МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мораль и нравы Античности. Возникновение христианской морали.





Современная Западная цивилизация отсчитывает свое время от Древ­ней Греции и Древнего Рима, для нее это — Античность (лат. древность). Однако и объектами военных операций, и партнерами в торговых сдел­ках, и источником знаний, искусств, умений, и соседями для европей­цев были предшествующие Восточные цивилизации.

Для Античности, как и Востока, основным источником существо­вания было земледелие. Земледельца того времени вряд ли можно на­звать мирным. Малопроизводительный труд периодически порождал острую нехватку земли, землепашец становился пехотинцем, конником или моряком и увеличивал свой земельный надел, сгоняя соседей или обращая их в рабство. Античная культура расцвела за счет экспансии, впитала материальные и духовные богатства, поглотила соседние наро­ды как дешевую рабочую силу. Поэтому и социальная структура здесь образуется гораздо более сложная по сравнению с древневосточной.

Обычное для Востока и ранних этапов Античности домашнее раб­ство перерастает в классическое. Новая — денежная — элита вытесня­ет родовую знать и утверждается не за счет сограждан, а большей час­тью за счет «чужих», полностью либо частично лишенных человеческих прав, превращенных в рабов («говорящие орудия»). Безусловно, отно­шение к рабам менялось: успешные военные действия делали раба де­шевым, а положение его невыносимым.

В Риме ценность раба увели­чивалась, если хозяин давал ему образование; законы Греции не позво­ляли обучать раба, развивать его физическую ловкость. Дело даже и не в тяжести рабского труда, а в лишении человека чувства собственного достоинства: раба не называли по имени, ответственность за его про­ступки нес хозяин, свидетельства раба в суде принимали лишь в том случае, если они были даны под пыткой. Хозяин, в соответствии с за­коном, распоряжался рабом как вещью. Рост отличий в положении сво­бодного и несвободного человека оказывает колоссальное воздействие на общество: рабство позволило свободнорожденным (или равным, как говорили в Спарте) создать политику и право, философию, этику, ис­кусство и спорт.

Классическое рабовладение породило демократию (греч. власть народа — большинства свободных над меньшинством свободных граж­дан). Доля в общей земельной собственности определяла права, учас­тие в управлении и общие религиозные верования. Собственность, та­ким образом, означала гражданство, была основой полиса (города-го­сударства). Община создавала суды, защищая свою жизнь и собственность. Покушение на частную собственность каралось весьма строго, иногда мучительной смертью. Древнейшие законы вообще довольно часто оп­ределяли в качестве наказания смертную казнь, не оставляя этот вопрос на усмотрение суда. В то же время эти законы должны были предотв­ратить кровную месть, личную расправу. Человека Античности нельзя упрекнуть в том, что он не ценил жизнь и не уважал смерть: отказ в погребении и эксгума­ция (лат. извлечение из земли) родственников считались бесчестящи­ми наказаниями. Община, защищая себя, могла изгнать неугодного (остракизм) за пределы полиса: грек становился иностранцем, «чужим», терял права и привилегии.

Как греков, так и римлян можно назвать чрезвычайно «обществен­ными» людьми: они по многу часов проводили, обсуждая новости, фи­лософские и литературные произведения на пирах, в театрах, банях, гим­настических залах и цирках, бурно выражая эмоции. Здесь создавалось общественное мнение, выносились оценки и приговоры, так что если говорить о нравах, они, как и прежде, большей частью имели непосред­ственно коллективный характер. Возникновение этики, развитие теоре­тического сознания оказывало огромное воздействие на состояние мо­рали, ее индивидуализацию. Любимейшее развлечение —театр — ста­новилось мощным оружием, заражая своим настроением восприимчивых зрителей; недаром греки не допускали на комедии женщин и молодежь, убийства же не демонстрировали, а только подразумевали.



В античной культуре считались пороками мотовство и спесь, само­надеянность и обжорство. Высмеивались неучи, собирающие редкие и дорогие рукописи, не читая их; назойливые рифмоплеты, преследую­щие слушателей; богатые выскочки, пытающиеся пирами привлечь высокопоставленных людей и сделать карьеру; невежественные лекари. отправляющие пациентов в Царство теней; азартные игроки, разоряю­щие семью. Преданность общине остается несомненной ценностью даже во времена Империи: первый римский император называл себя «принцепсом» (лат. первый среди граждан) и долгое время сохранял республиканские (лат. общественное дело) учреждения.

