МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Поздняя античная наука – это наука римская.





Периодизация.

Архаический период - наука и философия еще не разделены (6 - начало 5 века до н.э.)

Выделяем Милетскую школу. Фалес Милетский. Приписываются достижения в геометрии. Главные идеи: земля плавает на воде, всеобщее одушевление окружающего мира. Начинает рассматривать знание как нечто существующее для самого себя.

Пифогорийская школа. Пытаются понять, что такое число. Развивали геометрию, абстракцию числа.

В период наукософии:

-отделение от мифологии

-поиск первостихии (откуда все взялось)

-проблема перводвижения,проблема небытия

Классический период.

Намечается разделение науки и философии. 1я философия - размышление о бытие, не утилетарна. 2я философия - физика. Много размышлений о политике и этике.

Эллинизм.

Проникновение культуры Востока. Целенаправленное развитие науки и знания. Александрийская библиотека.

Достижение в науках.

Физика.

Парменид – есть лишь одно бытие. Левкипп и Демокрит. Атомическое строение мира, все состоит из них, они неделимы. Мир создан из вихрей атомов.

Аристотель. Другая физика. Изучает проблемы движения. Космология Аристотеля - принимает идущую от пифагорейцев идею о том, что мир – совокупность вложенных др в др концентрических сфер, в центре которых находится земля. Вокруг Земли – лунная сфера (отсюда – «подлунный мир»). Надлунный мир – совокупность сфер. Все сферы сделаны из 5го элементы – эфира. Сферы прозрачны, но непроницаемы. На них находятся соответствующие небесные тела, которые к ним присоединены. Их движение идеально синхронизировано (в этом принципиальное отличие от пифагорейцев, у которых сферы двигались каждая сама по себе)- выделял особые небесные движения – круговые и земные – прямолинейные. Эта физика продержится до 17 в. пока ее не станет вытеснять физика Галилея, Декарта и, наконец, Ньютона.

Астрономия.

1. Земля центр земли (гелиоцентризм). Гераклит Понтийский

2. Есть центр вокруг вращаются земля и солнце. Аристарх Самосский. Гиппарх Никейский.

Математика и геометрия.

Появляется понятие нуля. Рациональные и натуральные числа.

Евдокс Книдский. Ввел понятие величины. «Метод исчерпывания» (если от какой-либо величины отнять половину или более, затем ту же операцию проделать с остатком, и так поступать дальше и дальше, то через конечное число действий можно дойти до такой величины, которая будет меньше любого наперед заданного числа)

Евклид «Начала» 15 книг - доказательная геометрия.

Эратосфен. Измерение окружности земли

Механика.

Архимед. Наиболее близкая к ученому нашего времени фигура. В нем органично сочеталась теоретическая и практическая деятельность(инженерная практика- много механизмов насобирал, в т.ч. и военных). Архимед есть основоположник статики. Архимед и ванна, вода вытесняется при погружении тела.

География.

Походы для исследования земли. Попытки доказать, что земля является шаром. Попытки создать точную карту.

Медецина.

Гиппократ. Болезни из-за неправильного течения соков тела. Два течения. Эмпирики - только опытным путем. Догматики - полностью следовали учению Гиппократа.

Филология.

Развитие литературы, лингвистики, попытка аллегорического истолкования мифов.

Поздняя античная наука – это наука римская.



С 1 века христианство. Исчезает фигура ученого. Ученые –энциклопедисты, собирающие огромный объем сведений из самых разных областей. Но сведения эти поверхностны, часто плохо проверены.

Марк Порций Катон Старший. Ум. В 149 г. до н.э.Считается основоположником научной прозы на латинском языке. Писал наставления своему сыну. И т.о. составил целую энциклопедию.

Марк Теренций Варрон. Стал организатором чуть ли не первой публичной библиотеки. Всего 600 книг.

Энциклопедист 5го века, Марциал Капелла. "о браке филологии и меркурия"- на их свадьбу приходит 7 свободных искусств и служанка их философия. 9 книг- 2 как вступление и 7 специализированных.

А.М. Северий Боэций- с одной стороны принадлежит к античному миру, с другой уже открывает средневековье. Написал книгу "об утешении философией". Перевел много книг с греческого на латынь. Составил много наставлений по математике.

Прощаемся с античностью. Античность заложила основы современного облика науки. Однако были у античной науки и очевидные недостатки. Она была замкнута в себе, оторванной от жизни, элитарной. Как только пали элиннистические гос-ва исчез и профессиональный ученый т.к. не было более меценацства. Пришли ученые- любители. Античная наука в значительной степени была не эмпиричной, а опирающейся на людей. Наука в этом мире опиралась на отдельные научные центры и поэтому была очень уязвима.

