Синергетический подход в современном познании. Синерге́тика (от др.-греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον «деятельность»), или теория сложных систем — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат. Основные понятия и принципы С.: Все на свете можно рассматривать как открытые самоорганизующиеся системы, т.е. такие системы, которые постоянно обмениваются с внешней средой веществом и энергией. Любая система, с одной стороны, состоит из множества подсистем, а с другой стороны, сама может рассматриваться как подсистема в системе более высокого уровня. В центре внимания синергетики — переход от хаоса к структуре, синергетика акцентирует внимание на неопределенности, нестабильности, альтернативности развития. Бифуркация — момент, когда система может начать развиваться в любом направлении, но невозможно с уверенностью сказать, в каком именно. Соответственно выделяются две стадии развития системы, когда последнее более-менее предсказуемо: до и после точки бифуркации. Хаос понимается в синергетике как нерегулярное движение с непериодически повторяющимися траекториями. Флуктуация — возмущение, возникающее под воздействием внутренней либо внешней среды. Диссипативная система — система, разрушаемая флуктуацией Аттракторы — притягивающие множества (например, толпа на улице), заставляющие менять траекторию движения Случайность — конкретно-особенное проявление неопределенности. Неопределенность же понимается как набор возможностей. Абдукция — поиск причин поведения системы Куматоид — "волна", "плавающий" — неопределенный объект/ структура, которая сама собой возникает и рассеивается (та же толпа, например). Отдельные элементы, соединяясь друг с другом, создают новую энергию, несводимую к сумме их собственных энергий. Иначе говоря, сила атаки кавалерийского эскадрона не равна сумме сил ста отдельных всадников (этот пример еще Маркс приводил). 13. Экологическая этика и ее философские основания Че это вообще такое? Учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Экологическая философия возникла как критика идеалов “потребительского общества” и “государства всеобщего благоденствия”. Кто участвовал в вакханалии? Фромм со своими теориями «нового общества и человека». Эрнст Шумахер со своими концепция мелкомасштабного производства и “мягкой технологии”(этот вообще бешенный, ввел понятие «буддийская экономика», которая работала бы на «освобождение души». Короче, критиковал капитализм до посинения). Непосредственно участвовали - Атфилд, Диш, Козловски, Ллойд и хватит с нас. В чем причина вакханалии? Мы тупые паразиты, доим планету, а ресурсы ограничены. Так продолжаться не может, так что надо менять техники, технологии, науку и культуру. И тут начинается формирование всякий классных организаций: 1. Экосоциолизм - на базе нынешнего способа производства гармония между человеком и природой невозможна, общественное разделение труда и рыночная экономика порождают отчуждение человека, техника превращается в самостоятельную, неконтролируемую силу, способствующую укреплению авторитарных форм власти. 2. Зеленый парламентский реформизм - ориентируется на интеллигенцию и ее отношение к философии. Возвращение к мере потребление, расширение ответственности граждан по отношению к производству жизни. Выдвигает требования децентрализации общества и региональной автономии, развития плюрализма и оригинальности на индивидуальном и групповом уровне. Короче, ебари-террористы. 3. Зеленые фундаменталисты - диссиденты и антипартия по отношению к базисной партийной демократии. Считают, что экологический кризис не может быть разрешен в рамках индустриального типа производства. Че вам надо, друзья? 1. переориентации научно-технического прогресса в соответствии с идеей призвания человека одухотворить и облагораживать природный мир 2. слишком большая дистанция между человеком и всеми прочими живыми существами, отсутствие “общности природы” разных членов “экологического сообщества” не позволяют им образовать “моральное сообщество”. 14. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки Дисклеймер. Дорогие друзья, данных по этому билету не выявлено. Пытаюсь перевести на понимаемый русский, что имеется. Будьте снисходительны. Да не попадется вам этот билет. Ниже статья, которую предложил гугл. