Семинар 2. Теории личности План: 1. Понимание структуры личности в теории Б.Г.Ананьева. 2. Компоненты эмпирического «Я» (физическое, социальное, духовное) в работах У.Джеймса. 3. Психоаналитическая теория личности (Я, Оно, Сверх-Я) З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона). 4. Гуманистическая теория личности (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл). Терминологический тезаурус: бессознательное, механизмы психологической защиты, либидо, сверхсознательное, Я-концепция, самоактуализация, смыслы жизни, эпигенезис, идентичность. Методические указания к выполнению задания: разберитесь в нормативной лексике предлагаемых школ по проблеме личности. Для этого выясните ключевые моменты в трактовке личности данными подходами, проанализируйте и сравните трактовку понятия «личность» предлагаемыми направлениями в психологии, выработайте собственную позицию в понимании феномена личности и определите собственные дефиниции по данному вопросу. Контрольные вопросы: 1. Что лежит в основе понимания личности различными теориями? В чем их разногласия? 2. Опишите понимание структуры личности различными теориями. Сравните их. 3. Каковы основные механизмы существования и развития личности в вышеперечисленных теориях? 4. Соотнесите собственную позиция по данному вопросу с рассмотренными теориями. Обоснуйте ее. Литература: Основная: 1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России,2001. С.60-79. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. С.292-323. 3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. С.35-65. 4. Дубровина и др. Психология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. С.286-298. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. С.490-510. 6. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 1999. С.95-132. 7. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.335-371. 8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 1998. С.336-384. 9. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 10. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995. С.312-334. 11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996. С.114-154. Дополнительная: 1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб, 1997. 2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди... – М., 1990. 4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996. 5. Вейнингер О. Пол и характер. – Ростов н / Дону:"Феникс", 1998. 6. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Пер. с нем. – Л., 1991. 7. Джемс У. Психология. – М., 1991. 8. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. 1. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999. 9. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Уч. пособ. к спецкурсу. – Пермь, 1990. 10. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., Воронеж, 1995. 11. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Уч. пособие. – М.: Академия, 2002., 272с. 12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов на Дону, "Феникс", 1996. 13. Психоанализ / Сост. Лейбина В.М. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. 15. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. 16. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1991. 17. Фромм Эрих. Искусство любви. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1991. 18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. 19. Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1996. 20. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. Семинар 3. Общение План: 1. Понятие об общении. Психологическая характеристика общения. 2. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. 3. Структура общения. Средства общения. Терминологический тезаурус: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, невербальная коммуникация, коммуникативный барьер, перцепция, взаимодействие, коммуникатор, реципиент, идентификация, каузальная атрибуция, стереотипизация. Методические указания к выполнению задания: определите психологическую суть общения, охарактеризовав его коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону. При этом уясните отличие общения от простого взаимодействия. В психологии общение рассматривается как специфический вид деятельности. Выделить отличительные особенности общения от игры, ученья, труда по параметру их продукта. Выяснить роль общения в психологическом и социальном существовании человека, изучив его как процесс, систему, способ организации деятельности. Отдельно обратить внимание на способы передачи информации, как немаловажный элемент будущей профессиональной деятельности. Контрольные вопросы: 1. Что называют общением? 2. Каковы характеристики общения как психологического феномена? 3. Чем отличается общение от видов психической деятельности? 4. В чем психологические функции общения? 5. В чем социальная роль общения? 6. Какие стороны общения выделяются? 7. Перечислите механизмы перцепции? 8. Перечислите средства общения. Литература: Основная: 1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.94-109. 2. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992. С.371-397. 3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА–ИНФРА, 2000. С.427-432. 4. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 1999. С.146-159. 5. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.511-521. 6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 1998. С.233-261. 7. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 8. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. С.165-173, 336-355. 9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995. С.160-184. 10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995. С.137-150. Дополнительная: 1. Бакланова Н.К. Бакланов К.В. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. – М.: ИПО Профиздат, 2000. 144с. 2. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения.-2-е изд – М.: Изд-во "Менеджер", 2000. 3. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – М.: Академия, 2002, 318с. 4. Выготский Л.С. Психология. – М. 2000. 5. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. психологии / Ж.М.Глозман – М.:"Академия",2002 6. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. Учебн пособие. – М.: Академия, 2002, 208с. 7. Горякина В.А. Психология общения. Учебн. пособие. – М.: Академия, 2002, 416с. 8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003, 624с. 9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учеб. пособие для студ. Вузов / В.А.Лабунская. – Ростов-н / Д: Феникс, 1999. 10. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр "Академия", 2001. 11. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно: Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л.Лаундес. - 2-е изд. – М. Добрая книга,2002. 12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. – М.: Смысл,1999. 13. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Уч. пособие. – М.: Академия, 2002. 192с. 14. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студентов психологич. фак. вузов / А.Р.Лурия. – М.: Изд. центр "Академия",2002. 15. Межличностное общение / Сост. Н.В.Казариновой, В.М.Потольши. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 16. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др. – М.: Просвещение, 1990. 17. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. / Под ред. В.Н.Лавриненко. – Москва.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 18. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. 20. Рыдакова И.И. Основы педагогического общения. – М.: Белароз, 1998, 319с. 21. Станкин М.И.. Психология общения: Курс лекций / Акад. пед. и соц. наук. Моск. психолого-соц. ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000. 22. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу "Психология человека": Учебн. пособие для студентов педвузов. – М.,1998. 23. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М., 1992. |