 

 


 

 

4. Наука средневековой Европы и Востока.

Хронология.

1. Раннее средневековье - конец 5 – сер. 11 в н.э.

2. Тёмные века – 6-9 век н.э.(до появления империи Карла Великого).

3. Зрелое сер. 11 – конец 15

4. Позднее конец 15 – 17 в.

 

Исчезает разделение философии и науки. Похоже на откат к преднауке Востока, но все же прошла через античность. Основные черты:

1) Универсализм (стремление познать весь мир)

2) Символизм (всякая вещь имеет скрытый смысл, надо познавать эту скрытую божественную сущность)

3) Иерархизм (у символов есть иерархия и это и есть мир)

4) Телеологизм (все явления предрешены Богом)

5) Созерцательность (нет опыта, есть теория, поэтому жопа в медицине)

6) Нет объективности (все идет от Бога, значит нет естествознания)

Исторические предпоссылки такого упадка: падение Римской империи, эпидемия чумы. Больше нет учености (только у вест и остготов). Единственный орден, занимающийся сбором остатков античных знаний – бенедиктинцы (Бенедикт Нурсийский).

Восточная Римская империя – отрицает античную науку, её литература это апологетика, достаточно воинственная, христианство признается лучшей философией (все, что до нее – лажа). Указы Феодосия – разгром языческих школ и александрийского университета, Юстинин ликвидирует языческие храмы.

 

Основа – Бог создал всё (креационизм от creation). Творчество передается Богу, а космос, соответственно, живое существо. Нет дуализма (активное и пассивное, форма и идея) – все едино в Боге. Бог и есть бытие (Агустин Блаженный 4в). Бог нематериален, а весь мир ему подчинен. Познание невозможно (нельзя познать Бога), но можно изучить откровение – Библия – сверхъестественнный путь познания – вера (в античности не было такого понятия). Дьявол, соотв, небытие, но прикидывается бытием (а бытие как мы помним Бог). Монотеизм предполагает 2 идеи – откровение и творение. Бог бесконечен (совершенен), все остальное конечно (несовершенно).

Этапы:

1) Боэций (5-6вв) разработал зачатки схоластики (schole = школьная философия). Его идея – только в Богу совмещаются сущность и бытие. Другим сущностям стать бытием еще предстоит. В первую очередь они должны быть созданы Богом. НО! Сущность можно познавать опытом!

2) Ансельм Кентерберийский (1033-1109) «реализм» -- общие понятия, универсалии, познающиеся с помощью разума. Они существуют ДО вещей. Противоположно «номинализм» -- общие понятия это имена – самостоятельное существование вне вещей. У всех вещей есть общие признаки – универсалии. То есть вещь существует ДО универсалии – Иоанн Росцелин.

3) Фома Аквинский (доминиканский орден, схоластика). Опирался на Аристотеля. Также Бог – основа. Разделяет субстанции (все бытие, оно живет и потом разрушается) и акцидентальные формы (источник качеств). Низшая ступень бытия – стихии и минералы, далее – «растительная душа» (по Аристотелю) растения то бишь, далее – животные (деятельность, движение, с погибающей после смерти душой), далее – независимо от материи (дух, ум, душа). Душа не погибает со смертью. Высшее у человека – разум и воля (возможность различать добро и зло). Соотв – персонификация (самостоятельность души, силы зависит от их постановке на иерархической лестнице). Вот эта самостоятельность – томизм (это даже римская церковь признала). Короче, он был за Аристотеля, чуть поближе к античности, в отличие от остальных.

4) Уильям Оккам и Жан Буридан – против томизма и Фомы, за номинализм. По ним воля – только божественная воля (не та, что у человека и стоит выше разума). Разум всегда зависим и Бог супер крут, выше некуда. Сущности нет, есть только вещи, созданные по воли божьей и идеи божьи, которые есть представление этих вещей. Как у Аристотеля – существует лишь единичное (нет субстанций и акциденций), Бог просто может создать что угодно. Нет различия между сущностью и явлением, поэтому любая деталь интересна – это опыт (такому мнению будут подражать Бэкон, Локк, Юм). Так как ум особо никого не интересует, поэтому и познание не может быть теоретическое, только созерцательное. Т.е. практика выше теории, а вера выше знания – теология. Отсюда в 17 века пойдут эксперименты в математики – что наблюдаем, то и есть.

5) Появление в универах даилектики (11в) – работа над понятиями, разбор «истиной веры» -- работа чисто на теологию, на Бога и церковь – соотв. Часть схоластики.

 

Про природу – она не крута. Ее создал Бог, а может создать и чудеса, так что ничего в ней такого. Человек считается теперь повелителем природы и изучать ее неинтересно. Вот познать Бога – это да! Если интересны стихии, то как знак, символ, провиденье чего божественного (гром прогремел – Бог говорит с нами, молния в тебя ударила – Бог зол не тебя).

