ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | TЕMA 8. Основные подходы к периодизации развития общества Недетерминистские теории исторического процесса. Учение, противоположное детерминизму и признающее в человеке свободу воли, называется индетерминизмом. Его учение говорит о том, что человек, несомненно, находится под влиянием внешних мотивов и побуждений самого различного рода. Так напр., на него действуют окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование, культурное развитие и т. д. - все это отражается в чертах его нравственного облика. В этом признании того, что на человека действуют - и иногда очень сильно - различные внешние мотивы и влияния. Таким образом, в воззрении индетерминизма, свобода человека - не безусловно творческая свобода, а свобода выбора, свобода нашей воли решить - поступить так или иначе. В современной экономической науке существует множество школ и направлений, которые с точки зрения оценки периодизации социально-экономического развития общества, можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся теории, отрицающие единство исторического процесса, всеобщие закономерности прогрессивного социально-экономического развития человечества. Ко второй - теории, признающие определенные прогрессивные закономерности этого процесса. Рассмотрим сначала первую группу теорий. В индетерминистских концепциях история человечества представляется не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культур но-исторических типов (Н. Я. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер) или культурных суперсистем (П. Сорокин), каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. Разберем циклические теории на примере концепции А. Тойнби. Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) - один из крупнейших английских историков и социологов XX в. Для А. Тойнби характерна религиозная концепция исторического процесса. Традиционное для западной философии истории противопоставление необходимости и свободы у него отражается в виде прямого противопоставления Законов Природы Законам Бога. Основную роль в истории, согласно Тойнби, играют Законы Бога, которые осуществляются через свободный выбор элиты. Поэтому, несмотря на декларируемое признание закономерностей истории, Тойнби отрицает возможность какого бы то ни было научного предвидения в истории и объективно выступает как индетерминист. «По моему мнению, - пишет А. Тойнби, - каждое суждение о прогрессе в любой среде внутренне и неискоренимо субъективно... Если смотреть на прогресс в человеческих делах в плане технологии, в плане социальности и в плане духовности, то будут получены различные диаграммы человеческой истории в каждом случае». На этом основании он отрицает общий критерий прогресса. Основной единицей исторического процесса в системе А. Тойнби является понятие локальной цивилизации, которое служит для обозначения проживающей на определенной территории общности людей, объединенных духовными традициями. Он различает первичные (возникающие непосредственно из примитивных обществ), вторичные (производные от первичных) и даже третичные цивилизации. Всего в истории человечества А. Тойнби насчитывает свыше двух десятков цивилизаций, из которых к середине XX в. в той или иной мере сохранилось семь (западная христианская, православная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддистская, христианско-иудаистская). Отрицая материальные факторы развития общества, А. Тойнби ищет причины возникновения, развития и упадка цивилизаций во взаимодействии исторических «Вызовов» и «Ответов». Каждая цивилизация, по его мнению, может пройти четыре этапа: генезис, рост, упадок и дезинтеграцию. Для того, чтобы возникла и развивалась цивилизация, необходима, с точки зрения Тойнби, «золотая середина», чтобы «Вызов» был не слишком слабым, а «Ответ» - не слишком сильным, однако достаточным для рождения нового «Вызова», который, в свою очередь, должен породить новый «Ответ» и т. д. Движущей силой развития цивилизации А. Тойнби считает творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Упадок цивилизации Тойнби связывает с недостатком созидающей силы у творческого меньшинства и вследствие этого прекращением преданности и подражания ему со стороны исторического большинства. Это приводит к утрате обществом былого социального единства. Наступает дезинтеграция. Общество распадается на три части: 1) господствующее меньшинство, создающее универсальное государство, 2) внутренний пролетариат, находящий свое выражение в универсальной религии и церкви (толстовство, гандизм, христианство американских негров и т. д.), и 3) внешний пролетариат, оформляющийся в варварские военные банды. Вторая и третья группы объединяют, по мысли А. Тойнби, слои, живущие в обществе, но ему не принадлежащие. Эти силы в конечном счете разрушают старую цивилизацию и одновременно (рождая новую религию) подготавливают предпосылки для возникновения новой цивилизации. Концепция А. Тойнби довольно схематична. Вся мировая история представляет собой набор локальных цивилизаций, путь развития которых уже предопределен. «Цивилизации» Тойнби, — справедливо замечает П. Сорокин, — являются не объединенными системами, а простым конгломератом различных цивилизованных объектов и явлений, объединенных только своего рода соседством, а не причинными или существенными связями. По этой причине они не являются действительными «видами общества». Но если это так, делает вывод П. Сорокин, то тогда вряд ли можно говорить о единообразии их генезиса, роста и упадка. Искусственными являются не только используемое А. Тойнби понятие «цивилизация», но и ее составные компоненты. Прежде всего это относится к предельно широкой трактовке пролетариата. К нему А. Тойнби относит разнородные слои населения и трактует его как внеисторическое явление. Что же предлагает, в конечном счете, А. Тойнби? Для спасения души, считает он, необходим уход от действительности из макрокосма в микрокосм, т. е. фактически в туманный религиозный мистицизм. Таковы практические рекомендации, вытекающие из теории английского ученого. Детерминистские концепции развития человеческого общества - демографический детерминизм, географический детерминизм. |