депутаты – бизнесмены. – Ни один депутат не бизнесмен.

3. Ни один метеорологический прогноз не сбылся. – Некоторые метеорологические прогнозы сбылись.

4. Некоторые правила не имеют исключений. – Ни одно правило не имеет исключений.

5. Некоторые правила не имеют исключений. – Каждое правило имеет исключения.

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – правильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

1. Спрос рождает предложение, следовательно, предложение рождается спросом.

2. Некоторые слоны не живут в Африке, следовательно, некоторые живущие в Африке животные не являются слонами.

3. Журнал – это периодическое издание, следовательно, журнал не является непериодическим изданием.

4. Ни один участник Прохоровского сражения не был современником Ивана Грозного, следовательно, каждый, кто был современником Ивана Грозного, не являлся участником Прохоровского сражения.

5. Ни один участник Прохоровского сражения не был современником Ивана грозного, следовательно, все, кто не были современниками Ивана Грозного, являлись участниками Прохоровского сражения.

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «студент» является: А – большим термином; В – меньшим термином.

1. Некоторые студенты – атлеты, значит, они умеют поднимать тяжести, так как атлеты умеют поднимать тяжести.

2. Федот должен иметь зачетку, значит, он студент, так как все студенты имеют зачетку.

3. Некоторые студенты не посещали лекций профессора Бома, поэтому они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций профессора Бома, не сдают экзамен.

4. Никомах – студент и владелец рабов, значит, некоторые владельцы рабов – студенты.

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

(для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Все дети любознательны и все дети – сладкоежки, значит, все любознательные люди – сладкоежки.

2. Любой внимательный человек не совершает оплошности, а многие чистильщикы совершают оплошности, значит, все чистильщикы не внимательны.

3. Нептун – планета, так как она обращается вокруг Солнца, а все планеты обращаются вокруг Солнца.

4. Некоторые писатели – фантасты, значит Зощенко не писатель, так как он не фантаст.

5. Некоторые демократы не европейцы, значит, некоторые, кто участвует в охране окружающей среды, не демократы, так как все европейцы участвуют в охране окружающей среды.

 

Вариант 6

Задание 1.Что такое сложное суждение? Какие виды сложных суждений вы знаете? Как устанавливается истинность или ложность сложных суждений?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) a – автор поэмы в прозе, б – поэма в прозе;

2) a – человек, не принимавший участия в выборах органов государственной власти РФ, б – несовершеннолетний учащийся вуза;

3) a – кредитор, б – должник;

4) a – ресторан, где после 22 ч не подают ни горячих блюд, ни

спиртных напитков, б – ресторан, где после 22 ч подают и горячие блюда, и спиртные напитки;

5) a – человек, не принимавший участия в выборах органов государственной власти РФ, б – студент вуза, получающий впервые образование этой ступени;

6) a – стакан с отпечатками пальцев, б – стакан без отпечатков

пальцев;

7) a – человек, не принимавший участия в выборах органов го-

сударственной власти РФ, б – Президент РФ;

8) a – человек, не принимавший участия в выборах органов го-

сударственной власти РФ, б – студент, не принимавший участия в

выборах органов государственной власти РФ.

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент РАНХИГС, студент, семнадцатилетний студент, человек, голосующий на выборах.

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Студент – учащийся, не являющийся школьником.

2. Корень слова – главная значимая часть всех однокоренных

слов.

3. Глагол – часть речи, не являющаяся ни существительным, ни прилагательным.

4. Душа – это то, что у человека болит, когда тело здорово.

5. Сущность – суть вещи, выражающая ее сущность.

 

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают

правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Леса бывают хвойными и смешанными.

2. Римские граждане делятся на лиц своего права, лиц чужого права и рабов.

3. Задания в этой контрольной работе делятся на задания по теме «Понятие» и по теме «Умозаключение».

4. Книги в библиотеках делятся на книги депозитарного хранения и книги, пользующиеся повышенным читательским спросом.

5. Граждане РФ делятся на несовершеннолетних и принимавших участие в выборах.

 

Задание 6.Пусть А – Андрей проголосовал за законопроект, В – Борис проголосовал за законопроект, С – Семен проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

 

A B C Результат
1 1 1 1
1 1 0 1
1 0 1 1
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 0
0 0 1 1
0 0 0 1

 

1. По крайней мере, Семен или Борис проголосовали за законопроект. Если Андрей не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Семен. Следовательно, если Борис голосовал за законопроект, то точно «за» проголосовал и Семен.