 

Про человека – либо образ и подобие Бога, либо как у Аристотеля – разумное животное. Вопрос – а чего больше: животного или разумного? А если Бог бесконечен, то почему человек такое дно? Человек поэтому и над природой, что подобие Бога. Человек на земле пришелец, он низшая ступень, потом идут ангелы, демоны и прочее, но он вообще не родственник животному. Поэтому цель – вернуться туда, домой. Григорий Нисский говорит, что человек похож на Бога тем, что имеет разум и волю (и поэтому стремится быть царем всего вокруг). И еще человек различает добро и зло. Вроде человек крут, но грехопадение все испортило. То есть у человека трагедия расскола – вроде царь, но сам себя заговнил. Кстати, важно, что ТОЛЬКО в христианстве Бог явился на землю, чтоб его распяли, что грехи искупить. И воскреснуть можно в теле! Дух дается Богом, а душа в нас есть и она двойственная (мы вроде можем выбрать хорошее, но не всегда и Бог в этом не виноват, оно само). Аскетизм – не отказ от плоти, а желание подчинить ее духу (который Божий).

 

Короче – человек не часть космоса, он выше него, но из-за грехопадения не может справиться даже с собой, со своей волей и все время грешит, а помочь уже может только божественная милость. Мы моем очиститься – исповедь («Исповедь» Августина), но дух наш дан Богом и только он в курсе, что с этим духом происходит. Думая о своем спасении человек всегда думает о своем Я. Впервые интерес к истории, потому что Иисус когда-то родился и когда-то будет второе пришествие (временные рамки). Но мирской истории пока нет.

 

Про науку – она развивается только при Карле Великом. Первая грамматика англ языка. Только с 11в развиваются города и нужно образование – как минимум церковь, власть, юристы и медики. 1088г – образование первого университета (Болонский). Два пути развития универа: итальянский (знания на бытовом уровне, приглашенные преподы), французский (преподы круче, проходят спец экзамены, есть разные дисциплины – факультеты). Низшие факи – искусство и философия, высшие – юриспруд и мед. Философия состояла из диалектики (тексты) и арифметики, геометрии, астрономии. Рукописи на латыни писали в Палермо, но также везли с Востока (крестовые походы). В Испании крутая медицина, но это арабы. Переведены арабские труды о числах (применяют только с 15в) и труды Евклида.

13-14вв – многие занимаются наукой как хобби (не церковники), это первые гумманисты. Ищут античные рукописи и переводят их (Архимеда и тд).

Достижения:

1) Альберт Великий (учитель Фомы, философия и немного естественные науки) и Роджер Бэкон (математика, астрономия. Предтече Френсиса Бэкона не родственники, первый описал порох). Они оба энциклопедисты, пересказывали Аристотеля). Но теология все равно круче нихL

2) Физика – теория движения. Ну мы стоим, земля стоит и чтобы пойти нужна сила, оч примитивно. Это «импетус». Опрвергнет Галилей – другое движение.

 

Восток

Первое место бегущих – Сирия. Говорили по-гречески. Центры образования – Дамаск, Антиохея. Они христиане. В 7в – Муххамед, напирает на Иран, Сирию, Египет и Африку (магриб). Прут на Испанию, на Францию (битва при Пуатье), валят обратно в Испанию. С 9в захватили Сицилию (арабы). Были меценаты – Аль-Мамун. Он сын Рашида (герой 1001 ночи) – дом мудрости (в халифате). Беседовали, изучали, переводили. Расцвет арабской науки (8-10вв). Аль-Хорезми (9в) – сделал алгебру самостоятельной. Аверроэс (12в) – арабский аристотелизм, медицина и такой же Авиценна (“Канон врачебной медицины”). Не верили в бессмертие душ, душа после смерти улетает в коллективный разум (это Ибн-Рашид и он был очень против Фомы). Омар Хайям (12в) занимался астрономией.

 

Византия

Их плюс – единый язык (греческий). Были за античную науку (умозрительное знание). Были против опытного пути (считали ремеслом). Иоанн Дамаскин вывел 6 определний философии:

· Знание природы сущего

· Знание божественных и человеческих дел

· Упражнение в смерти

· Уподобление Богу (мудрость, справедливость, благочестие)

· Начало всех искусств и наук

· Любовь к мудрости

Дионисий Ареопагит (5в) был за неоплатонизм (умопостигаемые идеи и есть бытие). Основатель будущего мистицизма. Не работали над философией и математикой, но над теологией, соотв психология и антропология. Во время иконоборчества – вопрос символа. С 11в. Философия делится на:

· Реалистическо-догматическую (физика интересует, астрономия вплоть до демонологии, политика и история). Главный – Михаил Пселл. Дальше гуманисты. Примат разума над верой.

