ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ІСТОРІЯ І ФІЛОСОФІЯ МОРАЛІ Тема 2. Походження та історичний розвиток моралі. § 1. Основные подходы к проблеме возникновения и функционирования морали Как западные, так и восточные культуры проходят несколько стадий своего развития в рамках традиционного общества, которые при всех различиях, своеобразии, связанных с религиозно-этническими, экономическими особенностями, имеют достаточно ярко выраженное сходство, а именно стиль жизни. Поскольку в нем обнаруживается подобие, то и поведение людей, их мотивация, ценности также можно типизировать, независимо оттого, на каких принципах основывается изучающая нравы теория: объясняет она эти закономерности экономическим или духовным развитием. Мы видим, как эти определяющие черты человеческой морали постепенно вырисовываются, переживают свой кризис, разрушаются, оттесняются на задний план более развитыми формами. Старое, забытое, не понятое следующим поколением вдруг возрождается, приобретая совершенно новое содержание. Система требований к поведению (кодекс нравственности), характерная для любой современной культуры, имеет корни в глубокой древности, первоначально выражавшая интересы племени, рода, этноса, нашим современником она прочитывается в духе общечеловеческих ценностей. Иными словами, мораль исторична. Важнейшая человеческая характеристика, она, безусловно, изменчива, как и сам человек. С развитием знания и изменением приоритетов культуры разрабатываются различные аспекты в объяснении возникновения морали. Условно их можно объединить в несколько основных групп: — при абсолютистском подходе нравственные идеалы и нормы рассматриваются как существующие до опыта человеческой жизни (априорно); они познаются индивидом, насколько это возможно (Платон, И. Кант, Н. О. Лосский и др.); — согласно теистическим (Фома Аквинский, С. Кьеркегор, А. Камю и др.) концепциям Бог диктует нравственные законы человеку, определяет цель и смысл человеческого существования; — методика экстраполяции оценивает мораль как вечный, всеобщий и неизменный закон природы (Пифагор, Гераклит и др.); — натуралистические теории, напротив, объясняют мораль свойством человеческой природы (т. е. таким, которое присуще от рождения) — стремлением к пользе и удовольствию, самосохранению (Сократ, М. Монтень, П. А. Кропоткин, Ж. Маритэн и др.); — эволюционизм (Г. Спенсер, В. И. Вернадский, П. Тейярде Шар-ден и др.) определяет мораль как следствие достижения соответствующего уровня развития живой природы; — в соответствии с рационалистическим подходом люди, объединяясь в общество, осознанно и целенаправленно сформулировали нравственные нормы и принципы (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.), которые существенно ограничили свободу индивида и возложили на него непомерную ношу ответственности (3. Фрейд, Ж.-П. Сартр и др.); — экологический подход состоит в объяснении характера и нравов народа природными условиями, прежде всего климатом (Геродот, Ш. Л. Монтескье, А. Р. Ж. Тюрго и др.); - социально-историческая методология (Аристотель, Ф. Энгельс, М. Вебер. О. Г. Дробницкий и др.) исходит из того, что мораль вырабатывается как исключительно человеческий тип регуляции отношений и поведения в процессе становления и развития социального образа жизни, который основывается на преобразовании материальных и идеальных составляющих культуры в соответствии с интересами и потребностями общества. Говоря о возникновении морали, следует выяснить самые общие, принципиальные тенденции, которые развивались в течение очень длительной эволюции человечества (и вместе с ней), пока не стали тем, что мы сейчас называем моралью. § 2. Предпосылки возникновения морали Самое общее определение предпосылок возникновения морали учитывает, во-первых, формирование у древнего человека абстрактного мышления, способности образовывать общие понятия, определять связи и закономерности, формулировать принципы — насколько это вообще было возможно на том уровне. С развитием такой человеческой способности связывают появление идеологии, содержащей элементы многих современных форм сознания: философии, религии, науки, морали, искусства, политики, права и др. Предположения о возможном времени возникновения этой синкретической (слитной, нерасчлененной) идеологии различны: первыми признаками обладал, вероятно, уже неандерталец (200-30 тыс. лет назад), явными, устойчивыми — кроманьонец (40-10 тыс. лет назад). Навыки абстрактного мышления позволяли древнему человеку формулировать законы мира, природы и человеческого сообщества. Во-вторых, предпосылкой морального сознания можно считать выработку в становящемся человеческом обществе социального способа передачи информации, социальной наследственности, в отличие от генетической программы поведения — основы способа жизнедеятельности всех животных. Если исходить из того, что человек является в какой-то мере продолжением некоторых тенденций развития, опробованных природой в животном мире, можно заметить, что по мере усложнения живого существа в его жизни все большую роль играет воспитание через общение с себе подобными. Такая способность наиболее важна для ближайших родственников человека — приматов, имеющих очень сложную систему отношений, и совершенно отсутствует у одноклеточных, которые становятся взрослыми и самостоятельными с первого мгновения своего существования. По мере развития форм жизни возрастает степень индивидуализации отдельного существа и его свободы. Без этих понятий невозможно определить суть морали. Человек использует и опосредованное