МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Переворот в системе нравственных ценностей в период Реформации и Возрождения. Основные тенденции развития морали современной цивилизации.





Можно сказать, что общеевропейская культура барокко (кон. XVI— сер. XVIII вв.; от итал. причудливый) с ее идеалами трагической борь­бы, сопротивления обстоятельствам как нельзя лучше выражает харак­тер казацкой эпохи в истории Украины: попытки добиться признания прав и привилегий, равных правам и привилегиям католического насе­ления Речи Посполитой. Тесные социально-политические и националь­но-религиозные рамки неизбежно милитаризовали культуру.

Пожалуй, ни одно сословие в истории человечества не знало столь противополож­ных оценок — от яростного поношения до восторженного почитания — как казачество. Разве что рыцарство в Западной Европе. Это, впрочем, и неудивительно, ведь и те, и другие были профессиональными воен­ными. Профессиональное мастерство казаков превозносят и враги, сравнивая их с древними римлянами (польский историк Старовольский). Впрочем, как и всякое сравнение, оно поверхностно. Дух каза­чества, несомненно, определялся характером Нового времени, Просве­щения, ценностями культуры Возрождения, которые не стоит оцени­вать как привнесение извне, с Запада, так как они выражают внутренние закономерности украинской культуры.

Так, хотя Реформация подготов­лена длительной эволюцией католического мира, назревшая потреб­ность в автономии личности вызывает схожие процессы и в православ­ном украинском обществе. В соответствии с древними традициями пра­вославные братчики представляли различные сословия (в отличие от католических); создавались братства женские, «младенчески», что и демонстрирует всеобщий, характерный для всей украинской культуры дух этой тенденции развития. Хотя, безусловно, законы сословно-корпоративного общества накладывали свой отпечаток на отношения лю­дей, и авторитет братства в обществе определялся, прежде всего, вступ­лением в него богатых и вельможных.

Братства используют возможнос­ти существующей системы, защищая свои имущественные, политические, духовные интересы; самоуправление, представительство на сеймах и про­чее. Общая собственность, казна, которыми владели братства, позволя­ли не только поддерживать вдов и сирот, но и создавать школы (в том числе высшую) и типографии. Новая система образования, воспитание интеллигенции (священников, поэтов, музыкантов, авторов первых в Восточной Европе учебников, словарей) основывались на высокой тре­бовательности не только к учителям, но и к священникам, проповедни­кам. Обычным для этого времени было обучение школярами во времяканикул сельских детей (захлеб и кров). Все это открывало путь защиты и расширения прав православного населения в широкой полемике, по­влекшей за собой изменения в законах Речи Посполитой. Напряженная теоретическая работа создала ту среду, в которой вызрела новая элита.

Традиции, с одной стороны, восточного христианства с его ориента­цией на совершенствование внутреннего мира, а, с другой стороны, веко­вые общинные традиции, формирующие в католическом окружении брат­ства, дают нам то замечательное сочетание, которое так часто встречается в отзывах о казаках: высокий уровень личной ответственности перед това­рищами и в такой же мере отчаянное свободолюбие (по словам француз­ского историка Шевалье, неспособность терпеть гнет). Ответственность перед собратьями (которые назывались не иначе как «панове-громадо»), взаимная поддержка — фундамент выживания в условиях военного време­ни. Законы товарищества требовали пренебрежения личными интереса­ми ради общих. Чрезвычайно ценилось и побратимство — обычай, вслед­ствие которого устанавливались обязательство друг перед другом иной раз большие, нежели определяемые кровным родством: никакие обстоятель­ства не могли оправдать предательства побратима.

Вместе с тем современники отмечают щедрость и бескорыстие, рав­нодушие к накоплению богатств (часть своих средств казаки тратили на храмы, монастыри, госпитали, приюты, школы) и гостеприимство, зако­ны которого были нерушимы вне зависимости от национальности и ве­роисповедания гостя: он попадал под защиту товарищества. Впрочем, для того времени национальная принадлежность тождественна вероиспове­данию; религиозность выступает существенным выражением личности казака, защищающего свою идентичность во враждебном окружении.