Хозяйственной, военной, культовой единицей античного общест­ва являлась семья. Она строилась на законах патриархата и обязатель­ной моногамии для женщин. Рождение детей считалось долгом перед обществом, предками и самим собой. Дети обязаны были почитать ро­дителей, поддерживать их в старости, родители — дать детям необходи­мое образование. В отличие от спартанской, целью которой было фор­мирование способности выживания любой ценой, смысл афинской системы образования определяется хорошо известной формулой: здо­ровому телу необходим здоровый дух. Обучение интеллектуальное, му­зыкальное и физическое диктовалось общественными потребностями и основывалось на принципах калокагатии (греч. единство прекрасно­го и доброго) и агонистики (греч. состязательность в достижении наи­лучших результатов в различных сферах деятельности, получение при­знания). Однако афинская система предназначалась исключительно для мужчин, что и определяло принципиальное отличие дальнейшей жен­ской судьбы. Жизнь афинянки проходила на «женской половине», куда она скрывалась, как только в дом приходили гости. Римская женщина, напротив, по мере развития цивилизации получала гораздо больше со­циальных и имущественных прав.

Важной чертой античной жизни являлось то, что политика не сво­дилась к интригам узкого круга придворных и позволяла, если уж не добиться полной справедливости, то, по крайней мере, сохранять веру в ее достижение именно политическим путем. Это придавало общест­венной жизни некоторую стабильность. Однако впоследствии этот принцип был доведен до абсурда, и во времена распада античной ци­вилизации жадные до зрелищ и хлеба (даровым хлебом кормилась 1/5 часть населения Рима) толпы продавали свои голоса политическим деятелям.

Нестабильности брака сопутствует расцвет проституции. С накоплением богатства уходят в прошлое старые ценности: знатность, доблесть, преданность и честь, по сравнению с которыми жизнь отдель­ного человека ничего не стоила. Этот идеал противоречил реальной жизни: самопожертвование несовместимо с растущим индивидуализ­мом. Социальную ценность человека теперь выражает величина состо­яния, с другой стороны — образованность. Физический труд, обычный для родовой аристократии, в большей или меньшей степени презира­ется. Труд за плату считается недостойным свободного человека. Эти пе­ремены осознаются как упадок нравственности, распад цивилизации, крушение мира. Кризис, действительно, охватил всю систему, поэтому многочисленные законы, направленные на сохранение нравственных ценностей, не смогли выполнить своего предназначения. В этой ситу­ации надежды возлагались на восстановление традиций, возвращение «золотого века».

В это неспокой­ное время в Империю хлынуло огромное количество восточных рели­гиозных культов; лидером оказалось учение о богочеловеке, обладав­шем человеческой способностью сострадания (независимо от социального статуса страдальца), божественной способностью пре­одоления смерти (воскресения) и наделенном царской властью — пра­вом и силой перестроить мир по законам справедливости. Христиан­ство отразило потребность в восполнении несовершенной земной жизни совершенной загробной, чего не знало большинство местных культов. Учение строилось на привычном, известном разным народам мифе о воскресении. Образованные греки вначале смеялись над про­поведями о возрождении умершего, однако христианство было про­должением и античных традиций. Миф о воскресении дополнился принципом индивидуальной ответственности (воздаяния по делам) вне зависимости от статуса человека в земной жизни (поэтому хрис­тианство и не могло осуждать, например, рабство: только в 583 г. Маконский собор запретил продажу христиан в рабство язычникам) и таким образом признанием равенства. Гуманистическое содержание христианства сделало его уни­версальным учением, понятным и приемлемым для различных соци­альных и этнических групп.

Итак, мораль античного общества характеризуется противопо­ложными тенденциями в своем историческом развитии. Для нее ха­рактерны:

— нравственный кризис, разрушение возвышенных идеалов предан­ности общему делу, самопожертвования и т. д.;

— нарастающая индивидуалистическая ориентация, которая прояв­ляется, с одной стороны, в стремлении к самосовершенствованию, в высочайшем уровне самопознания, а с другой — в чрезвычайном коры­столюбии, тщеславии, жестокости в борьбе за власть, переживании порока как эстетической ценности;

— в то же время позитивные ценности античной морали нашли свое выражение в христианском кодексе.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.