общение, которое также существует у животных (разнообразные метки на камнях, стволах деревьев и т. п.), однако развивает его в другом направлении. Это и становится огромным преимуществом, основой человеческого прогресса с самых первых шагов. Орудийная деятельность, способность манипулировать предметами присуща различным видам животных, однако особенно преуспел в этом один из видов шимпанзе (обучение детенышей приемам использования камней для добывания пищи). Развитие способности тонкой манипуляции, точных движений кистей рук совершенствует мозг предчеловеческих существ. С другой стороны, орудия труда выступают важным носителем информации, средством ее накопления, преобразования и передачи от поколения к поколению. Принципиальной характеристикой человеческого существования, в отличие от животного, является не столько соответствие матрице, заложенной в каждом организме, сколько развитие способа жизнедеятельности. Если животное сохраняет свое существование благодаря тому, что знает, как нужно действовать, то суть человеческого бытия — в изменении. Только человек сомневается в своей сути, сути своего бытия, своем предназначении. Поэтому человек и определяется как существо преимущественно моральное: постоянное развитие, помимо свободы, предполагает огромную ответственность за принятие решений и последствия их решений. Наконец, еще одно обстоятельство: в отличие от биологической программы, мораль более гибко реагирует на изменения среды обитания. Человечество переживает значительные изменения в более короткие сроки по сравнению с природой. Чем дальше человек от природы, тем эти изменения интенсивнее, поскольку общество само изменяет себя, свой мир и свою деятельность. Безусловно, эта особенность накладывает отпечаток на всю систему культуры, включая мораль. Как и все живое, человечество не очень любит резкие и значительные изменения в условиях существования. Как и все живое, человек защищает свою жизнь и благосостояние. При достаточно значительных изменениях в средствах и путях достижения цели со времени своего возникновения до наших дней предназначение морали можно считать сопоставимым с инстинктивной программой всего живого в нашем мире: мораль делает возможным сохранение существования человека. В этой направленности деятельности заложена третья предпосылка возникновения морали: человеческая способность действия без расчета на немедленный очевидный результат. Животное действует, имея целью что-либо, существующее объективно: плод манго или мышь. Принципиальное отличие человеческой деятельности заключается в том, что цель его деятельности к началу действия идеальна, воображаема. Начало действия и достижение цели могут разделять годы, так что с человеческим терпением не сравниться даже кошачьему. Человек планирует средства и способ действия и, наконец, действует, получает желаемое, соотносит результате первоначально задуманным и, как правило, бывает разочарован: воображаемое казалось привлекательнее. В этой неудовлетворенности — залог его развития и, кроме того, очень важная особенность человеческого отношения к миру, на которой базируется также и мораль. § 3. Особенности морали традиционного общества Нравы родоплеменного общества.Если попытаться определить время возникновения морали, то вероятнее всего, это произошло в родовом обществе, которое имело какие-то признаки структуры, т. е. попытки установить более или менее постоянные отношения. Современные этнографические исследования показывают, что общество, основанное на первобытной системе отношений, строго регламентировано: поведение каждого члена сообщества осуществляется в зависимости от его принадлежности к половозрастной группе. Прежде всего, это поведение диктуется практическими целями, полезностью: в каждой ситуации каждая группа несет определенную ответственность перед остальными членами сообщества. Распределение обязанностей опирается на традицию, хотя, с точки зрения современной культуры, и не совсем справедливую: как правило, основную часть работы (иногда очень тяжелой физически) выполняют женщины. Традиция обеспечивает бесконфликтность в отношениях. Проступки, некоторые отклонения в поведении беззлобно высмеиваются. Вспышки агрессивности также регламентируются традицией. Подросткам и юношам, живущим за пределами общины, положено быть воинственными. Переход в группу взрослых с соответствующим расширением прав и обязанностей (инициация, лат. посвящение) сопровождается ритуальным разрывом с матерью и демонстрацией агрессивности в отношении «чужих» (усиленной отваром трав). Но, с другой стороны, конфликтность или иные недостатки в характере тормозят продвижение человека в социальной иерархии, достижении полноты прав. Индивид испытывает значительное непосредственное давление (непосредственный коллективизм — основанный на равном участии в труде и равном праве на его результаты) со стороны своих соплеменников. Это давление обусловлено, во-первых, непосредственностью общения; во-вторых, сравнительно небольшим числом постоянно общающихся людей; в-третьих, отсутствием частной жизни: все тайное немедленно становится явным. Правила поведения каждой группы в различных ситуациях, предписания и запреты (полинез. табу), имеют очень древнее происхождение. Архаическое (греч. древнее) сознание было синкретичным, в нем элементы морали переплетались с эстетическими взглядами, начатками научного знания: понятия истинного, доброго, красивого совпадали. Законы человеческой деятельности переносились на Вселенную, и отношения со стихиями понимались как окрашенные человеческими чувствами: от действий человека зависела смена сезонов, наступление засухи или паводок. Все это рассматривалось как реакция, оценка поведения человека, награда или возмездие. Выполнение магических церемоний обеспечивало нерушимость космического закона в той же степени, в какой и успех на охоте, обильный урожай, благополучие, сохранение жизнеспособности общины. Источником доброго и злого, прекрасного и безобразного, правильного и неправильного древние часто считали парное божество — близнецов (творящая и разрушительная сила) или первопредка. Он рассматривался как источник нравственных предписаний (кодекса нравственности). Нерефлексивная архаическая мораль решает вопрос добра и зла категорично: добро — это выполнение предписаний, зло — их нарушение. Нравственные правила имеют сравнительно простой, лаконичный характер — как не богата разнообразием событий и жизнь в таких условиях — и однозначно трактуются. Добро и зло абсолютно противоположны. Поскольку эти предписания предназначались для данного сообщества, именно его боги и богоподобные предки-покровители отличали его от других сообществ, имеющих свое имя, своих богов, свои предания и обряды. Хотя различия между ними могут быть и незначительны, они составляют предмет гордости, основу самоуважения, доказательство жизнеспособности, могущества. Деление на «своих» и «чужих» — один из определяющих принципов истолкования сути моральных ценностей прошлого — вплоть до наших дней. «Свои» — источник добра, защищенности, надежности; «чужие» связаны с угрозой, опасностью, коварством, т. е. злом. Особое внимание в этой сложной системе следует уделить запретам (табу). В отличие от современного представления о зле, недозволенном поведении, табу имеет более жесткий характер и часто связан с таинственным, запретным знанием. Табу многочисленны, разнообразны и обычно абсурдны с точки зрения современного человека, поскольку построены на ином представлении о связях между элементами мира. В истории исследований табу было много попыток объяснить их в системе понятий современной культуры, по аналогии с мышлением нашего современника, однако связь этих правил с реальной жизнью утрачена даже теми людьми, которые их выполняют. Таинственность, непонятность придает им магическую силу. Наиболее важная группа табу касается семейно-брачных отношений— запрет на инцест (лат. кровосмешение, брак между родственниками). Первым шагом в упорядочении половых отношений и укреплении связи между родами племени было то, что супруг и супруга принадлежали к разным родам. Но это правило содержит в себе и другую сторону — требование соблюдения особого ритуала, обеспечивающего бесконфликтное вхождение нового человека (чужака) в сообщество. Вторая важная группа запретов регулировала отношения с «чужими». Собственно, подозрительность в отношении чужого основывалась, например, на ожидании непременной вражды между местными и пришлыми духами (пришедшими со странником). Частично эта враждебность преодолевалась поборами с проезжающих в пользу местных богов. Третьей группой правил табуирования регулировалось отношение к умершим, которые приобретали статус «чужих»; правило не говорить дурно или не говорить вообще об умершем, возможно, первоначально означало простую предосторожность — нежелание призвать его к живым. Забота об умершем не ограничивалась погребальными ритуалами: современная культура сохранила традиции поминовения — особые дни, предназначенные для общения с умершими. Украинцы, как и другие народы, сохранили обычай «ходить в гости»: оставлять угощение на могилах родных, приглашать к столу в праздничные дни умерших родственников. Возможно, отношение к умершим — первое проявление гуманизма; по крайней мере, с ним связывают первые в истории признаки культуры. Четвертая основная группа табу связана с пищей и питьем, и в ней мы можем обнаружить корни некоторых современных правил приличия, этикета, которые также очень трудно объяснить с точки зрения здравого смысла, но они являются необходимой составляющей культуры. Поначалу правила защищали очень узкий круг «своих» в противоположность «чужим». По мере развития культуры круг «своих» расширялся. Первобытный человек решал для себя проблему «чужих» посредством табу, браков, усыновлений, названного родства. Универсальным средством обеспечения равновесия в мире по мере развития социальной структуры и появления впоследствии государства рассматривается кровная месть (обычай убивать кого-либо из рода обидчика в ответ на оскорбление, убийство сородича), ее вытеснил талион (лат. возмездие, соразмерное ущербу; талион предъявлял жестокие требования к точности исполнения мести, что, в конечном итоге, подорвало основы его существования). Кровная месть основана на принципе коллективной вины и коллективной ответственности, талион — следствие индивидуализации ответственности; талион вытеснился композициями (лат. примирение; в этом случае государство выступает третьей стороной, определяя размеры материального вознаграждения за нанесенный ущерб). Такая эволюция отражает изменения в образе жизни человека, участившиеся контакты, столкновения и, в связи с этим, необходимость снятия напряжения, которое возникало в сознании древнего человека. Итак, родоплеменная мораль: — синкретична; — нерефлексивна; — опирается на персонифицированный нравственный закон (выражение коллективного интереса); — мистифицирует субъект нравственного сознания и действия, вынося его за пределы человеческой общности и придавая ему космический характер; — утверждает необходимость узкоспециального характера запретов и предписаний. |