Здесь нельзя обойти вопрос об отношении к образованию. Вряд ли случайны высокий для того времени уровень грамотности — не менее пятидесяти процентов — среди казаков (сириец Павел Халебский: «Даже большинство их жен и дочерей умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные пения», «В стране казаков все дети уме­ют читать, даже сироты»), наличие на сичевых территориях школ, а так­же то, что среди казацкой элиты были люди не просто грамотные, но высокообразованные (владевшие риторикой, несколькими языками, в том числе и латынью — языком науки, знавшие античную историю, литературу и прочее). Можно сказать, что, как и для всей культуры Про­свещения в целом, эта черта непосредственно связана с жизненными интересами — дипломатическими, военной тактики и стратегии, сичевого хозяйствования.

Казачество сознательно и целенаправленно поль­зовалось (говоря современным языком) имиджелогией: создавался об­раз чародеев-характерников (умеющих плавать в ведре под водой, заго­варивать пули и сабли, открывать без ключа любые замки, делаться невидимыми и тому подобное). Сила духа, стойкость, юмор и неуны­вающий характер укрепляли мнение о казаках как о людях, которые «храбры и даже легкомысленны, так как не ценят своей жизни» (фран­цузский военный инженер Боплан). Дух рыцарства, авантюризма, ге­роическое стремление переустроить мир совершенно естественно охва­тили украинцев, называвших себя в Новое время казаками, то есть воль­ными, независимыми воинами.

Буржуазная мораль претерпела значительные перемены со времени своего возникновения, ведь изменения выражают самую суть буржуаз­ного способа существования. Ускорение темпа жизни превращает вре­мя в деньги. Эпоха Возрождения изменила оценку человека и его воз­можностей. Человек многое может, он имеет право на развитие своих способностей, и это не противоречит устоям христианства: успехи де­ятельности человека, плоды его усилий демонстрируют благосклон­ность к нему Господа. Выводы из новой версии христианства (протес­тантизма), разработанной Реформацией, коротко таковы:

— человек, автономная личность наделена правом принимать реше­ние и нести за него ответственность; свобода становится основопола­гающим принципом современной морали; появляется рефлексивность (способность оценивать поступки с точки зрения мотивов) и большая рассудочность (расчетливость); вследствие автономизации и свободы личности можно говорить о совести в современном ее понимании;

— человек, принимающий решение без принуждения, отвечает пе­ред людьми и законом, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или соци­ального происхождения, имущественного, сословного или иного поло­жения (согласно определению Всеобщей декларации прав человека: нормы нравственности приобретают всеобщий характер);

— верующий не нуждается в посредничестве священнослужителя в своем диалоге с Богом, церковь рассматривается как свободное собра­ние равных; человек способен на самоконтроль и имеет право на сво­боду вероисповедания.

В отличие от жестко аскетической программы раннего протестантиз­ма, буржуа освящает обеспеченность жизни; увеличение богатства рас­сматривается как реализация жизненного предназначения человека и служение Богу. Одной из важнейших добродетелей является бережли­вость. Феодальную честь вытесняют понятия честности, обязательности, пунктуальности, составляющие репутацию. Ее основа — трудолюбие и профессионализм, вызывающие уважение до некоторого предела, кото­рый определяется низкой оплатой. Благополучие, обеспеченность (следствие высококвалифицированного труда) включает разнообразные пока­затели и внешние проявления: качество образования, жилья, одежды, пиши, медицинского обслуживания и т. п. Демонстрация успеха, благо­получия — также составная часть хорошей репутации, надежности.

На­против, бедность на заре капитализма рассматривалась как преступление (в XVII в. бедные, больные, бродяги изолировались от общества, их по­мешали в работные, воспитательные дома); современный капиталист, полагая, что нищета — это право человека, реализация его свободы, все же предпочитает создавать благотворительные фонды и разнообразные программы для профессионального образования заключенных. Общест­во пытается защитить традиционные ценности — дом, семью, несмотря на то, что чисто профессиональные интересы вступают с ними в проти­воречие. В то же время, при всей открытости общества, буржуа ревност­но защищает свою частную жизнь, неприкосновенность личности и жи­лья, профессиональные секреты. Благодаря интенсивному развитию на­уки увеличивается продолжительность жизни, что вносит существенные изменения в понимание прав личности, гуманизма.