· Мистически-эическую (внутренний мир человека, исихазм). Главные – Григорий Палама и Иоанн Лествичник. Принятие, тишина, покой.


 

5. Наука в период Возрождения

 

Термин введен Жюлем Мишле (мы в дерьме). Угадайте в чем отличие: светская культура, интерес к человеку и его деятельности, античности.

Че происходит вообще?

-разложение феодальной системы, изменения характера экономических отношений (развитие ремесла, городов)

-становление буржуазного индивидуализма. Очень много интеллектуалов появляется (в среде мещан, духовенства). Они очень образованы, выступают за реформы гос. Аппарата, церкви.

-в городах возникают светские центры науки и искусства (церковь их не контролирует).

-появляются университеты (в 14 веке - Прага, Краков, Вена…)

-ГУТЕНБЕРГ!!! И печатный станок. - середина 15 века.

Че там в науке?

-гуманизм(ты заебал, иди домой). Человек-высшая ценность, ибо он может творить, думать, стремится к земному счастью. Революционно-идеи о земной «божественности» человека, веры в себя, жизненной активности. Освоение культурного богатства прошлого(интерес к бородатым грекам). Важную роль в их идеологии играет естествознание. Три критерия освоения науки: истина (главный), добро, красота. В общ. Науках главное-статистика. В естественных-эксперимент, что противоречит Аристотелю, ибо он считал, что эксперминет-искажение действительности.

Естествознание и гуманизм вместе нанесли удар по схоластике. Авторитет науки (призывает к разуму, высказывает предположения, пытается доказать свои утверждения) борется с авторитетом церкви( ээээ. Ну вы знаете. Верь или умри на костре).

-натурофилософия - до 18 века термин обозначал философию природы (система общих законов естествознания).

Пантеизм - взгляд на природу как на разумное и одушевленное целое, подчиняющееся законам.

1)натуралистический пантеизм - разделял Бруно. У природы божественные свойства. Есть мировая душа, бесконечный разум. Бог - материя, живое и активное начало. Человек-часть природы, его страсть к познанию и наличие разума возвышают его над миром. Расстворял бога в природе. Как мы все знаем, он допизделся.

2)мистический пантеизм - разделял Кузанский (Коля, кардинал РЦ и вся Германии. Жил в 15 веке.) - все наоборот: природа растворяется в боге. Рассудок ограничен, поэтому видит противоположности, но Бог соединяет в себе все противоположности (минимум и максимум, один и множество). Бог-бесконечный максимум, приближающийся к природе как к ограниченному максимуму. У Вселенной нет конца, нет центра (земля не занимает привилегированного положения). Все небесные тела подобны нашей земле и возможно обитаемы. За два года до Галилея говорил, что все светила движутся. Написал: «О квадратуре круга», «о соизмерении прямого и кривого».

Несмотря на то, что в это время было выдвинуто много интересных теорий, все еще существует околонаучная составляющая. Ибо религия и такие науки, как алхимия астрология были в почете.

1462 год - учреждение Платоновской академии в Кареджи(это вилла, они там расчехлялись). Козимо Медичи, Марсилио Фичино.

Почему появилось естествознание?

Есть божественный разум (и он ооочень крут), природа (это все искусственное), а деятельность человека - это всего лишь подражание акту творения, подражание природе (осмысление гармонии природы в ремеслах, науке, техн. Деятельность и т.д.). В эпоху Возрождения ценность искусственного и естественного уравнивается. Изменение природы под влиянием человека считается естественным.=>возникает идея ставить природе вопросы и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов. Важно: в ср.века. человек не мыслил пространство и время однородными. Эти идиоты думали, что все места и моменты времени обладают разной природой, смыслом и значением. Именно поэтому в ср. Века не могли быть поставлены физические эксперименты, потому что они предполагают воспроизводилось в разных условиях (разных лабораториях, через месяц или год). Т.е. в эпоху Возрождения возникали и развивались новые представления о пространстве (ВГО, миграция населения). Тут и концепция Бруно о бесконечности Вселенной, Коперник и его система (Земля вокруг Солнца), в живописи - концепция «окна в мир», где властвует линейная перспектива.

Развивается биология: систематизируется животных мир. Изобретение микроскопа, обнаружен мир микроорганизмов. Ботаника тоже скачет вперед: определение пола растения, сформулированы первые догадки о роли листьев и солнечного света.

Классные чуваки Возрождения. Из серии «а чего добился ты?»

1. Колька Кузанский и его мистический пантеизм(см. выше и плачь).

