Семинар 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных Вопросы для подготовки по курсу «Общая психология». 1. Психология. Предмет,объект, задачи. 2. История развития психологического знания. 3. Методы исследования в психологии. 4. Понятие о психике. Развитие психики в процессе филогенеза. 5. Рефлекторная природа психики. 6. Основные отличия психики животных от психики человека. 7. Понятие о сознании как высшей форме развития психики. 8. Условия возникновения и развитие сознания человека. 9. Сознание как высшая форма отражения действительности. 10. Понятие о деятельности. Структура деятельности человека. 11. Основные виды деятельности. 12. Знания, умения, навыки, привычки, процесс и условия их формирования. 13. Понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в структуре личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». 14. Активность личности. Потребности как источник активности. Виды потребностей. 15. Направленность личности и мотивация деятельности. 16. Самооценка и самосознание личности. 17. Понятие о темпераменте. Тип ВИД и темперамент. 18. Основные типы темперамента и их психологическая характеристика. 19. Природные основы и свойства темперамента. 20. Понятие о характере. Соотношение характера и темперамента. 21. Структура характера. Понятие о черте характера. 22. Акцентуации характера. Формирование и изменение характера. 23. Понятие о способностях. Задатки как предпосылки развития способностей. 24. Структура и виды способностей. 25. Понятие об ощущении, виды, свойства. Классификация ощущений. 26. Понятие о восприятии. Виды восприятия, свойства. Особенности восприятия движения, пространства и времени. 27. Понятие о памяти. Функции памяти. Виды памяти. 28. Процессы памяти и их характеристика. 29. Понятие о мышлении. Виды мышления. 30. Логические формы мышления. Мышление как процесс решения задач. „ 31. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. 32. Виды внимания, их характеристика. 33. Свойства внимания, их характеристика. 34. Понятие о воображении. Виды воображения. 35. Приемы создания творческих образов в процессе воображения. 36. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. 37. Виды эмоций и чувств. Формы переживания эмоций и чувств. 38. Понятие о воле. 39. Структура волевого акта. 40. Волевые качества человека и их развитие. Литература ОСНОВНАЯ: 1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999. 2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. 4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992. 5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. 6. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002. 7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с. 8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. 9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. 10. Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 1999. 11. Немов Р.С. Психология., М., 1997. – Т.1. 12. Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. 13. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998. 15. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995, 448с. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995. 18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996. Содержание семинарских занятий и методические указания для студентов При подготовке к семинарским занятиям использовать в качестве основного источника - Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. Законспектировать темы семинарских занятий, строго соблюдая тематический план. Семинар 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных План: 1. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. 2. Физиологические механизмы психики. 3. Истоки психики живых существ. 4. Развитие психики человека и животных. 5. Сравнение психики человека и животных. Терминологический тезаурус: анализатор, акцептор действия, афферентация, безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, рефлекс, рефлексология, рецепторы, стимул, эффектор, эфферентный нерв, перцептивная психика, инстинкт, раздражимость, чувствительность, функциональная система, нейрон, онтогенез, генотип, филогенез. Методические указания к выполнению задания: обратитесь к изображениям строения центральной нервной системы человека (головного мозга, строения нейрона, коры больших полушарий и др.) и выясните представительство психических процессов и состояний в нервной системе человека. На основе этого рассмотрите работу процессов, происходящих в головном мозге как анатомо-физиологические механизмы психической активности. Например, образование энграммы памяти, работа второй сигнальной системы действительности как основа мышления и речи, образование динамического стереотипа как основа характера, образование нервного стимула и доминанты как основа внимания и др. Изучение истоков зарождения и филогенеза психики предполагает знакомство с генотипическими, средовыми, биологическими и социальными влияниями на организм человека с целью выяснения детерминации психического развития человека. Также необходимо рассмотреть стадии и уровни развития психики и поведения животных по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри от простейших до обезьяны. Здесь необходимо определить особенности поведения, связанные с каждой стадией и уровнем и виды живых существ, соответствующих этому уровню развития. На основе выделенных особенностей психики и поведения животных определите основные отличия от них психики человека. Контрольные вопросы: 1. Что обеспечивает на физиологическом уровне работу психики? Перечислите основные элементы и раскройте их взаимосвязанную работу на примере какого-либо психического явления. 2. Раскройте анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности. 3. Раскройте связь физиологической и психической системы в поведенческом акте. 4. Что считают стимулом появления психики у животных? 5. Какие стадии и уровни выделяют в развитии психики и поведения у животных? 6. В чем специфика психики человека? Литература: Основная: 1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001. С.12-23. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. С.135-197. 3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002. С.52-83. 4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА–ИНФРА, 2000. С.16-71. 5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. С.42-106. 6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. С.70-120. 7. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 1999. С.71-88. 8. Немов Р.С. Психология, – М., 1994. – Т.1. С.28-91, 109-132. 9. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с. 10. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2001. С.32-72. 11. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995. С.48-63. 12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. С.90-134. 13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996. С.13-21. Дополнительная: 1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990. 2. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Уч. пособие. – М.: Логос, 2001. 296с. 3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1989. 4. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2001. 5. Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. – М., Изд-во УРАО, 1998. |