2. Если Андрей проголосовал «за», то Семен точно не голосовал «за». А если Андрей не проголосовал «за», то Борис тоже не голосовал «за». Следовательно, если Борис голосовал за законопроект, то точно «за» проголосовал и Семен.

3. Если Семен и Андрей проголосовали «за», то Борис уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Андрей, то обязательно «за» голосует и Семен. Следовательно, если Борис голосовал за законопроект, то точно «за» проголосовал и Семен.

4. Семен голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Андрей. Однако Андрей не голосует «за», если и только если «за» голосует Борис. Следовательно, если Борис голосовал за законопроект, то точно «за» проголосовал и Семен.

 

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения (для разных вариантов раз-

ные отношения).

1. Некоторые правила не имеют исключений. – Некоторые правила имеют исключения.

2. Некоторые правила не имеют исключений. – Неверно, что некоторые правила не имеют исключений.

3. Во всех книгах есть опечатки. – В некоторых книгах есть опечатки.

4. Любая законная сделка действительна. – Некоторые законные сделки не действительны.

5. Все натуральные числа больше нуля. – Часть натуральных чисел больше нуля.

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – неправильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

1. Всякое общеотрицательное суждение можно обращать, следовательно, некоторые суждения, которые можно обращать, являются общеотрицательными.

2. Ртуть – жидкость, следовательно, она не может быть не жидкостью.

3. Ни один участник Бородинского сражения не был современником М. Ломоносова, следовательно, некоторые из тех, кто не были современниками М. Ломоносова, являлись участниками Бородинского сражения.

4. Ни один участник Бородинского сражения не был современником М. Ломоносова, следовательно, М. Ломоносов не был современником никого из тех, кто участвовал в Бородинском сражении.

5. Ни один пингвин не является убиквистом, следовательно, некоторые не убиквисты – пингвины.

 

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «студент» является: А – большим термином; В – меньшим термином.

1. Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много языков, так как полиглоты знают много языков.

2. Федот должен сдавать экзамены, значит, он п, так как все студенты сдают экзамены.

3. Некоторые студенты не посещали лекций профессора Бома, поэтому они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций профессора Бома, не сдают экзамен.

4. Мбонга – студент и владелец маракаса, значит, некоторые владельцы маракасов – студенты.

 

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

(для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много языков, так как полиглоты знают много языков.

2. Кузьма должен сдавать сессию, значит, он студент, так как все студенты сдают сессию.

3. Некоторые студенты не посещали лекций профессора Бора, поэтому, они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций профессора Бора, не сдают экзамен.

4. Прокоп – опричник и владелец фузеи, значит, некоторые владельцы фузей – опричники.

5. Все банкроты имеют финансовые трудности, значит, некоторые люди, имеющие финансовые трудности не должники, так как некоторые должники не банкроты.

 

Вариант 7

Задание 1.Какие законы традиционной логики вы знаете? Как они формулируются? Каково их символическое представление?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) a – инфракрасный детектор, не сработавший ни разу за сутки, б – инфракрасный детектор, не сработавший в ночное время;

2) a – инфракрасный детектор, сработавший хотя бы один раз за сутки, б – инфракрасный детектор, не сработавший в ночное время;

3) a – ментальный контур с интенциональным фильтром, б – ментальный контур;

4) a – норма, охраняемая государством, б – норма;

5) a – полицейский, посетивший все притоны Сохо, б – полицейский, не посетивший ни одного притона Сохо;

6) a – человек, соблюдающий все законы, б – преступник;

7) a – человек, не служивший в ВС РФ, б – студент, не являющийся (и никогда не являвшийся) гражданином РФ;

8) a – человек, не служивший в армии, б – совершеннолетний студент РАНХИГС.

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: военнослужащий, офицер ВМФ, офицер комендатуры Урюпинска, кадровый офицер

 

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Эмфитевзис – вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственным участком за вознаграждение.

2. Тяжелая вода – вода, содержащаяся в ядерных реакторах.

3. Прибыль – смысл коммерческой деятельности.

4. Средний термин – термин простого категорического силлогизма, встречающийся на месте субъекта в обеих посылках.

5. Студент – учащийся вуза.

 

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Прапорщики делятся на строгих и справедливых.

2. Потребности делятся на естественные и необходимые, естественные, но не необходимые и неестественные.

3. Люди делятся на фанатиков и утративших свои убеждения.

4. Пациенты делятся на лечащихся в государственных и негосударственных больницах.