Мораль капиталистического общества испытывает значи­тельное влияние поглощаемых культур. Это особенно ярко демонстри­рует XX столетие. Разделение мира на капиталистическую и социалис­тическую системы приводит к их напряженному соперничеству. Внешне они весьма различны, основываются на противоположных принципах: первая — на индивидуализме, вторая — на коллективизме. Однако на­иболее острые моменты обнаруживали их сходство: манипуляция созна­нием масс, подавление инакомыслия, насаждение инакомыслия, созда­ние кумиров, коллективная ответственность, синдром «чужого» и пр. Так, начальная фаза развития капитализма на мощном слое традици­онной культуры в Российской империи конца XIX — начала XX в. при­вела к возрождению морали, которую определяют следующие черты:

— общинность, которая нивелирует личность, принудительный и до­бровольный отказ (вплоть до рабского положения) от собственной воли;

— обесценивание индивидуальной жизни, ущемление личных ин­тересов ради общего блага;

— мифологизированность сознания: персонификация идеала (культ личности), вера в магическую силу слова, приказа, перекладывание права решения на начальство;

— уравнительное равенство («простой советский человек», «незаме­нимых людей нет») как ценность наряду с системой льгот, званий, по­ощрений («знатная свинарка»), которые оправдывали существование привилегий правящей элиты;

— постоянное возрождение неприязни к «чужому» («враг народа», «вредитель» и т. п.), с уничтожением которого жизнь станет «легче и веселее»; моральная оценка при отсутствии системы правовой защиты приравнивается к судебному приговору, эта неприязнь подпитывалась страхом из-за осознания отличия от нравственного идеала, который выдавался за норму морали;

— утверждение социальной неполноценности некоторых видов де­ятельности, групп населения (интеллигенции, верующих), идеологий (украинский буржуазный национализм) и национальных культур;

— принцип коллективной ответственности (семьи репрессирован­ных, трудовые коллективы и т. п.), что и породило единственное в сво­ем роде «историческое явление — советский народ», славящийся сво­ей терпеливостью, миролюбием и душевностью.

Такое положение сохранялось благодаря чрезвычайно замкнутому информационному пространству, в пределах которого навязывался иде­ал человека, жертвующего сегодняшним благом ради «светлого будуще­го человечества». Аскетическое самоограничение в соединении с соци­альным оптимизмом и боязнью отличия от этого идеала (конформизм, от лат. подобный) постепенно становится основным стержнем сущест­вования человека на фоне торможения развития экономики, полити­ки и т. д. Поскольку из социальной системы ценностей были изъяты другие стимулы, кроме нравственных (поощрение, одобрение; повыше­ние квалификации давало лишь незначительные преимущества), дей­ствительно классовое расслоение сдерживалось, то тормозился и рост общественного богатства. Идеологи прибегли к последнему средству — морализаторству, взывая к чувству ответственности и трудолюбию («ак­тивный, деятельный характер морали»), коллективизму («преданность общему делу») и гуманизму («все — на благо человека!»). Однако резер­вы такого пути развития были исчерпаны, что и порождало «социаль­ную пассивность», «двойственную мораль» и «расхождение слова с де­лом». Не только общий кризис системы, но и создание действительно имевшего позитивную ценность идеала (народ-герой, народ-победитель и др.) шаг за шагом разрушали тоталитаризм.

Для определения подлинной ценности результатов этих изменений необходима временная дистанция; нашему времени доступно лишь обо­значение общих тенденций развития человеческих нравов:

— мораль осознается как отдельный, самостоятельный вид деятель­ности, отношений, сознания;

— по мере развития письменной культуры и научного знания нрав­ственное сознание, мораль испытывают все большее влияние этики;

— информатизация культуры принципиально меняет характер и качество человеческих отношений;

— в связи с возрастающей специализированностью человеческой деятельности возникают и специальные моральные кодексы (врача, юриста, воина, педагога и т. п.);

— в круг нравственных проблем включается в наше время не толь­ко отношение человека к человеку, но и человека к среде его обитания: сегодня это необходимая составляющая гуманизма;

—нормы нравственности приобретает общечеловеческий характер;

— в современной культуре (западного типа) возрастает свобода и ответственности личности, ее нравственная ценность, таким образом происходит гуманизация морали.

Изучение исторических изменений морали обладает огромным нравственным потенциалом. Как бы ни менялись нравственные нор­мы, как бы ни совершенствовались нравственные законы, самый глав­ный открыт уже давно. И хотя его произносили на разных языках и формулировали по-разному, смысл его таков: поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы он поступал по отношению к тебе.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.