МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Элементно-структурный анализ ППК.





В ка­честве основных компонентов ППК рассматриваются три блока.

1. Психолого-педагогическая грамотность — знания, которые принято называть общепрофессиональными.

2. Психолого-педагогические умения — способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.

3. Профессионально значимые личностные качества — неотдели­мые от процесса педагогической деятельности и неизбежно выра­стающие из самого ее характера. (В сущности, любые личностные качества учителя отражаются в его профессии и оказывает влия­ние на школьников, обеспечивают своеобразие внешней реализа­ции знаний и умений.)

Выделенные структурные компоненты позволяют назвать ос­новной критерий ППК учителя — направленность на ученика как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования своей деятель­ности в соответствии с изменением личности учеников.

Исходя из общих подходов к концепции структуры личности Б.Г.Ананьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, согласно которым начало формирования ее категориальной характеристики лежит в подструктуре опыта и обусловлено знаниями, умения­ми, навыками, можно сделать вывод, что основой ППК учителя является активное (действенное) знание закономерностей лич­ностного развития человека на разных возрастных этапах.

Когда мы говорим о структуре ППК, то соответственно ак­центируем внимание на психологических компонентах системы знаний. По мнению Н.В. Кузьминой, к ним относятся:

дифференциально-психологический, куда входят знания об особенностях усвоения учебного материала детьми в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;

социально-психологический, включающий знания об особен­ностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности группы и отдельного ее члена, об особенностях взаимоотноше­ний учителя с классом, о закономерностях общения;

аутопсихологический, включающий знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей лич­ности и ее характерных качествах.

Экспериментально доказано, что отличие высококомпетент­ных учителей от малокомпетентных заключается именно в раз­ной представленности в системе профессиональных знаний пси­хологических компонентов. Вы­сокий уровень сформированности психологических компонентов позволяет учителю переструктурировать всю систему ранее при­обретенных знаний и «перекодировать новые знания таким обра­зом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих учащихся диф­ференциально-, социально-, аутопсихологические компоненты усвоения этих знаний, т.е. чтобы усвоение этих знаний стало сред­ством развития их способностей». Свидетельством ППК будут достигнутые учащимися результаты.

По мнению Г.С. Сухобской, именно психолого-пе­дагогические знания являются конкретно-методологическим прин­ципом анализа практических ситуаций и критериями оценки ре­зультативности предпринятых учителем действий (только в пси­хологических терминах можно зафиксировать те реальные сдвиги в уровне знаний и воспитанности учащихся, которые происходят на практике и, по сути, представляют именно психологический результат взаимодействия в образовательной среде).



Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми будет успешнее, если педагог владеет уме­ниями переводить учащихся из менее в более деятельное состоя­ние; конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в полезный для них вид деятельности.

В рамках проблемы ППК можно подчеркнуть те умения, благодаря которым учитель создает и поддерживает контакт с воспитанниками:.

1. Это умение использовать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения, т.е. способов, с помощью которых учитель реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятель­ности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качества­ми — своими и учащихся.

2.Основной критерий сформированности профессионально-деятельностного компонента ППК — умение учителя самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ученика.

Замечено, что глубина и разносто­ронность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивно­стью их деятельности. Уровни развития этих знаний и навыков рассогласованы со сложившимися межличностными отношениями со школьниками. Опытность учителя сама по себе не приводит к струк­турным изменениям в педагогической деятельности, характерным для высокого профессионализма. ППК в деятельности учителя воз­можна лишь при наличии определенных личностных качеств.

Уровень владения профессией и личностные качества — разно­порядковые понятия, однако определенные личностные качества педагога служат важнейшей предпосылкой подъема к совершен­ному владению профессией. ППК представляет собой интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности учителя, основанную на фундаментальных психолого-педагогиче­ских знаниях и выработанных коммуникативных умениях, прояв­ляющихся в единстве с личностными качествами.

Профессия педагога относится к тому виду деятельности, ко­торый в принципе не может быть стереотипизирован. Отсюда вывод: если речь идет о повышении ППК учителя, то в первую очередь надо выявлять и развивать в нем ПЗЛК, без которых ни­какой профессионал не сформируется, несмотря на любые зна­нии и опыт. На ППК следует смотреть как на синтез высокого профессионализма и внутренних свойств (качеств) педагога.

