IV РАЗДЕЛ. Инновационная деятельность школы. 1. Организация работы школы в условиях эксперимента. Цель эксперимента: Выявление организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества общего образования. Во исполнение Соглашения между Министерством образования РФ Правительством Челябинской области «О совместной деятельности по организации и проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» о 14.06.01г. и в соответствии с приказом ГУОиН от 09.07.01г. № 01-48 «О мероприятиях по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в образовательных учреждениях Челябинской области проходит эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (далее – эксперимент). Нормативно-правовое обеспечение. Организационно эксперимент обеспечен необходимой нормативно-правовой базой: -Постановление Правительства РФ от 23.03.2001г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; -Приказ Министерства образования РФ от 21.05.2001г. № 2093 «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента»; -Приказ Министерства образования РФ от 07.06.2001г. № 2329 «Об утверждении перечня субъектов РФ, количества общеобразовательных учреждений и учащихся, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001-2002 учебном году»; -Соглашение Министерства образования РФ и главного управления образования и науки Челябинской области «О совместной деятельности по организации и проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; -Приказ Министерства образования РФ от 18.12.2001г. № 4110 «О внесении изменений и дополнений в приказ от 21.05.2001г. № 2093»; -Соглашения между ГУОиН и главами городов и районов области «О совместной деятельности по организации и проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; -Приказы главного управления образования и науки; -План реализации эксперимента в области. В школе идет апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих достижению нового качества образования и воспитания, здоровьесбережения обучающихся. В ходе эксперимента педагоги анализируют содержание учебников, используемых в образовательном процессе. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании организаторов образования, педагогов. Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим. Решение проблемы сохранения и укрепления соматического здоровья школьников наряду с охраной психического здоровья становится базовой основой реализации всех направлений экспериментальной работы общеобразовательных учреждений. Согласно рекомендациям Государственного совета Российской Федерации от 18.02.2002 № Пр-279 «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» и совместному приказу от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 Минобразования и Минздрава России «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» в школах области вводится третий час физической культуры. В рамках эксперимента осуществляется введение со второго класса информатики и иностранного языка, апробируются новые учебники, учебно-методические комплекты с точки зрения их доступности для младших школьников. Реализация профильного обучения – серьезная проблема для большинства общеобразовательных учреждений. Сложившаяся практика профильного обучения ведет к перегрузке школьников, в профильных классах завышены требования к уровню подготовки учащихся. Решение этого вопроса возможно только при введении профильного обучения на основании нормативно- правовых и методических документов, регламентирующих деятельность. Вследствие этого, в 2003 –2004 учебном году начался эксперимент по введению в школах России предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов. Составной частью эксперимента по переходу на старшую профильную школу является разработка и апробация новой системы итоговой аттестации за курс основной школы. Направления эксперимента, в которых принимает МОУ Уйско-Чебаркульская сош: · Здоровьесберегающие технологии. · Преемственность в обучении. · Информатизация. · Изучение иностранного языка в начальной школе. · Предпрофильная подготовка. · Апробация различных форм итоговой аттестации V РАЗДЕЛ. План мероприятий по реализации образовательной программы. Обновление школы невозможно без признания учителя ключевой фигурой. Основная роль здесь принадлежит перестройке методической работы педагогов. Под методической работой учителей надо понимать целостную, основанную на достижениях психолого-педагогической науки и конкретном анализе индивидуальной деятельности систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педколлектива школы в целом, и, в конечном счете, на достижение оптимальных результатов в воспитании и обучении. Методическая работа-это одно из звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, системы повышения их профессиональной компетентности. Перспективной образовательной программой определена единая методическая тема, над которой работает педагогический коллектив. Любая деятельность приносит результат, если она системна, поэтому, организуя работу над единой методической темой, мы выстраиваем целостную систему методической работы, включенную в программу развития школы. Работа над единой методической темой связана со всеми аспектами деятельности школы, со всеми участниками образовательного процесса. Коллектив школы работает над темой «Качество образования как педагогическая проблема». Выбор темы обусловлен снижением уровня обученности учащихся, наличием педагогов, умеющих и желающих работать творчески, качественно. Данная тема тесно связана с предыдущей темой, над которой работал коллектив «Диагностика успешности учителя».