МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Технологический детерминизм





Под влиянием научно-технической революции все чаще возникают и получают широкое распространение теории, абсолютизирующие технический про­гресс. Истоки этих теорий можно проследить в трудах ученых на­чала XX в.: П. К. Энгельмейера (Россия), Ф. Десеауера, М. Шнейдера, М. Эйта (Германия). Переоценка научно-технических факторов и недооценка общественно-исторических условий были ха­рактерны для «легальных марксистов» (П. Струве), а также не­мецких социал-демократов (Э. Бернштейн, К. Каутский) и русских - меньшевиков (Л. Мартов, Н. Суханов). Однако наибольшее раз­витие технологические теории исторического процесса получают в послевоенные годы.

В 1960 г. выходит книга американского экономиста Уолта Уитмена Ростоу «Стадии экономического роста» с характерным подза­головком «Некоммунистический манифест». В этой книге У. Ростоу выделяет пять основных стадий роста: 1) традиционное общество, 2) стадия создания предпосылок для взлета, 3) взлет, 4) движение к зрелости, 5) эпоха высокого массового потребления.

Для стадии «традиционного общества», считает У. Ростоу, характерно, что свыше трех четвертей производителей занято произ­водством продовольствия. Национальный доход используется в ос­новном непроизводительно. Структура общества образует иерархию, в которой политическая власть принадлежит земельным соб­ственникам или центральному правительству. Вторая стадия яв­ляется переходной к взлету. В этот период происходят существен­ные изменения в трех непромышленных сферах: сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле. Третья стадия — «взлет» — охва­тывает сравнительно небольшой промежуток времени — одно-два десятилетия. В это время растут темпы капиталовложений, замет­но увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Происходит победа сторонников модернизации эконо­мики над защитниками традиционного общества. Период «движе­ние к зрелости» характеризуется. У. Ростоу как длительный этап технического прогресса: развивается процесс урбанизации, повы­шается доля квалифицированного труда, руководство промышлен­ностью сосредоточивается в руках квалифицированных управляю­щих — менеджеров. В пятую эпоху — стадию «высокого массового потребления» — осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению.

В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971) У. Ростоу добавляет шестую стадию — «стадию поиска ка­чества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Теория У. Ростоу представляет определенный шаг вперед не только по сравнению с концепциями демографического и географи­ческого детерминизма, но и по сравнению с технологическими тео­риями первой половины XX в. Она признает ведущую роль мате­риального производства в развитии общества, его обусловленность прогрессом производительных сил, влияние на их развитие соци­альной среды. Более широкий исторический подход характерен для теоретиков постиндустриального общества (Р. Айрис, Д. Белл, Г. Кан, Т. Стоуньер и др.). Том Стоуньер, например, в своей книге «Информаци­онное богатство: профиль постиндустриальной экономики» (1983) выделяет в развитии человечества три качественных этапа: периоды аграрной экономики, индустриальной и информационной.



«В аграрной экономике, — считает он, — хозяйственная дея­тельность была связана преимущественно с производством доста­точного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной эко­номике хозяйственная деятельность была по преимуществу произ­водством товаров, а лимитирующим фактором — чаще всего капи­тал. В информационной экономике хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективны­ми и тем самым создать больше материального богатства. Лими­тирующий фактор здесь — наличное знание».

В отличие от У. Ростоу Т. Стоуньер выделяет в развитии об­щества не одну (промышленную), а две (промышленную и инфор­мационную) революции. Более того, он связывает качественные этапы в развитии производительных сил с революциями в экономи­ке и политике. В результате промышленной революции «вначале экономическая, а затем политическая власть постепенно перешла из рук аристократии в руки капиталистов»; в процессе же инфор­мационной — «экономическая и политическая власть переходит к производителям информации».

Таким образом, мы видим, что сведение общественного прог­ресса к техническому неминуемо ведет даже наиболее талантливых ученых к искажению логики исторического процесса, к односторон­ним выводам.

 

Периодизация развития общества по формам хозяйства.

В процессе развития капитализма натуральное хозяйство вытесняется товарным. Это породило концепции, в которых критерием периодизации ста­ла выступать форма обмена. В XIX в. довольно типичной стала теория Б. Гильденбранда о трех этапах развития как последовательной смене натурального хозяйства денежным, а денежного — кредитным. При этом под натуральным хозяйством понималось не только автаркическое производство, но и простейший натуральный продуктообмен; под денежным — обмен при помощи денег; под кредитным — обмен при посредстве кредита.

