МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Преодолеть неудовлетворенность и жадность — реальные деньги, опирающиеся на реальное богатство





 

В отрезвляющем свете нынешних финансовых потрясений вполне естественно задаться вопросом, кто несет ответственность за плачевное положение дел. Нужно ли винить банкиров, капиталистов, корпорации или политиков? Несомненно, финансовая машина под названием «корпорации» несет определенную ответственность — поскольку корпорации очень удобно для себя абстрагировали свою прибыль от того, в какую цену обходится их доходная деятельность окружающей среде. Но если мы сейчас просто назовем поименно несколько таких злодеев, то не усвоим главный урок: по существу, все люди несут коллективную ответственность за сложившуюся ситуацию, поскольку раз за разом мы все соглашались с происходящим.

Это особенно верно в современном обществе, где бедняки мечтают выиграть в лотерею, представители среднего класса используют кредитные карточки, чтобы немедля удовлетворять свои желания, а богачи накапливают намного больше богатства, чем им когда-либо понадобится в жизни.

Благодаря вбитой в наши головы вере, что якобы «выживают лишь наиболее приспособленные», страх, будто нам чего-то не хватит, настолько проник во все сферы жизни, что людям сложно даже представить любое другое состояние бытия. Этот запрограммированный страх накопился в наших мозгах подобно долговым процентам. К тому же материалистическая наука и дарвинисты предоставляют нам массу исторических свидетельств того, что неудовлетворенность и жадность являются неотъемлемой частью человеческой природы — ведь именно так они твердят, верно?

Человеческая цивилизация шла на поводу у денег в течение трех тысячелетий. А как хорошо было бы сделать так, чтобы именно деньги приспосабливались к потребностям человеческой жизни. К счастью, сейчас среди экономистов появляется все больше имагинальных клеток человеческого сообщества. Они помогают нам увидеть то, что находится за пределами существующей денежной матрицы, и пытаются разработать что-то новое. Например, Стефан Зарленга предложил проект денежной реформы, который в равной мере созвучен программам как консервативных популистов, так и либералов и к тому же не противоречит идеям основателей Америки:

1. Прекратить печатание денег частным предприятием «Федеральный резервный банк» и вместо этого ввести свободные от долгов деньги, соответствующие ценности совокупного богатства страны.

2. Прекратить использование банковской системы частичного резервирования и позволять банкам зарабатывать деньги только путем предоставления кредитов из тех денег, которые у них есть на руках.

3. Добавлять новые деньги в систему не в качестве чьих-то долгов, но в качестве государственных грантов на восстановление инфраструктуры и на создание рабочих мест, позволяющих производить реальные ценности.

План Зарленги может показаться радикальным — и это действительно так. Однако мы сейчас находимся в весьма опасной ситуации и нам нельзя мешкать — слишком многое поставлено на кон. Поскольку мы уже осознаем необходимость демонтажа других бесполезных парадигм, почему бы нам заодно не избавиться от устаревших верований, касающихся того, что представляют собой деньги и какова их функция?

И, если уж мы обсуждаем большие перемены, самое время вспомнить предложение Ричарда Котларца вновь ввести практику юбилеев. В Ветхом Завете описана традиция объявлять каждый пятидесятый год юбилейным . В юбилейный год прощались все долги, а рабы получали свободу. Это делалось для того, чтобы ткань общества не ветшала в силу слишком большого имущественного неравенства.



Введение юбилеев сегодня стало бы настоящим торжеством. Очень своевременным торжеством. Представьте себе, как расцветет всемирный потенциал экономической самодостаточности, творчества и истинного жизнеобеспечивающего предпринимательства, когда будет снято бремя долгов. Вполне возможно, что в результате у нас высвободятся необходимые ресурсы для того, чтобы и вправду восстановить Сад Земли.

В дополнение к долгосрочной денежной реформе мы можем принять три краткосрочные стратегии оздоровления общества: использование альтернативных валют, стимулирование экономической самодостаточности местных общин и поощрение экономики, ориентированной на рост счастья.

Альтернативные валюты. Репрезентативные деньги, которые не имеют реальной ценности и основаны на долге, являют собой важный порождающий фактор нынешнего кризиса мировой экономики. Парафразируя Эйнштейна: мы не можем решить экономические проблемы, используя те же деньги, которые их породили. Для создания жизнеспособной и экологичной экономики необходимо ввести более функциональную валюту. Пытаясь решить эту задачу, передовые экономисты выдвигают революционные идеи по поводу новых единиц обмена, которые могли бы избавить мир от современных валютных проблем.

