ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Мораль и нравы Античности. Возникновение христианской морали. Современная Западная цивилизация отсчитывает свое время от Древней Греции и Древнего Рима, для нее это — Античность (лат. древность). Однако и объектами военных операций, и партнерами в торговых сделках, и источником знаний, искусств, умений, и соседями для европейцев были предшествующие Восточные цивилизации. Для Античности, как и Востока, основным источником существования было земледелие. Земледельца того времени вряд ли можно назвать мирным. Малопроизводительный труд периодически порождал острую нехватку земли, землепашец становился пехотинцем, конником или моряком и увеличивал свой земельный надел, сгоняя соседей или обращая их в рабство. Античная культура расцвела за счет экспансии, впитала материальные и духовные богатства, поглотила соседние народы как дешевую рабочую силу. Поэтому и социальная структура здесь образуется гораздо более сложная по сравнению с древневосточной. Обычное для Востока и ранних этапов Античности домашнее рабство перерастает в классическое. Новая — денежная — элита вытесняет родовую знать и утверждается не за счет сограждан, а большей частью за счет «чужих», полностью либо частично лишенных человеческих прав, превращенных в рабов («говорящие орудия»). Безусловно, отношение к рабам менялось: успешные военные действия делали раба дешевым, а положение его невыносимым. В Риме ценность раба увеличивалась, если хозяин давал ему образование; законы Греции не позволяли обучать раба, развивать его физическую ловкость. Дело даже и не в тяжести рабского труда, а в лишении человека чувства собственного достоинства: раба не называли по имени, ответственность за его проступки нес хозяин, свидетельства раба в суде принимали лишь в том случае, если они были даны под пыткой. Хозяин, в соответствии с законом, распоряжался рабом как вещью. Рост отличий в положении свободного и несвободного человека оказывает колоссальное воздействие на общество: рабство позволило свободнорожденным (или равным, как говорили в Спарте) создать политику и право, философию, этику, искусство и спорт. Классическое рабовладение породило демократию (греч. власть народа — большинства свободных над меньшинством свободных граждан). Доля в общей земельной собственности определяла права, участие в управлении и общие религиозные верования. Собственность, таким образом, означала гражданство, была основой полиса (города-государства). Община создавала суды, защищая свою жизнь и собственность. Покушение на частную собственность каралось весьма строго, иногда мучительной смертью. Древнейшие законы вообще довольно часто определяли в качестве наказания смертную казнь, не оставляя этот вопрос на усмотрение суда. В то же время эти законы должны были предотвратить кровную месть, личную расправу. Человека Античности нельзя упрекнуть в том, что он не ценил жизнь и не уважал смерть: отказ в погребении и эксгумация (лат. извлечение из земли) родственников считались бесчестящими наказаниями. Община, защищая себя, могла изгнать неугодного (остракизм) за пределы полиса: грек становился иностранцем, «чужим», терял права и привилегии. Как греков, так и римлян можно назвать чрезвычайно «общественными» людьми: они по многу часов проводили, обсуждая новости, философские и литературные произведения на пирах, в театрах, банях, гимнастических залах и цирках, бурно выражая эмоции. Здесь создавалось общественное мнение, выносились оценки и приговоры, так что если говорить о нравах, они, как и прежде, большей частью имели непосредственно коллективный характер. Возникновение этики, развитие теоретического сознания оказывало огромное воздействие на состояние морали, ее индивидуализацию. Любимейшее развлечение —театр — становилось мощным оружием, заражая своим настроением восприимчивых зрителей; недаром греки не допускали на комедии женщин и молодежь, убийства же не демонстрировали, а только подразумевали. В античной культуре считались пороками мотовство и спесь, самонадеянность и обжорство. Высмеивались неучи, собирающие редкие и дорогие рукописи, не читая их; назойливые рифмоплеты, преследующие слушателей; богатые выскочки, пытающиеся пирами привлечь высокопоставленных людей и сделать карьеру; невежественные лекари. отправляющие пациентов в Царство теней; азартные игроки, разоряющие семью. Преданность общине остается несомненной ценностью даже во времена Империи: первый римский император называл себя «принцепсом» (лат. первый среди граждан) и долгое время