2. Парацельс - в ср. века в основе медицины лежали теории Аристотеля, Галена. А он противопоставил ей «спагирическую» медицины на основе учения Гиппократа: живое организмы состоят из того же, из чего все прочие тела природы (ртуть, сера6 соли и т.д.). Когда ты здоров все в равновесии, когда ты болен что-то преобладает или чего-то не хватает. Человек несет в себе образ Творца, поэтому нет для него запретных знаний. Он способен и должен исследовать все. Написал: «химический псалтырь», «азот или о древесине и нити жизни».

3. Лео ди Каприо да Винчи - опыт никогда не ошибается, ошибаются лишь суждения наши. Математика, механика, анатомия.

4. Колька Коперник - гелиоцентрическая система. Земля движется вокруг Солнца, что объяснило: смену времен года, петлеобразное движение других планет,

Смог определить примерное расстояние между небесными телами. Он вообще подорвал все средневековое мировоззрение, дал толчок для развития физики. Схоласты говорили, что для познания сущности объекта не надо его изучать внешне. Колька доказал, что сущность может быть познана только после тщательного исследования.

5. Джордано Бруно - продолжал идеи Коперника, очень громко пиздел при церковниках о бесконечно развивающейся вселенной и бесконечном число очагов разум. За это и был поджарен ака сосисочка.

6. Галилео Галилей- изготовил телескоп, основываясь на голландских подзорных трубах. Открыл, что млечный путь состоит из множества звезд и темных пятен. Открыл моря и горы на луне. Открыл 4 спутника Юпитера. Выводы: природа небесных тел едина, единство движения (раньше разделялось на прямолинейное (земное) и вращательное (небесное), планеты движутся по круговым и равномерным орбитам.

7. Иоган Кеплер - орбиты планет не круглые (птолемей), а имеют вид эллипса. Солнце находит не в центре, а в одном из фокусов. Планеты движутся с разной скоростью.

8. Колька Макиавелли - только светское государство может обуздать человеческий эгоизм. «государь»

9. Томас Мор, Томмазо Кампанелло - рождение утопий. Результат свободомыслия и стремления к справедливому устроение общественно-государственной жизни.


 

6,7. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.). Взаимоотношение философии и науки. Проблема метода. Проблема идеала знания.

 

Новое время - конец 16-начало 20 века.

Великие Географические Открытия

Научная революция

Религиозные перевороты (много полемики, большое поле для рассуждений)

Следовательно из этого философия захвачена наукой.

Характерные черты.

механицизм- если рассматривать как методологию- это одна из разновидностей редукционизма (сведение сложного к простому). Механицизм предлагает сложное сводить к простому, т.е. к механическому. Основывается на механическом мироосмыслении.

рационализм- в широком смысле слова.

пантеизм (вездебожие, всебожие),

деизм- отрицание личностного бога. Предельно рационалистическое понимание Бога. Бог- великий разум, Творец, но творец с большой буквы.

Философия познания начинает бурно разрастаться в это время. Это связанно с развитием науки. Одна из задач гносеологии нового времени- создание идеала знания. Больше всего любили математику - образец наиболее точной науки, идеальное знание, нужно равняться. Строить все науки как математику, чтобы они были точными и стройными. Философия тогда - наука наук. Общая установка эпохи – рационалистический оптимизм: в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружающей его действительности. Бог - абсолют.

Тенденции.

Накопление знаний. Появляются энциклопедии. Дидро и энциклопедия. Бэкон пытается классифицировать знания.

Специализация ученых. Объединения ученых в сообществах (королевское сообщество в Англии)

Важная задача - поиск научного метода.

Полемика между двумя партиями.

1 лагерь. гносеологический рационализм - начинает поддерживаться философами-новаторами: Декарт, Спиноза, Лейбниц- три великих рационалиста. Мы постигаем мир чувствами (смотрим,слушаем), а знание - разумом. Чтобы получить знание нужна индукция (от фактов к общему), сокращаем все лишнее и оставляем рациональное зерно и знание. Опытный путь не дает возможности получить знание о вечном.

Декарт очень важен. Строгое обоснование нового естествознания. Подчеркивает рациональное начало в любом познании. В отличие от Бэкона, Декарт стоит у истоков нового времени. Метод познания, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств — с другой.

2 лагерь. сенсуализм и эмпиризм – в разуме нет ничего, что не было бы в чувстве. Разум - источник ошибок (как у Эпикура). Бэкон, Гоббс, Джон Локк (кембриджская тусовка). Душа знала все, но опустившись в тело человека забыла. Знание появляется из опыта.

