Обследование состояния произвольного управления движениями на уровне артикуляционной и мимической моторики 1.Обследование объема и качества движений губ. Прием: ребенку предлагается выполнить следующие пробы: · растянуть губы в улыбке и удержать позу; · вытянуть губы вперед трубочкой и удержать позу; · «улыбка» - «трубочка»; · поднять верхнюю губу; · опустить нижнюю губу; · одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу. Отметить: возможность правильного выполнения движений, диапазон движений, наличие чрезмерного напряжения мышц, истощаемость движений, наличие синкинезий, симметричность, координация и переключаемость движений. Баллы:2б.- движения выполнены правильно, точно, активно, объем полноценный, мышечный тонус нормальный, возможно удержание позы, темп выполнения нормальный, движения симметричны. 1б.- движения выполнены , однако отмечается снижение качества их выполнения: снижение или повышение мышечного тонуса, истощаемость, неполный объем, нарушение темпа выполнения, затруднения при удержании позы. 0б.- отмечаются вышеуказанные затруднения, а также синкинезии, невозможность удержания позы, нарушение правильности выполнения движения в виде замены на другое, нарушена переключаемость и координация движений. 2. Обследование объема и качества движений языка. Прием: ребенку предлагается выполнить следующие пробы: · покажи широкий язык («лопаточкой» на нижней губе); · высуни узкий язык «Жалом»; · язык широкий, узкий; · широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу; · круговое облизывание кончиком языка; · язык в форме «Чашечки»; · пощелкай языком; · язык вправо-влево. Отметить: возможность правильного выполнения движений, диапазон движений, наличие чрезмерного напряжения мышц, истощаемость движений, наличие синкинезий, координация и переключаемость движений, тремор языка, отклонение кончика языка в сторону. Баллы: 2б.- движения выполнены правильно, точно, активно, объем полноценный, мышечный тонус нормальный, возможно удержание позы, темп выполнения нормальный, переключаемость не нарушена. 1б.- движения выполнены, однако отмечается снижение качества их выполнения: снижение или повышение мышечного тонуса, истощаемость, неполный объем, нарушение темпа выполнения, затруднения при удержании позы. 0б.- отмечаются вышеуказанные затруднения, а также синкинезии, невозможность удержания позы, нарушение правильности выполнения движения в виде замены на другое, нарушена переключаемость и координация движений, отмечается тремор кончика языка, отклонение кончика языка. 3. Обследование объема и качества движений челюстей. Прием: ребенку предлагается выполнить следующие пробы: · рот широко открыть и закрыть; · подвигать нижней челюстью вправо-влево. Отметить: возможность правильного выполнения движений, диапазон движений, наличие чрезмерного напряжения мышц, истощаемость движений, наличие синкинезий, координация и переключаемость движений. Баллы: 2б.- движения выполнены правильно, точно, активно, объем полноценный, мышечный тонус нормальный, темп выполнения нормальный, переключаемость не нарушена. 1б.- движения выполнены, однако отмечается снижение качества их выполнения: снижение или повышение мышечного тонуса, истощаемость, неполный объем, нарушение темпа выполнения, затруднения при удержании позы. 0б.- отмечаются вышеуказанные затруднения, а также синкинезии, нарушена переключаемость и координация движений. 4.Обследование объема и качества движений мышц лица. Прием: ребенку предлагается выполнить следующие пробы: · нахмурить брови (рассердиться); поднять брови (удивиться); · зажмурить глаза; прищурить глаза; · легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; · последовательно закрыть правый, затем левый глаз; · надуть щеки - «толстячок»; втянуть щеки - «худышка»; · надуть только правую щеку; надуть только левую щеку. Отметить: возможность правильного выполнения движений, наличие чрезмерного напряжения мышц, истощаемость движений, возможность изолированного выполнения движения, наличие синкинезий, координация и переключаемость движений Баллы: 2б.- движения выполнены правильно, точно, активно, объем полноценный, мышечный тонус нормальный, переключаемость не нарушена, возможно изолированное выполнение движений. 1б.- движения выполняются в неполном объеме, отмечаются затруднения при удержании позы, изолированное выполнение движений затруднено, нарушена переключаемость и координация движений. 0б.- движения выполняются со значительными затруднениями, отмечаются синкинезии, ряд движений не могут быть выполнены. 5. Обследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Прием: ребенку предлагается выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность. Объяснение: удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль – брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас – брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость – губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение – брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность – губы сжаты, один или оба глаза прищурены. Позы выполняются под соответствующее музыкальное сопровождение. Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз, четкость мимической картины. Баллы:2б.- мимические позы выполнены правильно, ярко, четко. 1б.- отмечается нечеткость мимической картины. 0б.- на фоне общей нечеткости мимической картины отмечается невозможность выполнения некоторых мимических движений. |