Семинар 4. Индивидуальные различия в сенсорно-перцептивных процессах План: 1. Индивидуальные различия людей в ощущениях. 2. Различия людей в восприятии. 3. Индивидуально-типологические особенности памяти. Терминологический тезаурус: эйдетизм, быстрота запоминания, длительность сохранения, точность воспроизведения, наблюдательность, перцепция. Методические указания к выполнению задания: рассмотрение индивидуальных особенностей ощущений возможно по параметрам преобладания какого-либо анализатора, свойства или его качества. Однако индивидуальные различия восприятия необходимо искать по показателям: его обусловленности особенностями нервной системы (синтетичность, динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пороги пространственного различия, эмоциональность). Для выявления индивидуальных особенностей памяти обратитесь к следующим параметрам: ведущего вида памяти, быстрота запоминания, прочность сохранения, готовность к воспроизведению, объем и точность запоминания, суггестивность – асуггестивность, направленность. Для более лучшего уяснения материала подберите собственные примеры из опыта. Контрольные вопросы: 1. По каким параметрам может отличаться человек в ощущении (восприятии, памяти)? 2. Что такое эйдетическая память? Литература: Основная: 1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.117-171. 2. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992. - Т.1. С.195-224, 377-384. 3. Дубровина и др. Психология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. С.103-105, 112-117, 138-139. 4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА–ИНФРА, 2000. С.80-98, 132-133, 197-201. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. С.275-281. 6. Немов Р.С. Психология. - Т.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.165-200. 217-259. 7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 1998. С.385-413. 8. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 9. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. С.72-89. 10. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995. С.259-261. 11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995. С.137-150. Дополнительная: 1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. – М.: Просвещение, 1994. 2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990. 3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1994. 4. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 1994. 5. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО " МОДЕК", 1997. 6. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1990. 7. Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1996. 8. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др. – М.: Просвещение, 1990. 9. Психология индивидуальных различий (тексты) – М. 2000. 10. Психология ощущений и восприятия (тексты) – М., 1999. 11. Психология памяти (тексты) – М., 1998. 12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 1999. 13. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996. 14. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу "Психология человека": Учебн. пособие для студентов педвузов. – М.;1998. 15. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 16. Черемошкина Л.В. Психология памяти. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 368с. Семинар 5. Речь План: 1. Речь и ее функции. Язык и речь. 2. Речевые механизмы. Виды речи. 3. Речь и мышление. 4. Речь и общение. 5. Развитие речи. Терминологический тезаурус: внутренняя речь, диалогическая речь, знак, знаковая система, монологическая речь, семантика, речь, эгоцентрическая речь, язык, психолингвистика, экспрессия, импрессия, сигнификация. Методические указания к выполнению задания: определите сущности речи, ее значения в жизни человека, обратившись к ее функциям. При этом выясните различия в понимании речи и языка. Определите механизмы речевых процессов, обратившись к этапам речевого высказывания. Обратите внимание, что для всех видов речи механизмы одинаковы. Проанализируйте соотношение речи и мышления, ответив на вопрос: «Возможно ли мышление без речи?» Также проанализируйте соотношение речи и общения. Для понимания этого вопроса проследите развитие речи в онтогенезе человека. Приведите примеры из личного опыта. Контрольные вопросы: 1. Какова психологическая природа речи? 2. Каково соотношение речи и языка? 3. Перечислите функции речи. 4. Каковы анатомо-физиологические механизмы различных видов речи? 5. Что такое внутренняя речь? В чем ее назначение? 6. Как шло развитие речи в процессе эволюции рода человека? 7. Как развивается речь в процессе жизни человека? Литература: Основная: 1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.94-109. 2. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992. - Т.1. С.371-376. 3. Дубровина и др. Психология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. С.173-175. 4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. С.356-377. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. С.333-353. 6. Немов Р.С. Психология. - Т.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.311-334. 7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 1998. С. 236-245. 8. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 9. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. С.134-150. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. С.381-416. 11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995. Дополнительная: 1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. 2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000. 3. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др. – М.: Просвещение, 1990. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 1999. 5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996. 6. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу "Психология человека": Учебн. пособие для студентов педвузов. – М.,1998. |