ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Переворот в системе нравственных ценностей в период Реформации и Возрождения. Основные тенденции развития морали современной цивилизации. Можно сказать, что общеевропейская культура барокко (кон. XVI— сер. XVIII вв.; от итал. причудливый) с ее идеалами трагической борьбы, сопротивления обстоятельствам как нельзя лучше выражает характер казацкой эпохи в истории Украины: попытки добиться признания прав и привилегий, равных правам и привилегиям католического населения Речи Посполитой. Тесные социально-политические и национально-религиозные рамки неизбежно милитаризовали культуру. Пожалуй, ни одно сословие в истории человечества не знало столь противоположных оценок — от яростного поношения до восторженного почитания — как казачество. Разве что рыцарство в Западной Европе. Это, впрочем, и неудивительно, ведь и те, и другие были профессиональными военными. Профессиональное мастерство казаков превозносят и враги, сравнивая их с древними римлянами (польский историк Старовольский). Впрочем, как и всякое сравнение, оно поверхностно. Дух казачества, несомненно, определялся характером Нового времени, Просвещения, ценностями культуры Возрождения, которые не стоит оценивать как привнесение извне, с Запада, так как они выражают внутренние закономерности украинской культуры. Так, хотя Реформация подготовлена длительной эволюцией католического мира, назревшая потребность в автономии личности вызывает схожие процессы и в православном украинском обществе. В соответствии с древними традициями православные братчики представляли различные сословия (в отличие от католических); создавались братства женские, «младенчески», что и демонстрирует всеобщий, характерный для всей украинской культуры дух этой тенденции развития. Хотя, безусловно, законы сословно-корпоративного общества накладывали свой отпечаток на отношения людей, и авторитет братства в обществе определялся, прежде всего, вступлением в него богатых и вельможных. Братства используют возможности существующей системы, защищая свои имущественные, политические, духовные интересы; самоуправление, представительство на сеймах и прочее. Общая собственность, казна, которыми владели братства, позволяли не только поддерживать вдов и сирот, но и создавать школы (в том числе высшую) и типографии. Новая система образования, воспитание интеллигенции (священников, поэтов, музыкантов, авторов первых в Восточной Европе учебников, словарей) основывались на высокой требовательности не только к учителям, но и к священникам, проповедникам. Обычным для этого времени было обучение школярами во времяканикул сельских детей (захлеб и кров). Все это открывало путь защиты и расширения прав православного населения в широкой полемике, повлекшей за собой изменения в законах Речи Посполитой. Напряженная теоретическая работа создала ту среду, в которой вызрела новая элита. Традиции, с одной стороны, восточного христианства с его ориентацией на совершенствование внутреннего мира, а, с другой стороны, вековые общинные традиции, формирующие в католическом окружении братства, дают нам то замечательное сочетание, которое так часто встречается в отзывах о казаках: высокий уровень личной ответственности перед товарищами и в такой же мере отчаянное свободолюбие (по словам французского историка Шевалье, неспособность терпеть гнет). Ответственность перед собратьями (которые назывались не иначе как «панове-громадо»), взаимная поддержка — фундамент выживания в условиях военного времени. Законы товарищества требовали пренебрежения личными интересами ради общих. Чрезвычайно ценилось и побратимство — обычай, вследствие которого устанавливались обязательство друг перед другом иной раз большие, нежели определяемые кровным родством: никакие обстоятельства не могли оправдать предательства побратима. Вместе с тем современники отмечают щедрость и бескорыстие, равнодушие к накоплению богатств (часть своих средств казаки тратили на храмы, монастыри, госпитали, приюты, школы) и гостеприимство, законы которого были нерушимы вне зависимости от национальности и вероисповедания гостя: он попадал под защиту товарищества. Впрочем, для того времени национальная принадлежность тождественна вероисповеданию; религиозность выступает существенным выражением личности казака, защищающего свою идентичность во враждебном окружении. Здесь нельзя обойти вопрос об отношении к образованию. Вряд ли случайны высокий для того времени уровень грамотности — не менее пятидесяти процентов — среди казаков (сириец Павел Халебский: «Даже большинство их жен и дочерей умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные пения», «В стране казаков все дети умеют читать, даже сироты»), наличие на сичевых территориях школ, а также то, что среди казацкой элиты были люди не просто грамотные, но высокообразованные (владевшие риторикой, несколькими языками, в том числе и латынью — языком науки, знавшие античную историю, литературу и прочее). Можно сказать, что, как и для всей культуры Просвещения в целом, эта черта непосредственно связана с жизненными интересами — дипломатическими, военной тактики и стратегии, сичевого хозяйствования. Казачество сознательно и целенаправленно пользовалось (говоря современным языком) имиджелогией: создавался образ чародеев-характерников (умеющих плавать в ведре под водой, заговаривать пули и сабли, открывать без ключа любые замки, делаться невидимыми и тому подобное). Сила духа, стойкость, юмор и неунывающий характер укрепляли мнение о казаках как о людях, которые «храбры и даже легкомысленны, так как не ценят своей жизни» (французский военный инженер Боплан). Дух рыцарства, авантюризма, героическое стремление переустроить мир совершенно естественно охватили украинцев, называвших себя в Новое время казаками, то есть вольными, независимыми воинами. Буржуазная мораль претерпела значительные перемены со времени своего возникновения, ведь изменения выражают самую суть буржуазного способа существования. Ускорение темпа жизни превращает время в деньги. Эпоха Возрождения изменила оценку человека и его возможностей. Человек многое может, он имеет право на развитие своих способностей, и это не противоречит устоям христианства: успехи деятельности человека, плоды его усилий демонстрируют благосклонность к нему Господа. Выводы из новой версии христианства (протестантизма), разработанной Реформацией, коротко таковы: — человек, автономная личность наделена правом принимать решение и нести за него ответственность; свобода становится основополагающим принципом современной морали; появляется рефлексивность (способность оценивать поступки с точки зрения мотивов) и большая рассудочность (расчетливость); вследствие автономизации и свободы личности можно говорить о совести в современном ее понимании; — человек, принимающий решение без принуждения, отвечает перед людьми и законом, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (согласно определению Всеобщей декларации прав человека: нормы нравственности приобретают всеобщий характер); — верующий не нуждается в посредничестве священнослужителя в своем диалоге с Богом, церковь рассматривается как свободное собрание равных; человек способен на самоконтроль и имеет право на свободу вероисповедания. В отличие от жестко аскетической программы раннего протестантизма, буржуа освящает обеспеченность жизни; увеличение богатства рассматривается как реализация жизненного предназначения человека и служение Богу. Одной из важнейших добродетелей является бережливость. Феодальную честь вытесняют понятия честности, обязательности, пунктуальности, составляющие репутацию. Ее основа — трудолюбие и профессионализм, вызывающие уважение до некоторого предела, который определяется низкой оплатой. Благополучие, обеспеченность (следствие высококвалифицированного труда) включает разнообразные показатели и внешние проявления: качество образования, жилья, одежды, пиши, медицинского обслуживания и т. п. Демонстрация успеха, благополучия — также составная часть хорошей репутации, надежности. Напротив, бедность на заре капитализма рассматривалась как преступление (в XVII в. бедные, больные, бродяги изолировались от общества, их помешали в работные, воспитательные дома); современный капиталист, полагая, что нищета — это право человека, реализация его свободы, все же предпочитает создавать благотворительные фонды и разнообразные программы для профессионального образования заключенных. Общество пытается защитить традиционные ценности — дом, семью, несмотря на то, что чисто профессиональные интересы вступают с ними в противоречие. В то же время, при всей открытости общества, буржуа ревностно защищает свою частную жизнь, неприкосновенность личности и жилья, профессиональные секреты. Благодаря интенсивному развитию науки увеличивается продолжительность жизни, что вносит существенные изменения в понимание прав личности, гуманизма. Мораль капиталистического общества испытывает значительное влияние поглощаемых культур. Это особенно ярко демонстрирует XX столетие. Разделение мира на капиталистическую и социалистическую системы приводит к их напряженному соперничеству. Внешне они весьма различны, основываются