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – это учение, объединяющее биологическую и культурную эволюции в понятии «коэволюция», которое основывается на единстве человека и природы, а также естественных и гуманитарных наук, признающих универсальный характер эволюционных процессов и, как следствие, фундаментальный характер законов развития Вселенной. В этом учении раскрывается единый процесс эволюции – от появления химических элементов до возникновения человека. Проект объединения биологической и социальной эволюции был предложен еще Вернадским, получил выражение в его теории биосферы и ноосферы, а затем был развит Т. де Шарденом, тогда как собственно концепция глобального или универсального эволюционизма была разработана И. Пригожиным, Э. Янгом, Н. Н. Моисеевым в рамках синергетики. Глобальный эволюционизм может рассматриваться и в более широком смысле, а именно как отрицание предзаданности законов природы и в этом смысле как преодоление теологической модели творения. Глобальному эволюционизму как научной парадигме предшествуют три этапа развития науки: 1. Отрицание эволюционизма вообще, характерное для классической науки, и в частности для физики. На данном этапе признается неизменность законов природы и невозможность развития материи: мир не имеет начала во времени, а все живые организмы возникают одновременно. 2. Принятие эволюционизма как господствующей модели объяснения в отдельных науках (биологии и астрономии). При этом допускается самоорганизация на определенных уровнях материи, которая возникает случайно. 3. Глобальный эволюционизм, признающий изменчивость даже законов природы. Важнейшими в этом отношении являются следующие положения: мир имеет начало во времени, существуют уровни организации материи, которые с необходимостью возникают друг из друга, тем самым имеют предзаданную форму и предполагают иерархию – элементарные частицы, атомы, молекулы, организмы, социальные структуры, структуры мышления. Этот тип эволюционизма разрабатывал В. И. Вернадский. Картина мира, которую формирует глобальный эволюционизм, включает в себя не только физическую картину мира, но и науки о жизни, науки о человеке. В формировании концепции глобального эволюционизма особую роль сыграли два научных открытия: открытие самоорганизующихся систем (системы, которые формируются из хаоса и изменяют свою структуру под воздействием спонтанных процессов обмена информацией с внешней средой) и антропного принципа (появление человека во Вселенной согласно этому принципу не является случайностью, но следствием формирования благоприятной ситуации, иными словами, появление человека является закономерным результатом развития Вселенной). Совмещение этих открытий может быть произведено следующим образом: для того чтобы во Вселенной возникли необходимые условия для появления наблюдателя, нужно представить ее как саморазвивающуюся систему, которая развивается по тем же законам, что и другие подобные системы. Этот тезис обосновывается за счет экспериментов, проводимых в термодинамике и биологии. Появление разума с точки зрения глобального эволюционизма является закономерным событием в эволюции Вселенной. Последователи глобального эволюционизма предполагают, что ученые могут реконструировать процесс развития Вселенной от ее появления и до образования современного этапа развития человеческой цивилизации, и связывают в единый процесс космогенез, геогенез, биогенез и антропосоциогенез. Такой проект может быть осуществлен только при взаимодействии различных областей научного знания с опорой на происходящие в науке интеграционные процессы. Цель глобального эволюционизма – создать теорию, которая объединила бы различные концептуальные системы знания. Однако интеграционные процессы связаны с определенными трудностями. Так, процессы самоорганизации живых организмов связаны с качественными изменениями, усложнением структуры, поэтому данную модель невозможно применять к процессам неорганической природы; в силу этого из процесса интеграции выпадают такие науки, как, напр., механика или неорганическая химия. Наличие этого несоответствия ставит под сомнение саму возможность формулировки общего закона развития. Кроме того, глобальный эволюционизм ставит проблему будущего Вселенной. В классической науке ее не существовало, поскольку считалось, что Вселенная бесконечна. Также остается открытым вопрос о роли человечества в ее судьбе. Существуют две точки зрения: 5) фаталистическая, согласно которой мир представляет собой пространство, в котором разворачиваются эволюционные процессы; и человеческое существование также обусловлено этими процессами, поэтому человечество не может влиять на судьбу Вселенной и не может предотвратить собственную гибель; 6) волюнтаристская, которая предоставляет человеку возможность влиять на процессы эволюции Вселенной; это становится возможным, когда законы ее развития каким-то образом связаны с разумом; кроме того, именно от человеческой деятельности зависит, будет ли Вселенная существовать или исчезнет. Финалистические концепции оформляются в биологии, физике, химии и др. науках, они формулируются как теории «смерти Вселенной». Концепция вечно развивающейся Вселенной разрабатывается в и русском космизме (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.). 3. 