У Бэкона задача философии - создание нового метода научного познания. Наука должна приносить пользу человеку и не быть умозрительной. Наука средство, а не результат. Разделение религии и философии. Надо познавать земное, ориентация на познание природы. Уважение к труду, поиск новых методов для улучшения условий и результатов. Поставить природу на службу к человеку. Отсюда развитие индукционного метода (перечислить предметы и найти их общие черты, от частного к общему). Средства для естествознание - перечисление и исключение.

Творчество Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII в., особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественно-научного общества, куда вошли творцы новой науки — Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.

Также есть и номинализм Гоббса. Номинализм Т. Гоббса В противоположность рационалистической метафизике Декарта принципы эмпиризма, провозглашенные Бэконом. Гоббс — классический представитель номинализма; согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой — знание об именах вещей. Источник этого второго опыта — ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, т. е. правильного употребления слов.

Идеал познания.

Это объективное знание, объективная истина.

У Бэкона идеальному знания противостоят идолы (рода/природа человека, театра/традиции, площади/общества, пещеры/самого человека). Нужно от них избавиться чтобы знать.

Лейбниц: по степени обоснованности выделяет истины разума и истины факта. Противоположное истинам разума невозможно, а истины факта случайны и обратное им вполне допустимо.

Очевидные идеи у Декарта – это основополагающие законы формальной логики (недопустимость противоречий и т.д.); общие термины необходимы, но они не то же, что реальные определения вещей, показывающие все их многообразие.

Спиноза: 3 рода знания – основанное на воображении (чувственное), рассудочное (для понимания мира) и интеллектуальная интуиция (для схватывания сути общих понятий).

Эмпирики и рационалисты исходят из принципиальной познаваемости мира (для первых идеал – математика, для вторых – физика), Беркли и Юм – из непознаваемости.

Кант: 1) «Коперниканский переворот»: главный вопрос – «Что такое человек?», а не поиск первоначала; 2) есть непознаваемая «вещь в себе» и познаваемые феномены; 3) концепция доопытного знания (априорные формы); 4) законы: сохранения субстанции, причинности, и взаимодействия субстанций.

Классическое научное знание (17 – 18 вв.) по Кезину:

1) истинность как цель и результат; истина как то, что соответствует действительности;

2) фундаментализм – закон достаточного основания Лейбница: все должно быть обосновано в достаточной мере, т. е. фундаментальным образом; + фундамент знания → рационализм и эмпиризм;

3) методологический редукционизм – необходимость выработки универсального стандарта научности; дедукция (Бэкон) или индукция (Декарт); создание эталона научного знания; одна наука, на которую равняются – математика (рационалисты) или физика (эмпирики).

4) социокультурная автономия научного знания – наука как самодостаточная область, не зависящая от социально-экономических, политических, мировоззренческих и других условий; выводы науки определяются только изучаемой реальностью.

 


 

9. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.

 

Геология: Чарльз Лайель (конец 18 века-1875) - развил идею о медленном изменении земной поверхности под влиянием геологических факторов.

Биология: Жан Батист Ламарк (1744-1829) - теория эволюции органического мира (предшественник Дарвина). Приспособление живого к окружающей среде.

Химия: Джон Дальтон (1766-1844) - создатель химического атомизма (раскрывает строение веществ). Открыл газовые законы Дальтона. Так же доказал наличие веса у атома, способность соединяться в кратных соотношениях.

Физика: Хамфри Дейв (1778-1829) - открыл электролиз. Никола Карно (1796-1832) - основатель термодинамики.

Самые главные открытия:

1)создание клеточной теории - биолог Теодор Шванн и ботаник Маттиас Шлейден.

2)открытие закона сохранения и превращения энергии - Юлиус Майер. Джеймс Джоуль экспериментально обосновал закон сохранения и превращения энергии и определил механический эквивалент тепла.

3)создание эволюционной теории в биологии- Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882). «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают — изменчивость, наследственность и естественный отбор.

4) создание теплового двигателя - Джеймс Уатт (1736- 1819) изобрел паровую машину с цилиндром двойного действия.

Основные черты классической научной картины мира:

1. Пространство и время имеют абсолютный характер и не зависят друг от друга. Их свойства едины в любой точке вселенной

2. Взаимно-однозначная связь причины и следствия. Случайность выступает как чисто внешнее, субъективное выражение нашей неспособности все учесть. Т.Е. если в какой-то системе координат известны положение и вектор движения тела (т.е. его скорость и направление), то всегда можно однозначно предсказать его положение через любой конечный промежуток времени.

3. Механицизм - всё многообразие мира сводится к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития — к простейшим законам механики.


 

10. Кризис оснований классической науки и научная революция на рубеже 19-20 вв.

Научная революция была связана с становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности. Принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).

Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др Быстрое развитие физики. Особенно быстро теория теплоты и термодинамика.

Теория теплоты – две ветви. Развитие термодинамики и статистическая физика (развитие знания об инертных газах).