Более сложной системой периодизации всемирно-исторического процесса по формам хозяйства была концепция Александра Александровича Богданова (1873—1928). В основе ее лежит материа­листический критерий выделения форм хозяйства. В наиболее позднем варианте изложения своей системы А. А. Богданов, в частности, пишет о трех основных типах «строения общественной организаций», в рамках которых он выделяет различные эпохи.

Дробное натуральное хозяйство:

а) первобытный родовой коммунизм;

б) авторитарная родовая община;

в) феодализм.

Меновое хозяйство:

а) переходные формы: рабство, крепостная организация;

б) мелкобуржуазный строй;

в) домашне-капиталистическая система;

г) промышленный капитализм типа мануфактуры;

д) машинный капитализм.

Объединенное натуральное хозяйство (коллективизм). Стремление найти общий критерий для систематизации раз­личных форм хозяйства выгодно отличает эту периодизацию. В то же время нельзя не заметить, что этим критерием оказался не спо­соб производства, а форма хозяйства (натуральная, товарная и, по существу, планомерная). К тому же при этом происходит на­рушение логики исторического процесса: исчезает азиатский спо­соб производства, искусственно отделяются друг от друга фео­дальная система и система крепостного хозяйства, рабовладельчес­кий строй излагается после феодализма, объединяются в один раз­дел восточное, античное и колониальное рабство и т. д.

 

Институциональное объяснение исторического процесса.

В конце XIX - начале XX в. возник институционализм — течение, отри­цающее обусловленность развития че­ловеческого общества производствен­ными отношениями и признающее в качестве движущей силы не­экономические факторы: психобиологические (Т. Веблен), соци­ально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К.-А. Виттфогель) и другие институты. Сторонники этого направления рекон­струировали и дополнили взгляды исследователей XIX в., утверж­давших, что в основе развития общества лежит изменение права (Ф. К-фон Савиньи), социальной психологии, мотивов деятель­ности людей (В. Дильтей).

В центре внимания сторонников институционализма находит­ся, как правило, капитализм, его настоящее и будущее (теории индустриального и постиндустриального общества, технократичес­кие теории, теории конвергенции и т.д.).В то же время в после­военные годы появились попытки с позиций институционализма описать развитие человечества в целом. Одной из крупнейших ра­бот, претендующих на объяснение исторического процесса, являет­ся книга профессора китайской истории Вашингтонского универ­ситета Карла-Августа Виттфогеля (1896—1988) «Восточный дес­потизм. Сравнительное изучение тотальной власти» (1957)- В мо­лодости Виттфогель штудировал произведения К. Маркса. Однако уже в эти годы проявилась склонность к географическому мате­риализму. Решая вопрос о том, «какой момент определяет в ко­нечном счете историческое развитие — природный или обществен­ный», он отдает пальму первенства природе, считая «определяю­щим и ведущим... естественные условия»16.

С годами географический детерминизм был дополнен государ­ственным институционализмом. Структурообразующим элементом в концепции К.-А. Виттфогеля является восточный деспотизм, ко­торый характеризуется ведущей ролью государства. Государство опирается на бюрократический аппарат и подавляет развитие частнособственнических тенденций. Богатство господствующего класса в этом обществе обусловлено не собственностью на сред­ства производства, а местом в иерархической системе государст­ва. Таким образом, получается, что природные условия и внешние влияния определяют форму государства, а она в свою очередь — тип социальной стратификации.

Более сложной детерминистской концепцией является матери­алистическое понимание истории. Оно исходит из того, что в про­изводстве люди вступают в объективные, независимые от их воли и сознания, определяемые уровнем развития производительных сил общества отношения. В их структуре выделяют технико-эко­номические (или организационно-экономические) и социально-экономические отношения.

Этот подход в целом хорошо знаком преподавателям. Неко­торые новые аспекты его рассмотрены в предыдущей главе. Сле­дует лишь заметить, что в рамках данного подхода основная пери­одизация общества осуществляется по способам производства и формациям. Среди спорных проблем последнего времени особо можно выделить вопрос об азиатском способе производства.

Применение наряду с содержательным термином («государст­венная система сельских общин») условного («азиатский способ производства») широко распространено в науке. Мы уже давно оперируем такими парными понятиями, как античность — рабо­владельческий способ производства, средневековье — феодализм, новое время — капитализм. Специфика здесь заключается не в том, что Маркс и Энгельс использовали два понятия («система сельских общин» и «азиатский способ производства»), а в том, что содержательному термину противопоставлен не временной, а географический. Происхождение этого термина объясняется, види­мо, тем, что на современном Марксу и Энгельсу Востоке они на­ходили остатки этих государственно-общинных форм.