15. Развитие науки в России До Петра - мы полное дно, ибо не связаны с Европой. Первая математическая работа создана в 12 веке монахом Кириком. Какие-то книги п логике, арифметике и космографии переводились и распространялись. В 17 веке появляются первые университеты и частные школы. Слаяно-греко-латинская академия - 1687. В науке мы слоупоки, да. Но вот в технике у нас все норм. Просвещение - (вторая половина 18 века) 1.Петруха любил карты. Отправлял экспедиции (Беринга и Татищева (первый русский историограф. Подготовил к изданию Судебник Грозного и Русскую правду)). 2.1724 - учреждение Петербургской АН 3.Михайло Ломоносов - мистер «все и сразу». Утвердил основания современного русского языка. Проект МГУ. Открыл наличие атмосферы у Венеры. Открыл, что причиной теплоты является быстрое движение связанной материи (потом называет ее атом). Закон сохранения веществ. 4.1755-основание альма матер. Ну и Катька с Эрмитажем, Вольным экономическим обществом, библиотекой в С-П. Перед революцией: Наша гордость: В 1904 у Павлова Нобелевская премия за работу в области физиологии пищеварения. И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета. Тимирязев, Пирогов, Менделеев, Орлов (сейсмограф), Владимир Ковалевской (эволюционная палеонтология), Федоров (кристаллограф), Ляпунов (теория устойчивости), Крылов (основы теории кораблестроения), Попов (радио), Лебедев (световое давление) Организационная модель: АН, кружки при универах, научные ячейки при министерствах и ведомствах. Развивается заводская наука (появляются лаборатории, научный персонал и т.д.) В советской историографии говорили, что все было не очень круто. Но сейчас все наоборот пересматривается. Советский период: централизованное управление. -До 1930гг. все сформировано для потребностей индустриализации. были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. -В период с 1931 по 1955 г.г. произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. - Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. -у нас были классные физики: Ландау, Капица, Гинзбург. Курчатов-ядерная бомба. Королев - космонавтика. Сахаров - водородная бомба. Особенности: 1. сильный научный комплекс ориентированный на оборонку. 2. Нет технологий двойного назначения (вспоминаем, что у нас нет нефтеперерабатывающих заводов) 3. Изолированность от мирового сообщества 4. Монополия государства 5. Планирования тематики и результатов научных исследований 6. Преобладание очень крупных организаций 7. Несоответствие потребностей народного хозяйства и деятельностей научно-технических организаций. Кризис - 1987 год - постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлен переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Современность - более 70 процентов научных организаций принадлежит государству, но все круто. Живем. В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук. 16. Наука и философия. Наука- особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Помним, что в Древней Греции на ранних этапах наука и философия не разделялись, была наукософия. - Философия- это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия. В ХХ веке встает вопрос. Наука ли Философия. «за»: А) философия преподается как наука, существует сообщество философов, мало чем отличающееся от сообщества ученых (не принимайте оскорбление, так было в конспектах) Б) 1. в рамках философия идет опора на аргументацию, доказательства 2. склонность к систематизации 3. теоретичность, попытка находить общезначимые принципы 4. система категорий, которая развивается 5. большой пласт текстологических исследований, работа с текстом, внимание к нему против: Критерии научности: 1. Верификация (проверяемость), т.е. наука стремится подтверждать свои выводы и теории с помощью эмпирических данных (экспериментов, наблюдений и т.д.). А философия? 2. Фальсификация (опровержение) (ввел Карл Поппер). Утверждения науки эмпирически проверяемы и в принципе могут быть опровергнуты опытом. А утверждения философии? 3. Парадигмальный (Томас Кун). В каждой науке есть фундаментальная теория, парадигма, которой придерживается значительная часть научного сообщества. А в философии – плюрализм школ. 4. Методы. В любой науке есть определенное множество изученных методов, которым можно обучить подрастающее поколение. Измерение, индукция, дедукция и т.д. А в философии какие методы являются собственно философскими? 5. Проблемы. В любой науке существует круг общезначимых проблем. К решенным проблемам, как правило, не возвращаются. А в философии? 6. Язык. Каждая наука стремится к выработке ясного, понятного всем членам научного сообщества, языка. А философия? Сторонник одного учения не поймет сторонника другого, тем и живут 7. Развитие. Наука развивается. А есть ли прогресс в философии? В философии появление новых концепций не обесценивает старые 8. Истина. Положения науки могут в тех или иных срезах обозначаться как истина, как бы мы ее ни понимали. А философия, можем ли мы сказать, что кто-то нашел истину? (тут возникает логический вопрос зачем нужна она нам, напомнить себе не задавать его преподавателям) 9. Проблема выбора. Что заставляет ученого делать выбор в пользу той или иной концепции? Вероятно, в значительной степени это обоснованность, аргументированность, подтвержденность фактами. А в философии? Скорее всего, внутренние склонности, пристрастия. 