Схема логоритмического обследования лиц с нарушениями речи Раздел 3. Логоритмическое обследование состояния психомоторики и музыкально-ритмических способностей у лиц с речевыми нарушениями Цель: изучить структуру, содержание, методику проведения и анализа результатов логоритмического обследования психомоторной сферы лиц с различными нарушениями речи. Теоретические основы темы Содержание методы и приемы обследование состояния психомоторики у лиц с речевой патологией Психоречевое и моторное развитие протекает в тесной связи друг с другом, поэтому нарушения речевой деятельности создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями. Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. Оно является частью комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей (взрослых) с речевой патологией. Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании исследуются различные области двигательной системы, сенсорные процессы, музыкально-ритмические способности, дыхательные и голосовые возможности ребенка. Перед проведением обследования необходимо выяснить праворукий или леворукий ребенок (взрослый) перед вами. Можно предложить следующие пробы: 1) сцепить пальцы рук. У правши сверху большой палец правой руки, у левши – большой палец левой руки; 2) принять «позу Наполеона» - у левши сверху левый локоть, у правши – правый; 3) похлопать в ладоши – у правши – сверху правая ладонь, у левши – левая; 4) тесты на определение ведущего глаза. Таким же образом можно выявить скрытое левшество. При проведении обследования необходимо ознакомиться с анамнестическими сведениями об особенностях общего и моторного развития. У лиц с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные парциальные двигательные расстройства, частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе, в оптико-пространственных представлениях. Логоритмическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного и сенсорного состояния лиц с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия — олигофрения, алалия — задержка речевого развития, сенсорная недостаточность — снижение слуха, дислалия — дизартрия и т.д.). Схема логоритмического обследования лиц с нарушениями речи Основные разделы: Сбор анамнестических сведений Обследование моторной сферы Обследование музыкально-ритмических способностей Обоснование логоритмического заключения РАЗДЕЛ 1. Сбор анамнестических сведений (анкетирование, опрос) 1. Физическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте (дополнительно к основной речевой карте): · когда стал самостоятельно садиться, стоять, ходить; · в какие игры любил играть (настольные, подвижные, сюжетные); · какие роли в играх предпочитал (активные: убегал и т.п., пассивные: ждал); · отмечалось ли отставание в играх от сверстников (все убежали – он остался и т.п.); · отмечалась ли у ребенка двигательная реакция на звучащую музыку (прихлопывание, притопывание, раскачивание и т.п.); 2. Для дошкольника (дополнительно выясняется): · ходит ли ребенок в детский сад; посещает ли физкультурные и музыкальные занятия; отмечаются ли затруднения при выполнении программных физических упражнений; · часто ли ребенок роняет предметы; · любит ли ребенок музыку, какую (быструю ритмичную, медленную напевную и т. п. ); · любит ли ребенок танцевать, петь; · какова скорость повседневных двигательных актов; (ходьба, прием пищи, одевание и т.д.); 3. Для школьника (дополнительно выясняется): · занимается ли ребенок физкультурой (спортом), каким видом, каковы успехи (участие в соревнованиях и т.п.); · занимается ли ребенок музыкой, когда стал заниматься, на каком инструменте учится играть, каковы успехи; · участвует ли в художественной самодеятельности; Анализ указанных сведений позволяет предположить имеющиеся особенности в развитии моторной и музыкально-ритмической сфер ребенка. РАЗДЕЛ 2. Обследование моторной сферы. Цель – выяснить особенности психологической организации движений, произвольного управления ими на уровне общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. |