Психологически наиболее обоснованным в данном случае мож­но считать подход, который рассматривает личность учителя в ее внутреннем единстве, где профессиональное и личностное «я» тесно связаны системой ценностей [190, с. 4]. Учитель выступает здесь как человек, ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Поэтому невозможно рассматривать повышение ППК учителя вне связи с развитием его личности. Она служит основным инструментарием для педагога, средством достижения психолого-педагогического результата.

Применительно к педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно развести профессиональный и личност­ный аспекты. Взаимосвязанные компоненты ППК (психолого-педагогическая грамотность, психолого-педагогические умения и ПЗЛК) существуют и реализуются в неразрывном единстве профессионального и личностного.

Причины этого, видимо, заключаются в том, что, во-первых, человек усваивает необходимые знания, умения, навыки лишь в лич­ностном контексте. Во-вторых, овладевать профессиональным мас­терством можно лишь на индивидуально-творческом уровне. Любые психологические знания, прежде чем воплотиться в педагогическую практику, пропускаются через аффективно-ценностные фильтры личности, становятся достоянием каждого учителя, преобразуясь в собственные оценочные и понятийные категории, установки, поведенческие программы. Такое преобразование внешнего (знаний) во внутреннее происходит при обязательном преломлении внешних воздействий через внутренние условия (личностные ха­рактеристики, качества). Именно ПЗЛК выступают в роли тех внут­ренних условий, проходя через которые внешние характеристики и требования преобразуются в компетентность педагога.

ПЗЛК демонстрируют единство профессионального и личност­ного компонентов педагогической деятельности (рис. 1). Следова­тельно, развитие ПЗЛК можно считать узловым моментом, важ­ным условием формирования профессиональной компетентности.

Учитывать и прогнозировать влияние своих ПЗЛК на успешность педагогической деятельности и проявлять компетентность возмож­но только на основе знания степени выраженности этих качеств в себе, способов их реализации во взаимодействии. Поэтому утверж­дается, что одним из факторов, детерминирующих развитие ПЗЛК, могут быть особенности знаний, необходимых для понимания сво­их личностных характеристик 1108) (выше уже указывался аутопсихологический компонент системы знаний педагога).

Другим фактором считаются условия, в которых формируется операционная сторона деятельности (психолого-педагогические умения). И поскольку ПЗЛК включены в целостную систему лич­ности, их развитие определяется особенностями самосознания, мотивационной и

 

Профессиональное Развитие

самосовершенствование личности

 

 

Профессионально значимые личностные качества

Рис. 1. Единство профессионального и личностного компонентов

 

эмоциональной сферами личности. Выбор учителем конкретной поведенческой программы зависит как от си­туации, так и от личностных возможностей, установок, позиций. Воплощение знаний в педагогическую практику как регуляция и организация поведения учителя происходит в феноменальном поле межличностных отношений (рис. 2).

Предположительно, проявление ПЗЛК в поведении, их реа­лизация вызовут затруднение у тех учителей, которые слабо вла­деют психолого-педагогическими знаниями или, имея знания, не запаслись опытом, умениями. Единство трех форм психолого-педагогического знания, их комплексное развитие позволяют повысить ППК учителя. Реализация этого единства обеспечивает­ся ПЗЛК педагога.

Таким образом, существует тесная взаимосвязь между струк­турными компонентами ППК, характеризующая ее как системное качество. ПЗЛК же играет роль системообразующего элемента ППК. На характеристике ПЗЛК и будет далее акцентировано внимание.

Академическое   Воплощенное   Личностное
знание   знание   знание
                 
             

 

 

Рис. 2. Межличностные отношения

 

Профессионально значимые качества служат предметом ис­следования уже не один десяток лет (П.П. Блонский, А.С. Мака­ренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сласте-нин). Еще К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что в педаго­гические учебные заведения надо принимать людей, «специаль­но к тому подготовленных, по крайней мере, настолько, чтобы выразился их характер и способности, подающие надежды обра­зовать из них хороших деятелей на поприще народного образова­ния» (Ушинский К.Д. Собр. соч. М; Л., 1948. Т.2. С. 521). «В каждом наставнике важно не только умение преподавать, но также ха­рактер, нравственность и убеждения, потому что <...> большее влияние на учеников оказывает личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах» (там же, с. 514).

В работах Н.В. Кузьминой [92; 95], Ф.Н. Гоноболина [49], А.И. Щербакова [212], В.А. Сластенина [181; 183] называются са­мые различные наборы качеств, имеющих отношение к тем или иным сторонам личности учителя и нужных, по мнению авто­ров, для достижения успеха в педагогической деятельности. Од­нако эмпирическая их классификация затруднена.