сохранял республиканские (лат. общественное дело) учреждения. Хозяйственной, военной, культовой единицей античного общества являлась семья. Она строилась на законах патриархата и обязательной моногамии для женщин. Рождение детей считалось долгом перед обществом, предками и самим собой. Дети обязаны были почитать родителей, поддерживать их в старости, родители — дать детям необходимое образование. В отличие от спартанской, целью которой было формирование способности выживания любой ценой, смысл афинской системы образования определяется хорошо известной формулой: здоровому телу необходим здоровый дух. Обучение интеллектуальное, музыкальное и физическое диктовалось общественными потребностями и основывалось на принципах калокагатии (греч. единство прекрасного и доброго) и агонистики (греч. состязательность в достижении наилучших результатов в различных сферах деятельности, получение признания). Однако афинская система предназначалась исключительно для мужчин, что и определяло принципиальное отличие дальнейшей женской судьбы. Жизнь афинянки проходила на «женской половине», куда она скрывалась, как только в дом приходили гости. Римская женщина, напротив, по мере развития цивилизации получала гораздо больше социальных и имущественных прав. Важной чертой античной жизни являлось то, что политика не сводилась к интригам узкого круга придворных и позволяла, если уж не добиться полной справедливости, то, по крайней мере, сохранять веру в ее достижение именно политическим путем. Это придавало общественной жизни некоторую стабильность. Однако впоследствии этот принцип был доведен до абсурда, и во времена распада античной цивилизации жадные до зрелищ и хлеба (даровым хлебом кормилась 1/5 часть населения Рима) толпы продавали свои голоса политическим деятелям. Нестабильности брака сопутствует расцвет проституции. С накоплением богатства уходят в прошлое старые ценности: знатность, доблесть, преданность и честь, по сравнению с которыми жизнь отдельного человека ничего не стоила. Этот идеал противоречил реальной жизни: самопожертвование несовместимо с растущим индивидуализмом. Социальную ценность человека теперь выражает величина состояния, с другой стороны — образованность. Физический труд, обычный для родовой аристократии, в большей или меньшей степени презирается. Труд за плату считается недостойным свободного человека. Эти перемены осознаются как упадок нравственности, распад цивилизации, крушение мира. Кризис, действительно, охватил всю систему, поэтому многочисленные законы, направленные на сохранение нравственных ценностей, не смогли выполнить своего предназначения. В этой ситуации надежды возлагались на восстановление традиций, возвращение «золотого века». В это неспокойное время в Империю хлынуло огромное количество восточных религиозных культов; лидером оказалось учение о богочеловеке, обладавшем человеческой способностью сострадания (независимо от социального статуса страдальца), божественной способностью преодоления смерти (воскресения) и наделенном царской властью — правом и силой перестроить мир по законам справедливости. Христианство отразило потребность в восполнении несовершенной земной жизни совершенной загробной, чего не знало большинство местных культов. Учение строилось на привычном, известном разным народам мифе о воскресении. Образованные греки вначале смеялись над проповедями о возрождении умершего, однако христианство было продолжением и античных традиций. Миф о воскресении дополнился принципом индивидуальной ответственности (воздаяния по делам) вне зависимости от статуса человека в земной жизни (поэтому христианство и не могло осуждать, например, рабство: только в 583 г. Маконский собор запретил продажу христиан в рабство язычникам) и таким образом признанием равенства. Гуманистическое содержание христианства сделало его универсальным учением, понятным и приемлемым для различных социальных и этнических групп. Итак, мораль античного общества характеризуется противоположными тенденциями в своем историческом развитии. Для нее характерны: — нравственный кризис, разрушение возвышенных идеалов преданности общему делу, самопожертвования и т. д.; — нарастающая индивидуалистическая ориентация, которая проявляется, с одной стороны, в стремлении к самосовершенствованию, в высочайшем уровне самопознания, а с другой — в чрезвычайном корыстолюбии, тщеславии, жестокости в борьбе за власть, переживании порока как эстетической ценности; — в то же время позитивные ценности античной морали нашли свое выражение в христианском кодексе. |