В своей книге «Доступ к богатствам человечества — деньги без жадности и нужды» Бернар Литер (бельгийский экономист, принимавший участие в создании евро) предлагает в качестве краткосрочного решения наших экономических проблем ввести иньскую валюту. Иньская валюта призвана служить дополнением к доминирующей ныне янской валюте, которая представлена долларом, иеной, франком, евро и так далее.

Литер подчеркивает, что эффективные и благотворные деньги по природе своей опираются на взаимное соглашение членов общества. Поэтому люди свободны создавать свои собственные валюты в дополнение к янской денежной системе. Мы и так постоянно используем дополнительные валюты, сами этого не осознавая. Литер приводит в качестве примера иньской валюты так называемые «мили полета», предоставляемые многими авиакомпаниями своим постоянным пассажирам[72], — это самая настоящая дополнительная валюта, основанная на взаимном соглашении.

Ныне почти 4000 общин в мире используют иньские валюты. Чаще всего это практикуется в сообществах, где не хватает янских денег на оплату социального обслуживания. Характерный пример иньской валюты — японские фурвай киппу , что в переводе означает «билет заботы». Вместо того чтобы полагаться на дорогие дома престарелых, японцы создали валюту фурвай киппу , которую пожилые люди могут использовать для оплаты за услуги, не предусмотренные государственной системой социального обеспечения.

Работает это следующим образом. Предположим, на вашей улице живет старик, которому уже тяжело самостоятельно ходить по магазинам. Вы делаете для него покупки, готовите ему пищу, помогаете во время ритуального принятия ванны, которое является важной частью японской культуры, и так далее. А взамен вы получаете кредиты, которые можно положить на своего рода сберегательный счет фурвай киппу . Вы можете использовать эти кредиты сами, когда состаритесь, или же перевести их на счет своей пожилой матери, живущей в другом городе, чтобы она, в свою очередь, могла заплатить ими за уход другому человеку.

Исследования показывают, что пожилые японцы предпочитают платить за услуги билетами фурвай киппу , а не иенами, потому что эта иньская валюта больше способствует налаживанию сердечных взаимоотношений в сообществе. Любопытно, что само английское слово community (сообщество) происходит от латинского словосочетания cum munere. Munere означает «давать», а cum — «между собой». Слова community и фуреай киппу имеют одно и то же значение: «давать друг другу».

Другую разновидность высокоуспешных естественных иньских денег под названием Местная система торгового обмена , или LETS (Local Exchange Trading System ), разработал австралиец Джеймс Тарис. Как и другие иньские валюты, LETS обеспечивает взаиморасчеты между членами сообщества, которые хотят повысить качество собственной жизни, обмениваясь услугами и реализуя свои таланты. Например, эта система позволяет автомеханику или домашней няне пользоваться услугами массажиста или получать блюда домашней кухни на обед — то, что было бы им не по карману в условиях долларовой экономики. Сейчас, когда мы пишем книгу, в 39 странах существует более 1500 групп, использующих LETS, — и их число, несомненно, увеличится на тот момент, когда вы будете ее читать.

Экономическая самодостаточность местных общин. Еще одно многообещающее естественное направление в экономике — ориентация на приобретение местных товаров. И дело тут отнюдь не в неприязни к иностранцам.

Скорее речь идет о признании двух фундаментальных принципов рентабельности. Во-первых, товары местного производства более эффективны с экономической и энергетической точки зрения, поскольку не нужно тратиться на транспорт. И во-вторых (что не менее важно), процветание местных предприятий способствует повышению качества жизни ваших земляков. Само существование местных товаров придает вашей местности самобытность, одновременно преумножая богатства общины.

Два недавних исследования подтверждают это. Первое исследование касалось четырех направлений бизнеса в Сан-Франциско: книги, спортивные товары, игрушки и подарки, а также недорогие закусочные. Исследование показало, что, если жители этого города перенаправят всего лишь десять процентов своих расходов из супермаркетов, принадлежащих большим сетям, в местные магазинчики, это принесет их общине 192 миллиона долларов благодаря росту производства, 72 миллиона благодаря новым рабочим местам и 15 миллионов благодаря расширению сети розничных продаж. Другое исследование, в городе Остин (штат Техас), показало, что, если бы каждая живущая там семья перенаправила по 100 долларов своих праздничных расходов из сетевых супермаркетов в местные магазины, это дало бы местной экономике позитивный толчок в 10 миллионов долларов.