 

Формационный подход. Характеристика понятий «общественно-экономическая формация» и «способ производства материальных благ». Пять способов производства как закономерные степени в историческом развитии общества. Ограниченный характер формационной теории.

В экономической науке существует разные подходы и разные критерии периодизации социально экономического развития общества. Основными подходами являются формационные и цивилизованные.

Формационный подход периодизации социально-экономического развития общества показывает историю развития общества, как прерывную, состоящую из качественно-различных периодов. При этом каждый период есть новая ступень в качественном и количественном развитии общества.

Формационный подход периодизации развития общества был разработан К. Марксом на основе идей ряда его предшественников.

1. Данный подход к периодизации истории человечества основан на смене способов производства и формаций. Кратко суть формационного подхода заключается в следующем:

Процесс труда состоит из трёх элементов:самого труда, средств труда и предметов труда.

Средства труда -это комплекс предметов, при помощи которых человек трудится, производит материальные блага. К средствам труда относятся прежде всего орудия труда – различного рода механизмы и машины, приспособления и инструменты, двигатели, передаточные аппараты и т. д. Кроме орудий труда, называемых активными средствами,имеются пассивные средства труда -здания, сооружения, трубопроводы и др.

Предметами трудаявляется то, на что направлен человеческий труд (сырье, материалы и пр.), что составляет материальную основу будущего продукта. В подавляющем болыпинстве предметы труда в современных условиях сами являются продуктом предшествующего труда: металл, цемент, хлопок и пр. В конечном счете все они имеют природное происхождение. Земля может выступать в роли как предмета труда, так и средства труда.

Средства труда и предметы труда в совокупности представляют собой средства производства.

Рабочая сила и средства производства -это производительные силы общества. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и наиболее общим показателем общественного прогресса.

Производительные силы определяют характер производственных отношений, которые складываются между людьми по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ.

Производительные силы общества и производственные отношения в своем единстве представляют собой способ производства или базис общества (экономический строй).

Формационный подход выделяет пять способов материального производства (рис. 1):

1. Первобытнообщинный

2. Рабовладельческий

3. Феодальный

4. Капиталистический

5. Коммунистический

Экономический строй определяет характер надстройки –совокупности семейных, юридических, национальных, культурных, политических и других отношений.

Базис и надстройка находятся в единстве, во взаимосвязи. С течением исторического времени, с развитием общества надстройка приобретает все большее влияние на базис, определяет его параметры. Базис и надстройка составляют общественно-экономическую формацию.

История человечества, по Марксу, есть история восхождения от одной общественно-экономической формации к другой (рис. 1.8).

 

 


Рис. 1.8. Формационный подход к периодизации истории

 

Формационный подход имеет свои позитивные и негативные особенности.

Позитивные:

1. Он утвердил материалистическое толкование развития общества;

2. Подчеркнул важную роль экономики в жизни общества;

3. Поставил в центре внимания идею прогресса.

Негативные:

1. В тоже время формационный подход ведет к упрощению и искажению понимания исторического развития;

Выделение специфических производственных отношений в качестве критерия периодизации экономического развития приводит к недоучету фактора преемственности исторические ступени, общеэкономических и общечеловеческих ценностей. Формационный подход исключает возможность многовариантного развития и в то же время является страновым, т.е. развившимся из опыта развития отдельных стран. Все это упрощает реальную картину общественного развития.

 

Цивилизационная теория общественного развития. Различные трактовки понятия «цивилизация». Исторические ступени цивилизационного развития.

В экономической науке имеет место теория общественного развития, в которой получило отражение современное видение мира как результат исторического развития типов цивилизации.

Термин «цивилизация» латинского происхождения, означает гражданский, общественный. Этот термин был введен около 200 лет назад и использовался для характеристики общества, в котором царствует разум и свобода. В современном мире термин «цивилизация» используется:

1. Для оценки степени и уровня культуры (античная цивилизация, современная, европейская, азиатская и т. д.)

2. Для характеристики стадии развития человеческого общества пришедшего на смену варварства.

3. Как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств.

4. Как заключительная стадия развития культуры, фаза ее заката.

5. Как совокупность основных компонентов общественной жизни: человеческого потенциала, способа производства материальных благ, окружающей среды. Различают собирательство, земледельческую и промышленную цивилизацию.

6. Как определенную стадию в циклическом развитии общества, в целостности составляющих его элементов: наука, культура, экономика и т.д.

