МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Семинар 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных





Вопросы для подготовки по курсу «Общая психология».

1. Психология. Предмет,объект, задачи.

2. История развития психологического знания.

3. Методы исследования в психологии.

4. Понятие о психике. Развитие психики в процессе филогенеза.

5. Рефлекторная природа психики.

6. Основные отличия психики животных от психики человека.

7. Понятие о сознании как высшей форме развития психики.

8. Условия возникновения и развитие сознания человека.

9. Сознание как высшая форма отражения действительности.

10. Понятие о деятельности. Структура деятельности человека.

11. Основные виды деятельности.

12. Знания, умения, навыки, привычки, процесс и условия их формирования.

13. Понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в структуре
личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность».

14. Активность личности. Потребности как источник активности. Виды потребностей.

15. Направленность личности и мотивация деятельности.

16. Самооценка и самосознание личности.

17. Понятие о темпераменте. Тип ВИД и темперамент.

18. Основные типы темперамента и их психологическая характеристика.

19. Природные основы и свойства темперамента.

20. Понятие о характере. Соотношение характера и темперамента.

21. Структура характера. Понятие о черте характера.

22. Акцентуации характера. Формирование и изменение характера.

23. Понятие о способностях. Задатки как предпосылки развития способностей.

24. Структура и виды способностей.

25. Понятие об ощущении, виды, свойства. Классификация ощущений.

26. Понятие о восприятии. Виды восприятия, свойства. Особенности восприятия
движения, пространства и времени.

27. Понятие о памяти. Функции памяти. Виды памяти.

28. Процессы памяти и их характеристика.

29. Понятие о мышлении. Виды мышления.

30. Логические формы мышления. Мышление как процесс решения задач. „

31. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания.

32. Виды внимания, их характеристика.

33. Свойства внимания, их характеристика.

34. Понятие о воображении. Виды воображения.

35. Приемы создания творческих образов в процессе воображения.

36. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций.

37. Виды эмоций и чувств. Формы переживания эмоций и чувств.

38. Понятие о воле.

39. Структура волевого акта.

40. Волевые качества человека и их развитие.

 

 

Литература

 

 

ОСНОВНАЯ:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999.

4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.

6. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. 624с.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

10. Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 1999.

11. Немов Р.С. Психология., М., 1997. – Т.1.

12. Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001.

13. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с.

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.

15. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995, 448с.



16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996.

Содержание семинарских занятий и методические указания для студентов

При подготовке к семинарским занятиям использовать в качестве основного источника - Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

Законспектировать темы семинарских занятий, строго соблюдая тематический план.

 

Семинар 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных

 

План:

1. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

2. Физиологические механизмы психики.

3. Истоки психики живых существ.

4. Развитие психики человека и животных.

5. Сравнение психики человека и животных.

Терминологический тезаурус: анализатор, акцептор действия, афферентация, безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, рефлекс, рефлексология, рецепторы, стимул, эффектор, эфферентный нерв, перцептивная психика, инстинкт, раздражимость, чувствительность, функциональная система, нейрон, онтогенез, генотип, филогенез.

Методические указания к выполнению задания: обратитесь к изображениям строения центральной нервной системы человека (головного мозга, строения нейрона, коры больших полушарий и др.) и выясните представительство психических процессов и состояний в нервной системе человека. На основе этого рассмотрите работу процессов, происходящих в головном мозге как анатомо-физиологические механизмы психической активности. Например, образование энграммы памяти, работа второй сигнальной системы действительности как основа мышления и речи, образование динамического стереотипа как основа характера, образование нервного стимула и доминанты как основа внимания и др.

Изучение истоков зарождения и филогенеза психики предполагает знакомство с генотипическими, средовыми, биологическими и социальными влияниями на организм человека с целью выяснения детерминации психического развития человека. Также необходимо рассмотреть стадии и уровни развития психики и поведения животных по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри от простейших до обезьяны. Здесь необходимо определить особенности поведения, связанные с каждой стадией и уровнем и виды живых существ, соответствующих этому уровню развития. На основе выделенных особенностей психики и поведения животных определите основные отличия от них психики человека.

Контрольные вопросы:

1. Что обеспечивает на физиологическом уровне работу психики? Перечислите основные элементы и раскройте их взаимосвязанную работу на примере какого-либо психического явления.

2. Раскройте анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности.

3. Раскройте связь физиологической и психической системы в поведенческом акте.

4. Что считают стимулом появления психики у животных?

5. Какие стадии и уровни выделяют в развитии психики и поведения у животных?

6. В чем специфика психики человека?

Литература:

Основная:

1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001. С.12-23.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999. С.135-197.

3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002. С.52-83.

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА–ИНФРА, 2000. С.16-71.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. С.42-106.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. С.70-120.

7. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 1999. С.71-88.

8. Немов Р.С. Психология, – М., 1994. – Т.1. С.28-91, 109-132.

9. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с.

10. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2001. С.32-72.

11. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995. С.48-63.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. С.90-134.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996. С.13-21.

Дополнительная:

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.

2. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Уч. пособие. – М.: Логос, 2001. 296с.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1989.

4. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2001.

5. Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. – М., Изд-во УРАО, 1998.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.