Обратимся к теоретическим подходам, где речь идет о модели личности специалиста.

В разработке Н.Ф. Талызиной [81] категоризация качеств осуще­ствляется в соответствии со структурой учебных умений. Другой подход заключается в формулировке гражданских, духовно-нравственных качеств педагога и раскрыт В.А. Сластениным [181; 183].

В экспериментально-теоретических исследованиях Н.В. Кузь­миной [100] выделяются пять важнейших качеств, обусловленных соответствующими видами деятельности учителя, которые в фун­кциональной схеме А.И. Щербакова отнесены к общетрудовым. В собственно профессиональные (педагогические) Щербаков вклю­чает информационную, развивающую и ориентационную функ­ции педагогической деятельности учителя.

Еще один подход — от личности (индивидуальности) — мож­но найти в работах Ф.Н. Гоноболина. Автор выделяет в структуре педагогических способностей группу дидактических характерис­тик. Но в основной спектр качеств им включены психологиче­ские свойства (внимание, память, перцепция и др.). Очевидно, различия подходов к классификации профессионально значимых качеств обусловлены двумя основными факторами — професси­ей и личностью (индивидуальностью). Особенность профессио­нально необходимых качеств личности учтена в классификации В.А. Крутецкого и СВ. Недбаева [90], подразделяющих педагоги­ческие способности на три группы: личностные, дидактические (связанные с передачей информации), организационно-комму­никативные.

Характерная черта этих работ заключена в том, что профессионально важные качества (и личностные тоже) называются в них педагогическими способностями.

Перечни личностных качеств в педагогической литературе также весьма разнообразны [78; 102; 129] и, как правило, не имеют единой основы. На наш взгляд, следует искать качества, тесно связанные с педагогической деятельностью, ее характером и особенностями. Дру­гими словами, важно выделить те из них, которые не только необхо­димы педагогу, но и обеспечивают его высокую компетентность. В этом мы видели одну из важнейших задач исследования.

Для выявления ПЗЛК была определена область, где, по наше­му мнению, следует их искать, — характер педагогической дея­тельности.

Педагогический процесс — это всегда организация взаимо­действия с учениками в разных видах учебно-воспитательной ра­боты. Любая педагогическая ситуация в большей или меньшей степени становится ситуацией учебно-воспитательной. Успешность педагогической деятельности определяется характером и содер­жанием отношений, возникающих в ходе взаимодействия.

Условием его установления служит коммуникативная деятель­ность педагога, т.е. организация поведения и занятий учащихся через различные виды общения. Иными словами, обучение и вос­питание по своей сути — коммуникативный процесс.

В переводе с латинского «коммуникация» означает «делаю об­щим», «связываю», «общаюсь», придаю смысл данному взаимо­действию. Следовательно, коммуникативные способности педа­гога будут проявляться в его умении всякое свое действие по от­ношению к учащимся, коллегам, родителям организовать как социальное взаимодействие, несущее в себе личностный инте­рес, педагогический смысл и значимость. Коммуникативный ас­пект индивидуальных действий выражается в сознательной ори­ентации других людей на их смысловое восприятие.

Сущность труда учителя заключается в выполнении организа­торской работы, связанной с объединением и синхронизацией усилий отдельных учащихся. Вся его управленческая деятельность протекает в общении с отдельными учениками и группами.

Обнаруженное в специальной литературе определение комму­никативной компетентности совпало с предлагаемой нами струк­турой ППК. «Под коммуникативной компетентностью понимает­ся сложная личностная характеристика, включающая коммуни­кативные способности и умения, психологические знания, свойства личности (характера, темперамента), психические состояния и проявляющаяся в общении с людьми» [23, с. 8]. Содер­жательным и конструктивным представляется суждение о сути ком­муникативно-компетентного поведения: это «такое поведение, ко­торое повышает (или не снижает) возможности для последующих коммуникаций каждого из партнеров по общению (друг с другом, другими или собой) в качестве свободной личности» [88, с. 10].

Любое педагогическое действие предполагает контакт и веду­щую роль учителя в процессе общения. Для конструктивности контакта ему нужны не только знания и учет индивидуальных особенностей учащихся и своих собственных, но и владение ме­тодами построения оптимальных стратегий педагогического воз­действия (влияния). Это возможно при ориентации учителя на формирование у себя и учащихся коммуникативных качеств лич­ности, умения адекватно оценивать межличностные отношения. ППК учителя коммуникативна, поскольку обеспечивает контак­ты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие и в конечном итоге — систему отношений.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.