Цивилизационный подход показывает непрерывность исторического процесса, его движения во взаимосвязи и приемлемости, накоплении материального и духовного богатства. Он предполагает формирование общечеловеческих ценностей, показывает их роль в развитии общества.

Появлению и развитию цивилизационной теории способствовали глубина, масштабы и характер перемен, происходящих в мире, особенно во второй половине XX в.:

- революционные перемены в технике, технологии, принципиально изменившие организацию производства;

- создание современной информационной системы, производственной и социальной инфраструктур;

- осознание угрозы ядерной войны, экологической гибели, общности человеческих судеб;

- осознание сложности и многомерности мира нашей планеты, созданного в результате многовекового эволюционного развития;

- понимание качественных изменений мировой цивилизации.

Определим наиболее важные положения цивилизационного подхода:

· существуют общие закономерности экономической деятельности и развития человека как индивида и как члена общества;

· исходным для исследования цивилизаций выступают обусловленные человеческой жизнью потребности, деятельность людей и ценности, создаваемые в результате этой деятельности; таким образом, во главу угла ставится человек как индивид и как член общества;

· удовлетворение и развитие потребностей - постоянно возобновляемый исторический процесс, в котором развитие цивилизации идет вслед за ростом потребностей;

· исследование взаимодействия потребностей и деятельности человека позволяет формировать программы научно-технического и социально-экономического развития, в основе которого лежат потребности, а не закономерности материального производства.

Таковы теоретико-методологические основы изучения закономерностей развития цивилизации.

Впервые цивилизационный подход к развитию общества разработал шотландский ученый Фергюсон. В развитии человеческого общества он выделил 3 периода:

1. Дикость - для нее характерны развития охотничьего хозяйства и отсутствия частной собственности.

2. Варварство - появление частной собственности и развитие скотоводческого хозяйства.

3. Цивилизация - для нее характерно господство частной собственности и развитие земледелия.

Другой теорией, созданной на базе цивилизационного подхода, является теория стадий экономического роста, принадлежащая У. Ростоу. Согласно этой теории, стадии роста определяются взаимодействием технико-экономических, производственных, политических и других факторов, поэтому следует выделять два типа общества: традиционное (докапиталистическое) и индустриальное (капиталистическое).

Согласно теории Ростоу имеется шесть стадий экономического роста:

1. Традиционное общество.

2. Стадия подготовки условий для сдвига или переходное общество.

3. Стадия сдвига и перехода к индустриальному развитию.

4. Постиндустриальное общество.

5. Стадия массового потребления.

6. Современный период.

Современный цивилизационный подход, во-первых, рассматривает человечество как единую цивилизацию с приоритетом и господством обще человеческих ценностей, во-вторых, приоритет обще человеческого не мешает развитию особенностей каждой культуры, в-третьих, в центре цивилизации находятся человек, его свободное все стороннее развитие.

В современной экономической науке разработана теория циклического развития общества, смены цивилизации. Согласно этой теории выделяют 7 цивилизаций:

1. Неолитическая - ее продолжительность 30-35 веков.

2. Восточно-рабовладельческая или бронзовый век – 20-23 века.

3. Античная (железный век) – 12-13 веков.

4. Раннефеодальная - 7 столетий.

5. Прединдустриальная – 4,5 века.

6. Индустриальная – 2,3 века.

7. Постиндустриальная – 1,3 века.

 

Более того, анализ мировой истории как истории цивилизации в последнее время стал чрезвычайно актуальным! Дело в том, что теория общественных формаций показывает нам историю, прежде всего, как дискретную, прерывную, состоящую из качественно раз­личных этапов. Наоборот, теория цивилизации позволяет обратить внимание на непрерывность исторического процесса, показать его во взаимосвязи и преемственности, накоплении материального и духовного богатства человеческого рода. Действительно, в ходе социальной революции происходит не только разрушение преды­дущей системы общественных отношений, но и создание условий, при которых осуществляется сохранение и развитие важнейших достижений в области материальной и духовной культуры пред­шествующей ступени развития. В условиях, когда человеческая цивилизация находится в опасности, такой подход объективно имеет гуманистическое звучание. Он позволяет показать процесс формирования общечеловеческих ценностей, их роль в современ­ном мире.