на противоположных принципах: первая — на индивидуализме, вторая — на коллективизме. Однако наиболее острые моменты обнаруживали их сходство: манипуляция сознанием масс, подавление инакомыслия, насаждение инакомыслия, создание кумиров, коллективная ответственность, синдром «чужого» и пр. Так, начальная фаза развития капитализма на мощном слое традиционной культуры в Российской империи конца XIX — начала XX в. привела к возрождению морали, которую определяют следующие черты: — общинность, которая нивелирует личность, принудительный и добровольный отказ (вплоть до рабского положения) от собственной воли; — обесценивание индивидуальной жизни, ущемление личных интересов ради общего блага; — мифологизированность сознания: персонификация идеала (культ личности), вера в магическую силу слова, приказа, перекладывание права решения на начальство; — уравнительное равенство («простой советский человек», «незаменимых людей нет») как ценность наряду с системой льгот, званий, поощрений («знатная свинарка»), которые оправдывали существование привилегий правящей элиты; — постоянное возрождение неприязни к «чужому» («враг народа», «вредитель» и т. п.), с уничтожением которого жизнь станет «легче и веселее»; моральная оценка при отсутствии системы правовой защиты приравнивается к судебному приговору, эта неприязнь подпитывалась страхом из-за осознания отличия от нравственного идеала, который выдавался за норму морали; — утверждение социальной неполноценности некоторых видов деятельности, групп населения (интеллигенции, верующих), идеологий (украинский буржуазный национализм) и национальных культур; — принцип коллективной ответственности (семьи репрессированных, трудовые коллективы и т. п.), что и породило единственное в своем роде «историческое явление — советский народ», славящийся своей терпеливостью, миролюбием и душевностью. Такое положение сохранялось благодаря чрезвычайно замкнутому информационному пространству, в пределах которого навязывался идеал человека, жертвующего сегодняшним благом ради «светлого будущего человечества». Аскетическое самоограничение в соединении с социальным оптимизмом и боязнью отличия от этого идеала (конформизм, от лат. подобный) постепенно становится основным стержнем существования человека на фоне торможения развития экономики, политики и т. д. Поскольку из социальной системы ценностей были изъяты другие стимулы, кроме нравственных (поощрение, одобрение; повышение квалификации давало лишь незначительные преимущества), действительно классовое расслоение сдерживалось, то тормозился и рост общественного богатства. Идеологи прибегли к последнему средству — морализаторству, взывая к чувству ответственности и трудолюбию («активный, деятельный характер морали»), коллективизму («преданность общему делу») и гуманизму («все — на благо человека!»). Однако резервы такого пути развития были исчерпаны, что и порождало «социальную пассивность», «двойственную мораль» и «расхождение слова с делом». Не только общий кризис системы, но и создание действительно имевшего позитивную ценность идеала (народ-герой, народ-победитель и др.) шаг за шагом разрушали тоталитаризм. Для определения подлинной ценности результатов этих изменений необходима временная дистанция; нашему времени доступно лишь обозначение общих тенденций развития человеческих нравов: — мораль осознается как отдельный, самостоятельный вид деятельности, отношений, сознания; — по мере развития письменной культуры и научного знания нравственное сознание, мораль испытывают все большее влияние этики; — информатизация культуры принципиально меняет характер и качество человеческих отношений; — в связи с возрастающей специализированностью человеческой деятельности возникают и специальные моральные кодексы (врача, юриста, воина, педагога и т. п.); — в круг нравственных проблем включается в наше время не только отношение человека к человеку, но и человека к среде его обитания: сегодня это необходимая составляющая гуманизма; —нормы нравственности приобретает общечеловеческий характер; — в современной культуре (западного типа) возрастает свобода и ответственности личности, ее нравственная ценность, таким образом происходит гуманизация морали. Изучение исторических изменений морали обладает огромным нравственным потенциалом. Как бы ни менялись нравственные нормы, как бы ни совершенствовались нравственные законы, самый главный открыт уже давно. И хотя его произносили на разных языках и формулировали по-разному, смысл его таков: поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы он поступал по отношению к тебе. |