Главная цель сегодняшней системы образования –это воспитаниесвободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Качественное образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре основных компонента: обученностьучащегося, выраженная в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии; воспитанность, предполагающая овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме; развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей; здоровье,понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие. Качество образования зависит от того, насколько учтены разнообразные факторы и условия деятельности общеобразовательного учреждения – как внутренние, так и внешние (политические, экономические, социальные, культурные и др.) по отношению к образовательному учреждению и системе образования в целом. Качество образования неразрывно связано с целью и стратегией образования. Отсутствие четко выраженной цели, её расплывчатость и сохранение традиционной стратегии образования являются основными причинами низкого уровня его результативности. Несоответствия результатов новым требованиям общества, предъявляемым к человеку. Падает качество усвоения учебных предметов, число которых постоянно растет. По данным В.П. Беспалько*, учащиеся российских школ усваивают 30-40% информации на ученическом (репродуктивном) уровне, не поднимаясь в своей массе до творческого уровня усвоения. Традиционная стратегия образования тормозит развитие общих и специальных способностей растущего человека, что порождает значительное число неудачников, снижает возможности дальнейшей адаптации выпускников школ. Причинами дисгармоничного развития ребенка в процессе образования являются: · снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом; · неподготовленность педагогов к работе с одаренными детьми, занижение уровня их познавательной деятельности по сравнению с их возможностями; · отсутствие универсальной психолого–педагогической теории развивающего обучения каждого ученика с учетом его способностей и интересов; · сохранение в массовой практике школ репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления. Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования. Школа выдает аттестат зрелости, который должен отражать не только результаты его успеваемости, но и готовность к самостоятельной жизнедеятельности, интегральный результат процессов обучения, развития и воспитания – социальную зрелость. Проанализировав имеющиеся результаты работы школы, внешние условия развития образования, мы определили для себя основополагающую идею – развитие качества образования. Такую проблему невозможно решить за год. Мы создаем педагогическую систему, апробируя различные инновации, выстраивая программную деятельность по основным направлениям программы развития. Программа развития обучения и воспитанияв МОУ Уйско-Чебаркульская средняя общеобразовательная школа на 2007-2012 гг., отражает цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы. В ней прописана система взаимодействия всех участников образовательного процесса. В школе разработана программа «Здоровье». В качестве подпрограмм к ней разработаны и действуют: «Адаптация учащихся на новой ступени обучения», «Организация психологической, педагогической и организационной помощи учащимся ходе апробации новых форм итоговой аттестации», «Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации», «Работа с детьми, имеющими повышенный уровень учебной мотивации», «Родительский всеобуч. Детство без болезней», «Профессиональное самоопределение учащихся», «Пропаганда и формирование основ здорового образа жизни», «Программа работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»; «Я – гражданин России». Организация работы над единой методической темой отражена в плане работы школы и в индивидуальных планах самообразования учителей. Организация работы над методическими темами педагогов и ЕМТ регламентируется Положением о формах непрерывного образования педагогов МОУ Уйско-Чебаркульская сош. Цель работы – создание в школе условий для развития личности ребёнка, для обеспечения трёх слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Функция педагога – создание необходимых условий для «само»: самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов (самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция). Основные задачи: · Разработать по каждому предмету учебно-методические материалы, внедряя их в учебный процесс на основе многоуровневого обучения. · Апробировать систему общеучебных умений и навыков, развивать их у учащихся в · процессе обучения. · целью выявления диагностики эффективности обучения творческому мышлению включить в ВШК раздел «Организация и управление развитием творческого мышления учащихся». · Разработать по классам заключительные уроки. Выстроить их систему с учетом принципа преемственности по классам и циклам предметов, устраняя, таким образом, перегрузку учащихся. · Разработать программу развития учебных кабинетов. · Внедрить проблемно-исследовательские, модульные и проектные методы обучения, что позволит сформировать у учащихся системообразующие, универсальные знания. · Стимулировать у школьников формирование систем знаний за счет направленной систематизации и обобщения, выделив для этой цели заключительныеуроки по большим темам по всем учебным дисциплинам. · Выстроить профессиональную деятельность каждого учителя в личном творческом плане от выявления потенциальных возможностей и анализа опыта работы до внедрения его опыта в практику других учителей. · Включить в мероприятия контрольного характера, придав им индивидуально-дифференцированный подход. · Разработать систему развивающих занятий, проводимых в системе интеллектуального развития, положив в основу принцип преемственности. · Внедрить в практику работы школы непрерывное повышение квалификации учителей, положив в основу личный план учителя над выбранной темой самообразования, внутришкольное повышение квалификации посредством участия в работе проблемных групп и через курсовую переподготовку. · Исследовать педагогические условия, вызывающие учебную перегрузку школьников. · Разработать систему дополнительного образования учащихся. · Внедрение методик самоконтроля, самоуправления. Для реализации поставленных задач в школе имеется необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. В целях наиболее полного исполнения задач, планирования в условиях по программе развития, определена модель методической работы. |