В то же время синтез формации и цивилизации требует сохранения традиционных социокультурных ценностей. Они неповторимы, и, прежде всего, синтезом социокультурных, экономических и духовных структур пяти способов производства, а также рудиментами ушедших цивилизаций. Часто указанные социокультурные структуры столь уникальны, что являются достоянием человеческой культуры, а следовательно, весомым вкладом в развитие человеческой цивилизации. Это важно к тому же для обеспечения преемственности исторического развития, для эволюционного, безболезненного перехода человеческого общества к современным цивилизационным структурам.

 

Критерии социально-экономического прогресса, изменения в вещественных факторах производства, формирование новых технологических способов производства уровень развития главной производительной силы общества – человека, создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека, рост производительности общественного труда.

В чем состоит движение вперед в эко­номике, переход на более высокую ступень развития? Как видно из пре­дыдущих параграфов темы, ответы на эти вопросы при различных подхо­дах к периодизации общественного развития даются разные. Это связано с различными основаниями такой периодизации. Если у У. Ростоу оценка прогрессивности развития в конечном счете идет через критерии потребления — высшая эпоха — это и есть ста­дия «высшего массового потребления», — то у других авторов-критерии переносятся или в сферу собственно производительных сил (технологический детерминизм), или даже в область мораль­но-этических, духовных проявлений.

В настоящее время в нашей экономической литературу прогресс общества зачастую связывается с возникновением и раз­витием многообразия форм экономической жизни, форм хозяйст­вования, что переносит критерии экономического прогресса в сфе­ру организации общественного хозяйства.

На наш взгляд, следует исходить из того, что многообразие подходов к периодизации общественного развития объективно обусловлено самой сложностью и многогранностью общественно­го прогресса и сложной структурой самой экономики. Отсюда воз­можность абсолютизации того или иного аспекта ее развития. Представления об экономическом прогрессе, когда с самой фор­мой социализма автоматически связывались его преимущества в научно-техническом прогрессе, высокой эффективности и т. д., как раз и являлись следствием одностороннего понимания обществен­ного прогресса в виде прямолинейного процесса без учета самостоятельности общих критериев прогрессивности экономического развития.

Сложность экономических отношений обусловливает необходи­мость применения многообразных критериев экономического прогресса. Их классификация может быть осуществлена по-раз­ному. В нашей экономической литературе в последние годы в ка­честве такой классификации выработан подход с точки зрения единства производительных сил и производственных отношений. В этом случае различаются критерии на стороне производительных сил (технико-экономические критерии) и на стороне производст­венных отношений (социально-экономические критерии). Кроме того, обычно выделяются социальные критерии, которые оценива­ют прогрессивность развития с точки зрения социальных условий жизни человека.

Важный вывод, который был сделан нашей наукой в последние годы, состоит также в том, что следует различать общеэкономические критерии, т. е. применимые ко всем ступеням развития, и специфические, по которым следует оценивать экономический прогресс на отдельных этапах экономического развития. Данный подход представляется плодотворным и в свете современных представлений о целостности мира и многообразии форм эконо­мического прогресса общества и его многовариантности на том или ином этапе развития материально-технического базиса произ­водства.

Отмеченный подход, который может быть положен в основу оценки экономического прогресса и выработки его критериев, не отменяет других типов классификации. В частности, если за ис­ходный пункт взять единство всех фаз воспроизводства, то в этом случае следует выделять критерии на стороне производства (уве­личение объемов производства), распределения (справедливость или несправедливость распределения), потребления (реальные до­стижения в росте благосостояния). Если же избрать вариант оценки экономического прогресса через характеристику самих производительных сил, то в этом случае возможна его оценка как через изменение в самих факторах производства, так и через фор­мирование новых технологических способов производства.

Однако многообразие подходов к экономическому прогрессу не снимает проблемы обобщенной его оценки по какому-либо из эко­номических критериев.

Формационный подход трактует уровень развития производительных сил в качестве общего и высшего критерия экономического прогресса. Часто имеются попытки приуменьшить значение социального прогресса и соответствующего ему критерия — уровня развития личности. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть тесную взаимосвязь этих форм прогресса. Ведь сам человек и есть главная производительная сила общества. Следовательно, в иерархии критериев общественного прогресса уровень развития производительных сил в целом выступает как общий критерий («основание» иерархии), а уровень развития главной производительной силы — человека, его личности, — как высший критерий («верши­на» иерархии,), по которому определяется ступень, достигнутая обществом в социальном прогрессе.

Итак, экономический прогресс не есть прогресс только произ­водительных сил общества, не исчерпывается им. При этом прог­ресс производительных сил есть интегральный критерий общест­венного прогресса в сфере экономики. Обобщающим критерием экономического прогресса при этом выступает рост производи­тельности общественного труда.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.