1. Предмет исследования- область сверхчувственного, сверхъестественного не является предметом научного познания. Если научное знание описывает и объясняет область того, что есть, то философское знание охватывает также и область того, что должно быть, — область ценностей, смысла и целей человеческого существования. Философия не является наукой в строгом смысле слова. По Конту от философии отпочковались науки, когда стали слишком большими и самостоятельными. Роль философии для науки: Выработка категорий- Любое познание мира, в том числе и научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой» категорий, которые фиксируют определенный способ членения мира и синтеза его объектов. Каждый тип системной организации объектов требовал категориальной «сетки», в соответствии с которой затем происходит развитие конкретно-научных понятий, характеризующих детали строения и поведения данных объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение развитых в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Понятия- философские представления (ех: о причинности, о времени и т. п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов). ♣ Прогностическая функция- заранее вырабатывает категориальные структуры для будущего науки (ех: атомизм в Древней Греции; монады Лейбница и т.п.). 17. Наука и искусство Наука - любая совокупность систематизированных и обоснованных знаний, относящихся к окружающему миру. Научная деятельность предполагает: определенных людей, которые ею занимаются (ученые, научные организации), особых инструментов (научные приборы, теоретические и эмпирические методы), фиксацию информации (письменность). Искусство - творческая деятельность направленная на освоение эстетических ценностей, т.е. личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится привлекательной, одухотворённой, осознанной. Искусство- деятельность практически-духовная. Её слагаемые: Отражение, Изображение, Выражение. Функции: 1. Эмоционально-психологическая. 2. Познавательная. 3. Идеологическая. 4. Воспитательная. 5. Эвристическая (моделирование жизненных ситуаций) 6.Коммуникативная. 7. Культурно-историческая- запечатлевает опыт и передаёт его от поколения к поколению. Цель искусства - совершенствование человека, его духовного мира. Цель науки - познание и знание. Различия: 1)наука – когнитивный способ освоения действительности, искусство – образное освоение, индивидуальное, субъективное. 2) Наука абстрактна, искусство – непрерывный процесс конкретизации (не приемлет обобщения и упрощения), искусство выражает отношение человека к увиденному, + конструкция миров, воображение. 3) В науке есть прогресс, в искусстве нет. Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом). Две позиции в философии: а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука. б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев. Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека. Взаимодействие науки и искусства: Началось в Древней Греции (пифагорейцы открыли численную взаимосвязь между гармоническими сочетаниями в музыке, изучали математически архитектуру). Возрождение - теория перспективы, изыскания Леонардо по анатомии. Появление психологии и социологии искусств. В ее рамках исследуются такие пограничные с искусством проблемы, как деятельность сознания, воли, эмоций и интуиции в процессе создания и восприятия художественных произведений. (тут вспоминаем про психоанализ, дядю Фрейда и т.д.: Если 3. Фрейд рекомендовал подчинить подсознательное и управлять им в интересах сознания субъекта, то К. Юнг, напротив, признавал роль подсознания и использования невротических состояний в творческом акте художника.) Эти идеи Юнга нашли применение при анализе творчества таких неординарных деятелей искусства, как М. Пруст, Джойс, С. Дали. Значительное количество работ посвящено психологии восприятия произведений искусства. Социология искусства исследует разные формы взаимодействия искусства с обществом и его функционирования в различных социальных условиях. Сухой остаток: И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. Сущность ценности искусства - в наслаждении, которое осуществляется путем эмоционального сопереживания, путем восприятия, в котором разум не участвует. В науке эмоциональные переживания, встряски вредны. Они мешают ученому заниматься творческой работой. 