5. Вооруженные группы делятся на законные и незаконные.

 

Задание 6.Пусть А – Аркесилай проголосовал за люстрации, В – Барклай проголосовал за люстрации, С – Самсон проголосовал за люстрации. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

 

A B C Результат
1 1 1 0
1 1 0 0
1 0 1 1
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 1
0 0 1 1
0 0 0 1

1. По крайней мере, Самсон или Барклай проголосовали за люстрации. Если Аркесилай не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Самсон. Следовательно, либо Аркесилай, либо Барклай голосовал за люстрации.

2. Если Аркесилай проголосовал «за», то Самсон точно не голосовал «за», а если Аркесилай не проголосовал «за», то Барклай тоже не голосовал «за». Следовательно, либо Самсон, либо Барклай проголосовал за люстрации.

3. Если Самсон и Аркесилай проголосовали «за», то Барклай уж точно не голосовал «за», а если «за» голосует Аркесилай, то обязательно «за» голосует и Самсон. Следовательно, либо Самсон, либо Барклай голосовал за люстрации.

4. Самсон голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Аркесилай. Однако Аркесилай не голосует «за», если и только если «за» голосует Барклай. Следовательно, либо Самсон, либо Барклай голосовал за люстрации.

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).

1. Некоторые тупоконечники – лгуны. – Некоторые тупоконечники не лгуны.

2. Некоторые масаи – воины. – Ни один масай не воин.

3. Ни одно пророчество колдуна Мбонги не сбылось. – Некоторые пророчества колдуна Мбонги сбылись.

4. Некоторые пушки не имеют стабилизатора. – Ни одна пушка не имеет стабилизатора.

5. Некоторые телескопы не имеют фотоумножителей. – Каждый телескоп имеет фотоумножитель.

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – правильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

1. Выпивка вызывает опьянение, следовательно, опьянение вызывается выпивкой.

2. Некоторые трубкозубы не живут в Калахари, следовательно, некоторые живущие в Калахари животные не являются трубкозубами.

3. Газета – это периодическое издание, следовательно, газета не является непериодическим изданием.

4. Ни один участник Куликовской битвы не был современником Нерона, следовательно, каждый, кто был современником Нерона, не являлся участником Куликовской битвы.

5. Ни один участник Прохоровского сражения не был современником Ксеркса, следовательно, все, кто не были современниками Ксеркса, являлись участниками Прохоровского сражения.

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «панк» является: А – средним термином; В – большим термином.

1. Некоторые панки – гении, значит, они умны, так как гении умны.

2. Джейсон должен носить ирокез, значит, он панк, так как все панки носят ирокезы.

3. Некоторые панки не посещали лекций Раушенбаха, поэтому они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций Раушенбаха, не сдают экзамен.

4. Нестор – панк и владелец гитары, значит, некоторые владельцы гитар – опричники.

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

(для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Все дети любознательны и все дети – сладкоежки, значит, все любознательные люди – сладкоежки.

2. Любой бдительный не наступит на мину, а многие хиппи наступают на мины, значит, все хиппи не бдительны.

3. Меркурий – планета, так как она обращается вокруг Солнца, а все планеты обращаются вокруг Солнца.

4. Некоторые ученые – ботаники, значит Иоффе не ученый, так как он не ботаник.

5. Некоторые клерикалы не саудиты, значит, некоторые, кто носит куфию, не клерикалы, так как все саудиты носят куфию.

 

Вариант 8

Задание 1.Что такое умозаключение? Каков его состав? Что такое превращение? обращение? противопоставление предикату?

Задание 2.Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.

1) a – куб, б – четырехсторонний куб;

2) a – геометрическая фигура, б – четырехсторонная геометрическая

фигура;

3) a – куздра, бывшая на шорьках, и на наве, б – куздра, не бывший ни на шорьках, ни на наве;

4) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах

органов государственной власти РФ, б – гражданин РФ, содержа-

щийся в местах лишения свободы по приговору суда;

5) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б – учащийся негосударственного вуза;

6) a – человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б – несовершеннолетний учащийся вуза;

7) a – сну-смумрик, не знающий квантовую хромодинамику, б – сну-смумрик, знающий квантовую хромодинамику:

8) a – крепостной крестьянин, б – феодал.

 

Задание 3.Нарисуйте круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: журналист, журналист уездной газеты, внештатный журналист уездной газеты, житель Ухрюпинска.

