МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ





Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие тре­бования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обусловливает особое значение диалек­тической гибкости научных понятий, служащих раскрытию педаго­гических проблем. Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности учителя, требуют более глубокого рассмотрения.

Одно из них — психолого-педагогическая компетентность (ППК).

В теории педагогического образования совокупность профессио­нальных требований к учителю называется по-разному: «квалифи­кационная характеристика», «профессиограмма личности», «про­фессиональная готовность», «профессиональная компетентность». В общем, характеризуя одну и ту же проблему, эти педагогические категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в раз­ных контекстах. Наиболее близки между собой понятия «готовность» и «компетентность», но они не тождественны, как не тождествен­ны внутренний потенциал и его реальное воплощение.

Если готовность — это некая характеристика потенциального состояния, позволяющего учителю «войти в профессиональное сообщество и развиваться в профессиональном отношении», то компетентность может выявиться только в конкретной деятельности, воплотившись из внутреннего во внешнее.

Близко по значению понятие «педагогическое мастерство», рассматриваемое Н.В. Кухаревым как «совокупность определенных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обу­чения, воспитания и развития школьников)». При оп­ределении критериев педагогического мастерства было установ­лено, что «подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тон­чайшей чувствительностью к личности своего воспитанника». Психологическая структура деятельности учителя рас­сматривается как неотъемлемый, важнейший компонент его работы. Умение «ориентироваться на систему взаимодействую­щих элементов в психологической системе деятельности» — одно из самых необходимых. Таким образом, педагогическое мастер­ство обеспечивается, прежде всего, наличием психолого-педаго­гических компонентов в структуре работы учителя, их соотнесе­нием с уровнями его деятельности и уровнем педагогических способностей.

Целостная модель труда учителя представлена в работах А. К. Мар­ковой. Особенность ее подхода заключается в том, что поиск оснований профессиональной компетентности осуществлен в психологии труда учителя. Хотя при этом используется термин «профессиональная компетентность», по сути дается комплексная характеристика ППК. Маркова рассматривает компетентность как соотношение объективно необходимых знаний, умений, психоло­гических качеств, которыми обладает учитель, и их влияние на процесс и результат педагогической деятельности.

Пользуясь термином «профессионально-педагогическая ком­петентность», Н.Н. Лобанова характеризует ее как системные свой­ства личности и выделяет три компонента: профессионально-об­разовательный, профессионально-деятельностный и профессио­нально-личностный.



Анализ литературы по данной теме показывает, что, несмотря на различия терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности именно этих трех компонентов или уровней (теоретического, практического, личностного). Но ха­рактеристика личностного компонента выявляет разноречивость мнений специалистов, пишущих и о педагогических способнос­тях, и о направленности личности, и о мотивационно-целевом отношении к профессии, и о личностных качествах, которые также понимаются и трактуются неоднозначно.

Однако несовпадение позиций наблюдается в главном — выборе профессионально значимых личностных качеств педаго­га, их обосновании и характеристиках.

Средствами своего труда учитель содействует психическому раз­витию ученика. Главным его инструментом при этом становится взаимодействие с ребенком. Поэтому основой профессионализма учителя следует считать именно ППК.

Как значимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности, ППК проявляется в способности (точнее — оспособленности) «особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми». Понятием ППК обозначаются возможности человека, занимаю­щегося педагогической деятельностью. Это комплексный термин, и он не сводится ни к педагогическим способностям, ни к осве­домленности учителя в сфере педагогики и психологии, ни к ан­самблю личностных черт и т.п., ибо иначе трактовка возможнос­тей педагога оказывается односторонней.

Под ППК мы понимаем совокупность определенных качеств (свойств) личности, которые «обусловливаются высоким уровнем ее психолого-педагогической подготовленности» (Н.В. Кухарев) и обес­печивают «высокий уровень самоорганизации профессиональной пе­дагогической деятельности» (Н.Н. Тарасевич).

Используя новые и варианты уже существующих описаний ком­петентности, можно представить ППК учителя как со­гласованность (соуровневость) между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педа­гогического взаимодействия.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.