Что делает возможным такие финансовые блага? Гипер-маркеты и сетевые супермаркеты изымают свою прибыль из общины. С другой стороны, торговые предприятия, принадлежащие местным бизнесменам, осуществляют циркуляцию своих денег дома: нанимают местных рабочих, покупают товары и услуги у местных поставщиков, участвуют в благотворительности и тратят деньги в местных же магазинах. Согласно исследованию, проведенному организацией «Покупай местное» в округе Сонома (Калифорния), когда люди покупают товары в местных магазинах, а не в национальных сетях, потраченные деньги циркулируют в общине втрое дольше.

Стремясь внести свой вклад в непростое дело производства пищи для шести с половиной миллиардов жителей планеты, движение «Покупай местное» запустило проект «Выращивай местное», предлагая простые и естественные решения продовольственного вопроса. Цель состоит в том, чтобы все общины стали самодостаточными, обеспечивая себя едой и энергией. И поскольку источником всех богатств являются Солнце и Земля, здоровое и богатое государство начинается с того, что каждая община получает доступ к этому богатству.

Даже в самых урбанизированных и трущобных районах нашей страны можно производить пищу и неплохо на этом зарабатывать. Когда у горожанина есть доступ к пустырю, к крыше дома, к части школьного двора или парка, он вполне может заняться выращиванием, переработкой и продажей пищи.

Экономика, ориентированная на рост счастья. Развивая образ Сада, который нам надлежит выращивать, отметим, что в определенном смысле каждая община, микрорайон, город, штат и страна представляют собой сад, где может расти не только пища, но и другие разновидности возобновляемых богатств, включая такую неосязаемую штуку, как счастье. Возможно, нам стоило бы последовать примеру буддистского королевства Бутан, где в 1970-е годы король Джигме Сингье Вангчук решил, что истинным мерилом богатства страны является не валовой внутренний продукт, а валовое внутреннее счастье (ВВС).

А что конкретно представляет собой счастье? У бутанцев на это своя точка зрения. В журнале Developments Magazine на сей счет написано: «Главная идея состоит в том, что страна не должна жертвовать ради экономического развития факторами, которые важны для счастья людей». ВВС подразумевает не только денежные потоки, но также доступ граждан к здравоохранению, наличие свободного времени для общения с родными, сохранение природных ресурсов и другие неэкономические факторы.

В соответствии с буддистской идеей, что высшей целью жизни является внутреннее переживание счастья, общество Бутана решило ограничить оборот потребительских товаров на своей территории, фактически исключив в стране деятельность посреднических компаний. Пример этой страны ставит перед нами забавный вопрос: а что, если бы каждый народ, каждая религия и каждая община взяли бы на себя миссию привнести в мир как можно больше счастья своим особым, уникальным способом? К чему бы это привело?

Нельзя недооценивать экономического влияния таких неосязаемых составляющих благосостояния, как любовь, счастье, воображение и осознанность. В эволюционирующей экономике все эти факторы помогают нам достичь того, что Бакминстер Фуллер определил термином димаксионная экономика , то есть экономика, ориентированная на «достижение максимальной производительности при минимальных затратах энергии и материалов».

Как мы узнали из предыдущей главы, такие показатели благосостояния, как любовь, счастье, мир и покой, заразительны. Например, один человек, исполненный любви, может войти в зал и его любовь впитают в себя сотни, а может быть и тысячи, людей, чтобы унести ее с собой. При этом у дарителя любви это чувство не только не убывает, но скорее даже возрастает. Так что если и существует формула чудесного умножения рыб и хлебов, то это формула любви!

Подлинное решение экономических проблем будет неизбежно включать в себя коллективное принятие того или иного глобального решения (что, впрочем, касается и всех других аспектов зарождающейся ныне холистической парадигмы). Как принимаются коллективные решения? Насколько они хороши? Принимаются ли они посредством установления некоего оруэлловского нового мирового порядка, в котором нам отведена роль заранее запрограммированных машин для голосования? Или же они принимаются благодаря коллективной осознанности, обеспечивающей максимальную свободу людей и одновременно их максимальную взаимосвязанность? В следующей главе обсуждаются неожиданные ответы на эти вопросы.

 

Глава 15





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.