Задание 4.Перечислите определения, нарушающие правила:

А – соразмерности;

В – ясности;

С – недопустимости круга в определении.

1. Песец – животное, относящееся к семейству собачьих.

2. Лом – оружие, против которого нет приема.

3. Полиандрия (многомужество) – форма брака, свойственная некоторым тибетским племенам.

4. Подхалимство – действия, поведение подхалима.

5. Зампотех – заместитель командира по технической части.

Задание 5.Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:

А – соразмерности;

В – проведения деления по одному основанию;

С – взаимоисключения членов деления.

1. Преступление может быть умышленным, совершенным по неосторожности, а также тяжким.

2. В предложении можно выделить подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

3. Зачеты делятся на промежуточные, предсессионные и зачеты по кафедре физкультуры.

4. Словари делятся на толковые и бестолковые.

5. Военные конфликты бывают международными и конфликтами, в которых не применяются объемно-детонирующие боеприпасы.

 

Задание 6.Пусть А – Фрол проголосовал за законопроект, В – Кузьма проголосовал за законопроект, С – Степан проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

 

A B C Результат
1 1 1 1
1 1 0 1
1 0 1 0
1 0 0 1
0 1 1 1
0 1 0 0
0 0 1 1
0 0 0 1

 

А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

1. По крайней мере, Степан или Кузьма проголосовали за законопроект. Если Фрол не голосовал «за», то без сомнений также не голосовал «за» и Степан. Следовательно, Фрол и Кузьма не голосовали за законопроект.

2. Если Фрол проголосовал «за», то Степан точно не голосовал «за». А если Фрол не проголосовал «за», то Кузьма тоже не голосовал «за». Следовательно, Фрол и Кузьма не голосовали за законопроект.

3. Если Степан и Фрол проголосовали «за», то Кузьма уж точно не голосовал «за». А если «за» голосует Фрол, то обязательно «за» голосует и Степан. Следовательно, Фрол и Кузьма не голосовали за законопроект.

4. Степан голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голосует Фрол. Однако Фрол не голосует «за», если и только если «за» голосует Кузьма. Следовательно, Фрол и Кузьма не голосовали за законопроект.

Задание 7.Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).

1. Каждый эмо нес гвоздику. – Ни один эмо не нес гвоздику.

2. Ни одного экзамена курсант Феофан не сдал на «хорошо». – Некоторые экзамены курсант Феофан сдал на «хорошо».

3. Некоторые проблемы фильтрации контента трансграничной передачи данных решаемы. – Некоторые проблемы фильтрации контента трансграничной передачи данных не решаемы.

4. Любая кисо гламурна. – Некоторые кисо негламурны.

5. Любая ухряпка умна. – Все ухряпки безумны.

Задание 8.Укажите, какие из приведенных ниже непосредственных умозаключений являются:

А – правильным превращением;

В – правильным обращением;

С – правильным противопоставлением предикату.

1. Некоторые супервайзеры мозгопромывочного департамента не надели вовремя оранжевые штаны, следовательно, некоторые из тех, кто не надел вовремя оранжевые штаны, не являются супервайзерами мозгопромывочного департамента.

2. Все пацаки – неприкасаемые, следовательно, ни один пацак не является не неприкасаемым.

3. Некоторые читлане были задержаны, следовательно, некоторые из тех, кого не задержали, не были читланами.

4. Некоторые яйцелопы были аттестованы, следовательно, некоторые из аттестованных являлись яйцелопами.

5. Некоторые пацаки не сказали вовремя «ку», следовательно, некоторые из тех, кто не сказал вовремя «ку», не являются пацаками.

 

Задание 9.Установите, в каких силлогизмах термин «лицемеры» является: А – средним термином; В – большим термином.

1. Все политики – лицемеры, значит, некоторые люди не лицемеры, так как они не политики.

2. Некоторые люди – политики, значит, некоторые люди – лицемеры, так как есть лицемеры, являющиеся политиками.

3. Аркесилай не лицемер, значит, он не политик, так как все политики – лицемеры.

4. Некоторые политики не лицемеры, так как Гермоген – политик, но не лицемер.

Задание 10.Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:

А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной

из посылок;

В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

(для разных вариантов разные правила);

С – все правила соблюдаются.

1. Прокоп совершил кражу, а всякая кража – преступление, значит, Прокоп совершил преступление.

2. Некоторые масаи не ораторы, ни один гурк не масай, значит, некоторые гурки не ораторы.

3. Хибибулин не любознателен





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.