18. Наука и религия Наука- особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Помним, что в Древней Греции на ранних этапах наука и философия не разделялись, была наукософия. Религия (с лат. – благочестие, набожность, воссоединение): 7) в широком смысле – вид мировоззрения и образ действий, основанные на поклонении высшему началу, стремлении соединиться с ним, служить восходящим к нему идеалам. Такого рода религиозность присуща всем людям. Это как система ценностной ориентации индивида в мире. 8) в узком смысле – социально организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни. Религиозный взгляд на мир: форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней - обыденного и теоретического. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом. В конкретных исторических обстоятельствах философия может использоваться и для обоснования религиозного М. (так, средневековая философия во многом решала задачи обоснования христианского вероучения). Научный взгляд на мир: это представление о мире и об отношении человека к миру с точки зрения понятий, принципов какой-то одной частной науки или системы понятий ряда таких наук. Характерно негативное отношение к философии и стремление решать мировоззренческие проблемы посредством обращения к собственно естественнонаучным понятиям. Важно также отметить, что формирование такого «научного» М. чаще всего происходило на фоне крупных естественнонаучных достижений и демонстрации эффективности теоретических и эмпирических понятий, которые при этом вырабатывались.. Взаимоотношение религии и науки: Античность. Нет проблем, особо не разделяем науку и веру.Философия (происхождение): миф + познание + теология. Таким образом, нет строгой противоположности веры и знания в античности. Средневековье.Начинаются проблемы. Вера - иррациональное откровение. В отличие от античности опираемся на Библию, а не на разум. Думаем, что мир создан из ничего, а в античности думали, что изначально есть материя. В средние века идея о боговоплощение, нонсенс для античности, христианство религия любви и благодати, в античности бог не может любить, он совершенен и не нуждается в этом. Есть и общие черты: монотеизм, принципы морали и самоограничения, бессмертие души. Схоластика: приоритет знания растет. П. Абеляр: понимаю, чтобы верить. 13 в. – век Аристотеля. Фома Аквинский: верую, чтобы понимать. Но веру и знание нельзя полностью совместить, так как различны методы теологии (от Бога к миру, дедукция) и философии (наоборот; 5 доказательств бытия Бога; опора на опыт и автономный человеческий разум). Противопоставление веры и разума. Появляется теория двойственной истины (И. Дунс-Скотт и У. Оккам). И. Дунс-Скотт: разные не только методы, но и предметы познания: метафизические в теологии и внешний мир в философии. Средневековье для философии начинается с 1 в н. э. (философия – служанка теологии – Филон Александрийский), заканчивается, когда философия выходит из-под власти теологии. Особенно У. Оккам: философия не может доказать бытие Бога (т.к. номинализм – только единичные вещи познаваемы); в теологии знание не нужно, они и познают Бога. Новое время.Тут уже упор только на науку. рождение классической науки. 19 в. – только наука истинна (противопоставляется теологии, философии, искусству). Для изучения природы надо над ней возвыситься → метафизика (Коперник). Науке мало быть средством эмпирического обобщения. Решение серьезнейших мировоззренческих вопросов + социальная институционализация науки. Сначала не противостоит теологии: наука как изучение творений и проявлений Бога. Природа как система (механистические концепции вместо органистических в античности в эпоху Возрождения) – с 17 века. Постепенно противопоставляется теологии. У Декарта ограничение функций Бога – деизм (Бог творит мир и дальше в нем не участвует). 18 век (Просвещение) – моральные, контролирующие функции религии, деизм + элементы атеизма. Укрепляется механистический принцип (человек как машина у Ламетри). Кант: Бог необходим с точки зрения морали. 19 век – ощущение полного торжества науки, особенно физики (+ дарвинизм и т. д.). Существование Бога не отрицается напрямую, но начинает считаться не необходимым. Накопление эмпирических знаний за счет уменьшения потребности в метафизике → позитивизм (О. Конт), научный взгляд на мир, отбросить метафизику → второй позитивизм (махизм) – навсегда отказаться от метафизики, убрать ее от процесса познания. Противопоставление философии и теологии по принципу обращения внимания не на потустороннее. + Наука противопоставляется обыденному опыту и здравому смыслу (в античности вывод – результат наблюдения, обобщенного с помощью здравого смысла), классическая наука опирается скорее не на чувственный опыт, а на эксперимент → неестественные условия. Сомнение во всем (Декарт, cogito ergo sum), человек становится субъектом, который не только познает, но и контролирует природу. Конт: познавать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтоб повелевать → резкая оппозиция научного и вненаучного знания: научно то, что подвластно человеку. |