РАЗДЕЛ 3. Обследование музыкально-ритмических способностей 1.Обследование слухового внимания. Прием: ребенку предлагается выполнить несколько слуховых проб: · показать, какой инструмент прозвучал: барабан, флейта, гармоника, треугольник и др.; · определить направление звучания; · определить, что за звучание слышится из-за ширмы: звук льющейся воды, шуршание бумаги (плотной, тонкой), звук упавшего предмета, разрезание бумаги ножницами и т.п. Отметить: наличие ошибок при назывании звучащего предмета, неумение определить направление звучания, сосредоточенность при выполнении задания. Баллы:2б.- сосредоточенно слушает звучания, правильно определяет звучащие инструменты и предметы, направление звучания. 1б.- сосредоточенно слушает звучащие предметы, однако при узнавании допускает 1-2 ошибки, расстраивается при обнаружении ошибок. 0б.- слушает звучания, однако допускает большое число ошибок. 2. Обследование музыкального слуха. Прием:ребенку предлагается спеть один куплет знакомой ему песни без музыкального сопровождения, а затем повторить его с музыкальным сопровождением. Отметить: затруднения при исполнении песни без музыкального сопровождения, нарушение мелодического и ритмического рисунка песни, наличие монотонности (крикливости) при исполнении. Баллы:2б.- песня исполнена правильно как без музыкального сопровождения, так и с ним, мелодия и ритмический рисунок песни передан правильно (музыкальный слух абсолютен). 1б.- мелодический рисунок песни сохраняется лишь при исполнении с музыкальным сопровождением (музыкальный слух относителен). 0б.- песня исполняется неправильно, монотонно (крикливо) как без сопровождения, так и с ним, мелодический и ритмический рисунок нарушается (музыкальный слух не развит). 3. Обследование звуковысотного компонента музыкального слуха. Прием: ребенку предлагается определить направление звукоряда на металлофоне (за экраном играем молоточком на металлофоне, а ребенок определяет, куда идут звуки: вверх, вниз, через ступеньку) Отметить: различает ли ребенок направление звукоряда, расстояние между звуками. Баллы:2б.- правильно определяет направление звукоряда, ошибается 1-2 раза, но при повторном прослушивании самостоятельно исправляется. 1б.- при определении направления звукоряда делает 3-4 ошибки, затрудняется при определении расстояния между звуками. 0б.- неправильно определяет направление звукоряда. 4. Обследование тембрового компонента музыкального слуха.. Прием: ребенку предлагается сравнить звучание инструментов различных групп (ударный - барабан и духовой – флейта, струнный –балалайка и ударный – бубен). Затем предлагается усложнить задание: сравнить звучание однородных инструментов (бубенчики и бубен, треугольник и металлофон) Отметить: наличие ошибок при определении звучания. Баллы:2б.- ребенок правильно различает звучание инструментов как разнородных групп, так и однородных. 1б.- ребенок правильно различает звучание инструментов только разнородных групп, а при сравнении звучания однородных инструментов допускает ошибки. 0б.- ребенок допускает ошибки при различении звучания как разнородных, так и однородных инструментов. 5. Обследование динамического компонента музыкального слуха. Прием: ребенку предлагается прослушать звучание и определить сильно или слабо звучал звук. Отметить: наличие дифференциации сильного и слабого звучания. Баллы:2б.- ребенок безошибочно определяет сильные и слабые звучания, адекватно реагирует на силу звука. 1б.- ребенок допускает небольшое число ошибок (1-2) при прослушивании первых звуков. При дальнейшем прослушивании правильно ориентируется в силе звучания. 0б.- ребенок допускает значительное число ошибок при определении силы звучания. 6. Обследование чувства ритма. Прием: ребенку предлагается простучать ритмический рисунок вслед за логопедом. Предлагаются следующие ритмы: /// //, /// // ///, /// / /// /. Отметить: наличие ошибок при воспроизведении ритмических структур, количество элементов в воспроизводимой структуре, темп воспроизведения ритма. Баллы:2б.- правильное воспроизведение ритмической структуры с точным числом элементов ритма и с сохранением заданного темпа воспроизведения. 1б.- ритмическая структура (число элементов и их последовательность) воспроизведены правильно, однако отмечается нарушение темпа воспроизведения ритма (замедление, ускорение). 0б.- ритмическая структура воспроизведена неверно. 7. Обследование чувства темпа. Прием: ребенку предлагается отхлопывать четкий ровный ритм вместе с логопедом. Затем логопед прекращает отхлопывать ритм, а ребенок продолжает в первоначальном темпе. Отметить: наличие ускорения или замедления темпа следования ударов при самостоятельном отхлопывании. Баллы:2б.- ребенок принимает и сохраняет первоначальный темп следования ударов. 1б.- ребенок принимает заданный темп следования ударов, но при самостоятельном отхлопывании ускоряет либо замедляет его. 0б.- ребенок затрудняется сохранять темп выполнения ударов даже при совместном отхлопывании с логопедом, а при самостоятельном отхлопывании варьирует темповые характеристики от медленных к быстрым и т.п. 8.Обследование певческого диапазона голоса. ( проводится только для детей с развитым музыкальным слухом) Прием: ребенку предлагается при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на звук «А» от ноты до первой октавы вверх и вниз. Отметить: количество тонов певческого диапазона ребенка, в рамках которого голос звучит естественно, красиво, не напряженно, без перегрузки. Баллы:2б.- диапазон голоса в пределах возрастной нормы 1б.- диапазон голоса на 1-1,5 тона меньше возрастной нормы 0б.- диапазон голоса на 2 и более тонов меньше возрастной нормы. 9.Обследование продолжительности и силы голоса. Прием: ребенку предлагается сыграть на любом детском духовом инструменте. Отметить: наличие, продолжительность и сила звучания инструмента. Баллы: 2б.- звучание инструмента яркое, сильное и продолжительное. 1б.- звучание сильное, но непродолжительное. 0б.- звучание отсутствует. |