Создается теория электромагнитного поля (Максвэлл). Нет единого взгляда на электромагнитные явления. Полного теоретического единства во взглядах физиков на электрические и магнитные явления не было. Максвелл и поставил перед собой задачу перевести идеи и взгляды Фарадея на строгий математический язык, или, говоря другими словами, интерпретировать известные законы электрических и магнитных явлений с точки зрения взглядов Фарадея. Электромагнитное поле - реально и существует независимо от того, имеются проводники и магнитные полюса, обнаруживающие его, или нет.

Электромагнитное поле (и его изменение со временем) описывается в электродинамике в классическом приближении посредством системы уравнений Максвелла. При переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой электрическое и магнитное поле в новой системе отсчета — каждое зависит от обоих — электрического и магнитного — в старой, и это ещё одна из причин, заставляющая рассматривать электрическое и магнитное поле как проявления единого электромагнитного поля.

Открыты важнейшие законы: закон Кулона, закон Ампера, закон электромагнитной индукции, законы постоянного тока и др.

открытие радиоактивности, которое помимо своего общего принципиального значения сыграло важную роль в развитии представлений об электроне. Все началось в 1896 г., когда Анри Беккерель, исследуя загадочное почернение фотографической пластинки, оставшейся в ящике письменного стола рядом с кристаллами сульфата урана, случайно открыл радиоактивность.

Химия.К великим открытиям второй половины ХIХ века должны быть отнесено создание периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевым.

Кризис дарвинизма. Можно указать на четыре основные явления в системе биологического познания второй половины XIX – начала ХХ в., которые были вехами в процессе утверждения принципов теории естественного отбора:

• возникновение и бурное развитие так называемого филогенетического направления, вождем и вдохновителем которого был Э. Геккель;

• формирование эволюционной биологии - проникновение эволюционных представлений во все отрасли биологической науки;

• создание экспериментально-эволюционной биологии;

• синтез принципов генетики и дарвинизма и создание основ синтетической теории эволюции.

Становление учения о наследственности (генетики). Вплоть до XVII в. господствовали фантастические и полуфантастические представления. В середине и второй половине XVIII в. учение о наследственности обогащается новыми данными – установлением пола у растений, искусственной гибридизацией и опылением растений. Во второй половине XVIII – начале XIX в. наследственность рассматривалась как свойство, зависящее от количественного соотношения отцовских и материнских компонентов. Лишь в первой половине XIX в. стали складываться непосредственные предпосылки учения о наследственности и изменчивости – генетики. Качественным рубежом здесь, по-видимому, оказались два события. Первое – создание клеточной теории. Второе событие – выделение объекта генетики, т. е. явлений наследственности как специфической черты живого, которую не следует растворять во множестве свойств индивидуального развития организма. Создание клеточной теории было важнейшим шагом на пути разработки научных воззрений на наследственность и изменчивость. Познание природы наследственности предполагало выяснение вопроса о том, что является универсальной единицей структурной организации растительного и животного миров.


 

11. Социально-гуманитарные науки в 19-20 вв.

Социология – наука об обществе, его функционировании, развитии, соц институтах, группах и тд. Создатель социологии как науки Конт Огюст (1798-1857). Идеолог органического реформирования общества (без революции). Автор социократии. Социология стремится к идеалам естественных наук – изучение на наблюдении фактов без метафизики (философский позитивизм) и метод проектирования будущего строя человечества (какого неясно, но наблюдение поможет). Конт считал, что феодализм и аристократия во Франции наконец закончились, был короткий (плохой) период «анархической республики». Это был плод метафизики – всеобщее равенство, свобода суждений, разделение властей. Но по Конту это не конец. Окончательная форма власти – социократия. Только эта форма общества подходит новому умному человеку индустриальной эпохи. Для этого в науке нужно утвердить позитивизм – никакой теологии и метафизики. В позитивизме есть только науки идущие по иерархии (от простой к сложной): социология-биологий-химия-физика-астрономия-математика. Конт разделяет:

· социальную статику (начинается от семьи – союза, построенного на симпатии и идет глобальнее к кооперации – разделение труда в обществе. Социальный консенсус – единство общества, его идей, чувств, интересов. Для такого порядка нужны две власти: светская и духовная. Иерархия из двух ступеней только – правители и управляемые)

· социальную динамику (закон развития общества в 3 стадиях: 1. Теологическая до 1300г, когда все объяснялось Богом. Быт был военный. Тогда произошло разделение на светскую и духовную власти. 2. Метафизическая до 1800г, когда реформация, просвещение и революция вместо бога поставили во главу мышления вместо Бога метафизику (понятия сущности, первопричины). Светская власть у законодателей. 3. Научная (позитивная), когда общество стало промышленным, видит причинно-следственные связи, развивается альтруиизм. Теперь власть должна быть у промышленников)

Идеал для этого – социократия – «позитивная республика» в которой «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Всего в мире будет 500 социократий. Всего там 2 класса: капиталисты и пролетариат. Всегда будет принцип солидарности (каждый признан социальным существом, «право» исключается, как исключается «случай» из философии, у всех есть только «обязанности» и «долг», признания частной собственности, которая способствует накоплению для след поколений – наследство обязательно!). Духовная власть – философы, ученые, жрецы (рассудок и чувства помогают деятельности, обязанность культа, образование, мораль, воспитание соц чувств); светская – патрициат (экономика, но без суда. Полтики и военных!, плата за труд). Капиталист воспитывается как управленец, в противном случае его исключат из социократии, а пролетарий должен стремится к духовной высоте, работе, общество будет отвлекать его от политики и богатства. Новая религия социократии – религия Человечества (Великие Существа). Это все, кто не живет засчет других. Паразиты исключаются из Человечества и становятся полезными животными.

Осуществить всю эту херню можно с помощью автократии (идеалы Конта Николай 1 и даже Наполеон). Он рассказал идею пролетариату и было организовано «Общество пролетариев-позитивистов» (1870).

 

Другой придурок – Спенсер Герберт (1820-1903). Идеолог либерализма. Был в Викторианской Англии. Общество есть организм, значит процессы в нем можно объяснить биологией. Труды: «Социальная статика» (1851), «Ос­нования психологии» (1855), «Основания социологии» (1877-1896), «Личность и государство» (1884). Выдвинул теорию органического происхождения государства (еще до Дарвина). Все развивается от гомогенности к гетерогенности (от однообразия к разнообразию). Здесь есть:

· политическая интеграция (рост количества людей, постепенное сходство между разными народами (перетрахались друг с другом), сотрудничество на войне)

· политическая дифференциация (внутри семьи мужчина и женщина делятся на главного и не очень, управление одного общества другим, ранговое неравенство, военные вожди становятся властьью).

Два типа общества:

· военные (египетское, римское, русское и тд. Есть мобилизованная армия и отдыхающая армия – народ. Характерен государственный централизм – гос-во контролирует совершенно всё, все в надзоре, народ подчиняется чиновникам, иерархия индивидов – все юридически не равны, общество строится по образцу армии, где чины четко подчиняются друг другу, нет права на личную жизнь, повсеместное принуждение).

· Промышленные (эволюционирующее после военного, все заняты промышленностью, а не войной, есть формальное равенство, личные права, отношения только на основе договора, не по приказу, есть только некоторые общие запреты).

Угадайте, что Спенсер любил больше.

Права у всех – на воздух, на свое дело, на свою собственность, на передвижение, свобода совести, печати. Теорию Конта признал близкой к военному типу общества. Права не являются порождением государства. Государство не должно сделать всех счастливых, а сами люди, свободная деятельность (“не гос-во сделало открыти”). В правительстве по его мнению иногда сидят оч тупые люди, но что делать. Допускал возможность революции!

 

Считал, что переворот принесет социализм, который плох (был за либерализм). Он похож на военное общество (Делай свое дело и получай паек).

 

Еще важный труд: «Грехи законодателей» (1884). Считал, что законодателям нельзя верить, это как поклоняться идолам. Проблемы: законы не всегда достигают цели, законы могут противоречить друг другу, необходимо платить юристом, чтобы понять, что происходит в сраном законодательстве. Типы права:

· Обычное (первобытное, основанное на привычках и внушении)

· Священно (политическая организованность, наличие короля равного богу, принуждение)

· Человеческое (равенство людей, уважение к истории законодательсвта)

 

Другие направления:

· Географическое (расселение людей: Риттер, Бокль)

· Демографическое (рост населения: Кост)

· Рассово-антропологическое (принцип наследования: Гобино, Чемберлен)

· Социальный дарвинизм (борьба за выживание: Гумплович)

Дюргейм – “Социологизм” – социальные факты можно рассмотреть как вещи

Вебер – “Понимающая социология” – рассмотрение внутренний смысл соц действий

Не забываем, что в конце 19в развивается психология (не физиология, не философия) = психоанализ старичка Фрейда.

 

История – романтики против просветителей. Романтики отвергали перевороты. Утопический социализм и Гегель (закономерность исторического развития). Но пока что позитивизм основной (все круто, человек крутой!)

 

Структура языка – Леви-Стросс (язык как система знаков).

 

Вообще тут видимо придется говорить про Вебера, Маркса, Зиммеля, короче, вы в дерьме, вас тут могут спросить ВСЕ что угодно.


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.